Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

День единения в ретроспективе и исторической перспективе


2 апреля в очередной раз отмечается День единения народов Беларуси и России. Сама дата была выбрана не случайно, поскольку именно в этот весенний день далекого 1996 года президенты двух стран Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. В истории взаимоотношений двух стран данная интеграционная структура никакой роли не сыграла и уже 2 апреля 1997 года была преобразована в Союз Беларуси и России. С этого времени было решено торжественно отмечать День единения братских народов.

Действительно на протяжении ряда лет этот праздник в Минске и Москве отмечался с размахом и сопровождался довольно помпезными мероприятиями. С годами, однако, все свелось к скромным и дежурным действам, что по большому счету отражало весьма неспешный и противоречивый процесс интеграции. Сам документ о создании Союза, например, подписали 2 апреля 1997 г., а вот Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси Ельцин и Лукашенко смогли подписать только в конце декабря 1998 г., что отражало политические противоречия, выявившиеся в ходе первого этапа интеграции.

Ещё в большей степени пути двух государств разошлись в экономике. Союз предполагал создание единого экономического пространства, чему должно было способствовать выполнение Программы синхронизации экономических реформ. Логика сближения подсказывала именно такой путь. Руководитель российского правительства, председатель Исполнительного комитета Союза В. Черномырдин даже наивно надеялся, что «стягивающий эффект» программы в качестве мощного рычага реальной интеграции позволит создать единое экономическое пространство в течение 1 – 2 лет. Но оно, как известно, не сложилось и к 2016 г. Объясняется это тем, что с обретением независимости вначале 1990-х гг. Республика Беларусь вслед за Россией выбрала модель «догоняющей экономики». Однако с 1997 г. правящий режим первого президента РБ Александра Лукашенко круто изменил экономический курс страны, окончательно отказавшись от осуществления «догоняющей модернизации». Минск предпочел вернуться на рельсы административно-управляемой экономики, опасаясь катастрофических социально-экономических последствий политики, ведущей к установлению рыночных отношений и приватизации государственных предприятий.

Договор 1999 г. о создании Союзного государства практически не выводил взаимоотношения двух стран на новый качественный уровень. Договор не предусматривал быстрого, глубокого и действительного воссоединения двух государств. По форме и содержанию он не мог претендовать на роль документа конституционного звучания, более того, это был уникальный межгосударственный акт, который не претендовал на статус источника права, на приоритетность по отношению к национальным законодательствам РФ и РБ, а был нормативным документом (modus vivendi) непрямого действия.

Договор о создании Союзного государства изначально не мог быть осуществлен, поскольку принципы интеграции, положенные в его основу, подобное объединение двух остающихся суверенными и независимыми государств делали не реальным. Поверка на практике это очень скоро выявила, но правящие классы стран-участниц СГ не только не проявляли политической воли по необходимой корректировке союзной программы, но, порой, достигали согласия в мерах по намеренному торможению процесса интеграции в ключевых пунктах. Наиболее ярко эта тенденция была заметна по вопросу избрания Палаты представителей Союзного парламента и подготовке проекта Конституционного акта. Поэтому у Союзного государства до сих пор нет ни парламента, ни конституции.

Самое главное – заложенные в Договоре принципы «суверенного равенства государств-участников», принятия решений на высшем уровне по формуле 1 + 1 и добровольности выполнения взаимных обязательств (ст.3. п.1) при значительном фактическом неравенстве политического, военно-стратегического и экономического потенциалов привели к упорному отстаиванию союзниками своих национальных интересов, полномочий и преимуществ.

Вместе с тем несомненным успехом является то, что России и Республике Беларусь удалось создать прообраз уникального в мировой практике межгосударственного объединения – Союзное государство. К числу бесспорных достижений можно отнести создание определенного экономического фундамента, на котором в будущем возможно создание единого экономического пространства. Между Россией и Белоруссией отсутствуют границы, таможенные барьеры, граждане двух стран в равной степени пользуются свободой передвижения и правом выбора места жительства. Не менее значимым является и то, что сформирована первоначальная правовая основа обеспечения социального равенства белорусов и россиян – на трудоустройство, оплату труда, получение образования, медицинскую помощь.

Хочется специально подчеркнуть, что без широкой общественной поддержки никакие программы интеграции воплощены в жизнь не будут. В этой связи приходится констатировать, что народы Белоруссии и России в значительной степени разочарованы «союзным долгостроем», утеряли надежду и веру в то, что Союзное государство будет реально функционировать в полном объеме и позитивно влиять на их жизнь.

Все чаще в Минске и Москве можно слышать рассуждения о том, что идея Союзного государства потеряла актуальность, должна уступить место каким-то другим интеграционным проектам (Евразийскому экономическому союзу, например). На наших глазах возрождающаяся экономическая и внешнеполитическая мощь России позволяет отнестись к подобным легковесным предложениям как лишенным истинного государственного смысла. Свободный и равноправный союз, обличенный в государственную форму, в интересах братских народов Белоруссии и России. Сильная, процветающая Россия – единственный гарант создания Союзного государства, привлекательного и для других народов и стран.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.