А.В.Грозин. Зав. Отделом Средней Азии и Казахстана
Института стран СНГ
Не смотря на ожидания, традиционного «летнего затишья» в текущем году для Центральной Азии (ЦА) не наступило — в настоящее время ситуация вокруг региона складывается в негативном ключе. Тень «цветных технологий» (ЦТ) в регионе сгущается.
Анализ происходящего в странах «арабской весны» и на Украине позволяет сделать выводы, касающиеся ЦТ в Центральной Азии – обострения в среднесрочной (а при неблагоприятном развитии ситуации – и краткосрочной) перспективе обстановки в постсоветской Азии.
1. Свержение даже самых устойчивых режимов при определенных условиях возможно и гарантированно защищенным от такого исхода событий, особенно в период транзита высшей власти, не может быть никто. Поэтому ситуация в Казахстане и Узбекистане внушает особую тревогу и заслуживает максимального внимания. Удачным или нет будет возможный переворот, зависит от сочетания действий внутренней оппозиции с наличием у нее внешней поддержки. Последствием же свержения правящего режима (или потери им контроля над частью территории страны) является не только ослабление институтов власти, но и децентрализация или распад страны. Ключевым фактором для проведения успешного государственного переворота (ЦТ) является участие в нем представителей высшей государственной элиты: губернаторов, мэров столиц, силовиков, представителей крупного бизнеса. Главная задача организаторов переворота из внешних центров влияния – найти опору в национальных элитах.
Комплиментарно настроенные по отношению к Узбекистану эксперты указывают на то, что «говорить о возможности смены власти в Узбекистане не электоральным путем в абстрактном плане крайне сложно и бессмысленно. …Если мы говорим о не электоральной смене власти посредством некого переворота или реакции на некие протестные выступления населения, то …вероятность такого исхода событий является достаточно малой». Однако, стоит отметить, что все известные на настоящее время смены «первых лиц» в ЦА носили именно «неэлекторальный
2. Фактором, делающим децентрализацию, вплоть до распада, страны неизбежной, является появление на его территории значительных обученных, неподконтрольных центральному правительству вооруженных формирований. При этом ЦТ и государственный переворот могут начаться со вполне случайных, заурядных событий, предсказать которые невозможно (как, скажем, в Тунисе).
3. Любая революция или переворот имеет организаторов, в том числе внешних, либо находит их в короткие сроки. Лидеры и организации, используемые в процессе смены правящих режимов внешними силами, часто начинают действовать самостоятельно, не в интересах тех, кто их поддерживал. Полностью контролировать их на протяжении длительного времени невозможно, хотя устойчивые контакты с «историческими спонсорами» и поддерживаются.
4. Интервенция стран западного блока (НАТО) без непосредственног
5. Наиболее опасным для правящего режима является переходный период – от властвовавшего на протяжении нескольких десятилетий лидера к преемнику. Как правило, недовольная выбором часть элиты склонна «поправить» ситуацию.
6. Нестабильность в любом государстве, дружественном тем, кого в США считают геополитическими противниками (как КНР или Россию), либо состоящем с ними в стратегическом партнерстве, будет поддержана Вашингтоном вне зависимости от отношений США с этой страной. При этом политика Вашингтона учитывает интересы исключительно Соединенных Штатов. Никакие союзнические обязательства не будут выполнены, если они требуют отказаться от какой-либо части того, что действующая администрация считает национальными интересами Штатов.
7. Радикальные исламистские структуры, сформировавшие международные джихадистские объединения (наиболее известным и «раскрученным» из них сегодня является т.н. «Исламское государство» — «ИГ», «ДАИШ»(запрещена на территории РФ)), организуют взаимосвязанную систему, по которой идут перевод средств и переброска боевиков. Однако «боевики-иностра
8. Успешная борьба с попыткой организации госпереворота или революции требует сочетания гибкости в отношении принимающего в них участия населения с жестким отстаиванием монополии государства на применение силы. Колебания руководства страны в пресечении насилия со стороны толпы чреваты потерей власти. Примером того, к чему приводит такая модель поведения высшей власти, является ситуация на Украине.
Сами ЦТ и попытки «переформатирова
– Антироссийскую/а
Одним из серьезных средств воздействия на независимость, безопасность и благосостояние государств стали информационные войны. Они велись и ведутся постоянно, втягивая в свои технологии государства, воздействуя на массы. Ситуация будет усугубляться по мере развития современных средств коммуникации. Следствием применения методов информационной войны и информационно-пс
– Формирование в национальных элитах диссидентских движений и групп (либерально-демо
– Попытку перехватить рычаги верховной власти в период смены лидеров (в Узбекистане и Казахстане) или ускорить ее в случае начала волнений, в том числе инспирированных извне (Киргизия). Основным объектом внешнего давления, насколько можно судить, будет все же Узбекистан. При этом Соединенные Штаты будут продолжать диалог с Исламом Каримовым по координации действий в период сокращения контингента США в Афганистане.
– Вовлечение высшего руководства Туркменистана (президента Г.Бердымухамедов
– Создание на территории Киргизии и, возможно, Туркмении неформальных штабов и баз для воздействия на соседние государства (на Узбекистан, КНР, ИРИ, Казахстан и Таджикистан) и регионального плацдарма радикальных исламистов.
Большинство угроз в ЦА носит трансграничный характер, поэтому судьба каждой из стран неразрывно связана с судьбой соседей, а все ЦТ в регионе будут так или иначе «вплетены» в будущие конфликты.
Есть опасения того, что часть выходцев из стран ЦА, воюющих в Сирии и Ираке может вернуться на родину после обучения боевиками «Исламского государства» (и другими исламистскими группировками на территории Афганистана). С учетом слабости силового ресурса всех стран региона, даже несколько десятков хорошо подготовленных и мотивированных боевиков может стать катализатором для развертывания масштабной дестабилизации в ЦА. Не смотря на обилие «горючего материала» внутри стран региона, для инициирования конфликтов критически необходим внешний толчок. В этом и может заключаться основная роль «исламских интернационалист
Постепенно складывается ситуация возможности воспроизведения «модели ИГИЛ» экстремистскими группировками в Центральной Азии – а именно бросок с территории Афганистана в соседние республики для создания в регионе халифата и захвата/дестабил
Выходцев из стран СНГ, по часто приводимым оценкам, на территории Афганистана и Пакистана около 4-5 тысяч (по данным РАТС ШОС, озвученным на последнем саммите в Уфе, 2 тысячи выходцев из стран Шанхайской организации сейчас воюет под знаменами «ИГ»). Часть из «афганских интернационалист
При этом, если в Кундузе, Талукане и афганском Бадахшане имеется пока только стратегическое нависание и угрозы таджико-афгански
Возможности банд «исламистского интернационала» проводить войсковые операции на окружение пока смотрятся сомнительными, но факт остается фактом: Туркмения впервые за годы независимости оказывается под ударом и глава страны целый год занят поиском мировых центров, способных защитить Ашхабад. Особых успехов этот поиск пока не принес и в стране судорожно пытаются усилить боеспособность своих ВС через покупку наемников, набор резервистов и массированный призыв всех достигших 18 лет.
Относительно Таджикистана, события 2012 года показали, что пограничных войск в стране практически нет. Положение спасает 201-я база, и сохраняется необходимость восстановления прежней советской границы с Афганистаном. Насколько быстро решится этот вопрос не ясно – много таджикских элитариев заинтересованы в консервации сегодняшнего состояния «дырявой» афгано-таджикско
Для нестабильной Киргизии ситуация вероятного внешнего вторжения накладывается на опыт двух «Баткенских войн». Они показали, что даже 150-200 боевиков способны резко дестабилизироват
В Узбекистане особую угрозу политическому режиму на протяжении многих лет также несут радикальные исламистские движения. Удерживать ситуацию под контролем правящему режиму удается лишь благодаря системе контроля со стороны МВД и СНБ. Однако, социально-эконом
Ситуация особенно усугубляется «демографическим взрывом» перенаселения. Республика за последние 20 лет удвоила численность жителей. Узбекистану катастрофически не хватает земельных и водных ресурсов, следствием чего служит перманентное обострение продовольственно
В заключении стоит указать на то, что мало кто из российских и центральноазиатс