Статьи
Обозреватель - Observer

БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ
СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Разработка и использование БЛА
в США и странах НАТО


О.Лисов,
капитан 1 ранга

          С завершением второй войны в Персидском Заливе коалиционных сил под руководством США против Ирака, средства массовой информации (СМИ) весьма активно начали обсуждать проблему значения и роли в войнах (особенно в будущих) беспилотных летательных аппаратов (БЛА). И это вполне объяснимо, так как опыт всех последних военных конфликтов (Афганистан, Югославия, Персидский Залив – 1 и 2), показал, что в скоротечной обстановке боя беспилотники могут более эффективно и оперативнее, чем пилотируемые самолеты и вертолеты, решать задачи ведения стратегической и тактической воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, целеуказания, осуществлять корректировку огня, боевого управления и связи, вести метеорологическую, радиационную, химическую и бактериологическую разведку без риска для летного состава. Следует также отметить, что все перечисленные выше задачи могут решаться в интересах всех звеньев управления от командира роты, бригады до самого высшего командования. Подтверждением сказанного является особая заинтересованность руководства многих стран Запада в разработке и приобретении таких средств. Так, более чем в 50 государствах мира разработано на сегодняшний день более 250 моделей беспилотных летательных аппаратов разного типа и назначения. В каждом из этих государств в боевой эксплуатации уже сейчас находится около 80 беспилотников.
         Основными разработчиками БЛА, безусловно, являются США, у которых имеется большой опыт их применения в предыдущих войнах. По оценкам многих зарубежных специалистов и военного руководства США, к 2015–2020 гг. до трети мирового авиапарка военной авиации в передовых европейских странах будет беспилотным, выполняя те же функции, что и пилотируемая авиация – ведение воздушного боя, проведение разведывательно-ударных воздушных операций и ряд других специальных операций.
         По принятой в США классификации все БЛА многоразового применения подразделяются на четыре класса: ближнего действия (БД), малой, средней дальности (МД и СД) и большой продолжительностью полета (БПП). При этом каждое звено управления (батальон, бригада и т.д.) должно использовать только определенный класс аппарата. В частности, к первому классу относятся аппараты с радиусом действия менее 80 км и продолжительности полета от 1 до 6 часов, которые могут передать полученную информацию в пределах 1 мин. БЛА малой и средней дальности осуществляют свои операции в пределах 300–700 км с большим временем барражирования над местностью от 2 до 8 час. Беспилотники большой продолжительности полета должны находится в воздухе свыше 24 час., иметь неограниченный радиус действия и передавать высшему руководству весь объем разведывательной информации с помощью радиотехнической, видовой и других систем разведки.
         По своему назначению и решаемым задачам все беспилотные летательные аппараты подразделяются: на чисто разведывательные, ударно-разведывательные, корректировочно-разведывательные и специального назначения. Первые из них предназначены для ведения тактической разведки непосредственно на поле боя и передачи данных непосредственно командиру, ведущему бой. БЛА большой продолжительности полета осуществляют стратегическую разведку.
         Другой тип беспилотников осуществляя разведку, по команде оператора может уничтожить бортовым оружием наиболее важный объект на своем пути следования, такой как радиотехническая станция, узел связи и т.п. Эти аппараты пока находятся в стадии разработки.
         Корректировочно-разведывательные БЛА одновременно с разведкой могут осуществлять корректировку огня своей артиллерии и наведение ракет на цели противника.
         Все большее значение в последние годы приобретают беспилотники специального назначения, которые в состоянии осуществлять ряд весьма специфических, но необходимых задач, таких как поиск и обнаружение военных баз террористов, наблюдение и поиск кокаиновых плантаций, охрану сво- их военных баз и границ, постановку различных датчиков, розыск сбитых и упавших самолетов и вертолетов и ряд других весьма специфических народнохозяйственных задач (наблюдение за состоянием электро-, газо-, нефтепроводов, патрулирование в приморских экономических зонах, борьбе с наркотиками и нелегальной эмиграцией).
         На всех беспилотниках обязательно устанавливается специальный стандартный комплект бортового радиоэлектронного оборудования: электронный компас, высотомер, приемник навигационной глобальной системы, которые обеспечивают автоматический полет по запрограммированному маршруту или управление оператором. В качест-ве разведывательной аппаратуры уста- навливаются цветные разнофокусные телекамеры, устройства цифровой видеозаписи, телевизор или ИК-датчики (инфракрасные), специальная аппаратура обнаружения радиоактивных, химических и бактериологических веществ, а также система связи, управления и передачи получаемой информации в центр управления. Такая аппаратура все видит и днем и ночью, фиксирует и не зная границ передает все это через спутник связи или непосредственно оператору в реальном масштабе времени. Однако разработка такой малогабаритной и весьма чувствительно техники – сложная и весьма дорогостоящая задача.
         Опыт боевого применения БЛА в последних военных конфликтах обнажил и многие недостатки таких автономных устройств, в частности, сложность управления в боевой обстановке, значительные размеры большей части используемой аппаратуры, частый выход из строя как самого летательного аппарата, так и разведывательной аппаратуры, необходимость специальной подготовки операторов, а также организацию взаимодействия всех типов используемых в операциях беспилотников с системой управления и передачи информации.
         В этой связи управление перспективных исследований МО США (DARPA) перед рядом НИИ и фирмами-разработчиками поставило ряд конкретных задач, решение которых позволит устранить отмеченные недостатки. Для этого, как считают специалисты DARPA, необходимо разработать ряд новых технологий, к которым относятся: перспективная аэродинамика, создание маломощных систем навигации, связи, обработки данных, технология разработки уникальных датчиков, управляемость и устойчивость летательных аппаратов, разработка новых материалов и ряд других.
         Изучая проблему войн будущего, военные теоретики приходят к выводу, что общими признаками войн XXI в. будут: ожесточенность борьбы сторон за захват инициативы и господство в воздухе и космосе, нали- чие постоянной угрозы нанесения противником внезапных ударов, высокая динамичность обстановки, ожесточенная информационно-психологическая борьба. 
         Не исследованными остаются пока такие формы вооруженного противоборства как бесконтактные (или дистанционные) войны с терроризмом и ряд других. Они накладывают определенные требования к созданию перспективных БЛА. При этом выдвигаются различные концепции разработки БЛА будущего.

Концепции разработки БЛА

         Одним из приоритетных направлений остается разработка разведывательных аппаратов, которые должны обеспечивать ведение глобального всепогодного наблюдения за потенциальным противником, а также контроль за результатами “глубоких ударов” по нему.
         Особое внимание при этом в США уделяется разработке таких разведывательных БЛА, которые могли бы производить радиационную, химическую и биологическую разведку и предупреждать о применении противником этих видов оружия. Американскими специалистами уже разработана специальная аппаратура для этого “Safeguard”. Она должна обнаруживать наличие в воздухе отравляющих веществ (ОВ) или определять наличие этих ОВ на местности. Эта аппаратура уже много лет проходит всесторонние испытания на БЛА “Hunter”. С помощью инфракрасной системы линейного сканирования и инфракрасного спектрометра быстрого сканирования и температурной стабилизации проведено несколько сотен испытаний. Продолжаются работы по уменьшению габаритов применяемой аппаратуры, повышения чувствительности и эффективности приборов.
         БЛА разведывательного назначения должны стать основным средством вскрытия главных объектов (целей) на местности – важных военно-экономических центров, электростанций, промышленных центров, скоплений бронетанковой техники и т.п.
         Другим приоритетом в будущих “сражениях” является создание боевых БЛА, которые сначала производили бы разведку, выбирали цель, а потом подавляли (уничтожали) основные, объекты противника (ПВО, командные пункты, мосты и др.) оружием, имеющимся на их борту.
         Третьим важным направлением является создание беспилотников, специально предназначенных для ведения радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного подавления. По мнению аналитиков, использование БЛА в таком варианте наиболее целесообразно в информационно-психологической борь- бе, когда необходимо как можно быстрее нанести противнику максимальный информационный ущерб, заставить замолчать его средства массовой информации.
         Четвертым направлением является участие БЛА в борьбе с системой ПВО противника, особенно многоэшелонированной. Решающим фактором неуязвимости беспилотников в этой борьбе явится их малозаметность и малошумность, особенно, в оптическом, инфракрасном и других диапазонах электромагнитного спектра.
         Пятым направлением и весьма важным, являются работы по совершенствованию пунктов управления беспилотниками и наделение их новыми возможностями. Ожидается, что в будущем беспилотники будут оборудованы компьютерными системами с искусственным интеллектом, что позволит им без вмешательства оператора (при потере связи с ним) вести разведку, применять средства поражения и осуществлять самостоятельно другие действия.
         Но это пока не очень далекое будущее.
         Определяя место беспилотных летательных аппаратов в общей авиационной группировке будущих войн, западные аналитики считают, что в обозримом будущем будут активно развиваться и широко применяться как пилотируемые так и беспилотные средства, дополняя друг друга в разумном сочетании своих возможностей. При этом отмечается, что чем опаснее будет обстановка и больше степень риска для летных экипажей, тем острее будет ощущаться необходимость использования беспилотных летательных аппаратов. Однако не откладывая в дальний ящик решение этой проблемы, военное руководство США уже в этом году (2005 г) выделяет 2–3 млрд. долл. на дальнейшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР и ОКР), испытания и закупку беспилотников для всех видов ВС. В частности, уже сейчас в ВС США находится на вооружении более 160 единиц БЛА типа “Pointer”.
         Особое внимание в последние годы уделяется созданию мини и макро моделей БЛА, которых пока мало, но считается, что им в разведывательной сфере принадлежит будущее.
         К таким аппаратам предъявляются особые требования, а именно:
         – возможно минимальный размер;
         – простота запуска, возможно с рук, а также возвращение и управление полетом;
         – простота получения информации;
         – возможно минимальный и не очень квалифицированный обслуживающий персонал.
         В качестве примера можно привести БЛА “Рейвен” массой 2,3 кг, который запускается вручную, приземляется на фюзеляж и рассчитан на 200 полетов. В состав каждой разведывательной группы входят 2 беспилотника “Рейвен” и аппаратура управления весом ~ 8 кг. Все имущество группы переносится одним человеком в специальном контейнере. Министерство обороны США заинтересовалось этими БЛА и заказало 10 комплектов для проведения испытаний  в 101 воздушно-десантной дивизии. При положительных результатах эта разведывательная система будет принята на вооружение и будет закуплено более 100 комплектов беспилотников.
         Определенный технический и тактический интерес представляет мини БЛА i – Wing, выпускаемый в последние годы, малой серией компанией Jordan Aerospace Industries (JAI). Два человека без особого труда в кейсе могут транспортировать этот БЛА в любое место применения. Запуск осуществляется с плеча, с помощью малого реактивного двигателя. Сразу после старта “открываются” сложенные в корпусе крылья и хвостовое оперение. После достижения 100 м высоты у БЛА отстреливается стартовый двигатель и автоматически включается электромотор, с помощью которого этот аппарат осуществляет разведку на удаление до 10 км от места взлета (размах крыла 1,25 м, длина < 1,0 м, телекамера).
        Важной особенностью разработанного БЛА является его возможность подвешиваться и запускаться из-под более крупного беспилотника или из-под самолета или вертолета.
         Таким образом, приведенный перечень мероприятий, связанных с разработкой, испытанием, закупками и значительными выделяемыми средствами еще раз подтверждают важность проблемы и ее перспективность для ведения будущих войн.

Беспилотная авиация России

         Военно-политическое руководство РФ хорошо понимает роль беспилотных летательных аппаратов в войнах будущего, их значение в развитии авиации и уже много лет (с 1956 г) занимается разработкой и изготовлением национальных беспилотников.
         В ОКБ им. А.С.Яковлева созданы и серийно производятся мобильные комплексы “Строй-П” и “Строй-ПМ”, в состав которых входят беспилотники – “Пчела-1М” и “Пчела-IT” – в варианте наблюдателя поля боя (телеразведчика), “Пчела-ПМ” – в варианте постановщика помех радиоэлектронным средствам или воздушной мишени (радиоэлектронное подавление) и “Пчела-1ИК” – с гиростабилизированной камерой с вариобъективами или инфракрасной ИК-аппаратурой, которые позволяют вести и наблюдение за местностью ночью и днем в условиях слабой освещенности.
         Информация с беспилотников в реальном масштабе времени передается на телеэкраны наземного пункта управления с которого оператор может управлять сразу двумя “Пчелами” на удаление до 60 км. Стартует “Пчела” с разгонного устройства, посадка на парашюте. В экспортном варианте этот комплекс именуется “Малахитом” и один комплект такого комплекса с 10 БЛА стоит на мировом рынке 5 млн. долл.
         Следующим поколением беспилотников, разработанных в ОКБ им. А.С.Яковлева для разведывательных и поисковых работ, наблюдения за объектами, контроля окружающей среды являются БЛА “Эксперт” и “Альбатрос”.
         “Эксперт” – мини беспилотник, мас- сой 40 кг взлетает с катапульты и возвращаясь садится на грунт по самолетному варианту.
         “Альбатрос” – массой 450 кг с двумя поворотными винтами на концах крыльев, которые обеспечивают вертикальный взлет и посадку, что позволяет использовать его на морских судах и кораблях ВМФ.
         ОКБ А.Н. Туполева также с 1956 г занимается созданием беспилотной авиации. В 1958 г был впервые создан опытный образец беспилотника с боевой нагрузкой ТУ-121, но в то время все внимание было сосредоточено на создании ракетного оружия и поэтому этот уникальный проект был за- крыт.
         В 1964 г. успешно прошел государственные испытания, был принят на вооружение и до 1979 г находился в эксплуатации комплекс дальней беспилотной воздушной разведки ДБР-1 “Ястреб”.
         К комплексу предъявлялись ряд необычных, а порой почти невыполнимых в то время условий – полная автономность, высокая мобильность, боевое применение с подготовленных площадок, скорость полета до 2700 км/час, высота полета до 20 км, дальность полета около 3800. Три длиннофокусных фотоаппарата обеспечивали ширину фотографирования до 60 км, при этом общая площадь наблюдения составляла около 100000 км, что позволяло опознавать на снимках шпалы железнодорожного полотна.
         Аппаратура радиотехнической разведки позволяла пеленговать все излучающие радиосредства военного назначения. Общий вес самолета составлял ~ 13 тонн. В последние годы осуществлялась модернизация всего комплекса, что привело к созданию “Ястреба-2” (шифр ТУ-139) многоразового применения. В последующем были созданы другие комплексы, в частности беспилотник тактической воздушной разведки “Рейс” (шифр – ТУ-143). В 1976 г он успешно прошел испытания и был принят на вооружение. С 1973 г по настоящее время было выпущено около 1000 БЛА такого класса. Фотоаппараты установленные на самолете – разведчике “Рейс” позволяли с высоты 500 м и скорости 950 км/час распознавать на земле предметы в 20 см. Этот тип БЛА закупали некоторые страны Европы и Ближнего Востока.
         В последующем этот беспилотник был неоднократно модернизирован и усовершенствован, в него были введен ряд новшеств и он получил индекс “Рейс-Д”.
         Основные его тактико-технические характеристики: длина – 8,315 м; размах крыльев – 2,25 м; высота –1,54 м; взлетная масса – 1400 кг; скорость полета –  850–950 км/час; высота полета – 50–5000 м; дальность полета – 360 км; площадь разведки – 2100 км; аппаратура – фото, TV, ИК. 
         Автономность применения, возможность перебазирования на значительные расстояния своим ходом, возможность эксплуатации в любых условиях и любое время суток, получение качественной информации в реальном масштабе времени позволяют широко использовать этот тип БЛА как в войсках, так и в народном хозяйстве для оценки последствий стихийных бедствий, проведения широкомасштабной разведки радиоактивного заражения местности, землетрясения, наводнения и решения ряда других задач.
         Пытается не отстать от передовых стран в развитии беспилотной авиации  “ОКБ Сухого”. Здесь создается комплекс БАС–62 (беспилотная авиационная система гражданского назначения), которая по замыслу ее создателей должна по некоторым параметрам превосходить известный американский тяжелый беспилотник “Глобальный ястреб” (RQ-4A “Глобал Хок”), последний вариант которого может висеть в воздухе на высоте 21 км более 36 ч. БАС-62 с тяжёлыми беспилотниками С-62 должен обнаруживать воздушные, наземные и надводные цели (с передачей информации в реальном масштабе времени), осуществлять мониторинг гидро-метео-химической и радиационной обстановки, контроль за нефте-, газо- и электро-линиями передач, вести морское и пограничное патрулирование и решать другие задачи военного и гражданского назначения.
         В беспилотную авиационную систему комплекса БАС-62 структурно входят: стационарный или мобильный Центр управления, который обеспечивает работу 12 авиационных комплексов БАК-62, каждый из которых имеет мобильный пункт контроля, управления и технического обслуживания, ряд других подсобных систем и обеспечивает работу трёх беспилотников С-62.
         БЛА С-62 – это восьмитонный самолет с крейсерской скоростью – 400–500 км/час, безаэродромного базирования, многоразового использования. Взлет беспилотника осуществляется при помощи катапульты, посадка по авианосному на площадку размером 600 Ч 600 м.
         ФГУП “МКБ Электрон” в инициативном порядке разработало, построило и испытало беспилотный авиационный комплекс “Вертикаль-20”, предназначенный для загоризонтного наблюдения, ведения оптико-электронной, радио-, радиотехнической, метео- рологической, радиационной и химической разведки. Основу комплекса составляют БЛА “Вертикаль-20”, многоразового круглосуточного применения оптико-электронной аппаратуры, информация с которой по радиолинии передается на пункт управления.
         В состав комплекса входят: 6 БЛА “Вертикаль-20”, станция управления, приемо–передающий терминал, пневматическая катапульта, улавливающая сеть, корректирующая аппаратура автоматической посадки и комплект средств технического обслуживания. 
         Управляет БЛА один оператор, другой оператор следит за работой бортовой видеоаппаратуры. 
         После выполнения задания беспилотник возвращается в свой район базирования и автоматически садится по-самолетному, на автодорогу или в улавливающую его сеть.
         Основные ТТХ БЛА “Вертикаль-20”: размеры БЛА (длина, размах крыльев, высота) – 1,6 Ч 1,6 Ч 0,4 м; стартовая масса 20 кг; полезная нагрузка – 5 кг; продолжительность полета – 4 час; радиус действия – 60 км; практический потолок – 3000 м; типовой диапазон высот полета –300–800 м; скорость – от 100 до 180 км/час; время подготовки к пуску – 15 мин. 
         Современным требованиям компактности и универсальности удовлетворяет созданный в последние годы в закрытом акционерном обществе (ЗАО) “ЭНИКС” г. Казань сверхлегкий носимый комплекс дистанционного наблюдения “ЭЛЕРОН-Т23” с БЛА-Т23, предназначенный для обнаружения закрытых сооружений (КП, РЛС и т.п.), транспортных средств и других объектов на хорошо замаскированной местности.
         В состав комплекса входит сверхлегкий микро беспилотный аппарат (микро-БЛА) весом 2,8 кг, оснащенный электродвигателем, портативная станция управления (видеосмотровое устройство со стабилизированной телекамерой), приемопередатчик, антенная система и пусковое устройство.
         Весь комплекс переносится одним человеком в специальном контейнере (масса 3 кг) и укладке-жилете. Управление беспилотником осуществляется в автономном или ручном режиме двумя операторами – оператором управления полетом и оператором старта и посадки.
         Беспилотный летательный аппарат Т-23 с взлетной массой 2,8 кг может осуществлять разведку в радиусе 10–25 км, с высот до 3000 м в течение 60 мин. при скорости полета 60–120 км/час. При этом разрешающая способность аппарата на высоте 200 м составляет 0,1–0,3 м. Точность определения координат не превышает 25 м.
         Большим преимуществом БЛА Т-23 является его практическая бесшумность, малая радиолокационная заметность, возможность запуска в любом месте с рук с помощью резинового жгута.
         Возвращение и посадка беспилотника осуществляется с помощью парашюта.
         Время подготовки к старту и повторному применению Т-23 не превышает 5–10 мин.
         В народном хозяйстве он может быть незаменим для мониторинга противопожарной обстановки на значительных территориях, наблюдение за состоянием трубопроводов, линий электропередач, аэрофотосъемки и в других областях.
         Как видно из приведенных данных работы по созданию беспилотной авиации в нашем государстве ведутся, однако следует признать, что делается это в основном в инициативном порядке без государственного финансирования.
         По заявлению самих разработчиков сейчас Россия отстает от ведущих авиационных стран мира в области создания беспилотных летательных аппаратов на одно-два поколения, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по БЛА практически равно нулю.
         Российские специалисты, работающие в этом направлении, считают, что решить эту проблему в правильном направлении можно, приняв единую специальную “Государственную программу разработки беспилотных летательных аппаратов”, ориентированную на создание таких БЛА для гражданских и военных потребителей, число которых с каждым годом будет увеличиваться.
         При этом необходимо также учесть и быстро расширяющийся международный экспортный рынок. 
         С каждым годом суммарный объем мирового рынка беспилотной авиации увеличивается почти в геометрической прогрессии.
         Если в 1998 г. он составлял 2,07 млрд. долл., то в 2000 г. уже 6,87 млрд. долл., на 2005 г планируется увеличение до 10 млрд. долл. Россия не имеет права упустить эту возможность. 
         Её важная задача – создавать вполне современные и конкурентоспособные модели беспилотных летательных аппаратов и продавать их на международном рынке.

Литература

         1. Jane International Defense Review. 2002. Аugust.  Р. 30, 31; October Р. 53–62. May 2003. Р. 16, July 2003. Р. 13.
         2. Janes Defense Weekly. 2003. 18 Jun. Р. 31.
         3. Armada International. 2003. Р. 61.
         4. Flight International. 28 January, 03 February, 2003. Р. 20, 21.
         5. Jane International Defense Review. 2004. Аpril. Р. 26, 27.
         6. Интефакс-АВН (12.05.2003).
         7. Новости “МАКС”, № 2. 2001.
         8. Militar.

 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]