Встреча лидеров-учредителей Евразийского экономического союза состоялась в Астане. Президенты России, Казахстана и Белоруссии подробно обсудили направления сотрудничества и меры, которые должны принять в торговой, денежно-кредитной и других сферах. Ключевые решения встречи, проблемы и перспективы евразийской интеграции «Материк» обсудил с заведующей отделом экономики Института стран СНГ доктором экономических наук Азой Мигранян.
— Аза Ашотовна, со слов лидеров ЕЭАС товарооборот за прошедший год снизился более чем на 10 %, связано ли это с ценами на нефть, от которой сильно зависят сырьевые экономики России и Казахстана, с антироссийскими санкциями?
«По статистике объем взаимной торговле в целом за 2014 г. снизился на 11% по сравнению с 2013 г. А вот по минеральным продуктам показатель снизился на 3559,1 млн. долларов США (на 16,8 %), металлам и изделиям из них – на 1865,4 млн. долларов США (на 22,3%), машинам, оборудованию и транспортным средствам – на 880,6 млн. долларов США (на 6,7%).
При этом наибольшее влияние на снижение оборота оказало снижение поставок минеральных продуктов из России в Казахстан в 2,5 раза (что обусловило общее снижение объемов торговли между РФ и РК на 23,6 %) и на 5,8% в Беларусь (общее снижение взаимной торговли между РФ и РБ на 2,7 %). Это позволяет сделать вывод и существенном влиянии изменения цен на нефтепродукты, что справедливо при условии сохранения высокой доли объема торговли минеральными продуктами. Значительное снижение торговли по нефтепродуктам между Россией и Казахстаном связано с введением в эксплуатацию в Казахстане собственных НПЗ. Санкции же не оказали влияния на изменение объемов взаимной торговли, по крайней мере, за указанный период.
— Помимо общих деклараций о необходимости поступательной интеграции, были анонсированы ряд мер для разрешения накопившихся в ЕАЭС трудностей? Какие из них Вы можете отметить?
На встрече в Астане обсуждались текущие проблемы состояния национальных экономик и влияния на их темпы развития нестабильности мировых рынков. В частности влияние волатильности на рынках минеральных продуктов, что является значимым фактором для тройки стран – основных учредителей. В этой связи главы государств обсуждали возможности согласования мер по снижению негативного влияния снижения цен на нефтепродукты, и целом вопросы сопоставимости антикризисных программ России, Беларуси и Казахстана. В фокусе внимания президентов были вопросы согласования монетарной политики, кредитной и фискальной политики, что может облегчить преодоления негативных трендов в евразийском пространстве. Согласование макроэкономических параметров государственной политики может способствовать решению многих экономических проблем во всех странах ЕАЭС, т.к. они, в сущности, имеют общие корни.
Не остались без внимания и вопросы развития евразийской интеграции и их правовой поддержки. По итогам встречи предполагается в течение 2015 года подготовить более 100 правовых документов, направленных на выполнение союзного Договора от 29 мая 2014 г. (среди них наиболее значимыми являются: новый Таможенный кодекс, концепции формирования единых рынков электроэнергии, нефтепродуктов и газа).
Также обсуждались вопросы урегулирования украинского конфликта и участия в этом процессе Казахстана и Беларуси, вопросы региональной интеграции в формате СНГ и других интеграционных проектов.
— Встреча лидеров «евразийской тройки» в Астане, вряд ли бы осталась в анналах истории, если бы не неожиданное заявление президента России Владимира Путина о том, что пора приступить к переговорам о создании валютного союза. Существует ли сегодня реальная необходимость в создании единой расчётной валюты?
Интеграция на уровне формирования валютного союза для стран ЕАЭС пока еще остается желательной перспективой, т.к. полноценное функционирование, а, следовательно, и получение основных макроэкономических эффектов без единого финансового и валютного пространства невозможно.
Движение к созданию валютного союза в евразийском экономическом интеграционном пространстве экспертными кругами оценивается по-разному: палитра мнений красочна с различными оттенками и включает как полное отрицание возможностей создания валютного союза с учетом неразвитости интегрирующих институтов ЕАЭС и до перспектив создания полноценного валютного союза. Однако в случае с ЕАЭС неправомерно отрицать как возможность углубления валютной интеграции с развитием отдельных элементов валютного союза, так и невозможность создания полноценного валютного союза в ближайшей обозримой перспективе.
Современный уровень взаимопереплетения национальных экономик стран ЕАЭС, их унификация и гармонизация предполагает лишь поэтапное поступательное движение в направления формирования условий для создания полноценного валютного союза в долгосрочной перспективе.
На данном этапе речь не идет о создании единого валютного пространства в ближайшем будущем, а о поэтапном внедрении различных форм и элементов валютной интеграции, коррелирующей с уровнем конвергенции национальных экономик стран ЕАЭС, отраслей и сегментов рынка, сфер деятельности.
При этом не исключается фрагментарное развитие отдельных элементов валютной интеграции, которые возможны на данном этапе развития. Речь идет о возможных комбинациях валютной интеграции в целях минимизации валютных и финансовых рисков в сфере платежей по торговым операциям, страхованию и расширению интеграции в финансово-кредитной сфере. Прежде всего, имеются в виду следующие формы валютно-финансовой интеграции, которые представлены по мере углубления степени валютной интеграции:
* разработка согласованной (а лучше единой) валютно-финансовой и монетарной политики, в частности в области методологического обоснования перехода к прямым котировкам национальных валют стран-участниц ЕАЭС с целью стабилизации обменных курсов национальных валют (т.е. переход на взаимные расчеты в национальных валютах);
* формирование внутрирегиональной системы расчетов в национальных валютах, что позволит нивелировать отрицательное влияние волатильности национальных валют по отношению к доллару США (т.е. создание коллективной расчетной валюты);
* создание общего финансового рынка, т.е. создание условий для свободного движения капиталов и финансовых услуг, рынка ценных бумаг, единых регулирующих механизмов и органов);
* создание валютных зон и валютного союза в долгосрочной перспективе.