Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Армения и Южный Кавказ (25 сентября — 1 октября)

11:36 , 2 Октябрь 2014
30
0


ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА ГРЕЦИИ В РА

30 сентября в Ереване на совместной пресс-конференции после встречи президентов Греции и РА главы государств выступили перед представителями СМИ с заявлением об итогах переговоров. С. Саргсян отметил, что с президентом К. Папульясом в атмосфере взаимопонимания подробно были обсуждены все вопросы двусторонней повестки и пути расширения взаимодействия. Главы двух государств придерживаются единого мнения в том, что государственные отношения между РА и Грецией всегда отличались высоким уровнем, который отражается во взаимных президентских визитах, развитии экономических, научно-образовательных, культурных, децентрализованных, межпарламентских связей. По его словам, отдельной похвалы заслуживает конструктивный диалог между министерствами обороны двух стран, в результате чего армяно-греческое военное сотрудничество сегодня находится на высоком уровне.

Он также отметил, что в общей сложности торгово-экономические связи между странами нуждаются в стимулировании на государственном уровне. При этом С. Саргсян придал особую важность деятельности армяно-греческой межправительственной комиссии. «Мы обязаны наши экономические отношения подтянуть и уравнять с существующим политическим диалогом и уровнем дружбы в целом».

С. Саргсян сообщил также, что было подтверждено намерение и далее углублять сотрудничество между РА и Грецией на различных площадках, в том числе в рамках партнерства РА-ЕС. По словам президента, в частности, он сообщил о готовности РА развивать отношения с ЕС по всем возможным направлениям и выразил надежду на содействие дружественной Греции в этом вопросе.

Обратившись к региональным проблемам, С. Саргсян сообщил, что представил греческому коллеге последние развития в процессе карабахского урегулирования и подчеркнул, что РА высоко оценивает взвешенную и конструктивную позицию Греции в данном вопросе, а также официальный подход Афин, заключающийся в поддержке деятельности МГ ОБСЕ и предложенных ею вариантов решения проблемы.

Он выразил также признательность Греции за то, что Афины одними из первых в мире признали Геноцид армян, а недавно приняли законопроект, криминализирующий отрицание геноцидов. С. Саргсян заявил, что это важный и эффективный законодательный шаг в борьбе с политикой отрицания, которая является частью преступления геноцида. Он напомнил, что в 2015г. армянский народ отметит 100-ю годовщину Геноцида и РА станет одной из важнейших площадок международной борьбы с этим преступлением. С. Саргсян пригласил К. Папульяса принять участие в намеченных на 24 апреля 2015г. мероприятиях.

С. Саргсян также сообщил, что состоялся обмен мнениями по ряду экстренных вопросов международной повестки и как представители двух древнейших христианских народов они выразило особую обеспокоенность судьбой христиан на Ближнем востоке.

В свою очередь, президент Греции К. Папульяс сообщил, что обе стороны придерживаемся единого мнения в том, что государственные отношения между РА и Грецией всегда выделялись высоким уровнем сотрудничества. “И мы с большим удовлетворением подтвердили возможность расширения двустороннего сотрудничества”. Он с удовлетворением подчеркнул, что в ряде армянских вузов преподается греческий язык, а многие студенты из РА благодаря стипендиям обучаются в греческих высших учебных заведениях.

К. Папульяс отметил, что С. Саргсян представил ему подробности данного процесса. Президент Греции, в свою очередь, сообщил С. Саргсяну последние развития в связи с кипрским вопросом, отметив, что данный вопрос находится на критическом этапе, и их целью является поиск жизнеспособного и практического, функционального решения, которое положит конец турецкой оккупации. “Однако должен отметить, что последние заявления турецкого руководства отнюдь не обнадеживают”.

Греческий президент сообщил также, что стороны коснулись и событий в Украине, выразив надежду, что прекращение огня послужит поводом для того, чтобы было положено начало политическому процессу и поискам решения кризиса в Украине.

По итогам переговоров были подписаны ряд соглашений в сельскохозяйственной и торгово-экономической сфере.

Премьер-министр РА О. Абраамян провел рабочий обед с К. Папульясом. Стороны высоко оценили многовековые историко-культурные связи между двумя дружественными странами и обозначили важность укрепления и дальнейшего развития эффективного армяно-греческого сотрудничества в разных сферах. Они подчеркнули, что правительства РА и Греции должны продолжить прилагать усилия для активизации двусторонних экономических отношений, увеличения объемов торгового оборота, а также осуществления разных совместных программ.

Председатель НС РА Г. Саакян также принял делегацию, возглавляемую президентом Греции. В ходе встречи Г. Саакян отметил, что дружба армянского и греческого народов обусловлена идущими из глубины веков взаимным уважением, общим историческим прошлым, общностью духовных и культурных ценностей, национальных признаков. По словам спикера, визит президента Греции в РА также будет способствовать еще большему углублению армяно-греческой дружбы и политического диалога.

Он также отметил, что в дальнейшем расширении и углублении армяно-греческого межгосударственного сотрудничества РА особую роль отводит развитию и расширению отношений между законодательными органами. Он с удовлетворением констатировал, что сегодня армяно-греческие межпарламентские связи развиваются довольно активно. В парламентах двух стран действуют группы депутатской дружбы, однако чувствуется необходимость активизации их деятельности и взаимных визитов делегаций; налицо ожидания к еще большей эффективности сотрудничества между группами дружбы – в продолжение уже сложившихся традиций.

По словам Г. Саакяна, РА заинтересована не только в стимулировании межпарламентского взаимодействия в двусторонней плоскости, но и придает особое и многостороннее значение сотрудничеству дружественных делегаций на парламентских аренах различных международных и региональных организаций, в частности в СЕ, ОБСЕ, НАТО, ПАЧЭС, а также в Евронест.

По словам спикера, РА осознает важность сотрудничества с Грецией также в формате отношений с ЕС и тверда в решимости последовательно углублять и расширять отношения с ЕС.

Г. Саакян выразил обеспокоенность в связи с событиями на Ближнем Востоке, в частности в Сирии и Ираке, угрожающими восточно-христианской цивилизации. Он отметил, что армянский и греческий народы не могут жить спокойно, когда страдают их соотечественники, ставшие жертвой экстремистов и поддерживающих их некоторых государств. По его словам, Греция и Армения должны предпринять совместные усилия для поддержки живущих на Ближнем Востоке христиан.

Говоря о карабахском конфликте, Г. Саакян отметил, что власти Армении стремятся решить его мирным путем, под эгидой МГ ОБСЕ. Это единственно приемлемый формат урегулирования конфликта. Развязанное и растущее из года в год накопление Азербайджаном вооружения – серьезная угроза безопасности и стабильности не только Южного Кавказа, но и всего региона.

Он выразил обеспокоенность в связи с деятельностью главы греческой делегации в ПАСЕ Д. Бакоянис, усилиями которой дан ход документу по карабахскому конфликту. Это было сделано без консультаций с делегацией РА. По мнению главы НС РА, перенос дебатов по мирному урегулированию карабахского конфликта на площадку СЕ опасен и существенно повредит процессу мирного урегулирования.

Председатель НС РА отметил, что по стоящим перед обеими странами вызовам – Нагорно-карабахской и Кипрской проблемам – позиции РА и Греции не противоречат друг другу, исходя из чего армянская сторона оказывала свою постоянную поддержку в процессах урегулирования Кипрской проблемы и ожидает аналогичного содействия греческой стороны в вопросе НК.

Обратившись к отношениям РА и Турции, председатель НС РА отметил, что урегулирование этих отношений важно как в региональном, так и в международном контексте и международному сообществу известно, что Армения всегда выступала с конструктивными инициативами.

Говоря о 100-й годовщине Геноцида армян, Г. Саакян с признательностью особо отметил, что парламент Греции одним из первых признал преступление века и поблагодарил за принятие парламентом Греции 9 сентября 2014 г. законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян. В завершение встречи он отметил, что присутствие высоких должностных лиц Греции на организуемых в 2015 г. мероприятиях явится самым красноречивым свидетельством беспредельной верности греческого народа общечеловеческим ценностям.

Президент Греции К. Папульяс, поблагодарив за прием, говорил о многовековой дружбе греческого и армянского народов. Он отметил, что веками два народа поддерживали друг друга, борясь против общих врагов. Обратившись к карабахскому конфликту, президент подчеркнул, что позиция Греции в данном вопросе четкая, а Д. Бакоянис отклонилась от официальной позиции государства, и этот подход будет осужден греческим правительством. Президент Греции отметил, что как греки, так и армяне желают сохранения цивилизованных отношений с соседними странами, что не всегда удается.

К. Папульяс подчеркнул роль парламентской дипломатии в углублении сотрудничества между двумя государствами. Он назвал образцовым военное сотрудничество двух государств и отметил, что есть еще немало дел в сфере торгово-экономического сотрудничества. По мнению президента Греции, его визит посодействует упрочению дружбы и сотрудничества Греции и РА.

30 сентября при участии президентов РА и Греции в Ереване открылся армяно-греческий бизнес-форум, который проводится в рамках официального визита президента Греции в РА.

Как отметил на открытии форума директор Армянского агентства развития Р. Арутюнян, форум проводится с целью создания и расширения армяно-греческих торгово-экономических связей. По его словам, форум позволит армянским предпринимателям представить свои инвестиционные и бизнес-предложения, будет способствовать созданию новых связей между двумя странами, расширению взаимовыгодного сотрудничества и развитию торгово-экономических отношений.

Он подчеркнул, что из Греции в РА прибыли представители 16 греческих компаний, представляющих разные отрасли промышленности, – информационные технологии, строительство и оборудования, металлургия, недвижимость, телекоммуникация, одежда, сельское хозяйство, медицинский туризм, туристические услуги. По его словам, греческой стороне может быть предложено воспользоваться свободными экономическими отношениями между РА, ТС и странами СНГ. «То есть Армения может помочь им при вхождении в эти рынки. Мы собираемся обсудить этот вопрос с греческими предпринимателями».

Обратившись к объемам торгового оборота, Р. Арутюнян отметил, что в прошлом году они составили лишь 22 млн долларов. В торговом обороте преобладает импорт из Греции в РА, основную часть которого составляют цитрусовые фрукты, алюминиевая фольга, сигареты, сигары.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Выступление президента РА в Колумбийском университете

24 сентября в ходе своего выступления в Колумбийском университете президент РА С. Саргсян заявил, что РА всегда строила свою внешнюю политику на основании сопоставления интересов вовлеченных в регион сил, различных систем, а не на создании разделительных линий противоречий. Он отметил, что РА и РФ — стратегические партнеры, и армяно-российский договор о взаимопомощи, наряду с членством РА в ОДКБ, является одним из столпов безопасности страны. Параллельно этому РА посредством сотрудничества с НАТО вносит свой активный вклад в дело международной безопасности и стабильности как в рамках индивидуального плана действий, так и участвуя в международных миротворческих миссиях.

Он также подчеркнул, что РА, вступив в ЕАЭС, станет связующим звеном для деловых кругов стран ЕАЭС и западных государств. По его словам, одновременно, РА продолжает всестороннее сотрудничество с ЕС как в рамках “Восточного партнерства”, так и в двустороннем формате. Он отметил, что благодаря поддержке ЕС и Запада, РА реализовала серьезные реформы в сферах демократии, прав человека, приоритета закона, либерализации экономики и многих других важных областях. “Уверен, что они будут носить непрерывный характер. Мы хорошо осознаем, что цель этих реформ состоит не в том, чтобы интегрироваться в ту или иную структуру — они нужны в первую очередь нам”.

По словам президента, в наши дни, когда межгосударственные границы становятся всё более прозрачными и формируются межконтинентальные единые экономические зоны, бессмысленно говорить о противоречиях различных систем и строить собственную внешнюю политику на основе этих противоречий. “Мы стараемся разработать такие механизмы сотрудничества с нашими партнерами, которые сопоставляются, а не противостоят. Это не просто слова. Таков наш образ мышления, наша ежедневная работа, наше видение, и мы пришли к этому на основании собственного опыта”.

По его словам, РА придает большое значение непрерывному развитию дружественного партнерства с США, вовлекая всё новые сферы сотрудничества. Он напомнил, что уже ведутся переговоры вокруг упрощения визового режима. “Мы высоко ценим содействие, оказываемое РА со стороны США. 42 штата США признали Геноцид армян, а в последние годы ряд штатов признали также независимость НК, право народа Арцаха на свободную жизнь”.

По словам С. Саргсяна, многочисленная армянская община проживающая в США, чья активная общественно-политическая деятельность, несомненно, играет свою позитивную роль, является своеобразной движущей силой в развитии армяно-американских отношений.

Александр Арзуманян

26 сентября на пресс-конференции депутат А. Арзуманян в целом положительно оценил выступление президента РА С. Саргсяна на 69-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке. Он отметил, что в преддверии 100-й годовщины Геноцида армян необходимо озвучивать эту проблему на всех международных площадках, а также представлять подходы армянской стороны в этом вопросе. “Это был подходящий повод для озвучивания данной проблемы с этой трибуны”. По словам депутата, что в своей речи С. Саргсян показал, что у РА не имеет никаких проблем по части выполнения резолюций СБ ООН, как об этом на протяжении 19 лет заявляют представители руководства АР. “Напротив, в резолюциях СБ ООН говорится о том, что это конфликт между Азербайджаном и НК, а к Армении озвучивается призыв не содействовать, чтобы конфликт не получал распространение. В этом плане она также важна».

Что касается вопроса об отзыве армяно-турецких протоколов, о чем в своей речи заявил президент РА, то А. Арзуманян отметил, что по этой части следует проявить последовательность. Депутат считает, что теперь С. Саргсяну следует встретиться с руководством НС РА, обсудить вопрос, а «затем уже НС РА решит участь этих злосчастных протоколов».

На вопрос, стоило ли произносить со столь высокой трибуны выражение «Ну и черт с вашей ратификацией», А. Арзуманян ответил, что это всего лишь идиоматическое выражение, которое довольно успешно было переведено на английский язык. “Оскорбления в этом не вижу. Это всего лишь фраза. Кому-то может понравиться, а кому-то нет”.

В целом, по его оценке, выступление президента С. Саргсяна послужило внешнеполитическим интересам РА. Он указал также на важность того обстоятельства, что речь была произнесена в первый день сессии ГА ООН, когда присутствовали представители СМИ со всего мира.

РА-ЕАЭС

Никол Пашинян

26 сентября в НС РА оппозиционный депутат Н. Пашинян выразил мнение, что вступление РА в ЕАЭС может породить серьезные проблемы с ИРИ и Грузией, по территории которых проходит транзит грузов в РА. “Ни Иран, ни Грузия не являются членами ЕАЭС. Здесь действуют совершенно другие механизмы, таможенные режимы. И как мы будем согласовывать с ними эти вопросы, пока неизвестно”. По его словам, Тегеран неоднократно предлагал РА подписать соглашение о зоне свободной торговли, однако армянская сторона каждый раз откладывала обсуждение данного вопроса, видимо, планируя в перспективе стать членом ЕАЭС. “Я не думаю, что это была дальновидная политика с нашей стороны”.

РПА-ПАСЕ

30 сентября в НС РА депутат от РПА А. Бабуханян заявил, что решение ПАСЕ о составлении доклада “Повышение напряженности в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана” является не чем иным, как шантажом Запада в преддверии вступления РА в ЕАЭС. Он подчеркнул, что подобное поведение заставляет РА пересмотреть свои отношения с определенными структурами и усиливает ее стремление в ЕАЭС, что станет стимулом для экономического развития страны.

АРЦАХСКИЙ КОНФЛИКТ

29 сентября депутаты НС РА 112 голосами «за» и тремя воздержавшимися отложили на год обсуждения по законопроекту оппозиционной фракции «Наследие» «О военно-политических принципах обеспечения безопасности Армении и НКР», предусматривающему признание НКР.

По словам спикера НС РА Г. Саакяна (РПА), постоянная комиссия по внешним сношениям НС РА сочла нецелесообразным включение законопроекта в повестку пленарного заседания парламента.

Автор законопроекта, депутат от «Наследия» З. Постанджян, на заседании профильной комиссии заявляла о том, что сегодня, как никогда ранее, актуален вопрос признания НКР, поскольку с одной стороны это защитит Арцах от возможных нежелательных последствий, а с другой стороны — обеспечит территориальную целостность РА, однако согласилась отложить его обсуждение на год.

МИД РА

29 сентября на совместной пресс-конференции с заместителем генсека ООН, руководителем UNDP Х. Кларк в Ереване министр ИД РА Э. Налбандян прокомментировал выступление главы МИД АР на сессии ГА ООН, в котором тот перечислил международные и региональные организации, подчеркнув важность принятых ими резолюций по НК. Э. Налбандян заявил, что АР не готова к урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе предложений сопредседателей МГ ОБСЕ. Он подчеркнул, что в числе перечисленных Э. Мамедьяровым организаций не оказалось МГ ОБСЕ и ее сопредседателей, имеющих международный мандат на посредническую миссию. “Организации, указанные главой МИД Азербайджана, не только не располагают мандатом, но и вообще не занимаются такими вопросами. Азербайджан пытается перенести переговорный процесс в иной формат, где нет глубокого представления о проблеме. Это еще одно свидетельство того, что Азербайджан не готов к урегулированию на основе норм международного права и положений, представленных сопредседателями МГ ОБСЕ”.

Он напомнил о пяти заявлениях, принятых на уровне глав стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. «Армения неоднократно заявляла о готовности к мирному урегулированию на основе представленных предложений».

ФРГ

1 октября на встрече с журналистами ЧПП ФРГ в РА Р. Морел выразил мнение, что предстоящая встреча президентов РА и АР в Париже имеет важное значение в процессе карабахского урегулирования. «Даже если по итогам встречи не будет подписан какой-либо документ, положительным является сам факт диалога, ведь пока идут переговоры, не звучат выстрелы». По его словам, урегулирование карабахской проблемы – сложный процесс и важным условием являются встречи и переговоры глав государств. Посол отметил также, что процесс урегулирования карабахского конфликта должен вестись в формате МГ ОБСЕ.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

НС РА

29 сентября в НС РА депутат от фракции «Наследие» З. Постанджян напомнила, что президент РА поднял вопрос об отзыве армяно-турецких протоколов из повестки парламента на заседании ГА ООН. Она поинтересовалась, “когда мы, как заявил президент, отправим «к черту вашу ратификацию”. Депутат поинтересовалась у спикера, будут ли они исключены из повестки и какова будет их дальнейшая судьба.

В ответ на это спикер НС РА Г. Саакян отметил, что президент РА высказал свою позицию по данному вопросу с трибуны ГА ООН и этот вопрос находится в сфере его компетенций.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Митинг невластных сил

25 сентября на совместном митинге АНК, ППА и партии “Наследие” в городе Абовян руководитель фракции АНК Л. Зурабян заявил, что в РА начинается освободительная революция, и она не имеет отношения к кровопролитию или потрясениям. По его оценке, в РА начинается шелковая революция. Он заявил, что сегодня страной управляет группа преступников, но уже начался процесс очищения страны от них. “Ежегодно эта преступная группа ворует у народа $2,5 млрд. Посмотрите, кого назначают на ответственные посты — насильников и убийц. Сегодняшнее назначение С. Хчатряна на пост губернатора Сюника яркий пример того”. Он заметил также, что сегодняшние власти исчерпали себя. Он вновь подчеркнул, что пока этот режим не будет устранен, РА не будет развиваться.

По оценке секретаря фракции АНК А. Манукяна, формируется движение, не имеющее аналогов в прошлом: объединились три политические силы, парламентские фракции с разными позициями, которые солидарны в одном вопросе – спасти страну. По его словам, это движение совершенного нового качества, в которое вовлечены люди, обеспокоенные судьбой страны и готовые предпринять срочные меры.

Депутат от ППА В. Осканян, выступая в ходе митинга, дал критическую оценку деятельности властей. По его словам, никогда еще бездеятельность властей и их промахи не были настолько явными. Он отметил, что только исходя из данных госстатистики, можно сказать, что в течение последних 7 лет нынешние власти топтались на месте. Это касается в частности снижения объема зарубежных инвестиций и роста внешнего долга. Причина сложившейся ситуации, по его мнению, лежит в политической монополии, где все решается и управляется со стороны одной силы. Со своей стороны, политическая монополия приводит к экономической монополии, что отрицательно сказывается на благополучии граждан. Не оправдало себя также правительство О. Абрамяна. Несмотря на это, по словам В. Осканяна, никогда еще желание властей к самовоспроизводству не было таким явным.

В свою очередь, зампред партии “Наследие” А. Мартиросян заявил, что РА должна днем раньше избавиться от этих властей. “Для этого нам представился уникальный шанс, которого не было с 1991 г.”.

Митинг завершился скандированием собравшихся “Сержик уходи!”.

В конце прозвучала песня Фредди Меркюри “We are the champions”.

Александр Арзуманян

26 сентября на пресс-конференции депутат А. Арзуманян выразил мнение, что переназначение С. Хачатряна на пост губернатора Сюникской области является пощечиной армянскому обществу. Он также заметил, что в Украине на такое ответили бы еще одним майданом.

Партия “Процветающая Армения” -Народная партия Армении

27 сентября состоялась встреча лидеров НПА и ППА С. Демирчяна и Г. Царукяна, на котором лидер ППА заявил, что те цели, которые поставили перед собой невластные силы, в одиночку нельзя достичь, необходимо проводить встречи с политическими деятелями, лидерами партий, выслушать и сопоставить мнения, сделать соответствующие выводы, проанализировать шаги. Он также заметил, что ППА готова принять любые предложения, которые нацелены на улучшение состояния народа и укрепление армянской государственности. Г. Царукян подчеркнул, что в РА должны быть созданы условия для справедливой конкуренции, для работы и восстановления веры, остальное народ сделает сам. “Наш народ умет работать”.

В свою очередь, С. Демирчян отметил, что сложившаяся сегодня в РА удручающая ситуация обусловлена не конституционными недочетами, а попиранием Конституции. “Приоритетом сегодня являются не конституционные реформы, а формирование власти в соответствии с Конституцией, ликвидация атмосферы безнаказанности, реализация реальных мер по борьбе с коррупцией, оздоровление экономики”.

МНЕНИЕ

Карен Бекарян

25 сентября на пресс-конференции глава НПО «Европейская интеграция» К. Бекарян выразил мнение, что президент РА С. Саргсян представил на сессии ГА ООН четкую позицию Еревана относительно резолюций Совбеза ООН по карабахской проблеме, которые становятся предметом спекуляций со стороны АР. Он отметил, что часть выступления президента, касающаяся карабахской проблемы, в какой-то мере стала продолжением вопроса о резолюциях СБ, озвученного С. Саргсяном во время встречи президентов РА, РФ и АР в Сочи.

По словам эксперта, еще в Сочи Саргсян отреагировал на заявления азербайджанской стороны о том, что Ереван якобы не выполняет эти резолюции. “Президент Армении задал риторический вопрос: а выполнил ли Азербайджан какой-либо пункт из этих резолюций?”. По его словам, на ГА уже более конкретно указываются те пункты, которые Азербайджан не выполнил, в первую очередь, речь идет о требовании прекратить огонь в момент принятия резолюций.

По оценке эксперта, давно пришло время расставить все акценты по этому вопросу, представить четкую позицию, что и было сделано с трибуны ГА ООН.

К. Бекарян считает, что карабахская проблема отличается от шотландской тем, что в АР нет ни политической культуры, ни демократических традиций, ни уважения к правам человека, и это неуважение относится не только к армянам, но и к собственному народу. “Здесь возникает вопрос: как к этому относится мировое сообщество, страны, играющие в нем значительную роль, не говоря о членах СБ ООН? Они принимают это за основу или осознают, что Азербайджану нужно развитие, обеспечивающее такой уровень политической культуры, который позволит рассматривать существующие проблемы в новом контексте”. По словам эксперта, проблемой Шотландии такие процессы не начинаются, не заканчиваются и закончатся. Он также заметил, что сигналы поступают из Каталонии, определенные сигналы из Северной Ирландии, в выжидательной позиции находится Страна Басков, Фландрия. “И это, естественно, первая часть, первый этап из большого списка”.

Говоря об армяно-турецких отношениях, К. Бекарян заметил, что президент РА в своем выступлении на сессии ГА ООН для ясно понять, что Ереван не будет вечно ждать ратификации Турцией армяно-турецких протоколов. “Здесь был четкий сигнал в первую очередь Турции, во-вторых, всем прямым или косвенным посредникам, участвующим в процессе нормализации армяно-турецких отношений, в роли которых выступили США, ЕС, представители СЕ, Франция, РФ, Швейцария. Нератификация Турцией протоколов или ее циничное отношение к процессу — это пощечина, не только Армении, но и всем посредникам”.

По его словам, был также дан и второй сигнал о том, что в РА ведутся обсуждения вокруг этих протоколов, и поднимается вопрос их отзыва из парламента. Эксперт считает, что могло быть озвучено и более жесткое решение вопроса – отзыв подписей. “Но нужно понимать, что существует дипломатическая этика, которая требует соблюдения очередности шагов, а не радикальных решений”. Он заметил, что сегодня поставлен вопрос отзыва протоколов из парламента. Он уверен, что в дальнейшем возникнет вопрос истечения разумных сроков ратификации, а если со стороны Турции не будет никаких сдвигов, кроме двуличной позиции, то наступит и момент отзыва подписей.

Александр Манасян

26 сентября на пресс-конференции А. Манасян выразил мнение, что президент РА С, выступая на сессии ГА ООН, справедливо раскритиковал попытки увязывания карабахской проблемы с вопросом открытия армяно-турецкой границы, все акценты были расставлены правильно. “Мяч очень долго оставался на турецкой стороне, они не играют, и сама игра стала бессмысленной”. По его словам, можно было акцентировать еще один момент, а именно то, что НКР является суверенным государством, и она сама решает свои проблемы. “Это усилило бы в целом правильные постулаты, озвученные президентом”.

По словам эксперта, сама политика, приведшая к подписанию Цюрихских протоколов, была правильной, а дальнейшие процессы вокруг протоколов станут ясны в 2015 г., в год 100 летней годовщины Геноцида армян. “Я уверен, что футбольная дипломатия была необходима, мы должны были показать нашу готовность, а наши шаги раскрыли агрессивную сущность Турции и Азербайджана”.

Круглый стол на тему “Евразийская интеграция: проблемы и потенциал развития”

29 сентября в ходе международного круглого стола президент Научного общества кавказоведов А. Крылов выразил мнение, что РФ не откажется от своего восточного вектора, который, скорее всего, станет для нее более важным, чем западный, даже в случае разрядки напряженности в отношениях с Европой. “Даже в случае разрядки, конечно, позиция государств и российская политика уже не будет такой, какой была до Украины, она будет совершенно другой, так как Россия уже не откажется от своего восточного вектора, который, скорее всего, станет для нее более важным, чем западный”.

По его словам, это будет способствовать избавлению от того евроцентризма, которым довольно долго страдала российская элита. «Возможно, это приведет к пониманию того, что России не нужно строить копию западной демократии, потому что копии всегда хуже оригинала, и в этой ситуации западная модель более привлекательна на Западе, чем в России».

Он считает, что будет переоценена роль великих восточных цивилизаций, вообще история, не с точки зрения Европы, а с точки зрения и Азии тоже. “Может быть, возникнет возможность выработки альтернативной модели развития общества, более основанной на традиционных ценностях. Но привлекательность этой модели будет, в определяющей степени, зависеть от того, насколько успешным будет развитие самой России”.

Вместе с тем, по словам эксперта, в нынешних условиях продолжающейся экономической войны, вероятно снижение заинтересованности РФ в постсоветской интеграции, особенно с теми государствами, которые останутся за новыми линиями разделения.

В свою очередь, редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» А. Куртов выразил мнение, что евразийский экономический союз нуждается в общественной поддержке интеграционного проекта. “Народ необходим как компонент поддержки интеграционного проекта, иначе он потерпит неудачу”. Он отметил, что, как показывают социологические исследования, большинство населения в этих странах выступают за ЕАЭС, хотя большой поддержки при этом нет, и на это есть причины. По его словам, политические элиты стран-членов ЕАЭС недооценивают необходимость общественной поддержки, так как сама методика и структура управления этим процессом построена на технократизме. “Даже отсутствует такой элемент, как публичность. Например на сайте Евразийской экономической комиссии, хотя и можно найти много полезной информации, но она не абсолютно не систематизирована”. Кроме того, по его словам, у Комиссии есть свои профессионалы, которые дают очень содержательные и убедительные аргументы в пользу развития Таможенного союза, но они этого не размещают.

Сергей Минасян

1 октября на пресс-конференции замдиректора Института Кавказа С. Минасян выразил мнение, что выдвижение лидера ППА Г. Царукяна на пост президента в 2018 г. зависит от парламентских выборов в 2017. По его словам, если в 2017 г. ППА не наберет большинство голосов в парламенте, то Г. Царукян не будет баллотироваться в президенты, однако если партии все же удастся отнять голоса у РПА, то единственным кандидатом от процветающих будет Г. Царуукян. При этом аналитик подчеркнул, что у РПА существуют проблемы относительно кандидатуры правопреемника С. Саргсяна, в противном случае уже начались бы процессы по его «раскрутке» кандидата. “Муссируются имена премьер-министра О. Абрамяна, министра обороны С. Оганяна, однако понятно, что окончательного решения пока нет, и все решат парламентские выборы”.

Он также убежден, что вступление РА в ЕАЭ) обусловлено, в первую очередь, соображениями безопасности. Обратившись к вопросу целесообразности вступления РА в ЕАЭС, политолог отметил: отсутствие сухопутной таможенной границы с ЕАЭС уже может привести к определенным проблемам. Однако, с другой точки зрения, по словам эксперта, вопросы военно-технической безопасности здесь гораздо важнее.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

РА-Грузия

25 сентября главы МО РА и Грузии С. Оганян и И. Аласания на встрече в Ереване обсудили вопросы двустороннего военно-технического сотрудничества и региональной безопасности, а также расширения сотрудничества между оборонными ведомствами двух стран и перспективы взаимодействия в многостороннем формате.

РА-СЕ

25 сентября в Нью-Йорке на встрече с президентом РА С. Саргсяном генсек СЕ Т. Ягланд заявил, что СЕ готов поддержать процесс конституционных реформ в РА, выразил уверенность, что изменения будут способствовать углублению процесса реформ, направленных на развитие РА и ее общества на принципах верховенства демократии и прав человека. Он отметил важность конституционных преобразований и участия в нем Венецианской комиссии.

По просьбе Т. Ягланда А. Саргсян коснулся нынешнего этапа переговорного процесса по мирному урегулированию карабахского конфликта. Стороны отметили важность роли МГ ОБСЕ в этом процессе.

РА-Чехия

25 сентября вице-спикер НС РА Э. Шармазанов и члены возглавляемой им делегация провели встречу с вице-председателем Палаты депутатов парламента Чехии В. Филипом и главой Комиссии по вопросам ходатайств Палаты депутатов З. Бебаровой-Руйбровой. В ходе встречи Э. Шармазанов обратился к карабахскому конфликту, подчеркнув, что Армения выступает за исключительно мирное урегулирование конфликта, а реализации права народа НК на самоопределение нет альтернативы.

Чешская сторона подтвердила свою готовность в преддверии 100-й годовщины Геноцида армян под патронажем Комиссии по вопросам ходатайств в Палате депутатов продемонстрировать ряд экспонатов Музея-института Геноцида армян. Чешские парламентарии сообщили вице-спикеру парламента РА, что выставка состоится до 24 апреля 2015 г.

Э. Шармазанов выразил свою благодарность чешской стороне, выразив надежду, что в преддверии 100-й годовщины Геноцида армян парламент Чехии также признает и осудит это преступление против человечества.

Э. Шармазанов пригласил В. Филипа и З. Бебарову-Руйброву принять участие в предстоящей 22-23 апреля 2015г. в Ереване международной конференции «Против преступления геноцида».

РА-ООН

26 сентября в Нью-Йорке президент РА С. Саргсян встретился с Генсеком ООН Пан Ги Муном. В ходе встречи собеседники обменялись мнениями вокруг важнейших вопросов повестки 69-й сессии ГА ООН. Они также обсудили вопросы, относящиеся к стабильности и безопасности на Южном Кавказе. С. Саргсян представил Генсеку ООН последние процессы в переговорах по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

РА-РФ

29 сентября в ходе встречи с советником председателя ГД РФ М. Кротовым и первым заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками ГД О. Лебедевым вице-спикер НС РА Э. Шармазанов заявил, что армяно-российские связи должны максимально развиваться и углубляться. Он высоко оценил скоординированную работу делегаций двух стран в международных парламентских структурах. Коснувшись нагорно-карабахского конфликта, он положительно оценил усилия РФ, как страны-сопредседателя МГ ОБСЕ, направленные на мирное урегулирование проблемы.

Говоря международном признания Геноцида армян, Э. Шармазанов поблагодарил власти РФ за принятие еще в 90-е годы закона о признании Геноцида армян. Он также затронул вопрос присоединения РА к ЕАЭС.

В свою очередь М. Кротов заявил, что цель их визита — обсудить на уровне парламентских фракций конкретный формат и пути сотрудничества. При этом он отметил, что войдя в ЕАЭС, РА станет полноправным членом союза.

НКР-Абхазия

25 сентября делегация НКР во главе со спикером НС НКР А. Гуляна приняля участие на инаугурации президента Абхазии Р. Хаджимба.

Президент Абхазии Р. Хаджимба и А. Гулян в ходе встречи высказались за дальнейшее углубление двустороннего сотрудничества между двумя государствами.

Состоялась встреча А. Гуляна с министром ИД Абхазии В. Чирикба. В ходе встречи стороны обсудили вопросы, связанные с процессами государственного строительства в двух республиках и отметили большой потенциал в расширении и углублении двусторонних отношений между Арцахом и Абхазией.

Выступление С.Саргсяна ан Генассамблее ООН

24.09.2014

Уважаемый Председатель Генеральной Ассамблеи!

Уважаемый господин Генеральный секретарь!

Дамы и господа!

Текущая сессия проходит в период переломных для человечества событий – 100-летия Первой мировой войны и отмечаемого в следующем году 70-летия окончания 2-й мировой войны. Миссией Организации Объединенных Наций, созданной около семи десятилетий назад, в конце Второй мировой войны, было формирование той новой политической среды и культуры, которые исключили бы повторение трагических страниц прошлого.

2015 год имеет особое значение для армянства всего мира. 24 апреля рассеянный по всему миру армянский народ будет скорбно отмечать 100-летие самой трагической страницы своей истории – Геноцида армян. Это не имеющее прецедента в истории преступление, имевшее целью бойню целого народа и лишение его родины, продолжает оставаться для армян всего мира незарубцевавшейся раной. Геноцид 1915 года был направленным против цивилизации и человечества преступлением, а его неполноценное осуждение – явлением, порождающим подобные массовые преступления.

В год столения Геноцида армян, выступая с этой высокой трибуны, которую я назвал бы трибуной Чести и Ответственности, во всеуслышание говорю:

Спасибо Уругвай, Франция, Россия.

Спасибо Италия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция.

Спасибо Германия, Польша, Литва, Греция, Словакия, Кипр.

Спасибо Ливан, Аргентина, Венесуэла, Чили, Канада, Ватикан.

Спасибо за признание и осуждение Геноцида армян, независимо от формата этого признания и использованных формулировок.

Спасибо всем тем деятелям, государственным органам, территориальным единицам или организациям США, Европейского союза, многих-многих стран, которые во всеуслышание называют вещи своими именами. Это действительно крайне важно, поскольку отрицание – один из этапов преступления геноцида.

Уже около века не только рассеянное по всему миру армянство, но и все прогрессивное международное сообщество ждут, что Турция наконец найдет смелость встать лицом к лицу с собственной историей и признать Геноцид армян, тем самым освободив последующие поколения от тяжелого груза прошлого. Увы, вместо этого звучат двусмысленные, завуалированные послания, в которых жертву приравнивают к палачу, искажают события прошлого.

Армения никогда не делала признание Геноцида армян предусловием урегулирования двусторонних отношений Армения-Турция. Известно, что инициированный официальным Ереваном процесс урегулирования отношений Армения-Турция дошел до подписания Цюрихских протоколов. Эти протоколы уже годами лежат на полке, ожидая ратификации парламентом Турции. Официальная Анкара открыто провозглашает, что ратифицирует эти протоколы только тогда, когда Нагорный Карабах – Свободный Арцах, армяне сдадут Азербайджану. В Армении и Арцахе на подобные предусловия простые люди очень часто реагируют очень просто: «Ну и черт с вашей ратификацией». В выраженных народным языком этих словах сконцентрирована вековая борьба целой нации, которая занимающимся куплей-продажей чужой родины безоговорочно объясняет: Родина – это святое, и идите с вашей куплей-продажей подальше от нас. Вот в таких условиях официальный Ереван сегодня серьезно обсуждает вопрос отзыва армяно-турецких протоколов из парламента.

И сегодня перед глазами всех нас – происходящие в Сирии и Ираке прискорбные события, когда религиозные и национальные меньшинства становятся мишенью для групп, проповедующих ненависть. Два дня назад террористами была заминирована и взорвана воздвигнутая в память о жертвах Геноцида армян армянская церковь Святых Мучеников в Дер Зоре, где покоятся останки многочисленных жертв Большой Резни. Подобное варварство является просто преступным безбожием, которое не может иметь связи с какой-либо религией. Создавшаяся в Сирии и на севере Ирака катастрофическая ситуация ухудшается с каждым днем, и сегодня уже прямая опасность угрожает сотням тысяч мирных людей, в том числе и десяткам тысяч армян Алеппо. Это как раз одна из тех опасных ситуаций, которые должны рассматриваться в рамках наших совместных обязательств по предотвращению направленных против человечества преступлений. Армения во всеуслышание заявила о необходимости обеспечения защиты армянского населения Сирии и проживающего на северо-западе Ирака езидского населения, и мы рады увидеть единую позицию международного сообщества в этом вопросе.

Поддержание мира и безопасности в мировом масштабе является смыслом создания и существования нашей организации. В последние годы Армения последовательно укрепляла свой миротворческий потенциал, подготавливая более широкое вовлечение нашей страны в обеспечение международного мира и стабильности. В очень ближайшем будущем армянские миротворцы будут дислоцированы на севере Ливана в рамках осуществляемой под эгидой ООН миссии ЮНИФИЛ. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с нашими итальянскими партнерами. Уверен, что армянские военнослужащие достойно и с высоким профессионализмом осуществят свою миссию, используя также приобретенный в течение уже десятилетия богатый опыт в Косово, Ираке, Афганистане.

Уважаемые коллеги,

Уже более 20 лет, как усилия международного сообщества в направлении справедливого и мирного урегулирования карабахского конфликта терпят неудачу по причине деструктивной и максималистской позиции нашего соседа. Отсутствие надлежащей международной оценки звучащих в Азербайджане на самом высоком уровне милитаристских заявлений и разнообразных угроз привело к сегодняшней вседозволенности. Президент Азербайджана квалифицирует весь армянский народ как «врага номер один», а то, что в цивилизованном мире считается преступлением, в Азербайджане рассматривается как геройство.

Несмотря на то обстоятельство, что каждый конфликт специфичен, в международных отношениях последовательно выдвигаются основополагающие права и свободы человека, в том числе свободное волеизъявление и самоопределение народов. Состоявшийся несколько дней назад в Шотландии референдум еще раз доказал, что именно институт референдума в настоящее время последовательно становится одним из важнейших правовых инструментов мирного урегулирования этнических проблем. И неслучайно, что столпом предложенного Минской группой ОБСЕ мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта также является право распоряжаться собственной судьбой посредством референдума.

Дамы и господа!

Говоря об урегулировании нагорно-карабахского конфликта, не могу не коснуться принятых СБ ООН в годы войны 4-х резолюций, которыми периодически спекулируют власти Азербайджана – в качестве обоснования своей деструктивной политики.

Речь идет о всех тех четырех резолюциях, где в качестве первоочередного и безоговорочного требования указывалось прекращение военных и враждебных действий, которое не было осуществлено Азербайджаном. Именно вследствие невыполнения Азербайджаном основополагающих требований настоящих резолюций стала невозможной их полная реализация. В резолюциях делался призыв прекратить бомбардировки и воздушные удары по мирному населению, воздержаться от попрания принципов международного гуманитарного права, в ответ на что Азербайджан продолжал бомбить мирное население, не делая разницы между детьми, женщинами, пожилыми, грубо нарушая все правовые и нравственные нормы международного гуманитарного права.

И сегодня Азербайджан не стыдясь ссылается на эти резолюции: выборочно, комментирует их вне контекста в качестве условия урегулирования проблемы. Равнозначный комментарий резолюций СБ ООН невозможен без правильного восприятия иерархии зафиксированных в них требований.

В числе зафиксированных в резолюциях требований также: восстановление в регионе экономических, коммуникационных путей и энергетических связей (резолюция 853), устранение препятствий на пути восстановления путей сообщения (резолюция 874). Не секрет, что с самого начала конфликта Азербайджан и Турция применяют блокаду по отношению к Нагорному Карабаху и Республике Армения. Президент Азербайджана в своих выступлениях даже гордится этим, обещая своему обществу, что это направление останется приоритетом внешней политики Азербайджана.

В указанных резолюциях Совета Безопасности содержится призыв к властям Азербайджана установить прямые контакты с Нагорным Карабахом. Азербайджан не только не устанавливает прямых контактов с Нагорным Карабахом, который, кстати, является обладающей равными правами стороной перемирия 1994 года и ряда других международных соглашений, но и пропагандирует вражду к народу, который якобы желает видеть в составе своего государства.

Ни в одной из резолюций Армения не указана в качестве стороны конфликта. В адресованных нашей стране призывах говорилось лишь о «продолжении оказания влияния» на армянство Нагорного Карабаха (853, 884) для прекращения конфликта, что Армения полноценно осуществила, и также благодаря этому в 1994 году было заключено перемирие. Во всех резолюциях Нагорный Карабах был четко признан стороной конфликта.

Из вышесказанного очевидно, что именно власти Азербайджана не осуществили основополагающих требований СБ ООН, в том числе также реализацию и соблюдение международных гуманитарных норм. Кстати, это требование также периодически и грубейшим образом нарушается Азербайджаном, когда по отношению к плененным армянам – мирным жителям проявляется жестокое и бесчеловечное отношение, которое очень часто становится причиной их смерти. Хотя, думаю, удивляться излишне, ведь речь идет о государстве, где собственный народ сам подвергается давлению и бесчеловечному отношению. Ярким свидетельством этого была прерванная несколько дней назад работа миссии подкомитета ООН против пыток вследствие проявленного со стороны официального Баку поведения.

Сопредседательство Минской группы ОБСЕ является единственной специализированной структурой, которая два десятилетия занимается карабахской проблемой по мандату, полученному от международного сообщества. Азербайджан, хорошо осознавая, что невозможно обмануть углубившуюся в суть проблемы Минскую группу или навязать ей ложную информацию, стремится перевести урегулирование проблемы на другие площадки, пытаясь придать проблеме характер территориального спора или спекулируя на факторе религиозного согласия. Это полный вздор. А Армения традиционно имеет теплые отношения с исповедующими ислам народами в лице арабского мира или, например, нашего непосредственного соседа Ирана.

Дамы и господа!

Высоко оценивая незаменимую роль ООН в деле разработки и реализации целей устойчивого развития, уверен, что посредством новой повестки развития «после 2015 г.» мы продолжим наши усилия по нахождению вытекающих из целей развития тысячелетия решений глобальных проблем и противодействию вызовам, осуществив плавный переход к целям Устойчивого развития.

Завершая свою речь, подчеркну, что в рамках ООН мы вместе прошли значительный путь в направлении формирования «Повестки развития после 2015 года» и продолжим прилагать усилия, проявляя гибкость для доведения этого процесса до своего логического завершения.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.