Вопрос канонизации Александра Суворова стал во главу угла дискуссий в Русской Православной Церкви
Выступление Кирилла Фролова на конференции, посвященной духовному наследию православного воина Александра Суворова. Сначала приведем общеизвестные факты, изложенные в фундаментальной работе протоиерея Александра Ильяшенко: «Прежде всего, отметим его глубокую, церковную веру, на которую он опирался и которая определяла его поступки в самые критические моменты его жизни. Первого октября 1787 года во время русско-турецкой войны произошло знаменитое сражение на Кинбурнской косе. Турки успели к этому времени хорошо изучить своего противника и выбрали этот день не случайно: первого октября по старому стилю, четырнадцатого — по новому празднуется Покров Божией Матери. Этот праздник издревле благоговейно и торжественно почитался на Руси. Пользуясь тем, что Суворов и воины его небольшого отряда находились в храме на божественной Литургии, турки смогли беспрепятственно высадить десант, который многократно превосходил по численности силы, которыми командовал Суворов.
Ему неоднократно докладывали о высадке вражеского десанта, но он не предпринимал никаких действий, пока не была окончена Литургия, и не был отслужен молебен о победе. Сражение, окончившееся полным поражением турок, было ожесточенным и кровопролитным и длилось до глубокой ночи. Сам Суворов был дважды ранен и едва не попал в плен.
Вот с каким тонким чувством юмора он написал об этом своей дочери Наталии: «У нас все были драки сильнее, чем вы деретесь за волосы; а как вправду потанцевали, то я балу вышел — в боку пушечная картечь, в левой руке от пули дырочка, да подо мною лошади мордочку отстрелили: насилу часов через восемь отпустили с театру»… В одном из писем он пишет о том, что «в день сражения или похода размеряет он все предлежащее, берет все нужные меры, и вручает себя совершенно промыслу Вышнего». Чувство своей глубокой веры в Бога, твердое упование на Его близость, Суворов передавал и своим солдатам:
«Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! от Него победа. Чудо богатыри, Бог нас водит, Он нам генерал». Суворов постоянно учился и у знаменитых полководцев древности, и у своих современников. Он «военное счастье покорял себе быстротою Цезаря, который и средь бела дня умел своих неприятелей уловлять и окружать и нападал на них когда и где хотел». Но не только быстроте, но и краткости Цезаря подражал и даже превосходил ее Суворов. Известно донесение Цезаря Сенату о победе: «Veni, vedi, vici — пришел, увидел, победил». Когда под Фокшанами семнадцати тысячам австрийских солдат противостояло более восьмидесяти тысяч турецких, то Суворов в ответ на просьбу австрийского генерала Кобурга о помощи ответил одним словом: «Иду».
По размытым дождем дорогам, форсируя разлившиеся реки, суворовские чудо–богатыри прошли сто верст за двое с половиной суток. Стремительность марша была столь велика, что турки не могли поверить, что появились русские. Турецкие силы были рассредоточены, что позволяло их бить по частям. Кобург колебался, так как у союзников было всего двадцать пять тысяч человек, из них восемь тысяч русских. Тогда Суворов заявил, что он атакует один. Честь австрийского оружия была задета, и Кобург решился. Скрытный марш на сближение, внезапность и неотразимость ударов русских войск, принявших на себя самую трудную задачу принесли полную победу. Суворов несомненно обладал пророческим даром.
За шестнадцать лет до Отечественной войны 1812 года он писал: «Нет, а приняться за корень, бить французов. От них она (война авт.) родитца, когда они будут в Польше, тогда они будут тысяч 200 – 300. Варшавою дали хлыст в руки Прусскому Королю, у него тысяч 100. Сочтите турков (благодать Божия со Швециею); России выходит иметь до полумиллиона». Удивительно, что не только численность войск, но и расстановка сил предсказана совершенно верно. Польша и Пруссия действительно выступили на стороне наполеоновской Франции, Швеция сохранила нейтралитет.
Суворов не мог только предположить, что Турция будет настолько ослаблена, что не примет участие в войне, а союзная Австрия изменит и станет на сторону французов.
Суворов обладал и другим очень редким даром: видеть сильные стороны и восхищаться достоинствами своих настоящих или возможных противников. Вот блестящая характеристика, которую он дал Наполеону: «О как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо – богатырь, он колдун! Он побеждает и природу и людей; он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе; он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось что неприятель только тогда замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея повсюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пьемонтцев. О, как он шагает! Лишь только он вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома непреодолимая сила натиска — более не надобно. Сопротивники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным; а у него военный совет в голове. В действиях свободен он, как воздух, которым он дышит; он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей! Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем; великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастие свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, — он погибнет».
В этой характеристике ярко проявляются черты не только Наполеона, но и самого Суворова — и умение проникать в суть вещей, и необычайная душевная щедрость, великодушие, не говоря уже о его совершенно самобытном, оригинальном, стремительном литературном стиле».
Фактически, материалы, собранные известным московским протоиереем Александром Ильяшенко, являются материалами к канонизации праведного воина Александра. Высказывания праведного воина Александра полны христианских православных смыслов. А.Суворов — самая знаменитая фигура в русской военной истории. Подсчитано, что он дал более 60 сражений и боев и все их выиграл. Ключевым фактором этих побед была и военная, и богословская мудрость, и молитва:
«Велик Бог русский! Мы пойдем с ним по стезям древней славы!
Мы русские, мы все одолеем.
Покажи на деле, что ты русский!
Умирай за Дом Богородицы, за Матушку-Царицу, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!
Без добродетели нет ни славы, ни чести.
Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы.
Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
Вот мои мысли о людях: вывеска дураков — гордость, людей посредственного ума — подлость, а человека истинных достоинств — возвышенность чувств, прикрытая скромностью.
Мужественные подвиги достовернее слов.
Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
Мудрый и кроткий владыка не в крепостных оградах, но в сердцах своих подданных заключает свою безопасность.
Нет ничего страшнее отчаянных».
Ключевым моментом и к будущему житию Александра Суворова, и к современной актуализации темы, является духовное родство, теснейшее взаимодействие с уже прославленным святым воином Федором Ушаковым, защита друг друга от козней секулярно – масонской части элиты, которой нужна была только «интеграция в Европу», а Новороссия, которую Суворов и Ушаков вместе с Григорием Потемкиным создавали, только мешала. И все это духовное соработничество происходило в Новороссии, оба православных полководца понимали этот русский Юг как плацдарм для освобождения Константинополя. Суворов бился за Ушакова, как за безальтернативного командующего Черноморского флота, святой адмирал помогал Александру Суворову отбиться от клеветы Санкт-Петербургской партии похабного мира, оклеветавшей Суворова в том, что он, якобы, ликвидировал военные госпиталя в Екатеринославе. Место взаимодействия Суворова и Ушакова — Новороссия. Суворов действует преимущественно в ее сухопутной части — Екатеринослав, Таврия, Измаил, Кинбурнская, Новая Греция (Приазовье) коса, основывает Тирасполь, Ушаков — в морском аспекте, но переплетение настолько тесно, Ушаков не только побеждает в морских сражениях, но и спасает солдат и матросов от чумы в Херсоне, а Суворов не только воюет, но и занимается вопросами военной медицины в Екатеринославе.
Образы жизни и действия, симфония Александра Суворова и уже прославленного в лике святых адмирала Федора Ушакова является аргументом за канонизацию Суворова.
О почитании и чудесах, требующихся для церковной канонизации. Факты почитания такие же, как св. адмирала Федора Ушакова.
Чудеса.
Суворов говорил «Наличие более, чем двух случайностей является закономерностью» (цитату приводит о. Александр Ильяшенко).
Сегодня на конференции собрались некоторые люди, которые общались с приснопамятным о. Всеволодом Чаплиным.
О. Всеволод был назначен настоятелем храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот, где праведный воин Александр был крещен. Я убеждал о. Всеволода в том, что это Божий промысел, и что ему нужна позитивная, а не оппозиционная повестка, которой станет постановка вопроса о прославлении воина Александра в лике святых, раз Господь поставил его именно на этот храм.
Отец Всеволод в принципе был не против, но руки так и не дошли.
А сейчас он молится, убеждён, в селениях горних о прославлении Александра Суворова, и сам праведный воин Александр, ревнуя о Церкви Русской и освобождении Новороссии, за которую он сражался вместе со святым адмиралом Фёдором Ушаковым, собирает тех, кто его почитает, тех, кто изучил вопрос и сейчас, каждый на своем месте, сражается за Новороссию, за Русь Святую и Веру Православную.
Затем тему канонизации Суворова подхватил Всемирный Русский Народный Собор, что свидетельствует о тесном духовном родстве двух святых воинов Федора Ушакова и Александра Суворова, так как вместе с нынешним Патриархом Кириллом основателем ВРНС был Валерий Ганичев, сыгравший в канонизации Ушакова ключевую роль написавший его подробное житие, вооружённое научными источниками.
Кстати, при всей влиятельности тогдашнего митрополита Кирилла, прославление Федора Ушакова не было простым делом, либеральных противников канонизации, истерящих по поводу тем православной русской геополитики, Катехона, Империи, было множество. Но, вопреки им, адмирал Федор Ушаков был прославлен.
Так же будет и с Александром Суворовым.
Как приблизить прославление воина Александра Суворова?
Очевидно, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви сможет собраться только после победы в СВО.
А вот установить местное почитание святого праведного воина Александра Суворова можно в митрополиях и епархиях Таврии и освобождённой части Новороссии, особенное внимание следует обратить на Тираспольскую епархию, Суворов — основатель Тирасполя и архиепископ этого города Савва почитает его как небесного покровителя оплота Катехона — Приднестровской Республики.