Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Единое экономическое пространство

0:00 , 6 Октябрь 2011
16
0


В середине марта 2011 года в Минске премьер-министры Белоруссии, Казахстана и России в очередной раз обсудили проблемы формирования Единого экономического пространства. Выбор места встречи был не случайным — пакет из 17 соглашений, который должен выполнять функцию правового регулятора ЕЭП, Республика Беларусь ратифицировала первой в самом конце 2010 года. При этом белорусское правительство руководствовалось как очевидными политическими мотивами, так и стремлением следовать букве Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой территории Таможенного союза. Астана и Москва, напротив, не стали спешить, решив ещё раз тщательно проанализировать каждый документ в отдельности, учитывая ту явную спешку, в которой готовился договорно-правовой базис ЕЭП. По информации Генерального секретаря ЕврАзЭС Таира Мансурова, половина документов из пакета соглашений продолжает рассматриваться в правительствах Казахстана и России, а другая часть в парламентах этих двух стран. Лишь к 1 июля 2011 года, как ожидается, появится ясность — ратифицируют парламенты Казахстана и России весь пакет документов или выдвинут свои предложения и замечания по отдельным из них.

Российскую сторону, как представляется, в процессе создания ЕЭП настораживают последствия потенциальной унификации законодательства трех стран, которые изменят картину конкурентной среды и принципы взаимной торговли. Поскольку большинство барьеров на пути экспортно-импортных товарных потоков предполагается к 2012 году ликвидировать, то ряд субъектов хозяйствования России, включая и организации, за счет которых в основном пополняется её госбюджет, могут потерять свои преимущества, часть доходов и снизить конкурентоспособность. В Москве, по опыту прошлых лет, нет уверенности в том, что Белоруссия будет придерживаться единых правил предоставления субсидий, запрета на экспортные и импортозамещающие субсидии. Тревожат российское правительство и те заявления президента Александра Лукашенко, в которых он, без согласования с партнерами, предлагал Китаю и некоторым другим странам использовать территорию Белоруссии в качестве плацдарма для освоения единого товарного рынка ТС-ЕЭП. Есть и опасения, связанные с обязательствами Белоруссии по предоставлению в рамках ЕЭП свободы передвижения не только товаров, услуг и рабочей силы, но и капитала.

Глава белорусского государства ещё на саммите ЕврАзЭС в Москве в начале декабря прошлого года фактически дал гарантию быстрой ратификации пакета соглашений. С одной стороны это свидетельствует об интересе Белоруссии к этому проекту, как долгосрочной программе экономической интеграции, сулящей грандиозные доходы в госбюджет, с другой – о крайне трудной ситуации, в которой оказался хозяйственный комплекс республики. При этом стоит напомнить, что ранее Лукашенко неоднократно и весьма критично отзывался о плане создания ЕЭП, давал понять, что Белоруссия будет пристально изучать все условия своего вхождения в этот проект, который, по его словам, принципиально важен и выгоден для России, но не для его страны. Ещё 8 декабря премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский на встрече с руководителем российского правительства Владимиром Путиным, отражая настрой Лукашенко, решительно отказывался идти на компромисс по вопросу о принципах, методах и темпах формирования Единого экономического пространства.

На другой день, как известно, подход Минска радикально поменялся. Конечно, решающим моментом стало согласие российского руководства признать легитимность очередного срока президентства Александра Лукашенко в случае его победы на выборах. Однако, как представляется, позитивное отношение к ЕЭП сложилось во многом благодаря политике правительства России, которое четко смогло увязать разрешение острых вопросов ценообразования и пошлин на российские энергоресурсы, поставляемые в Белоруссию, с прогрессом в деле создания единого таможенного пространства «тройки» и перехода к процессу функционирования ЕЭП.

Другим немаловажным фактором явилась готовность Москвы в рамках ЕЭП устранить саму возможность «перфораторного» закрытия своего емкого рынка (путем квотирования, введения санитарно-эпидемических запретов и т.п.) для продукции белорусских предприятий. Последнее позволяет наполнить конкретным содержанием республиканскую программу развития экспорта на 2011 – 2015 гг., которой в экспортно-ориентированной Белоруссии придается большое значение. По крайней мере, новый премьер-министр РБ Михаил Мясникович уже попытался передать подчиненным свою убежденность в реализации стратегических задач экспортной политики, в первую очередь на российском направлении, в условиях вхождения Белоруссии в Таможенный союз и ЕЭП. В Минске отдают себе отчет в том, что по целым группам товаров, произведенным на экспорт, и услуг Белоруссии трудно конкурировать с другими поставщиками на рынок стран Евросоюза. Да и сам ЕС всячески намекает на возможность введения против Белоруссии экономических санкций. Россия же в последнее время демонстрирует стабильный экономический рост, что подстегивает спрос на различную продукцию, услуги и делает ее огромный рынок привлекательным для белорусских экспортеров.

Стоит обратить внимание и еще на один аспект. В успешном развитии на современном этапе экономик целого ряда стран ЦВЕ огромную, а, порой, определяющую роль сыграл иностранный капитал. Не секрет, что инвестиционная привлекательность Белоруссии, несмотря на принимаемые правительством и законодателями меры, крайне низка. Ни одна из государственных программ привлечения ПИИ в последние годы не была выполнена. Перспективы поправить положение с ПИИ в связи с угрозой очередной девальвации белорусского рубля, в условиях нарастающих дисбаланса в национальной экономике и дефицита во внешней торговли остаются неблагоприятными. Унификация законодательства «тройки» в определенной степени будет способствовать притоку инвестиций из России и Казахстана в белорусскую экономику, которая как раз испытывает трудности по привлечению ПИИ. Кроме того откроются дополнительные возможности для масштабных инвестиций третьих стран в хозяйственный комплекс Белоруссии в силу того что потенциальные инвесторы станут рассматривать его как единое целое с более мощными и стабильными экономиками России и Казахстана. Иностранные инвестиции, в том числе и через рост потребления, дадут импульс сферам производства, торговли и услуг, что обеспечит в целом значительный прирост ВВП.

Не последнюю роль играет и то обстоятельство, что нахождение Белоруссии внутри Единого экономического пространства даст ей возможность рассчитывать на действенную, оперативную и существенную поддержку со стороны стран-партнеров тех отраслей хозяйственного комплекса, которые испытывают трудности и остро нуждаются в подобной помощи. Ведь одна из главных задач, стоящих перед ЕЭП, состоит в придании всем трем экономикам стабильных темпов развития и в их выравнивании на уровне всего интеграционного объединения. Это исключает потенциальное аутсайдерство одной из стран-участниц ЕЭП, поскольку против него будет работать весь механизм многообразных форм поддержки. Взаимопомощь в рамках ЕЭП поможет Белоруссии справиться и с такими острыми проблемами как отсутствие поддержки малому и среднему бизнесу со стороны государства, скудость инвестиций в инновационную сферу и в систему образования, качество которой остается низким.

Интеграция в экономической области с Россией и Казахстаном не является препятствием для развития диалога и контактов Белоруссии с ЕС по вопросам энергетики, экологии, транспорта, сельского хозяйства и другим проблемам, которые затрагивают национальные интересы республики. Однако в краткосрочной перспективе возможности развития отношений Белоруссии с Евросоюзом, включая реализацию региональных инициатив (Восточное партнерство и др.) и сотрудничество в финансово-экономической сфере, что следует признать, остаются ничтожными.

Конечно, модель интеграции экономик Белоруссии, Казахстана и России пока ясна лишь в основных чертах. Под вопросом остается способность стран-участниц ЕЭП проводить консолидированную внешнеэкономическую политику, прежде всего по отношению к Евросоюзу. Не вполне понятно, по какому сценарию пойдет интеграция в валютной сфере, как будет происходить процесс гармонизации налогообложения, как будет сочетаться поддержка национальных производителей и экспортеров с общей политикой стран-участниц ЕЭП. Тем не менее, начавшийся процесс формирования Единого экономического пространства для Белоруссии означает уход от ущербной практики перевода отношений двух стран на уровень хозяйствующих субъектов, от политики отмежевания от России (якобы угрожающей суверенитету РБ) в ущерб собственным экономическим интересам.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.