2013 год будет проходить под сенью двух знаменательных юбилеев: 400-летия Дома Романовых и 1150-летия славянской азбуки. Цари и императоры из рода Романовых 300 лет стояли во главе государства Российского. Под их управлением Россия и достигала вершин могущества, и испытала горечь тяжких поражений и катастроф. Можно по-разному оценивать державную деятельность тех или иных российских самодержцев, но все они были вершителями судьбы нашего Отечества, и это русская история, которую мы должны не только знать, но и делать из ее уроков соответствующие выводы.
Так, жестокая и трагическая судьба последнего российского императора Николая II служит наглядным примером тому, что в своих воззрениях глава государства не в праве застывать в плену каких бы то ни было догм. В руководстве страной в максимально возможной степени необходимо следовать понятиям справедливости и исходить из чаяний широких слоев народа, а не следовать в русле корыстных интересов узких общественных групп.
Особенно важно, как писал выдающийся русский мыслитель Иван Солоневич в своем труде «Народная монархия», чтобы правящий слой не становился замкнутой «вещью в себе», а был открыт для притока «свежей крови».
Только в этом случае гражданин будет воспринимать государство как «общее дело», а не как некую внешнюю, к тому же несправедливую, принуждающую силу. «Общее дело» – это единственный приемлемый путь для развития современной государственности.
Историю не зря называют будущим, обращенным в прошлое, ведь это только на первый взгляд все происходящее безвозвратно исчезает в потоке времени. Ведь еще древние заметили, что мир развивается по спирали, и не только отдельные личности, но и целые народы склонны «ломать себе шею на одних и тех же ухабах». Поэтому важно не просто знакомиться с историей как с чередой неких произошедших когда-то событий, а пристально и пытливо вглядываться в деяния предков, находя в них не только образчики верных и мудрых решений, так и предостережения от роковых ошибок. И в этом отношении драматическая история Дома Романовых имеет для России и всего Русского мира непреходящее значение.
Что касается 1150-летия славянской азбуки, то это тоже далеко не рядовая дата. И смысл ее не только в том, чтобы чествовать «учителей словенских Кирилла и Мефодия», говорить о докирилловских «русских письменах», о которых свидетельствует житие святых братьев, и рассуждать о великом и могучем русском языке.
Обстоятельства в современном мире складываются таким образом, что буквально на наших глазах русский язык может утратить свое неповторимое своеобразие и культурную ценность, превратившись во второсортную смесь «англо-американского с нижегородским».
И ведь на этот пагубный путь русский язык сползает не сам по себе и не по вине каких-то заокеанских злодеев. Низведением русского языка изо дня в день «в поте лица» занимаются (в первую очередь в СМИ) на вид вполне приличные граждане, большинство из которых пребывают в искреннем заблуждении, что иностранщина на устах есть признак «продвинутости» и современности.
В общем, вопрос перезрел и требует серьезного и заинтересованного общерусского (в смысле всего Русского мира) разговора, итог которого будет свидетельствовать либо о готовности современной России и всемирной русской общности встать в число лидеров человеческой цивилизации, либо о предрешенности их дальней цивилизационной вторичности.
Подобные утверждения могут показаться излишне категоричными, но ведь борьба и соперничество в мире не является чем-то отвлеченным. И если раньше главными доводами в международных отношениях были бронированный кулак и экономическая мощь, то в современном мире этих «аргументов» для получения мирового «места под солнцем» уже недостаточно.
Необходимо применение того, что принято называть «мягкой силой». А это – не что иное, как культурное влияние, которое просто немыслимо без жизнестойкого и способного к саморазвитию в условиях современного общества языка.
Поэтому от состояния русского языка, от самосознания и языковой ответственности его носителей непосредственно зависит будущее России и всего Русского мира. И огромную, если не решающую, роль в деле сохранения русского языка и его развития на собственной славянской основе призвана сыграть Русская Православная Церковь, сохранившая такой бесценный, основополагающий, по сути, неисчерпаемый кладезь русской языковой культуры, как старославянский (церковнославянский) язык.