В рамках Недели российского бизнеса — 2018 года 7 февраля в зале «Москва» гостиницы Ритц-Карлтон прошло мероприятие «Большая Евразия: от политической идеи к технологии сборки», организованное международным дискуссионным клубом «Валдай». В его рамках приняли участие ведущие российские эксперты, представители бизнеса и науки, а модератором выступил директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Т. Бордачев. Среди выступающих были президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Шохин; член Коллегии (Министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Т. Валовая; генеральный и исполнительный директор Венского международного института прикладного системного анализа (ИИАСА) П. Кабат; главный экономист Евразийского банка развития Я. Лисоволик; председатель Совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» А. Быстрицкий.
Идея создания «Большой Евразии» была провозглашена Президентом России В. Путиным в июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме. С того момента уже прошло полтора года, поэтому в экспертном сообществе полагают необходимым обсудить, как материализовать эту идею на практике.
Учитывая определяющую роль Москвы как лидера Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Пекина как создателя инициативы «Один пояс – один путь», только они вместе могут дать мощный импульс на пути к реализации идеи «Большая Евразия». Так, по мнению модератора мероприятия Т. Бордачева, в Китае положительно оценивают внешнеполитическую инициативу России, которая в будущем сможет обрести практические очертания. Однако в Пекине полагают, что «Большая Евразия» не может строиться вокруг одного интеграционного проекта или инициативы, что подразумевает множественность институтов и форматов взаимодействия и сотрудничества. В свою очередь А. Быстрицкий считает, что еще не создан канал в сфере коммуникации, который бы справедливо объединял Россию, Китай и страны Центральной Азии. Этим российские эксперты подчеркивают, что на данном этапе не создано практических механизмов воплощения рассматриваемой идеи, которые могли бы стать связующим звеном между государствами в целях укрепления интеграционного взаимодействия.
В своем выступлении президент РСПП А. Шохин подчеркнул, что пока не состоялся разворот российской экономики на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Так, Европейский союз (ЕС) является основным торговым и инвестиционным партнером России даже в условиях санкционной политики Запада. Эксперт отметил, что на АТР (вместе с США) приходится 30% внешнеторгового оборота России, где Китай занимает около 15%, Республика Корея 4%, а Япония 3%. И это, несмотря на экономический подъем в 2017 году с указанными государствами. В сравнении с АТР доля внешнеторгового оборота России со странами ЕС составляет 42,6%. На основе этого выступающий сделал вывод о том, что «еще нет четкого баланса между Европой и Азией, как и «разворота на восток» России. Азия пока не догоняет «старушку Европу» по объему привлеченных прямых инвестиций» в российскую экономику.
В этой ситуации России и ЕАЭС необходимо сосредоточиться на решении внутренних экономических проблем. Например, сделать наиболее прозрачными и понятными правила игры внутри ЕАЭС и развивать более благоприятную бизнес-среду. Далее необходимо гарантировать западному бизнесу неизменность условий по инвестконтрактам на весь срок их действия, независимо от изменения законодательства или введения каких либо международных санкций или торговых ограничений принимающей стороны. Таким образом, считает эксперт, должен соблюдаться принцип «дедушкиной оговорки». Для дальнейшей успешной интеграции надрегионального уровня нужно выполнить важное условие: сосредоточиться над доработкой бизнес-механизмов и каналов коммуникаций внутри региональных экономических объединений.
В своем выступлении член Коллегии (Министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Т. Валовая обратила внимание на то, что в настоящее время действительно идут концептуальные дискуссии относительно перспектив сборки «Большая Евразия». Эксперт полагает, что не нужно делать выбор между Европой и Азией. Вместо этого необходимо собрать в единый трек как Европу, так и Азию. В связи с этим предполагаемой «точкой сборки» должен стать ЕАЭС, у которого есть исторические шансы на осуществление этой идеи. В противном случае, если Россия — как драйвер ЕАЭС упустит инициативу по объединению экономического союза, например, с форматом «БРИКС+» или Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), то через десять лет об идее «Большая Евразия» можно будет забыть. Эксперт считает, что на ее месте появится идея создания «Большой Азии» и «точкой сборки», то есть, местом, где принимаются решения, станет Китай.
Главный экономист Евразийского банка развития Я. Лисоволик высказал мысль о том, что трендом мировой экономики является регионализм с учетом действия таких союзов и организаций как ЕАЭС, ШОС, БРИКС+. Эксперт полагает, что динамично развивающиеся рынки этих стран могли бы подготовить новую платформу для глобального сотрудничества. Уникальность международной организации БРИКС состоит в том, что экономика каждого входящего в эту структуру государства одновременно является ведущей в своем регионе: Бразилия в МЕРКОСУР, Россия в ЕАЭС, Индия в СААРК, Китай в ШОС, а ЮАР в САДК. По мнению Я. Лисоволика, необходимо создавать укрупненные синдикаты из уже существующих экономических блоков. Отдельно БРИКС или отдельно ШОС, какими бы крупными ни были данные организации, уже не в состоянии, по мнению эксперта, дать импульс к дальнейшему экономическому развитию.
Мерой дальнейшего успешного развития могло бы стать налаживание регионального взаимодействия между институтами с помощью уже существующих Банков развития, таких как Банк развития БРИКС, Евразийского банка развития и в перспективе образования Банка развития ШОС. Они в обозримой перспективе должны расширить двухстороннее сотрудничество к многостороннему взаимодействию. Это позволит, по мнению экономиста, сформировать многостороннюю экономическую платформу. В заключение, эксперт подчеркнул, что Евразия как площадка многих межгосударственных организаций и экономических союзов и инициатив требует большего сотрудничества между заинтересованными политическими и экономическими акторами, чем другие континенты. В частности, для реализации идеи «Большая Евразия» необходимо повысить транспортно-логистический уровень стран-участников.
Из вышеизложенного следует, что реализация внешнеполитической инициативы «Большая Евразия» российского политического лидера В. Путина зависит от решения ряда проблем. Во-первых, в экономическом отношении для России нет качественного перевеса между Европой и Азией. Во-вторых, между странами региональных союзов и объединений, таких как ЕАЭС, ШОС и БРИКС, нет полноценного коммуникационного контента, который обеспечивал бы консолидацию их интересов на пространстве «Большой Евразии». Поэтому между ЕАЭС, ШОС и БРИКС нужно развивать транспортно-логистическую инфраструктуру в меридиональном Север-Юг и широтном Восток-Запад направлениях. В некоторой степени это реализуется в международном транспортном коридоре «Север-Юг» и китайской инициативе «Один пояс — один путь». По мере развития транспорта и логистики произойдет качественное наращивание каналов коммуникаций при соответствующей поддержке заинтересованных государственных и бизнес структур государств «Большой Евразии».