Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

День казачьей славы в Слуцке

11:36 , 25 Октябрь 2011
27
0


Судьбы Слуцкого края и казачества исторически переплетены самым тесным образом, поэтому неудивительно, что становление казачества в Белоруссии в постсоветское время началось именно со Слуцка.

Небольшой старинный городок Слуцк находится в ста километрах от Минска. Город имеет славную историю, заметный след в которой оставили и казаки. Вот только некоторые вехи их пребывания на Слуцкой земле. Еще в XV веке владевший Слуцким княжеством западнорусский князь Михаил Олелькович пригласил на службу полк запорожских казаков, многие из которых, женившись на местных красавицах, осели на Слутчине. И поэтому совсем не случайно Слуцкий край во времена пребывания в составе Речи Посполитой долгое время был оплотом русского духа и православной веры.

А в 1595 году, во время освободительной войны западнорусского народа против Речи Посполитой, отряд восставших казаков под началом своего вождя Северина Наливайко берет слуцкую крепость. В то время это была первоклассная твердыня с сильным польско-литовским гарнизоном. Но спесивые поляки оказались бессильными перед казачьими хитростью и бесстрашием.

Во время нашествия на Россию войск Наполеона, 14 июля 1812 года, недалеко от Слуцка, у местечка Романово, произошло крупное сражение между составлявшими русский арьергард казачьими частями под командованием атамана М.И.Платова и французским корпусом генерала Латур-Мобура, в состав которого входили польская кавалерийская дивизия Каменьского, бригада вестфальских гусар Хаммерштейна, а также кирасиры, пехота и артиллерия.

В результате ожесточенного боя на Романовском поле русскими было истреблено два полка польских улан, а остальные наполеоновские части понесли тяжелые потери и бежали в направлении местечка Тимковичи. В ходе сражения отличился 10-й батальон Ахтырского гусарского полка под командованием подполковника Д.В.Давыдова. Победа казаков Платова под Романово остановила продвижение войск Наполеона на 4 дня, что позволило 2-й русской армии князя П.И.Багратиона оторваться от наседавшего неприятеля, отойти к Бобруйску и Могилеву, затем после боя под Салтановкой перейти Днепр и соединиться под Смоленском с 1-й армией Барклая-де-Толли.

В конце XIX– начале XX века в Слуцке стоял 30-й Донской казачий полк, а в предвоенные годы в городе дислоцировалась 4-я Донская казачья кавалерийская дивизия, которой в 1933–37 гг. командовал будущий великий полководец комбриг Г.К.Жуков.

В сентябре 1941 года в оккупированном гитлеровцами Слуцке, проживавшие в городе после военной службы казачьи командиры Богун и Фомин организовали первую на Слутчине антифашисткую подпольную организацию, которая вела активную борьбу с захватчиками вплоть до освобождения города 30 июня 1944 года частями 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса.

В 1992 году в Слуцке появилась первая казачья община, атаманом которой был избран родовой казак, кадровый офицер, прослуживший 25 лет в Закавказье, подполковник Валерий Александрович Попов.

В те годы в официальной идеологии Республики Беларусь господствовал определенный взгляд на историю Белой Руси, согласно которому казаки были не защитниками православия и западнорусского народа от гнета польской шляхты и римско-католической церкви, а разбойниками разрушавшими «золотую Речь Посполитую».

К сожалению, рецидивы этого подхода до сих продолжают поражать отдельных белорусских чиновников, и поэтому становление казачества в Белоруссии является делом совсем не простым. Но казаки народ настойчивый и целеустремленный и поэтому казачье дело в республике продолжает шириться.

В настоящее время в Республике Беларусь существует несколько казачьих организаций и сообществ, одно из которых с октября 2010 года действует в рамках Белорусского общественного объединения «Русь». Это Этнокультурное товарищество «Казаки Святой Руси», атаманом которого является В.А.Попов.

В товариществе особое внимание уделяется истории казачества, выдающимся деяниям казаков во славу Русской Земли. Начиная с 1995 года, ежегодно в Слуцке в середине октября отмечается День казачьей славы, приуроченный к годовщине победоносного завершения в 1641 году «Азовского сидения» – героической обороны Азова донскими и запорожскими казаками (до 8 тыс. казаков, в том числе 800 женщин) от многотысячной турецко-татарской армии (по разным источникам от 100 до 300 тысяч), имевшей на вооружении мощную осадную артиллерию: 120 стенобитных орудий и 32 мортиры.

Всего за время осады казаки отбили 24 приступа, 4 раза разрушали земляные сооружения турок. И хотя в результате бомбардировок турецкая артиллерия разрушила большую часть укреплений Азова, взять крепость туркам не удалось. И 6 октября 1641 года турецкая армия сняла осаду города и отступила. В «Повести об Азовском осадном сидении» говорится, что турецкие войска потеряли под Азовом 96 тысяч убитыми.

В этом году исполнилось 370 лет тому героическому подвигу казаков, и поэтому День казачьей славы, в котором приняли участие казаки не только из Слуцка, но также из Минска, Солигорска и Столина, носил особенно торжественный характер.Мероприятия начались на Слуцком мемориальном кладбище, где покоятся казаки 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса, павшие при освобождении Слуцка, по которым настоятелем слуцкого Свято-Космо-Дамиановского храма о.Александром была отслужена панихида. Затем удостоверения членов Этнокультурного товарищества «Казаки Святой Руси» получили вновь вступившие в него казаки. После чего в актовом зале автошколы ДОССАФ состоялся концерт Ансамбля русской песни «Раздолье» из Солигорска и заинтересованный разговор о значении казачьего движения в национальном возрождении Русского народа и становлении Русского мира в XXI веке.

Выступающие отмечали, что в результате катастрофических потрясений в XX столетии русский народ был не только дважды разделен (после гражданской войны и в результате развала СССР) и понес колоссальные людские потери, но и утратил исторически сложившуюся внутринациональную структуру, которая была практически полностью разрушена за советское время: не осталось ни русского крестьянства, ни дворянства, ни купечества и т.д.

В начале 1990-х годов только Русская православная церковь, да и то разделенная с Русской зарубежной православной церковью, сохраняла общерусский характер и объединяла все ветви (великороссы, белорусы, малороссы, русины) русского народа. И вот на переломе эпох проявился феномен казачества. Вопреки политике расказачивания и жестоким гонениям в предвоенный период со стороны советского режима казаки, рассеянные не только по землям исторической России, но и по всему миру, сохранили приверженность своим традициям, исконной культуре и тому русскому чувству, которое воспел Николай Васильевич Гоголь в незабвенной повести «Тарас Бульба».

Как показали произошедшие после распада Союза ССР события, казачество оказалось самой организованной частью русского народа, и поэтому казачьи сообщества (войска, общины и др.) призваны, помимо прочего, стать центрами кристаллизации русского самосознания и объединения русских людей. Особенно это актуально для той части русского народа, которая помимо своей воли после 1991 года оказалась вне российской государственности.

В завершение необходимо отметить, что в Дне казачьей славы в Слуцке приняли участие представители Посольства России и Россотрудничества в Республике Беларусь.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.