ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ
РА-ЕС
16 мая премьер-министр РА О. Абрамян в ходе встречи с главой делегации ЕС, послом Т. Христеа заявил, что новое армянское правительство продолжит активное сотрудничество с ЕС и предпримет практические шаги по его углублению. В свою очередь, Т. Христеа поздравил О. Абрамяна с назначением на пост премьер-министра, высоко оценив сотрудничество с ним в бытность его спикером парламента. Это, по словам дипломата, хорошая основа для дальнейшей совместной эффективной работы и прогресса.
Он также подтвердил готовность ЕС продолжить содействие реформам, реализуемым в различных сферах РА, и вывести двустороннее взаимодействие на более высокий уровень.
Стороны отметили, что двустороннее сотрудничество должно базироваться на совместном заявлении, принятом в рамках саммита Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре 2013 г.
21 мая в беседе с журналистами глава делегации ЕС в РА Т. Христеа отметил, что заявление Ф. Оланда было довольно сильным и убедительным для РА. Он уверен, что этот призыв должным образом будет воспринят везде. Что касается ЕС, то он уверен, что стороны реализуют совместные обязательства. «Я уверен, что мы сумеем найти краеугольный камень на основе подписанной в Вильнюсе программы «Восточного партнерства», которая должна быть реализована совместными усилиями». Он также добавил, что в этом направлении уже ведутся переговоры представителей ЕС с властями РА.
Посол подчеркнул необходимость расширения сотрудничества РА с ЕС во всех направлениях. Тем не менее, по его словам, процесс присоединения РА к ТС привел к замораживанию в стране некоторых программ ЕС. Но программы содействия гражданскому обществу или программы, направленные на прямую финансовую поддержку РА, наоборот, расширяются.
В свою очередь, глава управления Европы МИД РА А. Лилоян заявил, что РА продолжит сотрудничество с ЕС в том ракурсе, который бы не противоречил ее интеграции в других форматах.
21 мая в НС РА О. Абрамян заявил, что Армении следует разработать «дорожную карту» для европейской интеграции, которая не противоречила бы евразийским процессам. «Внешняя политика Армении должна продолжать основываться на идее комплементаризма. Западноевропейские ценности исходят из осознанного выбора нашего народа, и мы продолжим этот процесс».
Посол Польши
16 мая на пресс-конференции посол Польши в РА З. Рачинский, говоря о различных интерпретациях заявления Ф. Оланда о необходимости нахождения специальной модели ассоциации для РА, заявил, что президент Франции в ходе своего визита в РА не говорил о необходимости подписания политической части Ассоциативного договора ЕС с РА. По его словам, французский лидер высказался лишь «за» продолжение процесса европейской интеграции РА. Он считает, что сейчас важно понять, какие из пунктов документа об Ассоциации будут эффективными для РА. Он заметил также, что высокопоставленные представители РА заявляют о готовности продолжить сотрудничества по тем пунктам, которые не будут противоречить интеграции республики в ТС, но весь вопрос в том, что страна пока не вступила в данную структуру, и неизвестно, о каких принципах идет речь.
Он также заявил, что при разработке программы «Восточное партнерство» ЕС не преследовал цель изменить геополитические реалии. «Основная цель этой программы заключалась в обеспечении более тесного сотрудничества стран-членов с ЕС». Он заметил, что Киев уже подписал политическую часть Ассоциативного соглашения и выразил желание подписать и экономическую составляющую. Для Молдовы и Грузии, выразивших желание подписать Ассоциативное соглашение, действуют различные льготы.
Он также заявил, что ЕС не закрывает глаза на арест журналиста Р. Миркадырова и действия азербайджанских властей против правозащитников Л. Юнус и ее мужа А. Юнусова ради своих энергетических интересов. «В частности, я и мой польский коллега в Баку не закрываем глаза на эти события, и у нас это действительно вызывает беспокойство». Он добавил, что президент Франции Ф. Олланд также затронул эту тему в ходе своего регионального визита на Южный Кавказ.
Посол Франции в РА
21 мая в беседе с журналистами посол Франции в РА А. Рено отметил, что заявление президента Франции Ф. Оланда о необходимости нахождения такой модели европейской ассоциации РА, которая бы не препятствовала ее вступлению в ТС, было услышано не только в РА, но и далеко за ее пределами. «Более того, я уверен, что люди, услышавшие это заявление, сделают соответствующие выводы». Он отметил, что Брюссель должен прислушаться к призыву президента Франции и найти соответствующую модель ассоциации РА.
Посол заявил, что РА уже сделал свой выборов в ТС, с пониманием относясь к этому решению, а также исходя из многочисленных заявлений официального Еревана о готовности продолжить и начатое сотрудничество с ЕС, президент Франции выступил с соответствующим заявлением. По его оценке, РА лицом повернулась к Европе.
Посол подчеркнул, что РА должна продолжить сотрудничество с ЕС, а ЕС должен с пониманием отнестись к реалиям, сложившимся в странах, сотрудничающих с ним. «Армения стремится к европейской интеграции, и я, как посол Франции, должен был констатировать все это».
Армянская революционная федерация: Франция
15 мая в беседе с журналистами руководитель ЦО Ай Дата и по политическим вопросам АРФ К. Маноян заявил, что визит президента Франции в регион, в особенности в РА, был важным событием с учетом происходящих в Украине событий. «В регион, который, по меньшей мере, РФ рассматривает как регион своего влияния, прибывает президент одной из крупных стран Запада».
Он подчеркнул важность заявления Ф. Олланда о том, что экономические связи между РА и Францией не соответствуют тем тесным отношениям, которые имеются между двумя странами и народами, и их следует развивать, а также заявлений, касающихся вопросов признания Геноцида армян и права народа НК на самоопределение.
По словам К. Манояна, визит Ф. Олланда в РА был визитом к «старому другу». «Думаю, среди всех стран региона, которые посетил Олланд, Армения является самой родной, хотя в Азербайджане он отметил, что Франция не ставила перед собой задачу выбирать между странами региона, подчеркнув важность отношений со всеми тремя странами».
Комментируя предстоящие развития событий в контексте армяно-французских отношений, К. Маноян указал на важность заявления Ф. Олланда о том, что он посетит Ереван к 100-й годовщине Геноцида армян. По его словам, Франция, тем не менее, примет закон о криминализации отрицания Геноцида армян, но пока она ждет решения Европейского суда по правам человека в связи с признанием неприемлемой подобной правовой нормы в Швейцарии.
АРЦАХСКИЙ КОНФЛИКТ
Посол Польши
16 мая на пресс-конференции посол Польши в РА З. Рачинский прокомментировал заявление американского сопредседателя МГ ОБСЕ Дж. Уорлика относительно путей урегулирования карабахского конфликта. По его мнению, Дж. Уорлик просто свел в воедино все заявления президентов США, РФ и Франции за эти годы, и выразил единый подход, относящийся к прежде высказанному сопредседателями мнению. Посол также заметил, что глава МИД РА Э. Налбандян дал «позитивная реакцию» на это заявление, а это говорит о том, что РА тоже заинтересован и сделает все, чтобы конфликт был урегулирован мирным путем.
НКР-МГ ОБСЕ
19 мая после встречи с президентом НКР Б. Саакяном российский сопредседатель МГ ОБСЕ И. Попов сообщил, что в ходе их визита основной акцент был сделан на ознакомлении с разными районами, а также общении с людьми. По его словам, сопредседатели намерены встретиться с министрами обороны НКР и АР с целью обсуждения ситуации на границе.
На встрече президент НКР подчеркнул, что независимость и свобода являются исключительными ценностями для НК и возвращение к прошлому как в вопросе статуса, так и границ, невозможно.
В свою очередь, американский сопредседатель МГ ОБСЕ Дж. Уорлик, отметил, что, посетив Бердзор, они были удивлены. «Мы уважаем право населения, которое мирно представляет свои права. Для меня была неожиданной вчерашняя акция протеста, тем не менее, я провел довольно полезную беседу с участниками акции протеста. Думаю, очень полезно выслушивать разные мнения в этом вопросе. Будучи в Карабахе, я действительно ознакомился с разными мнениями и думаю, это будет полезно».
По его словам, на протяжении вот уже 20 лет бывшие и нынешние сопредседатели работают над поиском путей урегулирования конфликта и наихудшим вариантом будет возобновление конфликта. Тем не менее, сопредседатель считает, что, несмотря на возможное несогласие, в случае совместной работы можно будет найти путь выхода из ситуации.
Сопредседатель обратился к своим известным 6 тезисам по урегулированию карабахского конфликта: «Представленные мной 6 тезисов – не новость, о них говорили ранее президенты стран-сопредседателей – США, России и Франции. Конечно, это не окончательные варианты, они еще подлежат обсуждению, однако они могут послужить основанием для дальнейшего урегулирования. Скрывать эти проблемы неверно, и народ НК имеет право и достоин того, чтобы знать об этом и выразить свое согласие либо несогласие в этой связи. Я полагаю, что это фундамент для искреннего диалога».
ЕС
21 мая в беседе с журналистами глава делегации ЕС в РА Т. Христеа заявил, что сопредседатели МГ ОБСЕ прилагают максимум усилий для урегулирования карабахского конфликта. «Конфликт должен быть решен именно в рамках МГ ОБСЕ». По его словам, ЕС всегда прилагает усилия, пытаясь сформировать доверие и создать условия, способствующие урегулированию конфликта в существующем формате.
Партия «Наследие»
20 мая в НС РА глава фракции «Наследие» Р. Акопян поприветствовал отношение народа НК и активную позицию в отношении сопредседателей МГ ОБСЕ. «Народ НК выразил позицию, которая сводится к тому, что невозможно решить вопрос без его мандата». Власти РА, по его мнению, должны приложить усилия для того, чтобы НКР была вовлечена в переговоры как отдельная сторона.
АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Республиканская партия Армении
19 мая на встрече с журналистами вице-спикер НС РА Э. Шармазанов, который принимал участие в церемонии возложения цветов к мемориальному комплексу жертв Геноцида армян в память о Геноциде понтийских греков, заявил, что РА продолжит прилагать усилия для международного признания Геноцида армян, понтийских греков и ассирийцев. Он заметил, что не было Геноцида греков как отдельного явления, поскольку это был геноцид всего христианского населения на территории Османской Империи в 1915-1923 гг. Он также напомнил, что в 2011 г. НС РА призвало все парламенты мира признать Геноцид армян, понтийских греков и ассирийцев, так как эти геноциды являются одним звеном. По его оценке, «в 21-ом веке прощая стремящуюся в ЕС Турцию, создаются условия для повторения геноцидов, соответственно должны быть приняты необходимые меры».
Премьер-министр РА
20 мая, выступая в НС РА, премьер-министр О. Абрамян заявил, что не уверен в том, что подписание армяно-турецких протоколов было правильным шагом. «Разве что мы ожидали, что они будут ратифицированы парламентом Турции и иметь юридическую силу. Мы хотели обеспечить альтернативные коммуникации в Европу через Турцию. Но история всегда доказывала, что нам нужно быть очень осторожными и бдительными с Турцией». При этом он отметил, что Ереван все еще ожидает возобновления процесса нормализации армяно-турецких отношений.
ПАМЯТНИК АНАСТАСУ МИКОЯНУ
Армянская революционная федерация
21 мая Ереванский политический комитет АРФ потребовал от Совета старейшин столицы отменить принятое решение об установлении в памятника Анастасу Микояну. Согласно авторам соответствующего заявления, 30 апреля этого года мэрия Еревана, без общественных обсуждений, приняла решение об установлении в столице памятника советскому государственному, партийному деятелю Анастасу Микояну. В частности, в заявлении подчеркнуто, что решение было принято без уведомления общественности и без учета деятельности Микояна, а также профессиональных обсуждений его заслуг в отношении Армении и армянского народа. “Установление памятника человека, сыгравшего особую роль в падении первой республики Армении, а также в последующих сталинских репрессиях, является святотатством в отношении памяти невинных жертв и их потомков”. Также подчеркнуто, что даже самое поверхностное исследование делает очевидным, что установление этого памятника повредит международному имиджу РА.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Армянский национальный конгресс
15 мая в ходе брифинга депутат НС Н. Пашинян, комментируя принятый законопроект касательно внесения изменений и дополнений в Закон РА «О накопительных пенсиях», заявил, что правительство РА применяет тактику путем полукомпромиссов поставить общественность перед фактом, чтобы уже ничего невозможно было предпринять. По его словам, проблема в том, что правительство дало возможность гражданам и работодателям не делать накопительных пенсионных отчислений, но само государство при этом будет продолжать выплачивать в пенсионные фонды свою долю. Это, по его мнению, плохо, поскольку «система будет в обращении, обретет размах, и в сентябре правительство заявит, что она работает и остановить ее функционирование невозможно».
АНК-партия «Процветающая Армения»
20 мая лидер АНК Л. Тер-Петросян обсудил ситуацию в стране, а также вопросы сотрудничества двух политических сил и дальнейшие шаги некоалиционной «четверки» с председателем ППА Г. Царукяном. Во встрече приняли участие руководитель фракции АНК Л. Зурабян и секретарь фракции А. Манукян, а также депутаты от ППА В. Осканян и С. Маргарян.
Партия «Оринац Еркир»
19 мая на встрече с журналистами секретарь фракции «Оринац Еркир» М. Шахгельдян заявил, что участие их партии в правящей коалиции или оппозиции не является для нее самоцелью. Он отметил, что формат некоалиционной «четверки» не предполагает обязательного присоединения к ней нашей партии, и такого вопроса даже не стояло. По его словам, некоалиционная «четверка» представляет собой формат консультаций между парламентскими силами, и не является организацией, в которую обязательно нужно вступать. При этом по его словам, в самой четверке нередко возникают разногласия по тем или иным вопросам. «Мы провели рабочие обсуждения со всеми партиями и готовы сотрудничать со всеми политическими силами, деятельность которых будет направлены на развитие Армении».
Говоря об обстоятельствах, заставивших партию выйти из правящей коалиции, депутат отметил, что этот шаг вызван тем, что ряд программ ПОЕ не доходили до стадии реализации. Он добавил также, что партия намерена и дальше развивать активную законотворческую деятельность и представлять законопроекты в парламенте, и выразил уверенность в том, что полезные инициативы будут поддерживаться НС независимо от того, представлены ли они провластными или оппозиционными силами.
НС РА: изменение избирательной системы
20 мая в НС РА глава фракции АРФ А. Рустамян заявил, что при существующей избирательной системе смена власти в РА посредством выборов становится невозможной. Он выступил с инициативой перехода на 100% пропорциональную избирательную систему парламентских выборов. Он читает, что депутаты, избранные по мажоритарной системе, в основном достигают победы посредством личных связей и взяток. Обращаясь к РПА, он заявил, что раз уж те не хотят отказываться от мажоритарной системы, давайте тогда объявим тендер на эти мажоритарные места в парламенте. «Тогда хотя бы будет честнее». А. Рустамян также с иронией заявил, что если у РПА такая большая любовь к мажоритарной системе, можно вообще перейти на 100% мажоритарную систему, как в соседнем Азербайджане.
Секретарь фракции АНК А. Манукян, также выступив за эту инициативу, отметил, что эта реформа повысит уровень парламента. Он указал на то, что из 41 депутата лишь пять занимаются депутатской деятельностью.
В свою очередь, мажоритарный депутат Э. Марукян заявил, что все негативные явления, на которые указываются — следствие общего несовершенства избирательной системы. «Давайте не будем вырывать глаз, пытаясь скорректировать бровь». Он отметил, что выступает против изменений в представленной форме
Депутат от РПА М. Бадеян отметил, что «бизнесом» во время выборов занимается именно оппозиция, в частности, в процессе составления партийных списков. Переход на 100% пропорциональную систему он посчитал антидемократичным, поскольку это лишает возможность беспартийных принять участие в парламентских выборах.
В свою очередь, секретарь фракции ППА Н. Зограбян, комментируя последнее замечание Н. Бадеяна, отметила, что с учетом создавшихся в стране реалий, пойти на подобную дискриминацию необходимо, потому что это будет на пользу общества.
21 мая НС РА отклонило законопроект об отказе от мажоритарной избирательной системы и переходе к 100% пропорциональной системе. «За» законопроект проголосовали 53 депутата, «против» – 66 и трое воздержались.
Против поправок выступила лишь фракция РПА.
МНЕНИЕ
Конференция “Кавказ – 2013”
15 мая на проходящей в Ереване ежегодной Международной конференции «Кавказ – 2013» доцент РГУУ С. Маркедонов заявил, что в 2014г. между АР и ИРИ началась «перезагрузка» отношений. По его мнению, новый президент Х. Роухани начал с решения наиболее приоритетных проблем в иранской внешнеполитической линии и в 2013г. он смотрел на Запад. Однако, недавний визит И. Алиева в Тегеран и его встреча с Х. Роухани, по мнению аналитика, стали первой попыткой уйти от конфронтации между двумя странами длившейся весь период правления М. Ахмадинежада. И сегодня есть все перспективы, что между двумя странами возникнут качественно-новые отношения.
По его оценке, победа азербайджанских властей над светской оппозицией может привести к усилению позиций исламистов. «Азербайджан — страна исламская, и здесь может себя проявить так называемый союз «базара и мечети»». В случае с Азербайджаном это шиитский исламизм, связанный с Ираном в южных регионах, а в северных – салафизм и ваххабизм на границе с Дагестаном. По словам эксперта, светская оппозиция крайне слаба, неорганизованна, у нее нет достаточно ресурсов, и власти делают все для ее ослабления, но проблемы и возможности конфликта в обществе все равно остаются, в частности недовольство коррупцией, семейным правлением, отсутствием прогресса на карабахском направлении. Он считает, что при том, что сейчас режим имеет ресурсы для манипулирования, для обеспечения нужного результата на выборах, для подавления, но если брать события в Исмаилы и Губе, то это не значит, что режим абсолютно неуязвим и обезопасил себя тотально.
Он также отметил, что интерес к энергетическому потенциалу АР мешает развитию демократии в этой стране, и «это не связанно напрямую с российскими происками». Он заметил, что часто считают, что авторитарные тенденции, где бы то не было, связанны с российскими базами или с российскими происками. «В Азербайджане российских баз нет, и конечно их нет в Туркменистане или Узбекистане, где тем не мене с демократией и ее перспективами не очень хорошо».
Он также затронул тему ареста Р. Миркадырова и противоправных действия азербайджанских властей против супруг Юнусовых, заявив, что действия в отношении азербайджанских журналистов и политологов во многом спровоцированы углублением постсоветского кризиса в целом и российско-украинского кризиса. «Поскольку наши западные друзья много говорят про так называемый геополитический плюрализм, в котором Азербайджану отводится очень большая роль, у многих в Баку это создает иллюзию, что теперь можно вообще не особо считаться с правами человека и демократией. Да и пример Эр-Рияда и Дохи вполне притягателен на фоне «Арабской весны», и показывает, что если очень нужно, можно немножко в пользу геополитического плюрализма отойти от других плюрализмов».
В свою очередь, директор Кавказского института мира демократии и развития Г. Нодиа заявил, что по большому счету в 2013 г. Грузия управляемая Б. Иванишвили осталась той же страной что и во времена правления М. Саакашвили. В 2013г., по его словам, в стране наблюдалось некоторое разочарование действиями «Грузинской мечты» от которой граждане ожидали чуть ли не чуда в виде обещанного блоком двукратного снижения цен на бензин и энергоносители. «Понятно, что несбыточность этой сказки повергла определенную часть общества в глубокое разочарование. Вместе с тем другая часть общества в целом удовлетворена совершенным Грузией демократическим прорывом».
По мнению эксперта, несмотря на определенные перемены косметического характера, в целом Грузия не изменилась. Вместе с тем он отметил, что наблюдающееся падение рейтинга «Грузинской мечты» в обозримой перспективе не принесет оппозиционному блоку «Единое национальное движение» шансов на победу на следующих общегосударственных выборах. По его оценке, у ЕНД есть проблема с руководством, способным ее возглавить. «Один из ее лидеров сегодня находиться то ли в Украине, то ли в США, а второй вообще сидит в тюрьме».
Директор Института Кавказа А. Искандарян в ходе своего выступления заявил, что 3 сентября в Москве президент РА не делал никакого выбора между европейской интеграцией и вступлением в ТС. Этот выбор за него явно сделал кто-то другой. «Армении было сделано предложение, от которого ее президент никак не мог отказаться. Убежден, что любой из известных нам армянских политических деятелей поступил бы точно так же, вынужденно сделав аналогичный выбор в интересах безопасности страны». Эксперт отметил, что индикаторы подобного тектонического сдвига во внешней политике РА, который так сильно ошарашил граждан, до последнего готовящихся к европейской интеграции, проявлялись еще за несколько месяцев до этого решения. По его словам, это проявилось хотя бы в виде визита президента РФ в Баку. «Не удивительно, что Путин явился тогда в Азербайджан чуть ли не авианосце в сопровождении представительной делегации включающей С. Шойгу. Также неудивительно, что визит этот завершился подписанием договора о продаже российских вооружений Азербайджану на 4 млрд. долларов». В этом свете, по его мнению, Европа, США и РФ должны понять, что у РА не может быть не специальных отношений с кем бы то ни было. Для этого достаточно просто предложить партнерам посмотреть на карту и увидеть, что у РА всего два реальных соседа — Иран и Грузия. Соответственно, ЕС нужно понимать причины зависимости Еревана от Москвы в вопросах обеспечения безопасности, учитывая данный факт при формировании повестки сотрудничества с РА. Эксперт думает, что, несмотря на предстоящее членство РА в ТС, РА может сотрудничать с ЕС, естественно, вне рамок вопросов безопасности и DCFTA.
Левон Ширинян
15 мая в ходе пресс-конференции выразил политолог Л. Ширинян выразил мнение, что РФ, против которой Запад ввел санкции, после вступления РА в ТС, может использовать территорию РА для установления взаимоотношений с Западом и Востоком, и РА в данном вопросе станет связующим коридором.
Обратившись к докладу американского сопредседателя МГ ОБСЕ Дж. Уорлика о путях урегулирования карабахского конфликта, политолог отметил, что это заявление не является ни проармянским, ни проазербайджанским. По его мнению, этим заявлением США желают «навредить России», используя карабахский конфликт.
Политолог отметил также, что РА должна отказаться как от этих 6 тезисов по урегулированию карабахского конфликта, так и от Мадридских принципов.
Обратившись к внутриполитическим вопросам, он отметил, что непровластные фракции находятся в состоянии ступора и не знают, вокруг чего им консолидировать усилия. «Их надеждой была ППА, но данная политическая сила никогда не заявляла, что требует отставки главы государства». Он прогнозирует «четверке» сокрушительное поражение на выборах.
По его мнению, второй президент РА Р. Кочарян может вернуться в большую политику и в систему власти, опираясь именно на базу ППА. Л. Ширинян напомнил, что в настоящее время в состав правительства входят лица, которые были в правительстве в период президентства Р. Кочаряна. По убеждению политолога, действующие власти даже поприветствуют возвращение Р. Кочаряна.
Андраник Испирян
19 мая на пресс-конференции тюрколог А. Испирян выразил мнение, что премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган за последний год растерял весь свой авторитет в мире, в частности, в так любимом им арабском мире. Он отметил, что сильный удар по его авторитету нанесла авария на шахте в турецком городе Сома, а также применение насилия премьера и его помощника в отношении протестующих шахтеров. «В Турции на государственном уровне избили пострадавших шахтеров».
По словам эксперта, политическая элита и общество Турции не поддержали апрельское обращение премьер-министра Турции, адресованное армянам, что означает, что турецкое общество и правящая элита пока не готовы к резкому повороту, хотя в его словах не было ничего угрожающего интересам Турции. При этом эксперт заметил, что реакция внешнего мира на обращении была намного позитивнее. “К сожалению, мир принял то, что хотела Турция, и расценил это, как извинение, хотя нигде подобного слова не было, и Эрдоган поставил на одну плоскость жертв и палачей”.
Эксперт также считает, что турецкие власти могут попытаться с помощью провокаций в Сирии отвлечь внимание общества от внутренних проблем и акций протеста. По его мнению, это может быть сделано из-за акций протеста после аварии на шахте в турецком городе Сома, так как после выборов в Турции на политическом поле и среди граждан разрядка не произошла, и нужна была небольшая искра, чтобы начались новые протесты. “История показывает, что Турция регулярно пытается идти на провокационные шаги во внешней политике, чтобы попытаться отвлечь внимание, как это было в отношении Сирии во время событий в парке Гези или после коррупционного скандала”.
Ара Папян
20 мая на пресс-конференции руководитель центра «Модус Вивенди» А. Папян заявил, что содержащиеся в докладе Дж. Уорлика тезисы о путях урегулирования карабахского конфликта и последнее совместное заявление сопредседателей МГ ОБСЕ являются первыми шагами оказываемого Западом давления на армянские стороны. По его словам, если в 1990-х гг. Запад и РФ сотрудничали, затем последовало определенное противостояние, то сегодня уже речь идет об очевидном конфликте. По его оценке, последние события в Украине четко поставили эти разделительные линии, и РА своей позицией в ходе голосования по „крымской резолюции” в ГА ООН, а ранее заявлением о решении вступить в ТС, оказалась в российском лагере. Аналитик прогнозирует более жесткий подход в отношении РА. «Запад должен показать, что Россия не в силах защитить свои интересы и своих союзников».
Александр Искандарян
21 мая в ходе пресс-конференции директор Института Кавказа А. Искандарян заявил, что представленные американским сопредседателем МГ ОБСЕ Дж. Урликом шесть предложений по урегулированию карабахского конфликта в первую очередь противоречат интересам АР. По его словам, там фактически сказано, что Азербайджан согласился отдать НКАО, контролируемую армянами, и Лачинский коридор. При этом он отметил, что Азербайджан даже пытался оказать давление для того, чтобы эти предложения не были озвучены.
При этом, по мнению эксперта, Дж. Уорлик в своих шести пунктах не сказал ничего нового, и эти пункты – логическое продолжение так называемых обновленных Мадридских принципов. «То есть, это практически то, что было в Аквиле и в Мускоке особенно».
Новостью в этом заявлении, по его словам, стало то, что оно было озвучено публично, причем Дж. Уорлик фактически указал, что это не его личное мнение, а это позиция США.
«Существенно в этом то, что громко сказано о наличии некоторых принципов, в рамках которых собираются действовать».
По его словам, очевидно, что возвращать в состав Азербайджана территорию НКАО, контролируемой армянами, никто уже не собирается. «Там идет поиск какой-то модели спасения лица азербайджанцев для того, чтобы это их удовлетворило. Этого факта Алиев сказать своему народу не может: он не может озвучить это публично».
Тем не менее, он отметил, что это пока лишь предложения, даже не принципы, на которые согласились стороны, подписав соответствующие документы. Причем сформулированы эти предложения довольно расплывчато, и огромное количество деталей предстоит еще обсудить. «Это на сегодняшний день абсолютно неосуществимые положения, то есть даже до того, что их могут принять стороны – невозможно».
По его оценке, подвижек в Карабахском вопросе в течение ближайших нескольких лет ожидать не стоит. Причин политического характера, по которому будет меняться формат карабахского конфликта, он не видит. По его словам, эти причины могут сформироваться со временем, но это также не может произойти в одночасье. При этом, по его словам, также не стоит ожидать изменений в формате МГ ОБСЕ, который не меняется уже на протяжении 22 лет. Он не исключил факторы влияния АР на действия и решения США, но в то же время подчеркнул, что и РА имеет влияние в процессах как в США, так и во Франции и России. «И, кроме того, это единственный возможный формат. По той причине, что в нем нужен консенсус. Любой другой формат, в котором консенсус не нужен, не устроит, например, Армению».
При этом А. Искандарян добавил, что сохранения формата МГ ОБСЕ выгодно всем сторонам, поскольку «у него есть функция, у него есть роль, и он функцию и роль выполняет уже 22 года». Он подчеркнул также, что МГ ОБСЕ представляет собой также некий формат безопасности с учетом того, что на территории конфликта нет и никогда не было миротворцев. «Поэтому я полагаю, что так будет и дальше».
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
РА-НАТО
20 мая по итогам встречи генсека НАТО А. Ф. Расмуссена, глав МИД и МО РА Э. Налбандяна и С. Оганяна заявили, что НАТО и РА подтвердили решимость укреплять партнерство. А. Расмуссен приветствовал начало выполнения Арменией согласованного с НАТО нового цикла IPAP, а также усилия страны по достижению большей прозрачности и подотчетности в области обороны и безопасности. Обе стороны подчеркнули твердое намерение продолжать развивать крепкое партнерство.
Э. Налбандян и С. Оганян также приняли участие в заседании САС, где обсудили сотрудничество РА с альянсом и региональную безопасность.