Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Армения и Южный Кавказ (29 мая – 4 июня)

13:15 , 5 Июнь 2014
38
0


ВИЗИТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБСЕ В РА

4 июня в Ереване на совместной пресс-конференции с президентом Швейцарии, действующим председателем ОБСЕ Д. Буркхалтером президент РА С. Саргсян заявил, что карабахский конфликт является последствием национально-освободительной борьбы карабахского народа за право на самоопределение. Он подчеркнул, что карабахский конфликт не может быть окончательно урегулирован без учета мнения карабахского народа. При этом он вновь подчеркнул о приверженности армянской стороны днем раньше достичь решения проблемы исключительно мирным путем. Между тем, по его словам, милитаристские угрозы, отодвигают этот путь. Он вновь подчеркнул, что МГ ОБСЕ является самым оптимальным форматом урегулирования карабахской проблемы.

С. Саргсян отметил, что он со своим швейцарским коллегой подробно обсудил карабахскую проблему и подтвердил желание Армении как можно скорее найти решение проблемы. «Мы едины во мнении, что военным путем конфликт нельзя решить, это только еще более усугубит этот вопрос… Угрозы применения силы и нарушения режима прекращения наносят большой вред переговорному процессу».

С. Саргсян также заявил, что международное сообщество, в том числе и ОБСЕ должны осудить блокаду границ РА со стороны Турции. Он вновь акцентировал внимание на факте того, что армяно-турецкие протоколы по нормализации отношений из-за деструктивной позиции Анкары все еще остаются нератифицированными. При этом президент РА поблагодарил Швейцарию за посредническую роль в нормализации армяно-турецких отношений, а также за признание ею Геноцида армян.

В свою очередь, на встрече с журналистами по итогам встречи, Д. Буркхальтер выразил надежду, что встреча президентов РА и АР С. Саргсяна и И. Алиева положит начало новому этапу в переговорном процессе по карабахскому конфликту. По его словам, президент Франции Ф. Олланд предложили провести подобную встречу, и он полностью поддерживает эту инициативу. Он также добавил, что уважает деятельность МГ ОБСЕ.

На встрече с президентом Швейцарии президент НКР Б. Саакян обсудил вопрос полноценного участия НК в переговорном процессе по урегулированию конфликта. Были обсуждены также вопросы, связанные с восстановлением и укреплением мер доверия.

В частности, Б. Саакян подчеркнул, что самым большим препятствием для урегулирования конфликта является воинственная политика официального Баку, посчитав важным осуществление международным сообществом необходимых шагов для осуждения Азербайджана и направления его в конструктивное русло.

При этом он вновь подтвердил позицию официального Степанакерта решить карабахский конфликт исключительно мирным путем, восстановив полноценный формат проходящих в рамках МГ ОБСЕ переговоров.

РОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СДЕЛКА

ЧПП РФ в РА

29 мая на встрече с журналистами ЧПП РФ в РА И. Волынкин заявил, что продажа российского вооружения Азербайджану — лишь коммерция. Он считает, что нет ничего предосудительного в продаже танков противнику своего стратегического партнера. «В данной сделке нет политики и не надо концентрироваться на этих вопросах. И вообще, в этой сделке нет никакого криминала — ничего ужасного не произошло. С Арменией у нас также развиваются военно-технические отношения, торговля, тут нет ничего особенного».

МО РА

29 мая на встрече с журналистами глава МО РА С. Оганян отметил, что не склонен усматривать политическую подоплеку в продаже Россией военной техники Азербайджану. «Большой политики в этой оружейной сделке нет, особенно если учесть, что военно-техническое сотрудничество между Арменией и Россией находится на более высоком уровне, взаимная поддержка сторон более эффективна, чем бизнес-сделка между Баку и Москвой. Более того, эта сделка находится под нужным контролем». Он также добавил, что, безусловно, вопрос военно-технического сотрудничества Баку и Москвы постоянно обсуждается между представителями армянского и российского военных ведомств, армянская сторона выражает свою озабоченность, однако паниковать по этому поводу явно не стоит.

Он заверил, что РА в плане оснащения своих ВС современным вооружением не отстает от тенденций в регионе. «Если, начиная с мая 1994 г. нам удается без третьей силы сохранять баланс сил в регионе, благодаря качеству и боевому духу наших войск, то это означает, что армянская армия в регионе конкурентоспособна, и с ней считаются все».

КРЫМ

Александр Арзуманян

29 мая в беседе с журналистами, в ответ на заявление замминистра ИД РА С. Манасаряна о том, что голосование РА по вопросу Крыма не было направлено против Украины, а отражала позицию РА к принципу права народов на самоопределение, зампредседателя постоянной комиссии НС по внешним отношениям А. Арзуманян отпарировал, что этим голосованием РА практически изолировала себя в ООН, оставшись в одном ряду с 9 странами, которые сами на протяжении многих лет изолированы в структуре. Это, по его оценке, очень опасная тенденция, которая осложняет работу постоянного представителя РА в ООН и очень с учетом того, что те же партнеры РА по ТС во время этого голосования воздержались. «Я понимаю, что голосование было не против Украины, но оно также не было во имя Армении».

ЕВРАЗИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Президент РА

31 мая в Цахкадзоре в ходе встречи с участниками собрания молодежных организаций РПА С. Саргсян выразил уверенность, что никаких препятствий для вступления РА в ТС нет. По его словам, если говорится, что есть два-три вопроса, то эти два-три вопроса носят чисто технический характер и касаются наших торговых отношений. Он коснулся также заявления президента Казахстана. По словам С. Саргсяна, во-первых, неправильно изначально говорить о границах. “О каких границах мы говорим? Карабахская проблема не решается в ТС. А кто сказал, что мы войдем в ТС с Карабахом. Такого не было и не могло быть, так как Карабах, по крайней мере в соответствии с нашим законодательством, нашими представлениями не является сегодня частью Армении”. По словам С. Саргсяна, то, что членство в ТС способствует решению проблемы НК, это однозначно. “Конечно, сказанное Назарбаевым — неприятно, но это не может нанести нам какого-либо вреда».

Правительство РА

30 мая в беседе с журналистами министр образования и науки РА А. Ашотян заявил, что власти РА не принимали и не примут решения, которое может поставить под сомнение единство экономического, военного и образовательного пространства РА и НКР. «У нас есть два армянских государства, и фактически единое пространство во множестве сфер, кроме политической, где в НКР сумела создать институты самоуправления и сама решает судьбу своей страны и своего народа».

Он подчеркнул, что власти Азербайджана также видят те перспективы – экономические, гуманитарные и военно-политические, которые открываются перед Арменией в случае ее членства в ЕАЭС, именно поэтому АР пытается препятствовать этому процессу. «И письмо Алиева – это в первую очередь ответ всем тем армянским деятелям, которые скептически настроены к евразийской интеграции».

А. Ашотян выразил уверенность, что вопрос членства РА в ЕАЭС будет решен в рамках государственных интересов РА, в сроки, указанные С. Саргсяном в Астане.

Обращаясь к озвученному президентом Казахстана письму И. Алиева, министр отметил, что Казахстан имеет свои интересы с Азербайджаном, в первую очередь в нефтегазовой сфере, вопросах коммуникаций и транзитных путей в Европу.

По его оценке, РА нужна ЕАЭС так же, как ЕАС Армении. «Армения фактически единственная страна Южного Кавказа, которая начала процесс членства». Он подчеркнул, что без РА границы ЕАЭС будут проходить через Северный Кавказ, а с членством РА в Союзе перед ним откроются новые горизонты экономического и политического влияния – Ближний Восток и Передняя Азия.

2 июня в беседе с журналистами министр экономики РА К. Чшмаритян заявил, что между РА и НКР не должно быть никаких таможенных пунктов. Он подчеркнул, что РА не входит ни в один союз или организацию вместе с НКР. Тем не менее, товары, произведенные в НКР, могут свободно реализовываться и на армянском рынке, и в рынках стран-членов ВТО, и на европейском рынке. «Пока не возникало никаких вопросов. Почему они должны возникнуть сейчас?».

Говоря о заявлении президента Казахстана в Астане, министр отметил, что не стоит придавать столь большое значение озвучиванию текста письма руководства третьей страны, не имеющей отношения к ЕАЭС.

4 июня в Ереване глава МИД НКР К. Мирзоян заявил журналистам, что таможенного пункта на границе РА и НКР не будет.

Обсуждения в НС РА

29 мая вопрос присоединения РА к ЕАЭП стал темой для дебатов в НС РА во время обсуждения исполнительной части бюджета 2013 г.

Армянских парламентариев, в частности, интересовал вопрос о том, будет ли таможенный пункт между РА и НКР после вступления республики в ТС. Замминистра ИД РА С. Манасарян лишь отметил, что это концептуальный вопрос, а все концептуальные вопросу уже получили свое решение.

В ответ на вопрос о том, являются ли обозначенные президентом РА сроки присоединения РА к Договору о ЕАЭЗ окончательными, С. Манасерян заявил, что отложение подписания договора Арменией не обусловлено существованием каких-либо проблем. По его словам, общий настрой также является положительным. «Я полагаю, что обозначенные в речи президента Армении сроки станут реальностью».

В ответ на это заявление, секретарь фракции АНК А. Манукян заметил, что ни К. Назарян, ни даже Э. Налбандян не смогут дать ответы на интересующие депутатов вопросы, поскольку “внешняя политика Армении давно уже определяется за ее пределами”.

Секретаря фракции ППА Н. Зограбян интересовали комментарии Еревана относительно заявления президента Казахстана о том, что договор о создании Евразийской экономической зоны полностью отражает интересы трех входящих в него государств — РФ, Белоруссии и Казахстана. «А как же интересы Армении, которая намерена присоединиться к этому союзу, учтены ли ее интересы в этом документе?». Она также добавила, что, по сути, не ожидает конкретного ответа от замминистра ИД К. Назаряна, поскольку за день до заседания в Астане глава МИД РА Э. Налбандян в ответ на вопрос депутатов заявил, что все станет ясно лишь во время астанийского заседания.

Н. Зограбян намерена пригласить Э. Налбандяна на заседание комиссии, чтобы получить разъяснения по вопросу о возможности введения таможенной границы с НКР в случае вступления РА в ЕАЭС. По ее мнению, этот вопрос с участием главы МИД должен быть обсужден не только на заседании комиссии, но и парламента. «Армения не может существовать в обособленности от Нагорного Карабаха. Не думаю, что в Армении найдется какая-либо политическая сила, которая будет придерживаться иной позиции по данному вопросу».

В свою очередь, К. Назарян лишь заявил, что все, что касается предстоящего членства РА в ЕАЭЗ, станет ясно позже.

Республиканская партия Армении

30 мая в ходе брифинга в НС РА вице-спикер НС Э. Шармазанов, комментируя заявление президента Казахстана, заявил, что РА и НКР находятся в одной экономической зоне, и никакой границы между ними существовать не может. Он отметил, что на заседании в Астане была достигнута договоренность о вступлении РА в ЕАЭС до конца июня и остался лишь ряд вопросов, относящихся к технической сфере и касающихся импорта и экспорта. По его словам, среди них нет вопроса, касающегося границы. “Он отсутствует, так как ЕАЭС – это не та организация, которая поставила вопрос границ. Армения является членом ВТО и станет членом ЕАЭС, и урегулирование карабахского конфликта находится за рамками этого. Для урегулирования карабахского конфликта существует формат МГ ОБСЕ, которая занимается этим вопросом, а эти организации не имеют какого-либо отношения к уточнению пограничных вопросов».

Э. Шармазанов отметил, что переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта является прозрачным, призвав «не создавать ажиотажа» после состоявшейся 29 мая встречи.

2 июня в беседе с журналистами депутат НС РА А. Давтян заявил, что РА и НКР уже давно представляют единое экономическое и социальное пространство. Он отметил, что заявление президента Казахстана было неприятно всем, однако это был не тот формат заседания, на котором должен был обсуждаться вопрос карабахского урегулирования, а само заявление было адресовано АР.

По его словам, лучшим ответом в сложившейся ситуации было молчание, как и поступила армянская сторона, поскольку любой озвученный в Астане неподготовленный ответ вызвал бы больше вопросов, в том числе и относительно статуса НК. «Речь шла о членстве Армении в ЕАЭС и непонятен поднятый шум. Армения вступила в ООН и в СНГ без Карабаха и обсуждала вопрос об Ассоциации с ЕС также без Карабаха, что вполне естественно».

В то же время он подчеркнул, что позиция РА по карабахской проблеме неоднократно озвучивалась – НК не может иметь более низкий статус, чем имеет сейчас.

А. Давтян отметил, что в 1991 г. Карабах провозгласил себя независимым государством, и Армения все эти годы выступала в качестве гаранта его безопасности.

Что касается членства РА в ЕАЭС, то по его словам, в течение месяца будут согласованы некоторые технические вопросы, после чего РА войдет в состав ЕАЭС.

Партия “Наследие”

30 мая в беседе с журналистами глава фракции “Наследие” Р. Акопян заявил, что РА не должна позволить игнорировать интересы Арцаха при вступлении в ЕАЭС. Он отметил, что формально Арцах может и не присоединиться к этой структуре, но неофициально он может стать ее участником. “Я не могу сказать, каким образом будет решен вопрос, и откажется ли Ереван вообще от участия в этом интеграционном проекте, если не захотят принимать в свой состав НКР. Нужно быть готовыми к любым сценариям”.

Он также считает, что президент РА С. Саргсян на саммите должен был как-то отреагировать на заявление своего казахстанского коллеги. “Его высказывания не должны стать для нас сюрпризом. Казахстан неоднократно, на многих встречах открыто защищал интересы Азербайджана”.

3 июня партия “Наследие” распространила заявление, в котором требует от властей РА прекратить процесс присоединения республики к ЕАЭС. В документе отмечается, что в партии считают, что “неприемлемое, не соответствующее национальным интересам страны решение С. Саргсяна о вступлении в ЕАЭС имеет целью продления его власти, приобретенной в результате нелегитимных выборов”. Авторы считают, что решение президента ставит под угрозу безопасность и суверенитет РА и НКР.

В заявлении говорится, что выдвинутое в ходе саммита в Астане предусловие Н. Назарбаева, касающееся вступления РА в ЕАЭС без Арцаха, наглядно показывает, что РА нечего делать в этой организации. “Данная организация защищает интересы не Армении, собирающейся вступить в нее, а страны, враждующей с Арменией, не входящей в ОДКБ и не намеревающейся присоединиться к ЕАЭС. Армении навязывают условие, которое не может действовать в случае с Россией, вступившей в союз не в рамках “международно признанных границ”. В данном случае, считают авторы документа, неуважительное отношение к РА дает основания предполагать, что Ереван рассматривается в этом союзе не как равноправный партнер, а лишь как инструмент давления на АР. “Фактически, уже в условиях отсутствия Азербайджана в этом союзе, его интересы ставятся выше интересов Армении”.

Демократическая партия Армении

2 июня на встрече с журналистами лидер ДПА А. Саркисян заявил, что РА должна была дать дипломатический ответ президенту Казахстана в ответ на его заявление в Астане. «Ответ следовало дать на месте, иначе получается, что мы сами изолируем Карабах. Это неприятное заявление исходит от позиции нашего МИД по Карабаху. Мы до сих пор не представили окончательной концепции по карабахскому урегулированию и своему видению урегулирования, полностью полагаясь на позицию и принципы Минской группы ОБСЕ».

По его словам, необходимо было дать дипломатический ответ, суть которого должна сводиться к тому, что если от РА требуют наличие таможенного пункта на границе с Карабахом, то необходимо признать НКР независимое государство и прекратить переговоры в рамках МГ ОБСЕ.

По его мнению, РА следовало не политизировать проблему, а коснуться гуманитарной составляющей с учетом экономических интересов Карабаха. «Преследуя собственные экономические цели вступления в ЕАЭС, Армении необходимо было вести кулуарные переговоры по возможному обсуждению участия Карабаха, чего сделано не было».

По мнению политика, вступление РА в ООН и СНГ без Карабаха было ошибкой армянской дипломатии, поскольку необходимо было вступать в состав этих организаций с оговорками, что Карабах в свое время вышел из состава Азербайджана.

Партия “Новые времена”

4 июня на пресс-конференции лидер ПНВ А. Карапетян охарактеризовал письмо И. Алиева президенту Казахстана как глупость. “Полагаю, что в данном случае Назарбаев просто сделал свое дело, так как он очень умный человек, и если бы вник в суть данного письма, то преподнес бы его в ином ракурсе”. Он также считает, что в данном случае интересна позиция президента РФ, который мог бы не допустить разгара скандала, но он осознано не сделал этого, таким образом, угодив всем сторонам.

В то же время, А. Карапетян считает, что С. Саргсян повел себя правильно и не поддался на подготовленную провокацию. Другое дело, чем занимаются посольства РА в Беларуси, Казахстане и РФ, не предупредившие своевременно президента страны о наличии этого письма. По его словам, президент РА правильно указал на невозможность вступления страны в ТС и ЕАЭС без НК, “который является отдельным, суверенным государством”.

Отвечая на вопрос о возможности размещения на армяно-карабахской границе контрольно-пропускных пунктов, А. Карапетян выразил уверенность в том, что этого не произойдет. “Не стоит путать суверенные государственные границы с таможенными границами, так как это совершенно разные понятия”.

А. Карапетян также считает, что интегрировавшись в ЕАЭС, РА окажется лишь в выигрыше, другое дело, какие инвестиционные проекты будут реализованы в республике и именно данный вопрос сейчас требует внимания.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

МИД РА

29 мая в НС РА замминистра ИД РА К. Назарян заявил, что власти будут работать над тем, чтобы ее граждане могли посещать страны ЕС без въездных виз. Он отметил, что РА уже отменила визовый режим для граждан ЕС, а для ряда категорий армянских граждан облегчены условия получения въездных виз в ЕС. Он не согласился с опасениями депутатов, что подобные шаги с учетом тяжелой социально-экономической ситуации в стране могут привести к усилению эмиграции. По его мнению, регламентировав эту сферу мы сможем регулировать беспорядочные миграционные потоки, и для этого есть инструменты – договоры о реадмиссии, на основе которых мы будем работать с ЕС чтобы не допустить беспорядочную миграцию.

РА-ЕС

3 июня в Ереване стартовала программа ЕС «Содействие демократическому управлению в Армении» стоимостью в 949,7 тыс. евро. По словам директора армянского офиса Британского совета А. Сарибекян, который будет осуществлять реализацию программы, основная цель программы – содействовать процессу сближения РА с ЕС и укреплению демократии и эффективного управления в стране.

Министр юстиции РА О. Манукян отметил, что проект в основном направлен на общественный сектор и укрепление его ресурсов. Он считает, что решения и действия властей бывают гораздо более легитимными, когда они принимаются и осуществляются вместе с обществом, и важность стартовавшей программы, по его мнению, как раз заключается в более активном вовлечении армянской общественности в обсуждения и реализацию государственных программ. Он добавил также, что программа содержит элементы, предусматривающие контакты с журналистами и вопросы регулирования общественного сектора.

В свою очередь глава делегации ЕС в РА Т. Христеа заявил, что ЕС всегда работает над развитием гражданского общества и в своей стратегии ставит вопросы усиления демократических структур и доступность объективной информации, а также обеспечения политического разнообразия. «Для меня большая честь находится на презентации данной программы».

Он также заявил, что ЕС ищет новые пути взаимодействия с РА, соответствующего его нынешнему политическому курсу. Касаясь возможности подписания Арменией Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС, он отметил, что этот документ не может быть изъят из пакета Соглашения об ассоциации, поскольку является его неотъемлемой частью. «Существует пакет документов, включенных также в декларацию Вильнюсского саммита, и армянская сторона попросила, чтобы мы продолжали оказывать содействие в сферах демократии, верховенства закона, прав человека и борьбы с коррупцией. Сейчас продолжается процесс пересмотра отношений ЕС с Арменией. И этот процесс будет продолжен до тех пор, пока не определится, каким образом будут реализованы вильнюсские договоренности, параллельно с налаживанием взаимодействия в тех сферах, которое мы наметили».

По его словам, это долгий и трудоемкий процесс и его результаты могут быть не столь ощутимы. «Но, как вы видите, в последнее время мы продолжаем наше сотрудничество по различным направлениям и с разными министерствами, чтобы наше взаимодействие было созвучно тому решению, которое Армения приняла в 3 сентября».

2 июня состоялась встреча с руководящим составом центрального аппарата МИД РА и главами дипломатических представительств РА за рубежом. На встрече президент РА С. Саргсян заявил, что в мире наблюдаются серьезные тенденции нестабильности, что диктует непрерывное совершенствование деятельности дипломатических представительств, МИД и других ведомств, укрепление межведомственного взаимодействия. «Дипломат должен суметь правильно изучить, проанализировать и оценить ситуацию, спрогнозировать тенденции развития и предложить вытекающие из национальных интересов решения … Мы ожидаем от вас активного вовлечения повсюду, где напрямую или опосредованно затрагиваются интересы Армении и армянства».

Он коснулся актуальных вопросов повестки дня внешней политики РА, осуществленных по ряду направлений МИД и предстоящих работ, хода имеющих для нашей страны стратегическое значение программ, имеющихся вызовов, задач внешнеполитического ведомства в деле противодействия этим вызовам. Он коснулся процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта в формате сопредседателей МГ ОБСЕ, сложившейся ситуации через двадцать лет после установления перемирия. Президент в переговорном процессе особо подчеркнул роль дипломатии и отметил важность каждодневной последовательной работы каждого из присутствующих на встрече дипломатов.

Он говорил также о совмещении усилий и скоординированной работе всего армянства накануне 100-й годовщины Геноцида армян, проявлении всеобъемлющего и глубинного подхода к этому вопросу и необходимости надлежащей организации многообразных мероприятий, посвященных этой дате.

Он коснулся также региональных вопросов, отношений Армения-Турция, процесса вступления РА в ТС и экономических отношений в этих условиях.

С. Саргсян также отметил важность оказываемой Арменией помощи многочисленной армянской общине Сирии, ощущающей на себе все риски и последствия сирийского кризиса.

Он также отметил важность взаимодействия РА с ЕС и работ в направлении последовательного углубления и укрепления двусторонних отношений с европейскими государствами.

Он привлек внимание руководящего состава дипломатической службы РА также к необходимости активизации экономической составляющей дипломатии. С. Саргсян подчеркнул, что для обеспечения иностранных инвестиций в РА необходимо сделать более узнаваемой экономику РА и правильно представлять преимущества осуществления инвестиций в РА. В их числе, по убеждению президента, важное значение имеет решение о вступлении РА в ЕАЭС.

В свою очередь, премьер-министр РА О. Абраамян заявил, что вступление РА в ТС предоставит европейским инвесторам исключительную возможность выйти на евразийский рынок. Кроме того, по его словам, система преференций со стороны ЕС для армянских экспортеров сделает более привлекательной европейские рынки, стимулируя экспорт армянских товаров в Европу.

Говоря о членстве РА в ТС и о формировании нового формата сотрудничества с Европейским союзом, премьер отметил, что правительство намерено активизировать инициативную внешеэкономическую политику со всеми партнерами, пользуясь возможностями экономической интеграции.

АРЦАХСКИЙ КОНФЛИКТ

МО РА

29 мая на встрече с журналистами глава МО РА С. Оганян, комментируя недавние диверсионные действия со стороны АР, заявил, что армянская армия готова отразить любые вылазки противника, с причинением ему непоправимого урона. По его оценке, напряженность на линии соприкосновения возросла в последнее время, но в целом армянские ВС контролируют ситуацию, именно они диктуют обстановку. “То, что наши войска умело, в результате слаженных действий командиров и рядовых отражают вылазки противника, означает, что они готовы к любым внештатным ситуациям”.

По его мнению, для сохранения перемирия желания и готовности одной армянской стороны недостаточно — необходимо, чтобы и Баку был настроен конструктивно. “Именно из-за отсутствия этой конструктивности происходят трагические инциденты на линии соприкосновения, гибнут солдаты”.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

“Четверка”

2 июня глава фракции “Наследие” Р. Акопян по итогам очередной встречи «четверки» в НС РА заявил, что они выдвинут властям требования, состоящие из 12 пунктов. В основном их требования касаются внутренней политики. “Наша главная задача — радикальные изменения внутри страны. Мы будем руководствоваться этим требованиями как единой повесткой дня”. Один из этих пунктов — переход на 100%-ную пропорциональную систему парламентских выборов.

Он также сообщил, что осенью партии «четверки» проведут совместный митинг в Ереване, чтобы увидеть реакцию властей на заявление с требованиями из 12 пунктов. При этом он добавил, что митинг пройдет независимо от того, пойдут власть навстречу “четверке” или нет. Р. Акопян также сообщил, что митинги “четверки” предусмотрены и в регионах Армении, однако их график пока не составлен.

Партия «Оринац еркир»

2 июня ПОЕ выступила с заявлением относительно формирования единой политической повестки. В заявлении, в частности, говорится, что принимая за основу дальнейшее совершенствование политической системы, придавая важность императиву развития избирательной системы в стране, ПОЕ заявляет, что с целью формирования единой политической повестки вокруг реформ избирательной системы и обеспечения соответствующих международным нормам реформ начинает консультации с парламентскими и внепарламентскими политическими силами и представителями гражданского сообщества, вовлекая также заинтересованные местные и международные организации.

По мнению авторов, вереход к 100-процентной пропорциональной системе и заключения БДИПЧ/ОБСЕ относительно последних избирательных процессов делают первоочередной задачей разработку такого документа, который будет приемлемым для основных акторов общественно-политической арены, а также обеспечит проведение свободных, конкурентных и прозрачных выборов.

МНЕНИЕ

Гагик Арутюнян

30 мая в ходе обсуждений, посвященных сирийской тематике, директор НОФ «Нораванк» Г. Арутюнян заявил, что войну в Сирии ошибочно называть гражданской. По его словам, как свидетельствуют все эксперты, в рядах группировок борющихся против Башара Асада, сирийские граждане составляют всего 10-15%. «В Сирии идет война между законными властями и различными силами, в том числе и наемниками, с вовлечением других государств». Он также добавил, что конфликт стал многосторонним, так как, с одной стороны Сирию поддерживают Иран (в том числе с помощью добровольцев), Россия, поставляющая оружия, и, более умеренно, Китай, а с другой — сирийским боевикам помогают США, Турция, страны НАТО и радикальные исламские организации.

Левон Мелик-Шахназарян

30 мая во время организованного аналитическим центром «Восканапат» обсуждения на тему «Сирия: терроризм, армянство, выбор» Л. Мелик-Шахназарян заявил, что сегодня Сирия оказалась в том же положении, что и Арцах в 1993-94гг. По его оценке, в Сирии нет гражданской войны. “Там нет классической оппозиции: там террористы, вооруженные группировки, радикальные исламские организации, подавляющее большинство которых направлены в эту страну из-за рубежа, борются против законной власти этого государства”. По его словам, АР пытается избавиться от своих исламистов и отправляет их в Сирию. Он также подчеркнул, что следует признать тот факт, что самой мощной силой в Сирии является Саудовская Аравия.

Что же касается Турции, то эта страна, по словам аналитика, приняла прямое участие в военных действиях в Латакии.

Александр Искандарян

2 июня на пресс-конференции директор Института Кавказа А. Искандарян выразил мнение, что заявления президента Казахстана в Астане следует рассматривать скорее в контексте казахстанско-азербайджанских и казахстанско-российских отношений, чем карабахского вопроса. «То, что Назарбаев озвучил письмо президента Азербайджана говорит о том, что они с Казахстаном находятся в тесных отношениях и о некоторых противоречиях с Россией, а не о том, как Казахстан конкретно относится к Армении и Карабаху. Нужно воспринимать заявления Назарбаева в контексте взаимоотношений с Россией и Азербайджаном, а не в ситуации с Карабахом». По его мнению, озвучивание письма И. Алиева говорит и о том, что АР на всех возможных площадках будет говорить о своей позиции по Карабаху.

По его мнению, то, о чем говорят в армянских СМИ, и что произошло на самом деле в Астане разные вещи. «Ничего о Карабахе Назарбаев не говорил. Назарбаев сказал о том, что Армения будет вступать в ЕАЭС в своих признанных границах. То есть, кто-то думал, что будем вступать не в этих границах?».

При этом он добавил, что на формальное экономическое пространство РА и НКР вступление в ТС влиять не может. «По умолчанию, между Арменией и Карабахом существует режим единого экономического пространства. Оно единым пространством было и останется».

Аналитик также отметил, что до вступления РА в ТС и участия в формировании единого экономического пространства у нее с РФ и ЕС были некоторые соглашения, которые никак не помешали режиму единого экономического пространства между РА и НК.

Карлен Хачатрян

2 июня на пресс-конференции экономист К. Хачатрян заявил, что российско-турецкие экономические отношения в последнее время поднялись на достаточно высокий уровень, Турция для РФ является энергетическим партнером номер 2, а с точки зрения общего торгового оборота – номер 5. По его словам, Турция импортирует 27 млрд. кубометров газа в год из России, 10 млрд. кубометров – из Ирана, 6-6,5 млрд. кубометров – из Азербайджана. Сопоставив эти цифры, экономист указал на тот факт, что у Турции нет альтернативы российскому газу. По его оценке, РФ сегодня стремится изменить долю поставляемого российского газа, то есть увеличить объем поставляемого по „Голубому потоку” газа, что позволит скомпенсировать объем поставляемого через территорию Украины „голубого топлива”.

Он отметил также, что РФ путем переговоров пытается добиться снижения стоимости российского газа, который на данный момент поставляется по цене 425 долларов за 1000 кубометров, в то время как азербайджанский газ импортируется по цене 335 долларов за 1000 кубометров. По его оценке, увеличение объемов поставок газа позволяет Турции в определенной степени усилить свои позиции на переговорах с РФ и добиться снижения стоимости поставляемого газа. Вместе с тем, РФ выгодно углубление этих отношений. “Это не односторонняя игра. Россия, учитывая проблемы с поставками газа на территории Европы, естественно, получит определенную компенсацию, увеличив поставки газа в Турцию. То есть сближение российско-турецких отношений в энергетической сфере вытекает из экономических интересов обеих стран”.

Артак Шакарян

2 июня на пресс-конференции тюрколог А. Шакарян выразил мнение, что РА должна остерегаться сотрудничества РФ и Турции, поскольку оно может привести к антиармняским действиям. Он считает, что, несмотря на потеплевшие отношения между РФ и Турцией, Москва и Анкара понимают, что они вечные соперники в регионе, соответственно каждая из них пытается увеличить свое влияние в регионе, при этом сохраняя хорошие отношения с соперником. По его оценке, российско-турецкие экономические связи не ограничиваются лишь газовыми отношениями. Он отметил, что РФ строит атомную станцию для Турции, которая может стать также источником ядерной энергии, а в дальнейшем пробудить аппетит для ядерного оружия. Помимо этого, ежегодно Турцию посещает 4 млн. российских туристов, а Турция приняла серьезное участие при строительстве олимпийских комплексов в Сочи. Тюрколог подчеркнул, что Россия готовится к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 и Турция и намерена углубить отношения в строительной сфере. Все это, по его словам, показывает, что экономическое сотрудничество между Турцией и РФ постепенно углубляется. Турция пытается воспользоваться санкциями Запада в отношении РФ и увеличивает свое присутствие в РФ. «Мы должны быть осторожны, чтобы партнерство Турции и РФ не трансформировалось в антиармянские действия, к примеру, чтобы не произошли изменения в подходах Москвы к карабахскому урегулированию».

По словам тюрколога, РФ, исходя из своих интересов, никогда не подарит Карабах Азербайджану или Турции, а попытается сохранить состояние «ни войны, ни мира» и получить максимально дивидендов. «На самом деле ни США, ни России, ни ЕС, ни Турции на данный момент фундаментальное решение проблемы НК не выгодно. Сохранение существующего статус-кво выгодно всем, в том числе и Армении. Чем дольше будет сохраняться данная ситуация, чем больше поколений вырастут на менталитете освобожденного Арцаха, чем больше освобожденные территории будут находиться под контролем армянской стороны, тем сильнее укоренится их принадлежность НКР».

Эксперт напомнил, что на встрече с главой МИД РА Э. Налбандяном российский министр заявил, что стратегические партнеры должны быть чисты перед друг другом. “Стратегический союзник — это игрок, который имеет возможность выразить свое несогласие по поводу какого-либо шага своего партнера и они вместе должны достичь приемлемого результата. То есть, Армения должна более откровенно говорить со своим партнером Россией и поставить на стол обсуждений все вопросы”.

Манвел Саркисян

3 июня на пресс-конференции директор АЦСНИ М. Саркисян выразил мнение, что вокруг постсоветского пространства развернулась серьезная борьба. И в рамках этой борьбы РФ в своих собственных интересах продает новейшие виды вооружений АР, что дает Кремлю серьезные рычаги воздействия на стороны карабахского конфликта. По его словам, РА в результате этих процессов уже успела потерять возможность стать страной-сооснователем ЕАЭС со всеми сопутствующими последствиями. “Нам сказали — вы должны войти в ЕЭС без Карабаха, а мы сказали – “а кто сказал, что мы входим с Карабахом””. Это, по его мнению, произошло косвенным образом в результате предъявленных РА в Астане претензий, которые в очередной раз обострили вопрос статуса Арцаха. По словам аналитика, многие в РА стараются избегать этого вопроса, хотя признав независимость НКР, Ереван раз и навсегда закрыл бы этот вопрос.

По его оценке, продавая оружие Азербайджану, Кремль удерживает контроль, как над Баку, так и над Ереваном. Тем самым, по его мнению, Москва одновременно убивает двух зайцев — существенно укрепляет связи с АР, удерживая его от усиления влияния Запада, и создает мощнейший механизм давления на РА, спекулируя опасностью возникновения прямой угрозы национальной безопасности РА и Арцаха.

Аналитик убежден, что поставками все новых и новых видов вооружений в АР, Москва вынуждает Ереван подчиняться любому своему решению, поскольку, таким образом, РА очевидным образом лишается даже права предъявлять какие-либо претензии. Именно поэтому, по его оценкам, в РА предпочитают не поднимать вопроса, почему РФ не признает НК, продает вооружения противнику РА, препятствует развитию экономических отношений с Ираном.

Саркис Ацпанян

4 июня на пресс-конференции эксперт по региональным вопросам С. Ацпанян заявил, что ситуация в Сирии напрямую связана с ситуацией в Украине, поскольку она является результатом ответных действий Запада на российскую политику в Украине. Он также заметил, что стабильность в Сирии на данный момент зависит исключительно от внешних сил и насколько бы власти страны ни старались положить конец столкновениям, они в этом вопросе почти бессильны. “Как только Россия активизировалась в Украине присоединила Крым, исламисты не без поддержки Запада напали на Кесаб, таким образом продемонстрировав беззащитность союзников Москвы”. Он считает, что в ближайшее время ожидает более активных столкновений в Сирии, поскольку на его взгляд, напряженность между РФ и Западом увеличивается с каждым днем.

С. Ацпанян также прокомментировал состоявшиеся накануне президентские выборы в Сирии, которые на его взгляд были поводом для действующего президента Б. Асад доказать, что общество еще доверяет власти и намерено продолжать совместную борьбу против боевиков и Запада. “Это еще более раздражает США, которые привыкли вторгаться в страны и создавать хаос, чем и будет обусловлена предстоящая эскалация конфликта”.

Сергей Минасян

4 июня на встрече с журналистами политолог Сергей Минасян выразил мнение, что РА приближается к финишной прямой и, на его взгляд, до 1 июля, РА официально вступит в ЕАЭС. Если же этого не произойдет, а события будут развиваться по наихудшему из сценариев, то с 1 января РА примет участие в работе этой структуры. Обратившись к заседанию Высшего Евразийского экономического совета в Астане и заявления президента Казахстана, С. Минасян подчеркнул, что в действительности он ничего про Карабах не сказал, он лишь говорил о границах РА. «Мы должны понять, что Армения как и ранее вступала в членство многих политических и экономических организаций, так и сейчас может сделать это, поскольку Карабах не является частью Армении. Это политическое объединение со всеми атрибутами, так что, в правовом отношении Армения не могла и не войдет в состав ЕАЭС вместе с Карабахом».

Политолог напомнил, что до сих пор РА не признала независимость НКР, поскольку это будет препятствовать переговорному процессу, однако заявление, озвученное 3 сентября об отказе от ассоциации с ЕС и вступлении в ТС и ЕАЭС, было сделано именно в интересах НК.

С. Минасян подчеркнул также, что заявление Н. Назарбаева на самом деле не было столь неприятным, как его восприняла общественность и пользователи социальных сетей.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

НКР

2 июня президент НКР Б. Саакян принял представителей центрального аппарата МИД и дипломатического корпуса РА во главе с министром Э. Налбандяном. На встрече были затронуты вопросы, касающиеся урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, других направлений внешней политики Арцаха, a также социально-экономической ситуации в республике.

Он отметил важность подобных встреч, подчеркнув, что они дают возможность обсудить различные вопросы внешней политики, наметить пути их решения и совместные шаги.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ

РА-РФ

30 мая в Минске премьер-министры РА и РФ О. Абрамян и Д. Медведев обсудили вопросы двустороннего. Стороны высоко оценили нынешний уровень армяно-российских стратегических отношений и обсудили широкий круг вопросов взаимодействия двух союзнических государств. Они придали важность успешной реализации совместных программ в военно-технической, экономической, культурной, гуманитарной и иных сферах, и последовательных работ, направленных на разработку новых проектов.

Стороны коснулись также процесса вступления РА в ТС. Они договорились продолжить двусторонние встречи для обсуждения программ и вопросов двусторонних отношений.

РА-Беларусь

30 мая в Минске премьер-министр РА О. Абраамян и возглавляемая им делегация встретились с президентом Беларуси А. Лукашенко.

О. Абраамян провел беседу также со своим белорусским коллегой М. Мясниковичем. Стороны обсудили вопросы, касающиеся повестки армяно-белорусского экономического сотрудничества. Они выразили удовлетворенность результатами реализации двусторонних договоренностей. Собеседники высоко оценили нынешний уровень двусторонних отношений, обозначив важность роста объемов торгового оборота между двумя странами посредством полноценной реализации существующего большого потенциала.

Собеседники затронули также вопросы, касающиеся импорта сельскохозяйственной техники из Беларуси в РА, экспорта сельхозпродукции из РА в Беларусь и развития взаимодействия в разных сферах как в двухстороннем формате, так и в рамках СНГ в целом.

В ходе встречи стороны обменялись мнениями также о вступлении РА в ТС, выразив удовлетворенность развитием этого процесса. М. Мясникович отметил, что Беларусь содействует усилиям РА в данном направлении.

РА-Италия

3 июня в Брюсселе министр обороны РА С. Оганян встретился с министром обороны Италии Р. Пинотти. В ходе встречи были обсуждены вопросы, касающиеся армяно-итальянского двустороннего военного сотрудничества. Итальянская сторона высоко оценила участие РА в действиях по сохранению международного мира и стабильности, подчеркнув готовность РА предоставить контингент для участия в миссии UNIFIL в Ливане. Стороны подчеркнули, что совместное участие в международной миротворческой деятельности придаст новый импульс развитию двустороннего сотрудничества, в частности в сферах военной полиции, военного образования и др.

Они обсудили также вопросы международной и региональной безопасности. В этом контексте министр обороны РА высоко оценил конструктивную и сбалансированную позицию Италии по региональным проблемам.

В завершении встречи министры обороны двух стран подписали техническое соглашение «О содействии сотрудничеству между министерствами обороны Армении и Италии в рамках Временных сил Организации Объединенных Наций в Ливане», по которому регулируются процедуры включения армянского миротворческого взвода в состав итальянского контингента UNIFIL.

РА-НАТО

4 июля в Брюсселе делегация РА во главе с министром обороны РА С. Оганяном приняла участие в совместном заседании глав оборонных ведомств 28 стран-членов НАТО с партнерами из государств-участников международной коалиции в Афганистане. На заседании обсуждались вопросы касательно новой миссии НАТО в Афганистане – «Решительная поддержка» – по обеспечению подготовки и оказанию помощи афганским силам безопасности без проведения боевых операций.

Армянская сторона в очередной раз подтвердила возможности и желание содействовать инициативам НАТО в Афганистане.

Выступление Президента Сержа Саргсяна на заседании Высшего Евразийского экономического совета

Уважаемые главы государств!

Уважаемый Нурсултан Абишевич, благодарю Вас за приглашение принять участие в важном историческом событии – на церемонии подписания Договора о Евразийском экономическом союзе и в работе Высшего Евразийского экономического совета.

Сердечно поздравляю глав государств Таможенного союза с выходом на важный рубеж создания Евразийского экономического союза – объединения, которое, уверен, во многом определит дальнейшее развитие входящих в него стран. Несомненно, это результат труда большого числа экспертов и должностных лиц, которые, преодолевая препятствия и разногласия, находили компромиссные предложения, сделали все возможное, чтобы согласовать взаимоприемлемый документ. Но все это не стало бы возможным без политической воли глав государств, того видения Евразийства, которое заложено в основе этой интеграционной модели.

Уважаемые главы государств!

По вопросу присоединения Армении к Евразийскому интеграционному процессу хочу отметить следующее.

Слаженная работа с профильными ведомствами Беларуси, Казахстана и России, с Евразийской экономической комиссией позволила в установленные сроки подготовить проект Договора о присоединении Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе. В этой связи хочу выразить благодарность представителям всех государств-членов Таможенного союза, поблагодарить Евразийскую комиссию за профессиональную проработку непростых вопросов, что позволило зафиксировать сегодняшние результаты.

Это стало возможным также и потому, что Армения за последние годы реализовала институциональные реформы, направленные на соответствие международным стандартам.

Исходя из нацеленности Армении на скорейшее подписание Договора о присоединении к Евразийскому интеграционному процессу, мы проявили максимальную гибкость и конструктивизм.

Наша заинтересованность в скорейшем подписании Договора о присоединении к Договору о Евразийском экономическом союзе обусловлена несколькими факторами:

Дорожная карта по присоединению была сформирована исходя из логики подключения Армении к Евразийскому союзу с января 2015 года. Этот срок уже зафиксирован как нашим бизнесом, так и общественностью, которая должна как можно раньше получить ответы на интересующие вопросы.

Второе. После подписания Договора о присоединении мы должны приступить к принятию около двухсот законодательных актов, обеспечить ряд важных системных преобразований, на что требуется минимум 6 месяцев.

С учетом вышесказанного, принимая во внимание, что осталось проработать 2-3 вопроса, по которым на экспертном уровне уже обозначены компромиссные решения, прошу установить срок для подписания Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе до 15-го июня текущего года. Понимая, что срок очень сжатый, в случае вашей готовности, уверен, что за 2-3 дня мы сможем найти взаимоприемлемые решения, которые устроят нас и наших партнеров.

Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча станет отправной точкой не только для Евразийского экономического союза, но и началом его одновременного расширения. Со своей стороны подтверждаю готовность принять все необходимые меры, чтобы подписанный Договор о присоединении Армении был бы представлен на рассмотрение национального парламента в самые сжатые сроки и утвержден.

Благодарю за внимание. 

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.