Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Армения и Южный Кавказ (11 – 17 сентября)

11:49 , 18 Сентябрь 2014
22
0


АРЦАХСКИЙ КОНФЛИКТ

РА-Беларусь

13 сентября после прошедшего в Ереване заседания армяно-белорусской межпарламентской комиссии по сотрудничеству сопредседатель Э. Шармазанов (РПА) заявил, что РА и Беларусь выступают за мирное урегулирование карабахского конфликта. По его словам, в ходе заседания стороны подчеркнули также важность сотрудничества на уровне межпарламентских ассамблей. «Общеизвестно, что мы являемся союзниками по ОДКБ. Мы придаем большое значение мирному решению всех конфликтов».

В свою очередь белорусский сопредседатель, заместитель председателя Палаты представителей НС Республики Беларусь В. Гуминский заявил, что совместная работа на благо двух народов будет продолжаться и впредь. «Те события, которые сейчас разворачиваются на Украине и в других регионах, не имеют другой альтернативы, чем мирный переговорный процесс. И Украина свидетельство этому. Поэтому парламентарии также должны вносить свою лепту, чтобы вопросы решались только мирным путем и чтобы не было слез матерей, жен, детей из-за потери родных и близких».

РА-МГ ОБСЕ

16 сентября глава МИД РА Э. Налбандян принял американского сопредседателя МГ ОБСЕ Дж. Уорлика. В ходе беседы стороны обсудили вопросы, касающиеся мирного урегулирования карабахского конфликта. Стороны обменялись мнениями относительно вопросов, обсужденных в ходе прошедшей 4 сентября в Ньюпорте по инициативе госсекретаря США трехсторонней встречи с президентами РА и АР.

Собеседники подчеркнули важность запланированной в ближайшее время трехсторонней встречи президентов РА, АР и Франции.

Президент РА С. Саргсян также принял Дж. Уорлика. В ходе встречи обсуждались вопросы, касающиеся нынешнего этапа и перспектив процесса карабахского урегулирования.

Стороны обменялись мнениями также вокруг вопросов, которые были обсуждены на трехсторонней встрече, состоявшейся 4 сентября в Ньюпорте по инициативе госсекретаря США Дж. Керри.

ЕВРАЗИСЙКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Великобритания: РА-ЕАЭС

17 сентября на встрече с журналистами ЧПП Великобритании в РА К. Лич заявила, что ее страна готова продолжить сотрудничество с РА и после вступления в ЕАЭС. «Армения приняла решение подписать договор о присоединении к ЕАЭС. Мы уважаем данное решение. После того, как станет ясно, какие обязательства будут у Армении в рамках данного соглашения, мы будем готовы к сотрудничеству и дальнейшему углублению двусторонних отношений, в частности в экономической сфере».

Что же касается санкций Запада в отношении РФ, К. Лич выразила надежду, что “эти санкции повлияют на РФ, и она откажется от своих намерений».

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

“Четверка”

12 сентября представители парламентской «четверки» в ходе брифингов в НС заявили, что не планируют сокращения своего состава.

Как отметил глава фракции «Наследие» Р. Акопян, «четверка» решает общие вопросы, по которым позиции всех четырех политических сил сходятся, все остальные вопросы они вправе представлять индивидуально. «Мы не нацелены на то, чтобы позиции четырех политических сил абсолютно совпадали, но хотелось бы достичь единогласия по некоторым критически важным вопросам, таким как к примеру Конституционные реформы».

По словам секретаря фракции АРФ А. Варданяна, существуют вопросы, которые обсуждаются совместно и по которым проводится совместная работа. «Фракция АРФ не ставит вопроса по отделению или замораживанию нашего участия в составе «четверки», в то же время мы не видим проблемы в сотрудничестве не только в четырех, но и трехстороннем формате».

Глава фракции АНК Л. Зурабян отметил, что «четверка» довела до конца процесс народного протеста. «Власти хотели внести раскол среди «четверки» пытаясь сыграть на разногласиях в подходах к конституционным реформам, однако оппозиция едина, солидарна и готова бороться далее вместе с народом». При этом он подчеркнул, что формат данного сотрудничества открыт и «четверка» приветствует сотрудничество со всеми политическими силами, в том числе и внепарламентскими.

Он также заметил, что в своем интервью лидер ППА Г. Царукян впервые заговорил о недопустимости воспроизводства действующей власти, и это всячески следует приветствовать. По его словам, сотрудничество четверки выходит на новый уровень, ситуация сегодня качественно иная. Л. Зурабяна не настораживают высказывание же Г. Царукяна о том, что не следует исключать двустороннее сотрудничество вместо формата “четверки”. Он ни одной предпосылки, повода для подозрений о расколе четверки не видит. “Представители ППА и в своих публичных заявлениях, и на встречах с нами неоднократно давали понять, что настроены крайне серьезно”.

По словам секретаря фракции ППА Н. Зограбян, фракция придает важное значение сотрудничеству с политическими силами и считает это хорошим форматом для представления общих вопросов. «Однако если в формате возникнут сложности, то мы не видим в этом проблемы».

В свою очередь, депутат от ППА В. Ованнисян заявил, их партия идет на очередные выборы, но готова к любым форс-мажорным ситуациям. По его словам, “недавние высказывания лидера партии Г. Царукяна в одном из интервью следует рассматривать именно в этом ключе”.

17 сентября секретарь фракции ППА Н. Зограбян по итогам очередного заседания «четверки» заявила, что АРФ не будет участвовать в совместном митинге невластных политических сил, который запланирован на 10 октября. По ее словам, неучастие АРФ связано с различиями в подходах в вопросе конституционных реформ. АРФ также не присоединится и к выездным акциям «четверки» в областях.

По словам главы фракции АРФ А. Рустамяна, этот митинг не мог обойти стороной вопрос конституционных реформ, где у АРФ и остальных трех фракций есть разногласия. АРФ отказалась от участия в митинге, чтобы не помешать его проведению. “Наши подходы в вопросе конституционных реформ отличаются, однако мы не прекращаем сотрудничество в этом формате. Более того, “четверка” совместно должна решить множество задач”.

Отвечая на вопрос о том, намерена ли партия в ближайшее время составить коалицию с РПА, А. Рустамян напомнил, что они ранее выдвигали предложения властям из 7 пунктов, в случае невыполнения которых в коалицию АРФ не войдет. Один из пунктов предполагал переход к парламентской системе правления.

Республиканская партия Армении

12 сентября на брифинге в НС РА глава фракции РПА В. Багдасарян заявил, что у властей нет намерения разваливать «четверку», наоборот они пытаются создать условия для их объединения и формирования здоровой конкуренции. «Однако их обсуждения показывают, что у них есть серьезные внутренние и политические разногласия». Он заметил, что представители ППА утверждают о неприемлемости конституционных реформ, однако лидер ППА Г. Царукян говорит, что нужно ждать, пока будет обнародована концепция конституционных реформ.

Конституционные реформы

16 сентября во время обсуждений проекта концепции конституционных реформ глава фракции “Наследие” Р. Акопян заявил, что их партия выступает за переход к парламентской системе управления, но не считает, что данную задачу нужно решить именно сегодня. По его убеждению, действующую Конституцию нарушает, в первую очередь, именно власть, и в этих условиях нет никаких признаков того, что новая Конституция сработает. “Именно власти нарушает статью 2-ую Конституции, которая гласит, что в Армении власть формируется народом, посредством свободных, честных выборов. Прошедшие избирательные процессы неоднократно нам демонстрировали, что ни о какой свободе и честности говорить не приходится. Власти, используя финансовые, административные, силовые, криминальные ресурсы, каждый раз фальсифицировали эти выборы, превращая их, по сути в фарс”.

Следующее нарушение, по мнению депутата — это наличие в НС энного количества депутатов-предпринимателей, что идет в разрез с положениями Основного закона страны. Он считает, что нарушается также закрепленный Конституцией баланс между тремя ветвями власти — в сегодняшней ситуации все эти ветви контролируются президентом, и причем тут Конституция — вопрос остается открытым.

По его словам, “Наследие” готово принять участие в конституционных реформах только при следующих условиях: если власти обсудят и примут предложенные ранее “Наследием” и АРФ поправки в ИК; если власти примут закон о предоставлении оппозиции контрольных функций; если сразу же после принятия поправок в Конституцию будут назначены общегосударственные выборы.

По словам лидера партии Р. Ованнисяна, интересен тот факт, что сторонники парламентской модели правления в нынешней ситуации выступают против конституционных изменений, а правящая партия, которая была против такой модели, вдруг стала сторонницей перемен. Это, по его мнению, в какой-то мере тревожный звонок для нынешней политической ситуации. По его словам, неверно, когда представитель судебной власти, втянулся в процесс разработки конституционных реформ. «Было бы правильнее, чтобы проект был представлен теми специалистами, которые не имеют никакого отношения к судебной власти».

По мнению главы фракции АНК Л. Зурабяна, Конституционные реформы — это очередной блеф С. Саргсяна, стремящегося любой ценой остаться у власти после 2018 г., когда истекает его второй президентский срок. По его словам, под маской конституционных поправок власти на самом деле хотят навязать обществу новую Конституцию, которая позволит С. Саргсяну уже в должности “генсека Республиканской партии” удержать в руках бразды правления”Эта ситуация мне напоминает “банановые республики” Центральной и Южной Америки — с каждым новым правителем переписывается и Конституция. АНК будет всячески этому препятствовать”. Он убежден, что объективных причин менять Основной закон страны, сегодня в Армении нет, — убежден депутат. Он отметил, что политическая история различных стран мира показывает, что Конституция менялась обычно после революций, свержения монархий, катастрофических поражений в войне с внешним врагом и тому подобных великих потрясений. Более того, по его убеждению, армянские власти под видом конституционных реформ предлагают принять абсолютно новую Конституцию.

По его словам, ни одно демократическое общество не меняло так радикально свою Конституцию. Кроме того, депутат добавил, что Польша и Россия, принявшие Основной Закон, предусматривающий полупрезидентскую форму правления, не отказывались от него, навсегда закрепив правила игры для политической элиты. “Любая попытка изменения формы правления со стороны действующих властей – это, по сути, попытка освободиться от всех конституционных преград, мешающих увековечиванию власти”.

По его словам, для РА действующая модель правления наиболее приемлема, и об этом говорил глава НС Г. Саакян. «Республиканцы против, ППА и «Наследие», хотя и являются сторонниками парламентской формы правления, но не настаивают на изменениях, мы также против реформ. Только партия «Дашнакцутюн» выступает за реформы, но желания одной партии мало».

Депутат НС от АРФ А. Минасян считает ошибочной позицию коллег по невластной “четверке” относительно конституционных реформ. По его словам, АРФ, будучи последовательным сторонником перехода к парламентской модели управления, считает эти реформы возможностью достижения качественных изменений в политической системе. Он считает важным то обстоятельство, что поправки в Конституцию дают шанс формировать независимую судебную систему, и противники реформ должны учесть данное обстоятельство. Он также отметил, что нужно не “бойкотировать” реформы, а активно участвовать в них и “продавить” свой, возможно и отличный от варианта властей, сценарий реформ. “Давайте примем участие и потребуем принять предлагаемый нами пакет, давайте прислушаемся к мнению партии, имеющей 124-летнюю историю”.

МНЕНИЕ

Опрос GallupInternational

Согласно опросу Gallup International, 90% населения РА уверена в ВС РА и АО НКР дать отпор действиям азербайджанской армии. 56% населения полностью уверены в возможностях армянской армии, а 34% — скорее уверены, чем нет. В числе сомневающихся лишь 2% выразили абсолютное недоверие, остальные 5% скорее не доверяют, а 3% затруднились ответить на вопрос.

Отвечая на вопрос о возможных причинах активизации ВС АР и реализации диверсионных вылазок на территорию РА и НКР, обстрела приграничных сел мнения респондентов значительно разделились. Согласно опросу, 24% граждан связывает активность ВС АР с попытками возобновить новый военный конфликт на фоне своего провала в переговорном процессе, и столько же граждан считает, что подобные шаги диктуются Азербайджану внешними силами.

18% граждан считают, что АР пытается возобновить новые военные действия для сдерживания или скрытия внутренних проблем. В то же время 13% респондентов считают, что АР пытается воспользоваться внутриполитической ситуацией в РА. Согласно опросу 6% опрошенных придерживаются иных версий, а 4% — затруднились ответить на этот вопрос.

Сергей Минасян

16 сентября в беседе с журналистами руководитель отдела политических исследований Института Кавказа С. Минасян выразил мнение, что встречи президентов РА и АР по карабахскому урегулированию не приведут к переломным результатам. «Переговоры между сторонами ведутся только относительно создания механизмов доверия на линии соприкосновения для предотвращения возобновления военных действий, больше никаких серьезных вопросов на высшем уровне не обсуждается, в том числе по мадридским принципам».

Он отметил, что в ходе встречи уже вторая страна-член МГ ОБСЕ достаточно четко поставила вопрос о недопустимости возобновления военных действий на линии соприкосновения.

По словам эксперта, несмотря на некоторые «сцены ревности» внутри МГ ОБСЕ очевидно и вопреки всем имеющимся проблемам между РФ и западными странами, формат МГ сохраняет свою действенность, не теряет актуальности, а вопрос сохранения мира на линии соприкосновении является приоритетным для этого переговорного формата и одной из исключительных тем, вокруг которой есть согласие между президентами всех стран-сопредседателей

С. Минасян отметил, что статус-кво НК, который не может изменить ни одна из сторон, выгоден больше армянской стороне, чем азербайджанской. С другой стороны, как считает политолог, АР должна будет признать имеющиеся сейчас реалии и границы НКР, которые не будут ограничиваться советскими границами НКО.

Ара Папян

17 сентября на встрече с журналистами руководитель аналитического центра «Модус Вивенди» А. Папян заявил, что для армян 100-я годовщина Геноцида является наилучшим поводом для озвучивания политических вопросов. “Складывается впечатление, будто эта дата, однако, ограничивается организацией определенных мероприятий, конференций и мы отходим от политических требований”. По его мнению, было бы правильнее, если бы президент РА признал армяно-турецкие протоколы недействительными. «Мы также должны заявить, что нынешняя Армения является правопреемником не АрмССР, а Республики Армения, что и станет основанием для деоккупации армянских земель».

А. Папян добавил, что РА должна на высшем уровне заявить, что Турция попирает ее права, что она оккупировала значительную часть территорий РА. «Турция не должна ограничиваться лишь извинениями, этого недостаточно, поскольку было совершено великое преступление, а потерпевшая сторона – Армения и армянский народ – должны получить соответствующую компенсацию».

По его убеждению, Анкара в любом случае не откроет армяно-турецкую границу и вопрос Нагорного Карабаха для нее всего лишь повод. По его словам, стратегическая задача Анкары – „душить” Армению, чтобы Ереван отказался от своих требований к Турции. «Турция использует вопрос НК как повод, чтобы претворить в жизнь свою стратегию по ослаблению Армении как политического и экономического фактора. К этой стратегии Анкары присоединился и президент Азербайджана И. Алиев».

Эксперт отметил также, что преступления против человечества не могут иметь срока давности, однако необходимо активизировать борьбу, чтобы Турция выполнила все требования армянского народа в связи с Геноцидом армян.

Степан Сафарян

17 сентября на пресс-конференции глава Армянского института международных вопросов и безопасности С. Сафарян выразил мнение, что четыре невластные политические силы РА больше объединяют тактические, нежели стратегические цели. В действительности же, по его словам, представления о будущем у этих политических сил разные. «Если 2 из 4 этих политических сил –„Наследие” и АНК – не исключают революцию „снизу” – обновление власти протестным путем, то ППА выступает за плавную смену власти путем выборов». По его мнению, когда «четверка» и АНК, озвучивают угрозу смены власти, это в какой-то степени бывает выгодным для ППА, однако лишь как угроза и не более. «В свое время они также присоединились к этим призывам, угрожая баррикадами, однако сделали это настолько гибко, чтобы потом иметь возможность отступить».

Что же касается недавнего заседания Совета РПА и вопроса проведения конституционных реформ в РА, С. Сафарян выразил мнение, что вопрос конституционных реформ важен для РПА с точки зрения «обеспечения репродукции власти», а для АНК и ППА – чтобы не допустить изменений в правилах игры.

Обсуждение на тему «Влияние саммита НАТО на Армению и Южный Кавказ»

17 сентября на состоявшемся в Ереване семинаре “Воздействие саммита НАТО на Армению и Южный Кавказ” координатор НАТО по Южному Кавказу У. Лахью выразил мнение, что в Уэльсе мы увидели смену мышления, обусловленную агрессией РФ против Украины. По его убеждению, НАТО должен выработать стратегию в ответ на “гибридные войны”, которые РФ ведет против своих соседей. “В первую очередь речь идет о событиях в Крыму и на юго-востоке Украины. Одной из первоочередных мер, необходимых в рамках этой стратегии станет создание сил взаимодействия НАТО”. Более того, посредством проведения совместных учений эти силы должны быть приведены в полную боевую готовность и развернуты в случае необходимости в 48 часов. Он также отметил, что НАТО в рамках данной стратегии также готово взять на себя 20% расходов необходимых на перевооружение ВС стран-союзников.

У. Лахью также заявил, что необходимо создать комиссию с целью выявления угроз, определения тактики ответных мер. Кроме того, по его словам, следует создать силы быстрого содействия. Он подчеркнул, что НАТО продолжит партнерство с РА, а РА в свою очередь продолжит участие в программах НАТО.

ЧПП Великобритании в РА К. Лич заявила, что ее страна оценивает сотрудничество между РА и НАТО и с нетерпением ждет того, чтобы усилить его до следующего саммита. По ее словам, РФ рассматривает НАТО как угрозу. Следовательно, необходимо быть готовыми к угрозами, разработать оперативные группы высокой степени готовности. Помимо этого, по мнению дипломата, НАТО показал свою реакцию на выявившиеся в последние несколько лет в мире угрозы и является основным актором в сфере безопасности. К. Лич отметила, что НАТО не наилучший вариант решения проблем, возникших в Украине и на Южном Кавказе, но альянс способствует ослаблению давления. «Необходимо предпринять координированные меры».

По мнению старшего эксперта Центра региональных исследований Д. Шахназаряна, участие РА на высшем уровне в саммите НАТО было чрезвычайно важным. Это пресекло реализацию планов Турции, кроме того, продемонстрировало, что Ереван в силах предпринимать самостоятельные шаги. При этом эксперт назвал важным сближение Грузии с НАТО, что, по его мнению, усилит роль НАТО в регионе и будет способствовать установлению стабильности. По оценке главы комиссии НС РА по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренним делам К. Нагапетяна (РПА), саммит НАТО был крайне важен в плане имеющихся в РА и регионе проблем. По его словам, для РА важно, чтобы диалог между РФ и НАТО сохранялся, РА четко осознает свои требования в плане национальной безопасности. Он добавил, что НАТО и РФ придают важность роли РА в вопросах, связанных с международной и региональной безопасностью. Депутат подчеркнул, что РА высоко оценивает партнерские отношения с НАТО. «Сотрудничество Армения–НАТО из года в год еще больше усовершенствовалось. Армения привержена повышению уровня партнерства».

К. Нагапетян указал и на важность состоявшейся в Ньюпорте встречи госсекретаря США с президентами РА и АР, которая, по его словам, свидетельствует о том, что урегулирование карабахского конфликта входит в число приоритетов США, НАТО, хотя Альянс и заявил, что не занимается урегулированием карабахской проблемы, но содействует МГ ОБСЕ.

По его словам, в Уэльсе была достигнута договоренность с президентом Франции о том, что президенты РА и АР проведут встречу и во Франции.

Депутат также подчеркнул, что вступление РА в ЕАЭС нельзя рассматривать как фактор, предотвращающий развитие отношений с НАТО. «Армения продолжает свою взаимодополняющую политику».

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РА-Французские парламентарии

11 сентября глава МИД РА Э. Налбандян принял делегацию французских парламентариев во главе с вице-председателем ПА ОБСЕ, руководителем французской делегации в ПА, сенатором А. Нери. Э. Налбандян высоко оценил вклад французских парламентариев в дело развития двусторонних отношений, отметив, что активные контакты в парламентском формате способствуют дальнейшему развитию привилегированных армяно-французских отношений.

Он приветствовал визит французских сенаторов и парламентариев в Ереван и Степанакерт, подчеркнув, что подобные визиты предоставляют возможность получить информацию о региональных процессах из первых рук.

Поблагодарив за прием, французские сенаторы и парламентарии отметили, что впечатлены визитом в НК и проведенными здесь встречами с властями и населением. Они заверили, что продолжат прилагать усилия для дальнейшего углубления армяно-французских отношений.

В рамках встречи были обсуждены вопросы, касающиеся сотрудничества между армянской и французской делегациями в парламентских ассамблеях различных международных организаций.

По просьбе гостей Э. Налбандян представил усилия РА и сопредседателей МГ ОБСЕ в направлении урегулирования карабахского конфликта.

На встрече стороны коснулись также ряда региональных и международных проблем.

НКР-Страна Басков

13 сентября глава МИД НКР К. Мирзоян посетил парламент Страны Басков, где встретился со спикером парламента Б Т. Отермин. В ходе встречи К. Мирзоян представил процессы государственного строительства в НКР и международного признания Арцаха, а также нынешний этап мирного урегулирования конфликта между АР и НК.

Состоялся обмен мнениями относительно возможностей и перспектив сотрудничества между законодательными органами Арцаха и Страны Басков.

К. Мирзоян передал Б.Т. Отермин приглашение председателя НС НКР А. Гуляна посетить Арцах.

В рамках визита глава МИД НКР встретился также с представителями парламентских сил. Касаясь резолюции о признании права НК на самоопределение, принятой в тот же день парламентом Страны Басков, К. Мирзоян положительно оценил ее, отметив, что, будучи еще одним важным проявлением поддержки международного сообщества продолжительных усилий НКР, направленных на свободное и независимое развитие, резолюция будет способствовать укреплению связей между двумя дружественными народами.

В тот же день К. Мирзоян посетил город Герника, где его принял мэр города Х. М. Гороньо. В ходе встречи К. Мирзоян отметил, что он представляет страну, мирные жители которой также стали жертвой ужасов войны, и воздает дань памяти невинным жертвам Герники.

Он посетил также площадь, где находится святое для баскского народа Gernikako Arbola (Дерево Герники), и проходит церемония принесения клятвы президентов-леендакари Страны Басков.

Глава МИД НКР К. Мирзоян и Х. К. И. Ортелано подписали соглашение о сотрудничестве между столицей НКР — Степанакертом и городом Доностия (Сан-Себастьян) Страны Басков.

В соответствии с соглашением стороны, основываясь на принципах равенства и взаимной выгоды, будут осуществлять обмен опытом и сотрудничество в разных сферах.

В ходе встречи стороны обменялись мнениями относительно перспектив установления и развития взаимовыгодных дружеских и практических отношений между Степанакертом и Доностией.

В ходе визита в Страну Басков глава МИД НКР посетил также город Толоса, где провел встречу с мэром города Ибайем И. С. Висенте. В ходе встречи стороны обменялись мнениями относительно перспектив установления децентрализованного сотрудничества между Арцахом и Страной Басков в ряде областей. В данном контексте, были затронуты вопросы, касающиеся возможностей установления связей между городом Толоса и городами Арцаха. Были достигнуты практические договоренности.

В Толосе К. Мирзоян посетил ряд памятных мест и культурных учреждений.

17 сентября К. Мирзоян в Бильбао обсудил вопросы укрепления двустороннего сотрудничества с членом испанского парламента, главой парламентской фракции Баскской националистической партии А. Э. Браво и ответственным по внешнеполитическим вопросам партии И. Г. Гонсалесом. Стороны коснулись принятой парламентом Страны Басков резолюции о праве НК на самоопределение, подчеркнув, что это станет прочной основой для расширения двусторонних отношений. На встрече был обсужден ряд вопросов, касающихся расширения сотрудничества между Страной Басков и НКР. Обоюдно была подчеркнута также важность установления двусторонних контактов на партийном уровне.

РА-Беларусь

13 сентября спикер НС РА Г. Саакян (РПА) принял делегацию, возглавляемую вице-спикером Палаты Представителей НС Беларуси В. Гуминским. Г. Саакян отметил, что визит белорусской делегации свидетельствует о дружественных отношениях двух стран и готовности укрепить многостороннее сотрудничество между РА и Беларусью.

Он пригласил белорусских коллег принять участие в предстоящих в апреле 2015 г. мероприятиях, приуроченных к 100-й годовщине Геноцида армян. По мнению Г. Саакяна, единственный путь предотвращения повтора подобных преступлений в будущем – их признание и осуждение международным сообществом.

Обратившись к региональным проблемам, В. Гуминский отметил, что все конфликты должны урегулироваться мирным путем. Говоря о преступлениях против человечества, он отметил, что белорусская делегация в воскресенье, 14 сентября, посетит мемориальный комплекс «Цицернакаберд», посвященный памяти жертв Геноцида армян.

Кроме того, он пригласил спикера НС РА посетить Беларусь. Г. Саакян принял приглашение.

РА- ПА ЧЭС

16 сентября на 43-ем выездном заседании Комитета по социальным вопросам и вопросам культуры и образования ПА ЧЭС в Ереване вице-спикер НС РА Э. Шармазанов (РПА) заявил, что в рамках стимулирования сотрудничества в формате ЧЭС одним из приоритетов для РА является разблокирование границы с Турцией. “Неурегулированность армяно-турецких отношений, наличие между двумя странами последней закрытой границы во всем европейском регионе продолжает оставаться “ахиллесовой пятой” в деле обеспечения безопасности в Европе”. По его оценке, парадоксально, но факт, стремящаяся интегрироваться в европейскую семью Турция упорно блокирует границы соседнего государства на фоне упразднения всех существующих границ на всем европейском пространстве.

Далее он поблагодарил все страны, признавшие Геноцид армян и подчеркнул, что это преступление против человечности не имеет сроков давности. Он в преддверии 100-летия Геноцида вновь подчеркнул важность международного признания этого преступления против человечности. “Стремящаяся в европейскую семью Турция избегает признания собственной истории, отрицая факт Геноцида армян. Более того, она эту свою политику пытается навязать и другим странам”.

В контексте стимулирования регионального сотрудничества он выделил необходимость достижения мирного урегулирования существующих конфликтов. Говоря конкретно о карабахской проблеме, Э. Шармазанов заявил, что эскалация ситуации в зоне карабахского конфликта со стороны АР, диверсионные вылазки, организованные Баку, которые привели к человеческим потерям с обеих сторон, являются реальной угрозой для региональной стабильности. “Осуждения требуют также милитаристские угрозы азербайджанского истеблишмента, а также инициированная Баку гонка вооружений”. По его словам, армянская сторона заинтересована в исключительно мирном урегулировании конфликта в формате МГ ОБСЕ на основе реализации принципа права карабахского народа на самоопределение.

РА-Греция

16 сентября вице-спикер НС РА Э. Шармазанов встретился сегодня с ЧПП Греции в РА И. Тагисом и депутатом парламента Греции Г. Аврамидисом. Вице-спикер высоко оценил вековые и дружественные отношения армянского и греческого народов, подчеркнул важность их еще большего углубления и расширения. Собеседники обратились к проблеме урегулирования карабахского конфликта, а также к теме постигшего оба народа геноцида. Э. Шармазанов поблагодарил парламент Греции за принятие резолюции о криминализации отрицания Геноцида армян.

Обратившись к парламентскому сотрудничеству, Э. Шармазанов особо отметил необходимость поддержки друг друга на различных международных площадках, отметив, что вызывает недоумение поведение некоторых греческих депутатов, которые, игнорируя официальную позицию Греции, на парламентских ассамблеях пытаются бросить тень на армяно-греческие отношения.

Г. Аврамидис, в свою очередь оценивая армяно-греческие отношения как братские, отметил, что приветствует реализацию населением НКР права на самоопределение. Греческий депутат заметил, что Греция официально поддерживает деятельность МГ ОБСЕ.

Э. Шармазанов пригласил греческого коллегу на организуемую в рамках мероприятий к 100-й годовщине Геноцида армян научную конференцию «Парламентарии против геноцидов», намеченную на 22-23 апреля 2015г. в Ереване.

На встрече были обсуждены также другие вопросы, представляющие двусторонний интерес.

17 сентября глава МО РА С. Оганян принял И. Тагиса и нового военного атташе Г. Мавроеидиса. В ходе встречи были обсуждены также вопросы двустороннего сотрудничества и региональной безопасности.

РА-Польша

16 сентября глава МИД РА Э. Налбандян принял заместителя главы МИД Польши Т. Орловского, прибывшего в Ереван с целью участия в консультациях между внешнеполитическими ведомствами двух стран. Э. Налбандян высоко оценил уровень армяно-польских отношений, отметив, что в этом контексте важными были официальные визиты президента Польши в РА в 2011 г. и президента РА в Польшу в 2013г., которые придали новый импульс развитию и расширению двусторонних отношений.

Выразив благодарность за прием, Т. Орловский подчеркнул, что это его первый зарубежный визит после назначения на новый пост. При этом он добавил, что Польша рассматривает РА как важного партнера и хочет еще более расширить и углубить сотрудничество.

Собеседники отметили важность расширения договорно-правового поля, углубления сотрудничества в международных организациях, в сфере образования и культуры, а также развития торгово-экономических связей.

Стороны обменялись мнениями вокруг отношений между РА и ЕС, сотрудничества в рамках программы «Восточное партнерство».

По просьбе гостя Э. Налбандян представил усилия, предпринимаемые РА и странами-сопредседателями МГ ОБСЕ по мирному урегулированию карабахского конфликта.

В ходе встречи стороны обсудили ряд региональных и международных вопросов.

17 сентября между МИД РА и Польши состоялись политические консультации. С армянской стороны консультации возглавил замминистра ИД К. Назарян, с польской — замминистра ИД Т. Орловский. В ходе встречи был обсужден широкий спектр вопросов касательно расширения армяно-польского сотрудничества, включая углубление политического диалога, а также шаги по активизации экономических отношений.

Стороны также обсудили армяно-польское сотрудничество как в рамках ЕС, так и на других многосторонних площадках, коснулись также динамически развивающегося партнерства в культурной сфере. 

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.