На прошлогодней аналогичной конференции в Уфе мною был озвучен доклад «Обучение Тасаввуфу и Интернет»[1]. В нем были рассмотрены примеры позитивного зарубежного опыта он-лайн обучения одной из легитимных традиционных отраслей исламского знания, которой является илми-тасаввуф или суфизм. В частности, было обращено внимание на сетевые англоязычные ресурсы тариката Накшбандийя-Муджадидийя шейха Ахмада Зульфикара[2] и его заместителей (халифов), такие как www.tasawwuf.org, www.nurulilm.com, www.tazkiyahacademy.org, www.emahad.com, www.tawwabeen.org, www.ilmessentials.com, www.islamicspirituality.org, www.sacredlearning.org, www.sunnahacademy.org, www.faqeerpublications.com, www.suluk.wpengine.com, www.zainabcenter.org и www.hannanahacademy.org.
Институт стран СНГ на протяжении пяти лет изучает деятельность указанного братства, которое в отличие от многих других тарикатов положительно отличается строгим следованием нормам Шариата в соответствии с установлениями Священного Корана и Сунны ее Пророка Мухаммеда (что позволяет избежать внутриконфессиональных конфликтов, в т.ч. и с радикальными салафитами) и своей исключительной ориентированностью на внутреннее самосовершенствование мусульман. Кроме того, большинство последователей Накшбандийи-Муджадидийи шейха Ахмада Зульфикара придерживаются также как и многие мусульманские этносы постсоветского пространства, в т.ч. татары и башкиры, ханафитского мазхаба. Как известно, данная богословско-правовая школа в исламе наименее «жесткая» в плане ограничений и наиболее толерантная по отношению к иноверцам.
В продолжение начатой мною в прошлом году темы дистанционного мусульманского образования я хотел бы расширить ее тематику и привести примеры эффективного обучения исламу традиционного для многих народов России ханафитского толка.
В начале полагал бы необходимым упомянуть имеющиеся немногочисленные отечественные образовательные Интернет-ресурсы. Помимо упомянутого мной на прошлогодней конференции исламского образовательного портала Духовного управления мусульман Республики Татарстан «Бейт уль-хикма»[3], который является сетевым ресурсом по ханафитскому мазхабу широкого профиля, появилась еще одна вэбплатформа – интернет-медресе начального уровня религиозного образования www.imedrese.ru. Автором и организатором проекта является Ринат Аляутдинов.
Переходя к рассмотрению позитивного зарубежного опыта, могу с уверенностью рекомендовать в качестве базового начального как более совершенный аналог отечественного интернет-медресе англоязычный «Институт Райян» (www.rayyaninstitute.com). В программу обучения входят следующие модули: введение в корановедение, толкование суры «Фатиха» и 10 последних сур Корана, тафсиры сур «Кахф», «Нур», «Ясин»; введение в хадисоведение, избранные хадисы из сборника Имама Навави «Сады Праведных», избранное из сборников «Мишкат ал-Масабих», «Сунан Абу Дауда», «Сахих аль-Бухари»; акида, фикх очищения, намаза, закята, хаджа; сира (мекканский период), сира (мединский период), правление четырех Праведных Халифов; исламская духовность: позитивные и отрицательные черты характера, социальная этика.
В прошлом году на конференции я приводил в качестве позитивного примера сайт одного из заместителей (халифов) шейха Ахмада Зульфикара постоянно проживающего в Объединенных Арабских Эмиратах (г. Дубаи) шейха Такира Чоудри «Академия Нур уль-Ильм» (www.nurulilm.com). В этом году, на мой взгляд, в деле дистанционного «высшего» образования им был сделан своего рода «прорыв». Впервые было организовано 8-летнее обучение мусульман, что называется «без отрыва от производства», «вживую» и одновременно он-лайн на английском языке по стандартизированной программе Университета «Дар аль-Улюм Деобанд» (Индия) с целью подготовки алимов по ханафитскому фикху. Суть «прорыва» заключается именно в обучении мужчин на общедоступном английском языке (программа для мусульманок была открыта в прошлом году), так как аналогичные сетевые программы сложные для усвоения россиянами на арабском и урду получили достаточно широкое распространение.
Почти одновременно была запущена такая же по сути англоязычная программа обучения для мужчин другим заместителем (халифом) шейха Ахмада Зульфикара на базе виртуальной академии «Тазкия» (www.tazkiyahacademy.org). Курс под патронажем шейха Камалуддина Ахмада в отличие программы в «Академии Нур уль-Ильм» в первые 4-5 лет чисто сетевой, а в целом рассчитан на 5-6 лет. При этом предполагается, что последние год-два необходимо будет для завершения обучения выехать в один из исламских университетов ЮАР либо Великобритании.
Программа 1-го года обучения включает в себя изучение таджвида, перевода и комментария к 26-30 джузам Корана, книги Мауланы Ашика Илахи «Зад ат-Талибин» («Запас для ищущего»), морфологии и грамматики арабского языка, основ ханафитского фикха (очищения, намаза, поста, закята и хаджа).
Второй год включает в себя перевод и комментарий к 11-25 джузам Корана, сборник хадисов Имама Навави «Сады Праведных», «Мухтасар аль-Кудури», морфологию и грамматику арабского языка, «Акида Ат-Тахавийя», «Касас ан-Набийин».
Третий – перевод и комментарий к 1-10 джузам Корана, «Аль Фавз Ал Кабир», сборник хадисов Имама Навави «Сады Праведных», «Хидая» (том 1), фикх наследования, «Усул ал-Шаши», логику «Мантик», риторику «Балага».
Четвертый – «Джалалайн» (т. 1-3), «Хайр ул-Усул», «Мишкат» (т. 1), «Хидая» (т. 2), «Шарх Акаид».
Пятый – «Тафсир Аль-Байдави», «Нухбатуль Фикр», «Мишкат» (т. 2), «Хидая» (т. 3-4).
Предполагается 10-12 астрономических часов он-лайн занятий в академии еженедельно. Предусмотрены коллективные сессии по Скайп. Плата не взымается.
Обучение ведется на платформе Wiziq, с наличием виртуальной «доски» и обратной связи в виде чата, а также при необходимости индивидуального голосового подключения. Студентами и преподавателями для рассылки, получения и выполнения заданий, пересылки литературы, выставления оценок и т.д. используется сервис LMS (Learning Management System), хорошо зарекомендовавший себя в Гарвардском университете в качестве вспомогательного ресурса обучающихся, и не только дистанционно.
Одним из преимуществ получения такого рода «высшего» исламского образования является то, что оно фактически ведется без отрыва от «родной почвы», что позволяет в какой-то степени избежать чрезмерного зарубежного влияния и сохранить обучающемуся российскую национальную специфику для того чтобы впоследствии гармонично вписаться в отечественный мусульманский социум.
Отличительной положительной чертой вышерассмотренных мусульманских зарубежных учебных программ является обязательное наличие в них духовной составляющей, которая включает в себя либо спецкурс, читаемый «легитимным» шейхом тасаввуфа (шейх Тамим Ахмади, «Позитивные и отрицательные черты характера», «Институт Райян»), либо как минимум один раз в месяц прямую трансляцию проповеди (вааза) одного из суфийских мастеров (шейх Камалуддин Ахмад, Академи «Тазкия»), либо комплексный всеобъемлющий подход как в «Академии Нур уль-Ильм» под руководством шейха Такира Чоудри.
По моему мнению, вышеприведенный опыт постановки дистанционного исламского образования представляется достойным внимания российских специалистов в плане возможного использования его общей «стратегии», технических решений и внутреннего контентного наполнения.
С учетом актуальности проблемы распространения радикальной экстремистской религиозной идеологии в сети Интернет, о чем свидетельствует довольно «успешная» вербовка через ее ресурсы боевиков для участия в незаконных вооруженных формированиях на стороне т.н. ИГИЛ (запрещена на территории РФ), на мой взгляд, с целью эффективного противодействия этому существует потребность в создании аналогичных российских сетевых ресурсов обучения традиционному исламу.
[1] Сафаргалеев И.Ф. Обучение Тасаввуфу и Интернет – http://www.i-sng.ru/rubric/detail.php?ID=17302
[2] Сафаргалеев И.Ф. Возвращение многовековой традиции и личность Шейха Мауланы Ахмада Зульфикара Накшбанди-Муджаддеди – http://www.i-sng.ru/rubric/detail.php?ID=14390