Внезапно в Евросоюзе заметили, что в октябре российская нефть почти не торговалась ниже санкционного потолка, который они сами придумали, — 60 долларов за баррель — и решили принять меры. Точнее, предложить принять меры кому-нибудь, и козлом отпущения была назначена Дания, ей предложили проверять и по необходимости блокировать российские нефтяные танкеры, проходящие через ее воды, а это проход через Балтийское море в океан. Кроме того, после повреждения подводного газопровода Balticconnector, который проходит между Эстонией и Финляндией, зашли разговоры о том, чтобы перекрыть и Балтийское море. Правда, сначала нужно бы доказать, что это именно результат деятельности России, по крайней мере, об этом завел разговор президент Латвии. А так как в «дружной» семье НАТО появились новые члены, в частности Финляндия, то вместе с Эстонией теоретически они могут закрыть проход в море. Однако как это будет происходить на практике? И будет ли? В этом попыталось разобраться Накануне.RU.
По данным Минфина РФ, средняя цена за баррель нефти в октябре была в районе 81,5 доллара, да и в целом уже полгода как российская нефть продается выше порога в 60 долларов за бочку, который придумал коллективный Запад. Но в ЕС спохватились только сейчас — придумали еще один пакет санкций, в котором хотят не только ограничить продажу России танкеров для перевозки нефти (а также запретить перепродажу), но и начать досматривать такие суда на выходе в океан, такая роль была предложена Дании. Основание для досмотра тоже придумано красивое — якобы несоблюдение экологических законов и нанесение вреда природе. Действительно, хороший повод, ведь так называемый российский «теневой флот» состоит по большей части из старых кораблей, которые специально для этого и скупались. Другой вопрос в том, а что будет делать ЕС, если танкеры будут новыми, так как такая возможность тоже есть — Россия может начать строить их сама или покупать в Китае.
Тогда в игру могут вступить Финляндия и Эстония, которые должны закрыть Финский залив, ну или хотя бы устраивать проверки и там тоже. Перекрыть полностью залив не получится, потому что, во-первых, ни Финляндия, ни Эстония не имеют военного потенциала для этого, во-вторых, по резолюции Генассамблеи ООН, «блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства» является военной агрессией. А блок НАТО не хочет сталкиваться с Россией в таком контексте, поэтому, как считают эксперты, муссирующиеся в СМИ и соцсетях разговоры о якобы «внутреннем море НАТО», которое будет закрыто — не более чем словесная провокация.
«Речь может идти пока только о провокациях, они могут быть разного рода. Например, много было всяких заявлений по поводу Ливии, но когда шли вооружения в Ливию и сопровождались турецким флотом, никто их не останавливал, поэтому, если будет такая потребность, будут российские корабли сопровождать танкеры», — уверен военный эксперт Владимир Евсеев.
Кроме того, эксперт уверен, что такие заявления ЕС может себе позволить, пока Россия ведет спецоперацию и задействует там большую часть сил, когда же СВО закончится — тогда сказать будет нечего:
«То есть если они будут обострять ситуацию до предела, то при любых боевых действиях они будут разгромлены. Это касается и Латвии, и Польши. Тявкать можно, но вести боевые действия с Россией, которая выдержала поддержку всего НАТО, я думаю, никто из них не будет. Это спекуляции, пока Россия не закончила спецоперацию — как только закончит, посмотрим, как они будут высказываться».