Запад, под предлогом кризиса вокруг Украины, оказывает на Москву серьезное давление, западные СМИ демонизируют Россию и ее руководство. Социально-политическая дестабилизация Украины, через которую шел основной поток российских углеводородов, оказалась эффективным средством для создания острых противоречий между Россией и ЕС. В Вашингтоне считают, что Москва, столкнувшись с единой позицией Запада, испугается и отступит. Тогда рост России будет остановлен и можно будет заняться Китаем и его мирным возвышением.
Сдерживание России и Китая Соединенными Штатами объективно работает на укрепление стратегического партнерства Москвы и Пекина, открывает новые возможности для совместного освоения Сибири и Дальнего Востока, партнерства в Центральной Азии.
Пекин активно участвует в экономических проектах в Центральной Азии и до последнего времени справлялся с этой задачей и без России, но анализ ситуации, складывающейся вокруг КНР в последнее время, подталкивает китайскую сторону к поиску выхода из стратегического окружения, которое является сверхзадачей провозглашенной в 2011 г. американской стратегии «Поворот к Азии». Основным государством, которое в настоящий момент является реальным конкурентом США, является именно Китай, который в последние годы стал самой серьезной потенциальной угрозой однополярному миру. Замедлить мирное возвышение КНР, противоречащее интересам сохранения глобальной гегемонии США, американские стратеги надеются за счет масштабного комплекса мер.
И в Москве и в Пекине видят указанные угрозы. Об этом говорит активный поиск КНР новых источников промышленного и сельскохозяйственного сырья за пределами освоенных китайским бизнесом Африки и Ближнего Востока, а также создание альтернативных транспортных маршрутов. Именно сквозь эту призму стоит рассматривать ключевой внешнеполитический проект Поднебесной — «Экономический пояс Великого Шелкового пути» (ЭПВШ, «один пояс – один путь»), провозглашенную в сентябре 2013 г. в ходе поездки по Центральной Азии председателем КНР Си Цзиньпином.
Стратегия, поначалу вызвала в РФ неоднозначную реакцию. Однако в продвижении китайской концепции в последние месяцы появились новые важные акценты – министр иностранных дел Китая Ван И заявил о необходимости создания китайско-монгольско-российского экономического коридора (8 мая в Москве было объявлено, что летом состоится российско-китайско-монгольский саммит). По словам Ван И, китайско-монгольско-российский коридор «будет проходить через весь евразийский континент»: «Его появление будет означать воплощение китайской идеи построения экономического пояса «шелкового пути» «Один пояс – Один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи трансъевразийского коридора».
Таким образом, трансъевразийский путь пойдет двумя основными дорогами – Европа и Китай будут соединены и через Россию и через Центральную Азию.
Среди экспертов определенного рода деятельности в последнее время возникла мода «ссорить» РФ и КНР. Центральная Азия — отличный повод, чтобы устроить как минимум идеологическую борьбу за влияние между двумя евразийскими центрами силы.
Интересы России и Китая действительно пересекаются в Центральной Азии. Но есть держава, которая отстала от хода действий и желает эту ситуацию изменить. Соединенные Штаты Америки теряют влияние в регионе, и это очевидно даже на примере сравнения торговых связей Америки со странами в разные годы: сейчас они стали намного меньше и уже, чем в 90-х годах. Завершение операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане совпало с резким сокращением экономических проектов в регионе. Сейчас Вашингтон вынужден менять концепцию своего регионального влияния — Штаты работают над активизацией своей «мягкой силы» в регионе, но инвестировать в реальный сектор экономики региона не торопиться. Объективно у США сегодня не так много интересов в ЦА, которая все больше формируется как важнейший регион евразийской интеграции (как в формате ЕАЭС, так и в формате ШОС).
Российское и китайское руководство понимает, что в случае взаимных раздоров на лидирующие позиции в ЦА выдвинутся американцы. У них еще хватает рычагов влияния на элиты и население, что особенно касается интернет-сферы, НПО и НКО.
Как отмечал директор Центра по изучению России и Центральной Азии Фуданьского университета Жао Хуашен, «Пекину и Москве нужно объединить усилия и обеспечить в регионе (в Центральной Азии) стабильность, безопасность и процветание. И это отвечает интересам обоих государств. Экономический интеграционный план Китая по Центральной Азии беспокоит Россию, которая опасается, что он станет помехой Евразийскому союзу. КНР не намерена препятствовать российскому проекту, основанному на исторических связях между Россией и республиками бывшего СССР. …Экономическая интеграция не значит, что страны Центральной Азии попадут под китайский контроль или что там сформируется зона китайского влияния. Под китайский контроль еще не попала ни одна страна, вставшая на путь углубления экономических отношений с КНР. Китайский проект не альтернатива Евразийскому союзу. Участие одновременно в нескольких региональных экономических проектах стало популярной практикой. Такое будет и в Центральной Азии».
8 мая лидеры РФ и КНР, по словам председателя Си Цзинпина, «провели обстоятельные переговоры, достигли высокой степени единства мнений по направлению развития двусторонних отношений в условиях новой обстановки». «Мы договорились, что будем и впредь поддерживать развитие китайско-российских отношений на высоком уровне, рассматривать наши отношения как приоритетные направления нашей внешней политики, усиливать взаимную поддержку по вопросам, касающимся жизненно важных национальных интересов другой страны», — подчеркнул глава Китая.
Главы государств договорились о стыковке/сопряжении инициативы китайской стороны по строительству ЭПШП с проектом создания Евразийского экономического союза, о всестороннем расширении и углублении двустороннего практического сотрудничества с точки зрения стратегических перспектив, об увеличении взаимной открытости, об углублении слияния интересов, о лучшей стимуляции развития и возрождения обеих стран, о расширении общего экономического пространства Евразии, о продвижении развития и стабильности всей Евразии.
В прошлом году стороны договорились о трех крупнейших сделках в сфере военной техники, которые включают покупку 24 многоцелевых реактивных истребителей последнего поколения Су-35 и шести ЗРС С-400. Известно, что в контракт на С-400 входит и предоставление технологий радиоэлектронных систем и программного обеспечения. Кремль также обещал разработать неатомные подводные лодки 5-го поколения «Калина» для флота НОАК. Вооружение и техника, которые Москва будет продавать Пекину, являются самыми передовыми разработками. Это, несомненно, очень красноречиво говорит об особых отношениях двух стран.
На первом саммите организации ЕАЭС в Москве было принято решение о начале переговоров по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем.По словам В.Путина, он не сомневается, что сотрудничество Москвы и Пекина в рамках Евразийского экономического союза и трансьевразийского торгово-инфраструктурного проекта «Экономический пояс Шелкового пути» может в перспективе привести к формированию общего экономического пространства на всем континенте. «Именно о возможности сопряжения этих интеграционных моделей говорится в подписанном с председателем Си Цзиньпином совместном заявлении. По сути, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающий общее экономическое пространство на всем Евразийском континенте», – сказал глава РФ.
Интеграция двух масштабных континентальных интеграционных транспортно-логистических проектов способна создать новую геоэкономическую реальность в Евразии, породить новые, максимально благоприятные и отвечающие интересам стран континента условия их хозяйственной и общественно-политической жизни, снизить возможности внешнего давления на Россию и Китай.
ЭПШП это огромные инвестиции – десятки и сотни миллиардов долларов, подразумевающееся строительство как транспортной, так и трубопроводной инфраструктуры. Реализация этого мегапроекта предполагает создание нескольких сотен инфраструктурных проектов: железных дорог (в том числе высокоскоростных магистралей), автотрасс, проектов в энергетике и индустриальных парков, строительство которых начнется в ближайшие годы в соседних с Китаем странах.
Конвергенция двух проектов континентальной интеграции меняет геополитическую ситуацию в ряде регионов Евразии: понятно, что никаких внеконтинентальных войск и баз там быть не может. В случае с Центральной Азией Россия и Китай становятся гарантами и экономической и политической стабильности региона – что они уже осуществляют в рамках ШОС – и почти те же функции, в согласии с Ираном, им придется брать на себя в отношении Афганистана, Ирака и Сирии.
В конце апреля т.г. китайское правительство опубликовало «Концепцию и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века». Это первый официальный документ, изданный после выдвижения инициативы «пояса и пути». В документе подробно изложен фон эпохи, принципы и основные концепции совместной работы, а также приоритеты и механизмы сотрудничества и т.д.; обозначены направления и задачи совместного строительства «пояса и пути», отражены его характеристики.
Используя сложившиеся хорошие отношения с КНР, которая понимает, что Россия является ее энергетическим (и, шире, стратегическим) тылом, РФ и страны, составляющие с ней экономический союз должны активно выходить в Восточную Азию, компенсируя существенный недостаток внимания к этому региону в прошлые годы.
Россия и Китай должны заключить ключевое в истории региона соглашение, которое позволит ему развиваться мирно и безболезненно, без серьезных волнений и социальных обострений. Это может быть проведение линии по зонам влияния и зонам ответственности. Можно просто договориться вести сотрудничество мирным образом, чтобы оно было взаимовыгодным и для региона, и для наших стран.
С тех пор, как в 2013 году Си Цзиньпин выдвинул концепцию ЭПШП, китайцы ведут активную подготовительную работу. В марте премьер Ли Кэцян объявил о создании инвестиционного фонда Silk Road Company, который займется реализацией проекта – озвучив пока что сумму в 40 миллиардов долларов. Но деньги имеют прикладное значение, к тому же вкладываться в проект готовы не только китайцы, но и исламские страны, и европейцы – присоединение к созданному Китаем Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ) всех ключевых стран Европы свидетельствует и об этом. В Китае скоро начнет работу и Банк развития БРИКС со штаб-квартирой в Шанхае, учредителями которого являются Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР.
К началу апреля т.г. стал известен необычайно широкий список участников АБИИ. Считается, что банк станет конкурентом ведущих финансовых институтов, находящихся под контролем стран Запада — МВФ и Всемирного банка. Большинство наблюдателей считает, что администрация Обамы потерпела серьезное внешнеполитическое поражение. Япония осталась единственной значимой страной, сохранившей верность американской позиции.
Создания АБИИ — не просто вопрос инвестиций. Как заявил Си Цзиньпин, «необходимо общими усилиями создать региональный финансовый порядок, который лучше подойдет Азии и всему остальному миру». Экономический аспект проекта тесно связан с геополитикой: банк значительно усилит политический вес Китая в регионе.
Другая часть работы по продвижению интегрированного проекта континентальной интеграции – то, что Россия и Китай будут совместно делать через ШОС (которая, очевидно, расширится за счет Индии, Пакистана и Ирана), а Пекин – через контакты с Европой. Уже более 60 стран проявили интерес к участию в ЭПШП.
Следует понимать: Китай в любом случае продолжит экономическую экспансию, увеличивая зависимость Центральной Азии. Вопрос лишь в том, присоединится ли Россия к этой экспансии, будет ли ее регулировать и получит ли свою часть.
Судя по майским соглашениям о сопряжении проектов ЭПШП и ЕАЭС, Москва сделала для себя окончательный выбор.
Андрей Грозин, к.и.н., зав. Отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ