Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

БРИКС как перспективное для России объединение


В период пандемии коронавируса произошло ослабление многих международных организаций, включая Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В некоторой степени России это удается компенсировать расширением сотрудничества в рамках объединения БРИКС, члены которого одновременно входят в группу стран «Большая двадцатка». Накануне саммита последней (17 ноября 2020 г.) под председательством президента РФ Владимира Путина в формате видеоконференции прошла XII встреча лидеров БРИКС на тему «Партнерство БРИКС в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста».

Указанная встреча лидеров БРИКС состоялась на фоне сложной эпидемиологической обстановки. Так, на середину ноября 2020 г. в Индии количество зараженных коронавирусом составило 8,4 млн чел., умерло – 124 тыс. чел.; в Бразилии заболело 5,6 млн чел., умерло – 161 тыс. чел.; в ЮАР заболела 731 тыс. чел., умерло – менее 20 тыс. чел. Из пяти государств по числу заболевших Индия занимает второе место в мире (после США), Бразилия – третье место, а Россия – четвертое. При этом в РФ и Китае начата массовая вакцинация населения, где на различных стадиях испытаний находятся три и восемь вакцин от коронавируса соответственно. Учитывая близкие отношения с Нью-Дели, в Москве очень заинтересованы в организации производства одной из российских вакцин в Индии, которая располагает серьезными фармацевтическими мощностями.     

Созданное только в феврале 2011 г. объединение (Группа стран) Бразилии, Индии, Китая, России и ЮАР (ранее, с сентября 2006 г., имело название БРИК, без ЮАР) вызывает в нашей стране все больший интерес. В отличие от ШОС БРИКС является более сбалансированной организацией, так как в этой Группе стран нет доминирования какой-то одного государства. За исключением Индии и Китая другие страны БРИКС не имеют взаимных территориальных претензий и не участвуют в направленных друг против друга военно-политических блоках (внутри Объединения есть только один неурегулированный вооруженный конфликт – китайско-индийский). Все они входят в Группу стран «Большая двадцатка».

Если в ШОС изначально большое внимание уделялось военно-политическому сотрудничеству, то в БРИКС приоритет отдается взаимодействию в финансово-экономической области и гуманитарному сотрудничеству. Терроризм осуждается, но борьба с ним не является главной целью Объединения. После встречи лидеров БРИКС в апреле 2011 г. в г. Санья (КНР), в деятельности организации стала усиливаться политическая составляющая. Так, лидеры призывали к мирному урегулированию ливийского и сирийского кризисов, ядерной проблемы Ирана. Ими обсуждалась и ситуации на востоке Украины. 

На Западе долгое время скептически относились к БРИКС. И до сих пор пытаются Объединение расколоть, в частности, путем выхода из него Бразилии. Тем не менее, организация имеет положительную динамику развития и больше, чем ШОС, служит прообразом многополярного мира.   

В ходе последней встречи лидеры государств подвели итоги российского председательства в БРИКС в 2020 г., рассмотрели актуальные проблемы международной повестки дня и согласовали собственные позиции в связи с предстоящим саммитом «Большой двадцатки». Они также заслушали докладчиков, курировавших работу по отдельным направлениям деятельности Объединения:

— секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев информировал о взаимодействии стран БРИКС по вопросам противодействия пандемии коронавируса, борьбы с терроризмом и киберпреступностью;

— президент Нового банка развития (НБР) БРИКС Маркус Троихо представил данные о результатах функционирования финансовой организации и планах на 2021 г.;

— президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин рассказал о мероприятиях Делового совета;

— председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов разъяснил механизм межбанковского сотрудничества БРИКС:

— председатель совета директоров компании «Глобал Рус Трейд» Анна Нестерова сделала доклад, посвященный учреждению Женского делового альянса БРИКС.

По итогам консультаций принята Московская декларация, в которой были отражены консолидированные подходы государств к дальнейшему развитию Объединения, а также Стратегия экономического партнерства БРИКС на период до 2025 г. и Антитеррористическая стратегия БРИКС.

В Московской декларации лидерами стран было отмечено, что, «несмотря на серьезные глобальные вызовы, в 2020 г. в ходе российского председательства БРИКС сохранил динамику и непрерывность своей деятельности, направленной на достижение конкретных результатов в интересах наших граждан. Мы высоко ценим решительные усилия Российской Федерации по обеспечению развития стратегического партнерства БРИКС по трем основным направлениям – политика и безопасность, экономика и финансы, культурные и гуманитарные обмены – и отмечаем итоги свыше ста мероприятий, проведенных очно и в формате видеоконференций, которые способствовали дальнейшему прогрессу в нашем взаимовыгодном и прагматичном сотрудничестве».

Частично этот документ повторял Московскую декларацию саммита ШОС (три из пяти государств входят и в ШОС, и в БРИКС одновременно). Так, лидеры государств призвали занять решительную позицию против реабилитации нацистской̆ идеологии, расизма, ксенофобии, колониализма и искажения истории. Они подтвердили принципы невмешательства во внутренние дела государств и разрешения международных споров мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права, а также недопустимость угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями и принципами ООН. И подчеркнули необходимость воздерживаться от любых принудительных мер, не основанных на нормах международного права и положениях Устава ООН. По их мнению, необходимо реформирование ООН, ВТО, ВОЗ, МВФ.

Лидеры стран БРИКС признали важную роль широкомасштабной иммунизации от COVID-19 в целях предотвращения, сдерживания и прекращения передачи этой инфекции после появления безопасных, качественных, эффективных и недорогостоящих вакцин. Они поддержали совместные подходы по ускорению исследований, разработки и производства вакцин и лекарственных средств против COVID-19. 

Страны БРИКС заявили о своей поддержке безотлагательных политико-дипломатических усилий по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности. Выразили сожаление о нарушении работы механизмов стратегической стабильности и режимов контроля над вооружениями и обязались их поддерживать. В связи с этим было подчеркнуто принципиальное значение Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III) 2010 г. для режима ядерного разоружения и нераспространения. Лидеры стран призвали стороны договориться в срочном порядке о его продлении.

Лидеры стран БРИКС подчеркнули фундаментальное значение Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) как одного из столпов международного режима разоружения и контроля в области ОМУ. С их стороны была подчеркнута необходимость соблюдения и укрепления КБТО, включая принятие юридически обязывающего протокола к Конвенции, предусматривающего эффективный верификационный механизм проверки выполнения государствами-участниками своих обязательств.

Страны БРИКС вновь заявили о поддержке Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО) как эффективного инструмента в области разоружения и нераспространения и призвали государства-участники сохранять целостность КЗХО и вести конструктивный диалог в целях восстановления духа консенсуса в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО, сейчас она находится под контролем США и их союзников). Они также подчеркнули важность предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве. И отметили срочную необходимость согласования юридически обязывающего многостороннего инструмента, который мог бы восполнить пробел в международно-правовом режиме применительно к космическому пространству.

Для России одной из наиболее привлекательных сфер экономического взаимодействия со странами БРИКС является энергетика. Финансирование таких проектов Объединения осуществляет Новый банк развития БРИКС.

В будущем, после преодоления последствий пандемии коронавируса, энергетическое сотрудничество между странами-экспортерами углеводородных ресурсов (Россией и Бразилией) и странами-импортерами (Китаем, Индией и ЮАР) позволит выйти на качественно новый уровень взаимоотношений и повысит международный статус БРИКС. Однако сейчас энергетические связи между странами Объединения носят больше двухсторонний характер в таких областях как нефтегазовая промышленность, атомная и гидроэнергетика. Так, Бразильская государственная нефтегазовая компания (ГНК) «Петробаз» хотела бы расширить сотрудничество с российскими компаниями в энергетическом секторе, особенно в газовой сфере. Однако, компания ГНК «Петробаз» не ведет серьезных переговоров с российскими компаниями, так как боится попасть под вторичные американские финансово-экономические санкции.

В настоящее время российской «НК «Роснефть»Россией на территории Бразилии реализуется только один крупный проект по добыче газа – в бассейне реки Солимойнс в Амазонии. Российские компании заинтересованы в получении передовых технологий и передачи от ГНК «Петробраз» опыта освоения морских месторождений углеводородов. В частности, такое сотрудничество могло бы выразиться в технологическом взаимодействии, касающемся повышения газо — и нефтеотдачи, производства малотоннажного СПГ на стыке газопроводов высокого и низкого давления, проектирования, строительства и обслуживания их при строительстве подземных хранилищ газа (ПХГ). Для реализации вышеуказанного БРИКС мог бы сыграть одну из ключевых ролей.      

С 2001 г. индийская государственная нефтегазовая корпорация ONGC через дочернюю компанию OVL участвует в нефтегазовом проекте «Сахалин-1», в котором ей принадлежит 20% акций. В рамках данного проекта в Индию поставляется ежегодно более 1 млн тонн нефти.

            В мае 2014 г. ОАО «НК «Роснефть» подписала с OVL Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству на арктическом шельфе России. При этом учитывается, что за полярным кругом располагается около 60 крупных углеводородных месторождений, из которых 43 находятся в российском секторе. Суммарные извлекаемые ресурсы российской Арктики оцениваются в 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, запасы газа – в 69,5 трлн куб. м. Уже в 2016 г. индийские государственные компании стали акционерами АО «Ванкорнефть», дочерней компании ОАО «НК «Роснефть». Эта компания занимается освоением Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на севере Красноярского края. Общая доля индийских государственных компаний в «Ванкорнефти» составляет 49,9%.

            Другим примером успешного сотрудничества является долгосрочное соглашение о поставке в Индию 10 млн тонн нефти в год, заключенное в ходе визита российского президента В. Путина в Индию в 2014 г. Впоследствии ОАО «НК «Роснефть» приобрела 49,13% акций индийской Essar Oil Limited. Таким образом, компания ОАО «НК «Роснефть» получила долю в современном нефтеперерабатывающем заводе в г. Вадинаре (штат Гуджарат на северо-востоке Индии).

В октябре 2016 года российская нефтегазовая компания ПАО «Газпром» и индийская Engineers India подписали Меморандум о взаимопонимании, который предполагает изучение маршрута поставок трубопроводного газа в Индию. В том числе, через Монголию, Китай, Бангладеш, Мьянму, Оман, Пакистан, Иран и Афганистан. Среди них наиболее перспективным представляется проект магистрального газопровода (МГП) Иран — Пакистан — Индия (ИПИ), который временно заморожен ввиду восстановленных американских финансово-экономических санкций в отношении Ирана.

В июне 2018 г. ПАО «Газпром» начал поставки сжиженного газа (СПГ) в Индию. В ходе XIX ежегодного российско-индийского саммита в октябре 2018 г., который прошел в Нью-Дели, В. Путин пригласил индийскую сторону к сотрудничеству в сфере добычи природного газа в рамках проекта «Арктик СПГ-2» компании «НОВАТЭК», а также в шельфовых проектах.

Тем не менее, участие Индии в нефтегазовых проектах в России носит ограниченный характер. Нью-Дели диверсифицирует рынки поставок энергоресурсов и пытается развивать свои месторождения, например, в глубоководной части Бенгальского залива. Для этого правительство Индии активно привлекает такие западные компании, как британская BP, французская Total и канадская NIKO, которые способны обеспечивать высокий инвестиционный и технологический уровень реализации этого проекта.

Основными сдерживающими факторами для развития российско-индийских энергетических отношений являются: транспортно-техническая и инфраструктурная недостаточная доступность российского газа, ограниченность объемов предложений российских нефтегазовых компаний, высокий уровень ценовой и транспортной конкуренции России со странами Ближнего Востока, а также рост инфляционных издержек. Из социально-экономических факторов необходимо выделить многоуровневую коррупцию среди индийских государственных чиновников и предпринимателей, а также высокий уровень преступности в Индии.

Российско-китайскому сотрудничеству в энергетической сфере способствует незавершенность строительства подводного газопровода «Северный поток-2» и неполная реализация аналогичного проекта «Турецкий поток». После Саудовской Аравии Россия является вторым по важности экспортером нефти в Китай. В июне 2020 г. РФ поставила в КНР 7,98 млн тонн нефти (1,95 млн баррелей в сутки), что на 11,5% выше аналогичного периода прошлого года. Началось строительство южного участка китайско-российского газопровода по восточному маршруту. По трубопроводу протяженностью 5111 км к 2025 г. будет транспортироваться природный газ из России в Шанхай. Южный участок проекта простирается от провинции Хэбэй до Шанхая. Ожидается, что по нему будет перекачиваться 18,9 млрд куб. м природного газа в год, что на данный момент составляет 30% от его потребления КНР в 2019 г.

В условиях стремления США расширить экспорт в Европу своего СПГ и сохраняющегося избытка нефти на мировых рынках Китай для России представляет стабильного партнера в области закупок нефти и природного газа. В тоже время некоторое беспокойство в Москве вызывает тот факт, что в первой половине 2020 г. КНР нарастила добычу природного газа на 10,3%. Такая добыча в июле достигла 14,2 млрд куб. м. В этом же месяце Китай закупил 5,03 млн тонн СПГ. Как следствие, импорт трубопроводного газа (именно так РФ поставляет газ в КНР) снизился до 3,03 млрд куб. м. Падение происходит как в годовом соотношении (на 23%), так и к предыдущему месяцу — на 9%. В среднем за сутки в июне 2020 г. Китай импортировал 101 млн куб. м – это минимальное значение с сентября 2017 г. Пока от этого больше пострадали страны Центральной Азии.

В ЮАР основные запасы нефти и природного газа расположены на континентальном шельфе. В рамках саммита БРИКС (2017 г.) в китайском Сямэне между российской геологическим холдингом «АО «Росгеология» и южноафриканской нефтегазовой государственной компанией «ПетроСА»  было заключено соглашение по освоению и разработке блоков 9 и 11а южного континентального шельфа ЮАР. Согласно этому соглашению предполагается проведение значительного объема геологоразведочных работ. Запасы нефти там оцениваются в 50 млн тонн, а газа – свыше 400 млрд куб. м (прогнозируемые ресурсы природного газа — 1,2 трлн куб. м). При успешной реализации этого проекта будет добыто до 4 млн куб. м газа ежедневно с последующей поставкой на газоперерабатывающий завод Mossel Bay.

Однако между РФ и ЮАР существуют риски, в том числе обусловленные дружественными отношениями президента В. Путина и бывшего президента ЮАР Д. Зуме. Это стало серьезным препятствием для строительства атомных электростанций (АЭС) на территории ЮАР. Так, в сентябре 2014 г. российская компания «Росатом» подписала с правительством ЮАР соглашение о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, что позволяло российской компании участвовать в тендере на строительство АЭС. Тогда ряд южноафриканских СМИ сообщили о том, что указанная  сделка фактически заключена. Это вызвало недовольство у южноафриканской оппозиции, которая посчитала, что это соглашение было заключено с нарушением национального законодательства. В апреле 2017 г. Высокий суд провинции Западный Кейп по иску оппозиции признал незаконным как это соглашение, так и аналогичные соглашения с рядом других стран. Как следствие, вопрос о строительстве в ЮАР АЭС был отложен на некоторую перспективу.

Таким образом, состоявшейся в ноябре 2020 г. саммит БРИКС подтвердил высоких международный авторитет РФ и постепенное повышение мирового значения этого объединения. В тоже время, в области энергетики страны БРИКС в основном развивают двухсторонние отношения. Перевод такого сотрудничества в многосторонний формат осуществляется с помощью НБР БРИКС, который финансирует реализацию проектов в области «зеленой энергетики». РФ заинтересована в том, чтобы многостороннее сотрудничество осуществлялось и в других областях энергетики. В частности, Россия могла бы существенно расширить экспорт нефтегазовой продукции в Индию, Китай и ЮАР и развить со странами БРИКС совместные проекты по разработке и добыче полезных ископаемых. Помимо этого, Москва заинтересована в расширении с Бразилией и ЮАР инвестиционного и технологического сотрудничества в области глубоководной добычи нефти, а также разработки месторождений угля и в реализации проектов «зеленой» энергетики.

В политической сфере для России БРИКС более приемлем, чем формат сотрудничества «БРИКС+». Последний предполагает формирование вокруг Объединения группы стран, которые хотят сотрудничать с БРИКС. Очевидно, что это усложнит деятельность организации и замедлит ее развитие.

В экономической сфере российским национальным интересам отвечает процесс интеграции в БРИКС. Во-первых, путем создания единой платежной системы BRICS Pay в рамках разработки общей платформы для розничных платежей и переводов в странах-участниках. Во-вторых, формирование специальной облачной платформы, соединяющей национальные платежные системы государств БРИКС. В-третьих, введение так называемого онлайн-кошелька с доступом к этим платежным системам и запуск мобильного приложения по аналогии с Apple Pay. Его можно будет устанавливать на смартфон и оплачивать покупки в любой из стран БРИКС вне зависимости от валюты средств на счете покупателя. Причем процесс формирования экономических и финансовых связей вне «зоны доллара» между странами БРИКС шел параллельно с протекционизмом США и торговыми войнами президента Д. Трампа. После прихода в Белый дом демократа Дж. Байдена эта ситуация лишь смягчится.  

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.