Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Дайджест событий в Армении за прошедшую неделю

15:29 , 24 Март 2022
38
0

Обзор 17 – 23 марта


 УКРАИНСКИЙ КРИЗИС

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

21 марта на заседании комиссии НС РА по внешним отношениям глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил, что у РА нет проблем с РФ в связи с украинскими событиями и стороны поддерживают постоянный контакт.

22 марта на 144-ой ассамблее Межпарламентского союза было представлено два документа касательно российской спецоперации на Украине. Один из них носил подчеркнуто антироссийский характер и был инициирован делегацией Новой Зеландии, второй, предложенный Индонезией, был более сдержанным. Армянская делегация от голосования по новозеландской резолюции воздержалась, но поддержала индонезийский вариант.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

АКЦИЯ В ПОДДЕРЖКУ РФ

19 марта в Ереване прошел митинг в поддержку военной операции РФ в Украине. Участники с плакатами, символами «Z» и «V» и флагами направились шествием по центру Еревана под барабанную дробь к посольству РФ в РА.

Митинг открылся песней «Солнечный круг, небо вокруг», который исполнила глава Женсовета движения «Сильная Армения с Россией — за новый союз» Алла Акопян.

Лидер партии «Союз Конституционного права» Айк Бабуханян, выступая на митинге, заявил, что РА должна быть крепким государством, а это возможно только в союзе с РФ: «Мы сами были жертвами нацизма в нашей истории. Мы должны поддержать наших друзей и союзников в этой борьбе».

Глава партии «Альянс» Тигран Уриханян заявил, что дружба с РФ должна быть честной и бескорыстной. «И именно эти отношения укрепят Армению. К сожалению, без силы борьба с фашизмом невозможна».

 

АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

21 марта в ходе заседания комиссии НС РА по внешним отношениям глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Защита прав народа НК и определение его статуса остаются принципиальными для РА.
  • Подход армянских властей сводится к тому, что нужно добиться стабильного мира и долгосрочного развития в мире.
  • Важнейшим компонентом мира являются возобновление переговоров по урегулированию карабахского конфликта, а также переговоры и впоследствии подписание всеобъемлющего мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
  • Ереван ведет переговоры для визита сотрудников ЮНЕСКО в НК. Это стало особенно актуальной после того, как министр культуры Азербайджана заявил о создании рабочей группы для «устранения фальшивых надписей, нанесенных армянами на албанские религиозные храмы». С азербайджанской стороны есть различные интерпретации касательно конкретного места и задач визита. Ереван считает, что поездка должна состояться в соответствии с Гаагской конвенцией от 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта.
  • В Азербайджане на данный момент удерживаются 38 армянских военнопленных и заложников. Трое из них – это гражданские лица. 2 человека были пленены до имевшей место 16 ноября 2021 г. эскалации. Этот вопрос 19 апреля 2021 г. был включен в весеннюю сессию ПАСЕ. Остается в силе также решение ЕСПЧ о применении промежуточных мер в отношении Азербайджана. Европарламент 20 мая 2021 г. принял резолюцию с призывом незамедлительно освободить и вернуть на родину армянских военнопленных. Этот вопрос озвучивали также председатель Еврокомиссии, спикер Европейской службы внешних связей и другие. Вопрос освобождения армянских военнопленных и других удерживаемых лиц армянская сторона последовательно озвучивает на всех своих международных встречах.
  • В предложениях Азербайджана, переданных Армении 10 марта, по большому счету, нет ничего неприемлемого. Но эти предложения не полностью охватывают возможную мирную повестку Армения-Азербайджан. И ответы Еревана призваны дополнить и сделать полной эту повестку. Ключевым и принципиальным считаем вопросы, связанные с правами населения НК и статусом НК. «На этой сформированной полноценной основе мы готовы начать переговоры». Именно исходя из вышесказанного, РА обратилась к сопредседательству МГ ОБСЕ для организации переговоров по заключению мирного договора с Азербайджаном.
  • Процесс делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы ни коем образом не будет увязываться с нагорнокарабахским вопросом и правами народа НК. Карабахский вопрос — не территориальный спор, а вопрос прав НК. Правительство РА рассматривает этот вопрос именно в этом ракурсе, и усилия осуществляет в этом ключе.
  • На данный момент нормальные условия для старта процесса делимитации не обеспечены. «Мы продолжаем работать в том направлении, как это зафиксировано в трехстороннем заявлении от 26 ноября 2021 г. в Сочи, чтобы был поднят уровень безопасности на армяно-азербайджанской границе и был начат процесс делимитации — создание соответствующей комиссии».

22 марта МИД РА выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • МИД РА заявляет о гуманитарном кризисе в НК из-за действий Баку.
  • При непосредственном вмешательстве Азербайджана около 120 тысяч жителей НКР в холодную погоду лишены жизненно важного топлива.
  • Баку оказывает психологическое давление на население, умышленно нарушает работу жизненно важных инфраструктур, что приводит к гуманитарному кризису.
  • В МИД РА считают, что международные структуры должны дать оценку этой вопиющей политике.

23 марта в ходе правительственного часа в НС глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Для возобновления газоснабжения в НК МИД РА прилагает все возможные усилия, в частности, обсуждает этот вопрос с российскими коллегами, к которым обратилось в первую очередь. Вопрос поднимается и на других уровнях: направлены ноты всем международным партнерам, на них уже есть отклики.
  • Для РА не было ничего неприемлемого в предложениях Азербайджана по мирному договору. Но они не включали всей повестки переговоров, поэтому армянская сторона дополнила их и передала сопредседателям МГ ОБСЕ. Они в свою очередь передали их Баку, но ответа оттуда пока нет. Ключевым в армянских предложениях остается право народа НК на самоопределение и статус НКР.
  • Ситуация на Украине резко осложнила работу МГ ОБСЕ, вплоть до проведения совместных обсуждений. Но именно тройка посредников остается форматом, в котором мировое сообщество видит возможность урегулирования нагорнокарабахского конфликта.
  • Позиция Армении по Шушинской декларации не изменилась. О последствиях этой декларации заявила не только РА, но и международная общественность.
  • Мирзоян не исключает референдума по мирному договору с Азербайджаном, но над этим вопросом необходимо подумать.

23 марта в ходе правительственного часа в НС вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:

  • На случай возникновения крайне сложной ситуации в Арцахе имеется комплексная программа, состоящая из 21 мероприятия. Сейчас эти программы не реализуются, но могут начать применяться в любой момент. В зависимости от развития ситуации из этого перечня мероприятий будут отобраны целевые.
  • Очень важно определиться и с экономическими последствиями в связи с беспрецедентными вызовами, которые обусловлены ростом цен, в том числе для соотечественников из Арцаха.
  • Даже на случай масштабных социальных проблем инфраструктура готова к их решению.

ВЛАСТИ НКР

17 марта вице-спикер НС НКР Гагик Багунц заявил журналистам:

  • После 44-дневной войны 2020 г. в отношениях между РА и НКР наблюдается некоторое охлаждение. Одной из причин охлаждения — изменение военно-политической ситуации в регионе. «Эту ситуацию необходимо изменить как можно быстрее, ибо спасение нашей нации – в ее единстве».
  • Ни одна армянская власть в РА или и в НКР ни за что не пойдет на такие решения, в результате которых НК окажется в составе Азербайджана. Любая власть, которая пойдет на неприемлемые уступки, потеряет доверие народа. Власти РА и НКР не пойдут на шаги, которые будут противоречить воле армянского народа.
  • Ни одно предложение, исключающее независимость Арцаха, не будет принято. «Мы готовы соседствовать, соблюдая соответствующий паритет, но в условиях принятия нашей независимости».

22 марта МИД НКР выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • Шаги Азербайджана в вопросе газоснабжения НК — гуманитарный терроризм. Официальный Баку вновь сорвал поставки топлива из РА, лишив население важного ресурса в холодных погодных условиях. Такое поведение грубо нарушает все нормы и принципы международного права.
  • МИД обращается к международному сообществу с настоятельной просьбой дать адекватную оценку содеянному.

Глава МИД НКР Давид Бабаян обратился к соотечественникам в Facebook, отметив, что в провокациях Азербайджана, вроде перекрытия газоснабжения, нет ничего нового:

  • Поведение Азербайджана в какой-то степени результат того, что его власти никак не могут решить карабахский вопрос так, как хотят. А они хотят уничтожить Карабах.
  • Одна из важнейших гарантий безопасности — присутствие в регионе российской миротворческой миссии.
  • Народ Арцаха — героический народ, который живет на своей исторической родине уже тысячи лет. «Враг пытается сломить наш дух, но мы не имеем права быть сломленными. Не для того наши святые мученики отдали свои жизни, чтобы мы отчаялись и проявили малодушие. Мы стоим и будем стоять до конца».

 

ЗАЩИТНИК ПРАВ ЧЕЛОВЕКА РА/НКР

17 марта Защитник прав человека РА Кристине Григорян заявила:

  • В настоящее время нет оснований для разговоров о мире между Ереваном и Баку. События последних недель, напряженность в гуманитарной сфере, эскалация напряженности не позволяют говорить о формировании атмосферы мира. На фоне этих событий заявления Баку о готовности к установлению мира выглядят неискренне.
  • Азербайджан продолжает политику давления и террора, не отказываясь от попыток изгнания армян из Арцаха. Например, Азербайджан не дает устранить якобы повреждение газопровода. Это является доказательством того, что все эти действия управляются из одного центра. Цель ясна: этнические чистки в Арцахе и изгнание армян.

22 марта омбудсмены РА и НКР Кристине Григорян и Гегам Степанян выступили с совместным заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • Подача газа в НКР после восстановления газопровода продлилась менее трех дней, в результате гуманитарный кризис в Арцахе продолжается.
  • Азербайджанская сторона во время «ремонтных работ» установила клапан на газопроводе, который она в любой момент может перекрыть и терроризировать мирное население Арцаха.
  • Азербайджанская сторона умышленно продолжает государственную политику давления и запугивания населения Арцаха. Цель не изменилась – этническая чистка Арцаха. Подобная позорная «месть» в отношении более чем 100 тысяч армян неприемлема.
  • Омбудсмены призывают международные организации, занимающиеся правами человека, оказать давление на азербайджанскую сторону, чтобы устранить это широкомасштабное перманентное нарушение прав человека.

 

НС РА: ПРОЕКТ ЗАЯВЛЕНИЯ О ГУМАНИТАРНОЙ СИТУАЦИИ В НК

22 марта в НС РА прошли закрытые обсуждения заявления по ситуации в НК, подготовленного парламентской оппозицией. В заседании участвовали также министр ИД Арарат Мирзоян и вице-премьер РА Мгер Григорян. НС РА не смог набрать необходимого количества голосов для принятия проекта. За принятие документа проголосовали всего 30 депутатов, представляющих оппозицию, правящее большинство в голосовании участия не приняло.

Глава фракции «Гражданский договор» Айк Конджорян до начала обсуждений заявил:

  • Правительство и госорганы предпринимают все необходимые меры и шаги как «на земле», так и на международных площадках. Так что нужды в подобных документах нет, и правящая фракция в голосовании участвовать не будет.

После заседания член фракции «Армения» Гегам Манукян заявил:

  • Проект заявления не содержал в себе каких-либо спорных пунктов, тем не менее «парламентское большинство вновь решило, что нельзя обижать Азербайджан и Турцию, надо дальше продвигать свою «мирную повестку». Но жизнь доказывает, что, если ты не готов к борьбе, обречен всегда идти на болезненные уступки».
  • Правящая сила ничего не сообщила о переговорном процессе с Азербайджаном, в частности о том, что собирается предложить армянская сторона в ответ на 5 принципов, представленных Азербайджаном.
  • Вице-премьер Григорян, участвовавший в заседании и переговорах по открытию коммуникаций, не владеет ситуацией. Глава МИД Мирзоян также не сообщил ничего нового.

Депутат от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил: 

  • Правительство РА не желает осуществлять ответные мероприятия на имеющиеся в Арцахе угрозы. Закрытое обсуждение по кризису в Арцахе не помогло добиться цели.
  • Самой большой проблемой является не провал властями голосования по заявлению после обсуждения, а то, что несмотря на подтверждение кризиса, правительство не представило свою программу действий и мероприятий, которая должна была быть направлена на облегчение или нейтрализацию проблем людей в Арцахе. 
  • Сегодняшнее поведение, безразличие, отсутствие соразмерной реакции на ситуацию правительства РА показывает, что власти не только не предпринимают шаги для срочного реагирования на ситуацию, но и не имеет желания в разные промежутки времени осуществлять серьезные мероприятия, противодействующие угрозам. 

 

НС РА: ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТРИЦАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РА

22 марта фракция «Армения» предложила ввести уголовную ответственность за отрицание территориальной целостности РА. Согласно проекту,

  • Предлагается наказывать виновных за любое высказывание, которое будет ставить под сомнение территориальную целостность РА, публичное оправдание таких выражений или их пропаганду.
  • Это позволит начать преследование людей, находящихся в том числе не в РА. Такие выражения позволяет и военно-политическое руководство Азербайджана.

Представители правящего «Гражданского договора» раскритиковали инициативу. Они посчитали, что она ограничивает свободу слова, а глава комиссии НС по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян призвал внести изменения в документ, указав, что речь идет исключительно о должностных лицах иностранных государств и организаций. В свою очередь, депутат от фракции «Гражданский договор» Ваагн Овагимян отметил, что предлагаемые поправки предусмотрены в действующем законодательстве. Он указал на наличие в пакете многих неопределенностей, которые могут затронуть практически каждого гражданина РА. Депутат от правящей фракции Ваагн Алексанян же заявил, что политическая сила, которую возглавляет человек, поставивший в 2002 г. в Ки-Уэсте под сомнение территориальную целостность РА, ставит вопрос об уголовной ответственности за призывы к изменению территориальной целостности страны. Кроме того, оппозиция искажает слова премьер-министра Пашиняна о том, что за Сев Лич войну никто не намерен начинать.

23 марта парламентское большинство провалило принятие законопроекта. За принятие законопроекта проголосовало 30 депутатов, против – 63 при 1-ом воздержавшемся.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

ФРАКЦИЯ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР»

18 марта депутат НС РА от фракции «Гражданский договор» Арман Егоян заявил журналистам, что:

  • Азербайджан представил Армении свои предложения по подписанию мирного договора, Армения, в свою очередь, представит свои.
  • Арцахский конфликт не завершен, статус Арцаха не определен.
  • На этом фоне уже нарушен один из трех принципов, установленных сопредседателями МГ ОБСЕ в урегулировании конфликта – принцип неприменения силы. «В этих условиях нельзя допустить, чтобы был нарушен также принцип права народов на самоопределение».
  • Арцахский вопрос должен быть урегулирован на основе трех основных принципов, предложенных сопредседателями МГ ОБСЕ. Таким должен быть ответ армянской стороны.

23 марта в интервью 1in.am председатель комиссии НС по обороне и безопасности Андраник Кочарян заявил:

  • Противник пытается ослабить армянскую сторону и выдвинуть новые предложения.
  • «Мы должны быть едины и научиться жить при закрытом вентиле газопровода».
  • Проблема прекращения газоснабжения Арцаха должна быть решена посредством международного давления.

 

БЛОК «АРМЕНИЯ»

22 марта на брифинге депутат НС РА от фракции «Армения» Анна Григорян заявила:

  • Позиция МО РА по ситуации у села Неркин Анд просто абсурдна. МО расписалось в собственном бездействии. ВС РА не сделали ничего, чтобы не дать противнику закрепиться на армянской территории, позволили азербайджанцам установить палатки, оборудовать позиции.
  • Азербайджан постоянно захватывает все новые рубежи, а МО занято исключительно констатацией фактов.

 

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

17 марта зампредседателя РПА Армен Ашотян в ходе прямого эфира на фейсбук заявил:

  • власти РА лгут по вопросу признания Ереваном территориальной целостности Азербайджана еще в 1991 г. подписанием «Договора об установлении сотрудничества независимых государств». «Вступая в международную структуру, государства протокольно заявляют о признании территориальной целостности друг друга, но документальных принуждений нет».
  • Вторая ложь в том, что глава МИД РА Мирзоян утверждает, что Армения и Азербайджан совместно подписали этот договор. Однако Ереван подписал документ в феврале 1992 г., а Баку — лишь в сентябре 1993 г. «Ссылаясь на положение о территориальной целостности в этом договоре, не подчеркивается, что Армения и Азербайджан присоединились к СНГ позднее, подписав так называемую Алматинскую декларацию, которой Армения, Азербайджан и ряд других стран заявили о своем присоединении к договору о создании СНГ».
  • Соглашение, помимо положения о территориальной целостности, содержит фразу «неотъемлемое право на самоопределение». «Если Мирзоян ссылается на соглашение о создании СНГ, и говорит только о территориальной целостности, то почему он не ссылается на «неотъемлемое право на самоопределение», являющееся частью этого же соглашения?». Более того, помимо Договора об образовании СНГ, Декларации о присоединении к СНГ, существует третий основополагающий документ — Устав СНГ, который был принят в январе 1993 г. Статья 3 Устава СНГ определяет понятие «неотъемлемое право народа на самоопределение».
  • Кроме того, Верховный Совет РА ратифицировал договор о сотрудничестве с СНГ с оговорками, слова «неотъемлемое право на самоопределение» заменив словами «неотъемлемое право народов на самоопределение» и переписав 1-ый абзац статьи 5 Соглашения следующим образом: «Высокие Договаривающиеся стороны признают и уважают право наций на самоопределение, территориальную целостность друг друга и нерушимость их границ».
  • «Николы» упускают важные для армян принципы, распространяя проазербайджанские взгляды. По арцахскому вопросу происходят бурные дипломатические процессы, некоторые из которых держатся в секрете от народа. Мы должны остановить все это. Арцах был, есть и должен быть армянским».

21 марта на пресс-конференции член исполнительного органа Республиканской партии Эдуард Шармазанов заявил:

  • Власти РА открестились от НК. Единственным гарантом безопасности остался российский миротворческий контингент.
  • Непонятно, как власти собираются без решения карабахского вопроса идти на мирные переговоры с Азербайджаном.
  • Нельзя даже обсуждать делимитацию и демаркацию границ при наличии армянских пленных в Баку, оккупации армянской территории в Сюнике и Гегаркунике и постоянной угрозе новой агрессии.
  • Одно из проявлений ущербности армянского руководства — участие сотрудников ООН в мероприятии в Шуши. Власти ничего не сделали на дипломатических площадках для предотвращения такого шага.

21 марта глава фракции «Честь имею» Артур Ванецян заявил:

  • Представленные Азербайджаном 5 принципов для подписания мирного договора с Арменией означают лишь одно – отказ Армении от Арцаха и его фактическое признание в составе Азербайджана.
  • Азербайджан использует весь инструментарий оказания давления на армянскую сторону, и в этом его активно поддерживает Турция.
  • Власти РА заявляют о том, что армянская сторона, несмотря ни на что, продолжит свой курс по установлению мира, что не выдерживают никакой критики.

22 марта депутат от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян заявил: 

  • Сложилась ситуация, когда Азербайджан пытается увеличить не только давления против Арцаха и Армении, но и привести к зачистке Арцаха от армян, вызывая различные кризисы или осуществляя террористические действия. 
  • Независимо от того, как будут идти переговоры на том или ином этапе, любая власть РА должна понимать, что безопасность Арцаха и обеспечение нормальной жизни арцахцев является ее первоочередной миссией. 
  • Обеспечение безопасности НК имеет прямую связь с обороной РА. Любой процесс, который таргетирует Арцах или делает его уязвимым, напрямую влияет на РА, жизнь и безопасность живущих в стране людей. 

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ФРАКЦИЙ «АРМЕНИЯ» И «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

22 марта фракции «Армения» и «Честь имею» выступили с совместным заявлением, в котором, в частности, отмечается:

  • Власти отвергли заявление, целью которого было четкое фиксирование продолжающихся преступлений Азербайджана, привлечение к ним внимания международного сообщества, оценка антиармянской политики Турции и Азербайджана.
  • Провалив принятие заявления по НК, власть в очередной раз помешала продвижению национальных и государственных интересов РА.
  • Власти в очередной раз доказали, что они не только не противятся политическому, военному и прочему давлению турецко-азербайджанского тандема, но и блокируют любую инициативу оппозиции.
  • Для того, чтобы окончательно не потерять армянскую государственность и родину, остается только одно: быстро сплотиться и бороться за свержение этой власти.

Необходимо добиться:

  • признания Турцией и Азербайджаном ответственности за исход 44-дневной войны, в том числе за продолжающиеся гуманитарные проблемы в НКР;
  • решения по вопросу статуса НК;
  • бессрочного нахождения в НК миротворческой миссии РФ как гаранта безопасности;
  • вывода азербайджанских ВС с суверенной территории РА;
  • возобновления переговоров в рамках МГ ОБСЕ.

 

АКЦИИ ПРОТЕСТА

17 марта молодежь АРФ и РПА провел акцию протеста у зданий МИД и Правительства РА.

  • Участники выразили недовольство внешней политикой страны в вопросе нормализации отношений с Турцией.
  • Они выразили обеспокоенность «предложениями» азербайджанской стороны, обвиняя власти страны в сотрудничестве с турецко-азербайджанским тандемом.
  • По их оценке, «занимающее пост министра ИД лицо не представляет реальные интересы армянского народа. Ни один вопрос не может быть решен, пока не урегулирован нагорнокарабахский конфликт».
  • Они требовали возобновить поддержку НК, восстановить статус РА как гаранта безопасности НКР.
  • Главе МИД Мирзояну в «подарок» они преподнесли тапочки красного цвета, цветастые шорты, кепку и розовые очки, чтобы он выглядел «достойно» на переговорах с турецкой стороной.
  • Премьеру Пашиняну досталась труба с надписью «газ» – в знак требования предпринять конкретные шаги по восстановлению газоснабжения НК.

Депутат НС РА от фракции «Честь имею» Айк Мамиджанян заявил:

  • В РА никто и никогда не согласится, чтобы НК был в составе Азербайджана.
  • Дальнейшее пребывание во власти Пашиняна и его команды чревато новыми человеческими и территориальными потерями. «Мы не хотим такого будущего».
  • Время разговоров уже подошло к концу, пришло время для активных действий, которые предотвратят антиармянские шаги действующей власти.

Другой депутат от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян, в свою очередь, заявил:

  • Азербайджан своими агрессивными действиями преследует цель осуществить этническую чистку в Арцахе.
  • «Мы собрались здесь для того, чтобы сказать решительное «нет» попыткам отуречить Армению и Арцах и вновь подтвердить нашу позицию: Арцах никогда не будет в составе Азербайджана. И мы готовы на все для того, чтобы не допустить этого».

ПАРТИЯ «РЕСПУБЛИКА»

23 марта в беседе с АрмИнфо лидер партии «Республика» Арам Саркисян заявил:

  • Гипотетическое членство в пока еще гипотетическом Союзном государстве обернется для РА потерей отнюдь не только суверенитета, но и новых территорий.
  • Сегодня армянский народ в первую очередь должен надеяться на самого себя, а именно на совокупный потенциал армян всего мира, и уже потом гармонизировать внешнюю и экономическую политику РА посредством ее диверсификации в направлении демократических, технологически развитых государств.
  • Турция при поддержке РФ сегодня пытается принудить РА подписать предложенное Азербайджаном соглашение о мире, в то время как США и ЕС продолжают рассматривать в качестве средства достижения мира на Южном Кавказе установление статуса НК в рамках МГ ОБСЕ.
  • «Газовые» и другие игры Баку, согласно документу от 9 ноября 2020 г., в первую очередь предстоит решать российским миротворцам. И то, что в течение целой недели российские военные оказались неспособны окончательно восстановить подачу газа в Арцах, оказались неспособны подойти к трубе на нейтральной территории, говорит об их нежелании решать данный вопрос. «Одного звонка главы МИД Лаврова оказалось бы достаточно для призвания Баку к порядку и восстановлению газоснабжения Арцаха. Даже в текущей геополитической ситуации. Но если в Москве хотят решить этот вопрос, но не могут, то это становится поводом для формирования в Армении совершенно иных выводов».
  • Причины текущего агрессивного поведения алиевского режима в отношении НК и на границах с РА обусловлены его стремлением урвать от РА по возможности больше уступок в ходе предстоящих переговоров, посредством удерживания армянского народа в состоянии тревоги и напряжения. В любом случае на данном этапе Алиев способен трансформировать нагнетаемую им напряженность в полномасштабные боевые действия, в первую очередь в силу того, что тем самым он нанесет окончательный, уже смертельный удар по имиджу РФ, со всеми сопутствующими для себя последствиями.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

РОССИЯ

17 марта представитель МИД РФ Мария Захарова заявила:

  • Москва обеспокоена ситуацией в регионе НК и на отдельных участках армяно-азербайджанской границы.
  • Российские миротворцы предпринимают меры для обеспечения стабильности.
  • Москва подтверждает поддержку процесса начала делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном и приветствует готовность Армении и Азербайджана приступить к разработке мирного договора.

21 марта глава МИД РА Арарат Мирзоян в ходе телефонной беседы с российским коллегой Сергеем Лавровым рассказал о ситуации на границе Армения-Азербайджан и в НК, создавшуюся в результате провокаций со стороны Азербайджана и нарушений режима прекращения огня. Мирзоян также представил позицию армянской стороны касательно начала переговорного процесса по мирному договору между Арменией и Азербайджаном. В этом контексте была отмечена важность роли сопредседательства МГ ОБСЕ. Собеседники обсудили ход реализации трёхсторонних заявлений 9 ноября 2020 г., а также 11 января и 26 ноября 2021 г.

Собеседники также обсудили процесс урегулирования отношений Армения-Турция и обменялись мнениями по вопросам региональной и международной безопасности.

Стороны провели также «сверку часов» по дальнейшей деятельности в рамках региональной платформы «3+3», обсудили ситуацию на Украине.

ФРАНЦИЯ

18 марта главы МИД РА и Франции Арарат Мирзоян и Жан-Ив Ле Дриан в ходе телефонного разговора обсудили ряд вопросов региональной и международной безопасности. Мирзоян представил ситуацию, возникшую в районе границы с РА и в НК в результате провокаций и непрекращающихся нарушений режима прекращения огня со стороны Азербайджана, факты взятия под прицел гражданского населения, оказания психологического давления.

Стороны обсудили возможность начала переговоров по мирному договору между Ереваном и Баку, отметили важную роль в этом МГ ОБСЕ.

 

США

23 марта министр обороны РА Сурен Папикян принял посла США в РА Линн Трейси. Во встрече участвовал также военный атташе посольства США полковник Грегори Пайпс. Папикян представил главе американской дипмиссии ситуацию на армяно-азербайджанской границе и в НК. Он также затронул вопросы гуманитарного характера, подчеркнув необходимость их скорейшего решения.

Стороны обсудили текущие вопросы и перспективы армяно-американского сотрудничества в сфере обороны. Состоялся также обмен мнениями по вопросам международной безопасности.

 

ООН

16 марта глава МИД РА Арарат Мирзоян провел встречу с гендиректором ЮНЕСКО Одри Азуле. В ходе встречи Мирзоян указал на действия азербайджанской стороны, направленные на уничтожение армянского культурно-исторического и религиозного наследия на перешедших под контроль Азербайджана территориях. Он подчеркнул необходимость безотлагательного вмешательства ЮНЕСКО и отправки миссии в зону конфликта с целью предотвращения актов вандализма и сохранения культурно-исторических памятников Арцаха.

18 марта МИД НКР выступило с заявлением, в котором отмечается:

  • Празднование в Шуши 30-летия членства Азербайджана в ООН нанесет серьезный удар по самой ООН.
  • Цель проведения подобного мероприятия в Шуши и участия в нем представителей ООН — легимитизация армянофобской и агрессивной политики Азербайджана.
  • Участие представителей ООН в мероприятии в городе, который был одним из главных мишеней азербайджанской агрессии и политики армянофобии, противоречит основным принципам деятельности, идеологии и миссии ООН.

19 марта МИД РА также выступило с заявлением, в котором осудил участие представителей ООН в азербайджанском мероприятии в Шуши. Для этого в МИД была приглашена и. о. постоянного координатора ООН в РА Лила Питерс Яхиа. МИД потребовало от ООН предпринять шаги для восстановления нейтральной позиции ООН в контексте нагорнокарабахского конфликта.

НАТО

17 марта в Брюсселе прошла встреча главы МИД РА Арарата Мирзояна с первым заместителем генсека НАТО Мирчей Джоанэ. Мирзоян представил случаи нарушения Азербайджаном режима прекращения огня и действия, направленные на создание гуманитарного кризиса в НК, а также факты оказания психологического давления на гражданское население.

Стороны также обменялись мнениями относительно процесса нормализации отношений между Арменией и Турцией.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛАСТИ АРМЕНИИ

21 марта в ходе заседания комиссии НС РА по внешним отношениям глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • На переговорах с Чавушоглу была достигнута договоренность по нормализации отношений между странами без предусловий. Также оба министра подчеркнули важность самого процесса нормализации, за которой последуют дальнейшие действия — открытие границ и установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией.

23 марта в ходе правительственного часа в НС глава МИД РА Арарат Мирзоян заявил:

  • Участие армянской стороны в дипломатическом форуме в Анталье было правильным решением.
  • Армения и Турция могут и должны достичь нормализации отношений и открыть границы. Встреча министров ИД Армении и Турции также сыграла позитивную роль в этом процессе.
  • Конкретных договоренностей пока нет, но обе стороны в очередной раз подтвердили свое намерение продолжить диалог и продвигать процесс нормализации отношений без каких-либо предусловий.
  • Некоторые различия в подходах обеих сторон имеются, вместе с тем обе стороны, по крайней мере на вербальном уровне, подтверждают, что конечная цель – открытие границ.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

БЛОК «ЧЕСТЬ ИМЕЮ»

21 марта на пресс-конференции член исполнительного органа Республиканской партии Эдуард Шармазанов заявил:

  • Власти РА участвуют в пантюркистском проекте. Об этом говорят процесс нормализации отношений с Турцией и предполагаемые переговоры с Азербайджаном в нынешнем виде.
  • Непонятно, как может премьер Пашинян в ходе 44-дневной войны говорить о геноцидальной политике Турции в отношении РА, а спустя несколько месяцев – получать «позитивные сигналы».
  • Непонятны и заявления армянского руководства о том, что процесс идет без предусловий. По сути, РА уже выполнила все условия.
  • В вопросе НК власти полностью возложили ответственность на РФ, а признания Геноцида армян — на диаспору. Они просто открестились от ключевых для страны задач.
  • Официальный Ереван живет иллюзиями, что с турками можно вести разговор на равных. Диалог с Турцией — самоубийство. Нужно взять паузу, вместо этого укрепляя отношения с РФ.

ЭКОНОМИКА

ПРОГНОЗ ЭКОНОМИКИ РА ОТ МВФ

МВФ снизил прогноз экономики РА с 5,25% до 1,5%. В отчете отмечается, что:

  • Влияние российско-украинского конфликта может оказаться значительным для РА, причем полностью оценить его трудно из-за высокой неопределенности.
  • Ожидается сокращение трансфертов из РФ, повышение цен на продовольствие и нефтепродукты, рост неопределенности на финансовых рынках.
  • Чтобы минимизировать негативные последствия, власти РА не должны регулировать курс валюты. Денежно-кредитная политика должна оставаться сдерживающей, чтобы ограничить риски дальнейшей инфляции, вызванной ростом мировых цен.
  • Запас безопасности в виде резервного фонда правительства должна использоваться экономно и только на первоочередные цели.
  • Необходимо изменить механизм расчета налогов, укрепив систему контроля налоговых рисков, а также повысить инвестиции в госсектор.

FITCH: РЕЙТИНГ РА НА УРОВНЕ B+

В опубликованном отчете отмечено, что на РА негативно повлияют «вторичные эффекты кризиса в России, учитывая важные связи между экономиками стран». Но в Fitch считают, что РА справится «с шоком без серьезного ухудшения платежеспособности». Также, по прогнозам, рост ВВП в стране, который ныне снижен с 5,3% до 1,3% из-за ситуации на Украине, повысится до 4,2% уже в 2023 г., а инфляция составит 8,5% на период всего 2022 г.

 

СПА: ИМПОРТ ЗЕРНА ИЗ РФ

18 марта в беседе с @SputnikArmenia глава Союза птицеводов Армении Сергей Степанян сообщил, что

  • РА сможет закупить нужное количество зерна у РФ. Уже есть договоренность. Армянская сторона ранее представила список необходимого объема зерновых, потребляемых в стране, а российская — приняла заявку.
  • Единственное условие РФ в том, чтобы не было реэкспорта зерна из РА в третьи страны.
  • На фоне запрета в РФ стали предлагать готовые комбикормы, однако армянским импортерам это не выгодно. В таком случае стоимость товара возрастает на 35%.
  • РА потребляет ежегодно 140-150 тысяч тонн комбикорма. Из них 80% — фуражное зерно, которое импортируется из РФ и Украины.
  • Сейчас запасы корма в стране есть на полтора-два месяца. Поэтому пока рано прогнозировать, будет ли в стране рост цен на курятину и яйца: это напрямую зависит от импорта.

РИСКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РА

21 марта на заседании комиссии НС по финансово-кредитным и бюджетным вопросам министр финансов РА Тигран Хачатрян заявил, что в РА могут возникнуть риски продовольственной безопасности, но каких-либо неуправляемых процессов не будет, не будет и голода, но проблемы могут возникнуть.

23 марта в ходе правительственного часа в НС вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:

  • Армении необходимо готовиться к возможным вызовам, сложившимся в результате кризиса в Украине. «Сколько бы мы не меняли конфигурацию наших резервов, необходимо обеспечить движение товаров на пространстве ЕАЭС для полноценного решения имеющихся проблем».
  • Важно задействовать весь потенциал страны для производства, в первую очередь, товаров первой необходимости. «Очевидно, что в регионе будет дефицит этих товаров, который возникнет не по причине их нехватки, а имеющихся транспортно-логистических проблем». Но эта проблема, по его словам, управляема, тем более что страны ЕАЭС консолидированы в решении данного вопроса.

 

РА-РФ: ТОРГОВЛЯ, ПРИТОК «МОЗГОВ» И КАПИТАЛА ИЗ РФ

18 марта из Минэкономики РА сообщили:

  • При реализации правильной политики, имеются все предпосылки для существенного роста экспорта армянской продукции в РФ, особенно с учетом образовавшегося на российском рынке вакуума.
  • В Армении не будет дефицита зерна. Страна не стоит перед такой проблемой, несмотря на временный запрет на вывоз зерновых из РФ. Введенный Россией временный запрет на импорт зерновых культур существенно не повлияет на армянский рынок.
  • Вопрос зерновых находится в центре внимания правительства страны и непосредственно министерства. С представителями крупных компаний, занятых импортом зерна ведомство поддерживает постоянные контакты.
  • Основная проблема связана со скоплением фур на Верхнем Ларсе по причине плохих погодных условий.
  • В текущей ситуации многие российские предприятия проявляют осторожность при заключении сделок по продаже зерновых из-за резкой девальвации рубля. Это может привести к ограничениям выбора импортируемого в РА товара.
  • Также могут возникнуть задержки, что влияет и на сроки импорта зерновых. Но учитывая объемы поставок с начала текущего года и имеющиеся запасы, можно констатировать: сейчас в стране нет дефицита зерновых и в ближайшее время не ожидается.
  • Минэкономики РА рассчитывает на приток «мозгов» и капитала из РФ.
  • От падения курса рубля сократятся объемы экспорта в РФ, трансферты и внутренний спрос.
  • Но санкции помогут в развитии туризма, бизнеса и человеческого капитала. Многие граждане РФ переведут в РА свой бизнес и капитал. Это приведет к «притоку мозгов».
  • Есть возможности и для развития внешней торговли: РА может стать «двусторонней магистралью» для транзита с Запада в РФ и ЕАЭС и в обратном направлении.
  • Рано говорить о конкретном числе предпринимателей, которые хотят перевести свой бизнес в Армению. Оно растет, но не все обращаются в министерство. Многие решают свои проблемы через своих армянских друзей.

22 марта в интервью «Азатутюн» министр экономики РА Ваан Керобян заявил, что в 2022 г. РА увеличит объемы экспортных поставок коньяка на российский рынок, но доходность снизиться. Российский рынок покинули многочисленные европейские производители, что позволит РА увеличить свою долю в данном сегменте.

22 марта в интервью CivilNet замминистра экономики РА Рафаэль Геворгян выразил мнение, что:

  • Учитывая выход ряда крупных западных компаний с российского рынка, для армянского текстиля открываются большие возможности. «Мы уже получаем сигналы от наших производителей, которые думают об этом, ведут переговоры».
  • Однако производителей беспокоят валютные риски. Но, используя правильный инструментарий, государство сумеет оказать экспортерам определенную поддержку.

23 марта в ходе правительственного часа в НС вице-премьер РА Мгер Григорян заявил:

  • РА и РФ ведут переговоры по расчету в драмах за экспорт товаров, в результате чего армянские экспортеры смогут маркировать свои товары в армянских драмах и продавать их в драмах и это позволит снизить риски.
  • Большинство экспортеров видят большой риск в экспорте в российских рублях.
  • РА обсуждает с РФ также возможность выплат за российский газ в рублях, потому что также обсуждается проблема валюты распределения таможенных пошлин в ЕАЭС.
  • Григорян не может обещать, что данный вопрос будет решен, так как есть объективные причины, но на сегодня данный вопрос обсуждается и в общественной сфере и с какого-то момента станет более конкретным вопросом повестки дня.

НОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ЮКЖД

ЮКЖД вложит в развитие ж/д РА около $5,5 млн. Вложенные средства позволят существенно повысить безопасность движения по железной дороге. Кроме того, на 2022 г. намечен капитальный ремонт пути в суммарном объеме 8 км. В планах замена 17,5 тысяч железобетонных шпал и без малого 5 тысяч деревянных шпал на всей протяженности путей.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ

17 марта в Москве состоялись российско-армянские межведомственные консультации по выполнению двустороннего межправительственного меморандума о взаимопонимании по вопросам обеспечения биологической безопасности. Был проведен обмен оценками угроз биологической безопасности на пространстве СНГ, обсужден ход выполнения двустороннего меморандума по биобезопасности, включая конкретные направления дальнейшего сотрудничества. Стороны подтвердили общность подходов к проблематике биологической безопасности. Была отмечена необходимость дальнейшей тесной координации и конструктивного взаимодействия как в двустороннем формате, так и на профильных многосторонних площадках.

США

19 марта президент США Джо Байден подписал документ о финансовых ассигнованиях на 2022 г., принятый ранее Конгрессом. По утвержденному документу Армении будет предоставлена помощь в размере 45 млн долл. Также Арцаху будет выделено 2 млн долл. на гуманитарное разминирование.

ГЕРМАНИЯ

21 марта в Берлине секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян обсудил вопросы региональной безопасности с советником канцлера ФРГ по внешней политике и безопасности Йенсом Плетнером. Стороны обсудили также вопросы повестки отношений между РА и ФРГ, а также между РА и ЕС.

22 марта Григорян провел встречу с государственным министром МИД ФРГ Тобиасом Линднером. Стороны обменялись мнениями по вопросам региональной и глобальной безопасности, обсудили дальнейшие шаги по развитию двустороннего сотрудничества. Григорян представил также собеседнику видение Еревана по решению вопросов безопасности в регионе.

СЛУХИ И МНЕНИЯ

СЛУХИ

ТОРОСЯН ХОЧЕТ СНОВА ЗАНЯТЬ МИНИСТЕРСКИЙ ПОСТ

По сведениям издания «Грапарак», в правительстве грядут кадровые перестановки. В частности, обсуждается возможность возвращения экс-главы Минздрава Торосяна на должность министра высокотехнологичной промышленности. Этот пост все еще числится вакантным после избрания Ваагна Хачатуряна президентом РА.

Издание сообщает и о возможной смене главы МЧС Андраника Пилояна, должность которого прочат нынешнему замминистра Армену Памбухчяну.

Также муссируются слухи об отставке министра экономики Ваагна Керобяна и директора Службы нацбезопасности Армена Абазяна.

 

ВСТРЕЧА ПАШИНЯНА С ДЕПУТАТАМИ «ГРАЖДАНСКОГО ДОГОВОРА»

По сведениям издания «Грапарак», на днях прошла закрытая встреча премьер-министра РА Никола Пашиняна с депутатами правящего «Гражданского договора». Поводом для встречи стали условия Азербайджана по мирному договору, запланированный на апрель визит Пашиняна в Москву и слухи, что якобы именно в это время и будет подписан армяно-азербайджанский документ.

Пашинян сказал депутатам, что пока говорить о подписании рано. Ереван представил целый список дополнений к предложениям Баку, благодаря которым документ станет больше соответствовать интересам РА. О каких дополнениях речь, он не пояснил.

 

МНЕНИЯ

ВАРДАН ОСКАНЯН

17 марта была опубликована статья бывшего министра ИД РА Вардана Осканяна (1998-2008 гг.) относительно нынешнего этапа карабахского конфликта, в которой автор, в частности, отмечает:

  • Причиной войн часто бывает последовательное формирование ожиданий противоборствующих сторон и их затягивание или неудовлетворение в конце. Одной из главных причин 44-дневной войны были ожидания Азербайджана об уступках армянской стороны в предшествующий войне период — неосуществимые или мнимо запоздалые. То же самое можно сказать и о сегодняшнем дне. В послевоенный период призывы и шаги Еревана к «миру» вызвали большие ожидания в Турции и Азербайджане, и затягивание или отказ от них обязательно приведет к войне.
  • РФ — союзник РА и гарант хрупкого статус-кво в НК — в сложном положении и изоляции со стороны Запада. Союзник Азербайджана – Турция выступила в качестве посредника между Москвой и Киевом и оказалась в более сильной позиции, чем было до военных действий.
  • Азербайджан выбрал именно этот момент для того, чтобы поставить Армению перед фактом и выбором. Баку, с одной стороны, сжимает кольцо вокруг НК, нарушая повседневные условия жизни жителей, а также угрожая их безопасности, с другой стороны, представляет РА свои условия из пяти пунктов для подписания мирного договора.
  • Ни одно правительство РА не может согласиться с территориальной целостностью Азербайджана. Ответ МИД РА непонятен и неприемлем и для Азербайджана, и для народа РА. «То, что Арцах — Армения, неопровержимый факт. Судьба Арцаха предрешена».
  • В представленных Азербайджаном пяти предусловиях не упоминается слово «коридор». Параллельно, Азербайджан уже начал строительство железной дороги и дорог через Иран для обеспечения сухопутной связи с Нахиджеваном. Азербайджан, преследуя цель получить коридор через Сюник, с первого же дня хотел для этого закрепить зеркальный статус Лачинского коридора. Если у Азербайджана сегодня будет выбор между получением коридора через Сюник и взятием под контроль Лачинского коридора, то он выберет последний. Учитывая сложившуюся сегодня ситуацию вокруг Украины и углубляющиеся в отношении РФ санкции, нужно быть готовыми к подобным развитиям.
  • Проблема армянской стороны – отсутствие четкой повестки. Чем раньше РА ее сформирует, тем ниже возможность войны в будущем. «Стремление к миру не является повесткой, если под ней нет четкой национальной дорожной карты».

СТЕПАН САФАРЯН

17 марта в беседе с АрмИнфо руководитель Армянского института международных отношений и безопасности Степан Сафарян выразил мнение, что:

  • Алиев отправил свой проект «мирного договора» в Ереван после неудачной попытки всучить его армянской делегации в Анталье при посредничестве Чавушоглу — Эрдоган.
  • На церемонии закрытия форума в Анталье Чавушоглу заявил о недопустимости участия третьей стороны в ожидаемых переговорах Еревана и Баку. Тем самым он сделал очередную попытку нивелировать фактор МГ ОБСЕ, с целью оставить ослабевшую после 44-х дневной агрессии РА за столом переговоров наедине с Азербайджаном и вынудить Ереван принять алиевские 5 пунктов и, соответственно, признать свою капитуляцию. «Попытка не получилась — Ереван обратился к МГ ОБСЕ, ясно дав понять, что не признает ни 5 пунктов, ни призывы Анкары».
  • Заинтересованность Москвы в существовании МГ ОБСЕ сохраняется и отказ Еревана от предложений Баку и Анкары соответствует интересам Москвы. Последняя выступит за задействование минского формата в переговорах Армения — Азербайджан с целью также не остаться наедине с турками и азербайджанцами.
  • Красной линией для Москвы в вопросе вовлечения МГ ОБСЕ в урегулирование является обвал, начерченной ею по итогам 44-х дневной войны, региональной архитектуры безопасности. При первых же его признаках РФ немедленно задействует против МГ ОБСЕ Баку и Анкару.
  • Мишенью газово-минометных действий Баку являются даже не столько арцахцы, сколько РФ и ее миротворцы. А их причиной является молчаливая поддержка Москвы принятому в Степанакерте закону «Об оккупированных территориях», акциям поддержки признанию независимости Донбасса и данная не так давно Москвой Арцаху характеристики признанного государства.
  • «Алиев все это видит, и пытается надавить на РФ своими агрессивными действиями в Арцахе, используя высокую степень ее вовлеченности в события в Украине и вокруг Украины. Отсюда появление в обращении капитуляционного ультиматума Армении в составе 5 пунктов».
  • Где и как закончится это противостояние Москвы и Баку, прогнозировать пока что преждевременно и сложно. Однако, то, что Москва сейчас явно не настолько слаба, чтобы дарить Баку и Анкаре собственный приз по итогам 44-х дневной операции является фактом.

АРМАН МЕЛИКЯН

17 марта в беседе с АрмИнфо экс-глава МИД НКР Арман Меликян заявил:

  • Обратившись к сопредседателям МГ ОБСЕ с целью организации переговоров с Азербайджаном по заключению мирного договора, Ереван принял разумное решение.
  • Переговоры между Ереваном и Баку, проводимые посредством посредников, скорее всего, будут носить более сбалансированный характер. Такие переговоры никоим образом не будут способствовать формированию атмосферы ультиматумов и угрозы применения военной силы с целью разрешения предполагаемых противоречий.
  • Кроме того, при таком формате невозможно пренебрегать арцахским вопросом в двусторонних отношениях Армении и Азербайджана. Рано или поздно вопрос статуса НК также получит свое решение. И лишь в этом случае станет возможным формирование ситуации, в которой мир получит продолжительное и всеобъемлющее наполнение под гарантии посредников МГ ОБСЕ.
  • В случае реализации турецкого переговорного сценария, в свете заявлений Анкары о необходимости организации переговоров между Баку и Ереваном без посредников, Азербайджан получил бы возможность прибегнуть к применению военной силы в случае несогласия РА на те или иные пункты переговорной повестки.

ВИГЕН АКОПЯН

17 марта в беседе с @SputnikArmenia аналитик Виген Акопян заявил:

  • Отказ обозначить на данном этапе «красные линии» в переговорах с Баку выйдет боком для Еревана.
  • Армянские власти избегают четких комментариев о статусе НК. И это уже вызывает определенные подозрения у части общества.
  • Если у РА нет достаточного силового подкрепления дипломатических, переговорных позиций, то и не следовало начинать процесс с Азербайджаном в такой спешке. Было бы намного целесообразнее взять некоторую паузу, пока не был бы восстановлен оборонный потенциал страны и только потом идти на переговоры.
  • Возможно, власти думают, что в процессе обсуждения с Баку им удастся выторговать какие-то уступки. Но, скорее всего, их основной расчет строится на том, что с течением времени под влиянием каких-то геополитических изменений удастся выправить ситуацию.
  • Четкое формулирование армянских интересов лишило бы Азербайджан каких-либо иллюзий и уже в процессе переговоров была бы возможность дипломатического торга. Армянская дипломатия до 2018 г. так и поступала, и в основном такая тактика себя оправдывала.

ТЕВАН ПОГОСЯН

17 марта в беседе с АрмИнфо руководитель Международного центра человеческого развития Теван Погосян выразил мнение, что:

  • Обращение Еревана к МГ ОБСЕ в связи с предложениями Баку вызывает ряд вопросов и дает повод для самых различных толкований и версий. С целью рассеять текущее недопонимание лучше всего было бы четкое и публичное очерчивание красных линий Еревана в предлагаемом Баку документе из 5 пунктов. Также важно понять, предполагает ли это обращение изменения в мандате МГ ОБСЕ? Известно, что мандат сопредседателей от 1994 г. предполагает лишь урегулирование, собственно Арцахского вопроса, но не отношений между Арменией и Азербайджаном.
  • С учетом заявлений Еревана о том, что арцахский конфликт по-прежнему далек от завершения, его обращение к МГ ОБСЕ по идее должно предполагать формирование в рамках сопредседательства еще одной дополнительной инициативы. Это порождает еще один вопрос — как быть с решением, собственно, арцахской проблемы, которая со временем лишь обрастает новыми сложностями. И если речь действительно идет о новой инициативе, то возникает необходимость информирования общества о дальнейших намерениях МИД и правительства в этом направлении.
  • До сих пор не видна реакция МИД на последние проявления психологического и иных видов террора в отношении арцахцев. Их судьба также должна стать частью обсуждений.
  • Есть и другие проблемы. В частности, глава МИД Турции охарактеризовал проблемы между Арменией и Азербайджаном как дело двух государств и призвал других в эти дела не вмешиваться. Еще одна проблема заключается в текущих противоречиях между странами-сопредседателями МГ ОБСЕ.

АРА КАРЯН

23 марта руководитель Центра независимых деловых и финансово-экономических исследований «Логика» Ара Карян выразил мнение, что:

  • Становление прямых армяно-турецких торгово-экономических отношений меняет геоэкономический баланс. Эти перемены особенно важно оценить с позиций региональных и мировых держав, каждого государства Южного Кавказа и всех сопредельных стран.
  • Актуальность разблокирования транспортных коммуникаций в Закавказье, открытия армяно-турецкой границы и установления прямых торгово-экономических отношений между РА и Турцией, а также частичного становления армяно-азербайджанских экономических отношений в части грузоперевозок, транзита энергоносителей и электроэнергии — не подлежит сомнению. Это обусловлено императивом безопасности и стабильности Южного Кавказа на региональном и международном уровне; тремя официальными трёхсторонними политическими заявлениями РФ, РА и АР после войны; прямыми переговорами руководства РА и Турции по вопросам разблокирования транспортных коммуникаций в регионе и открытия армяно-турецкой границы.
  • После разблокирования коммуникаций и открытия границ с Турцией можно надеяться на постепенное формирование целостного экономического региона с общими нормами на основе режимов международных конвенций и правил справедливых бизнес­взаимоотношений.
  • Тем не менее, необходимо оценить возможные выгоды и риски для экономик стран региона, степень их будущей конкурентоспособности в условиях открытой армяно-турецкой границы, а также социально-демографические и другие последствия открытия армяно-турецкой границы.
  • Политические и дипломатические отношения между Арменией и Турцией в настоящее время находятся в плохом состоянии. Возникает вопрос: смогут ли политические и дипломатические процессы повлиять также на процесс установления прямых экономических отношений между странами, который был начат в январе 2022 г. и проходит с участием спецпредставителей РА и Турции при посредничестве РФ?
  • Установление прямых торгово-экономических отношений между РА и Турцией будет способствовать смягчению враждебных настроений и постепенному построению мирных отношений между РА, Турцией и Азербайджаном, что является сверхважной задачей для них самих и для других стран региона.
  • Однако следует учитывать, что проблема имеет чувствительные грани и аспекты. Попрание Турцией исторического факта Геноцида армян, наличие нерешённой проблемы Арцаха, факт участия Турции в войне в Арцахе остаются тяжёлым бременем и вносят в матрицу отношений исторические, международно-правовые, юридические, социальные, духовно­эмоциональные аспекты, которые нельзя искусственно игнорировать и от которых невозможно уклониться при выстраивании прямых армяно-турецких экономических отношений.

ВАГЕ ДАВТЯН

22 марта в беседе с АрмИнфо эксперт по вопросам энергетической безопасности Ваге Давтян выразил мнение, что:

  • РА последовательно и методично выдавливается из проекта энергетического коридора «Север-юг», а учитывая аналогичное неутешительное состояние транспортно-коммуникационной компоненты, и из общей стратегии «Север-юг».
  • Достигается это благодаря последовательно реализуемой Баку энергетической политике, которая сопровождается антииранской политикой властей РА.
  • Это уже привело к формированию ощутимых и достаточно серьезных рисков для национальной безопасности РА.
  • Эксперт напомнил о рассмотрении в рамках проекта энергетического коридора «Север- Юг» третьей ЛЭП Иран-Армения, которая по проекту должна была введена в эксплуатацию еще к зиме 2019 г. Позднее сроки сдачи проекта были перенесены на 2021-й, а теперь уже на 2024 г. Все это стало одним из прямых проявлений политики заговора действующих властей самой РА в направлении выдавливания страны из региональных стратегических, коммуникационных проектов.
  • Как результат, Тегеран начал параллельные переговоры на эту же тему с Баку, а 17 марта перспективы энергетического коридора «Север-Юг» уже в формате Азербайджан-Иран-Россия обсудили в Москве министры энергетики РФ Шульгинов и министр нефти Ирана Оуджи. В этом свете, Давтян считает вопрос синхронизации энергетических систем РФ и ИРИ именно по территории Азербайджана практически окончательно решенным.
  • Таким образом, можно констатировать фактическое выдавливание РА из проекта электроэнергетического коридора «Север-юг», что создает дополнительные риски и угрозы энергетической безопасности РА в будущем. Причем, отнюдь не только геоэкономического характера. Те же многомиллионные долги, накопленные и накапливаемые 5-ым энергоблоком Разданской ТЭС, обусловлены именно провалом проекта строительства 3-й ЛЭП. Без серьезных экспортных возможностей успешная эксплуатация подобного объекта с подобными генерационными мощностями просто невозможна.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.