В научном и околонаучном мире за рубежом в ходу устоявшееся выражение «Islamic Studies», в дословном переводе на русский – «исламские исследования». Существуют т.н. центры исламских исследований как самостоятельные «мозговые тресты», а также в структуре ведущих западных и не только западных университетов. Последние практикуют и учебные курсы «Islamic Studies». При этом они носят достаточно широкий и развернутый характер, включая теологический аспект. Даже в чисто религиозных иностранных мусульманских учебных программах порой встречается это название. Так, совсем недавно я столкнулся с одной из таких программ, в которой доминантой звучала суфийская компонента.
В России, так установилось, видимо как наследие 70-летнего атеистического прошлого, «Islamic Studies» — это т.н. «исламоведение» в чистом секулярном виде со всеми присущими академической науке атрибутами: учеными степенями и званиями, публикациями, семинарами и конференциями. Соответственно и подготовка специалистов в вузах и исследовательских центрах ведется по тем же лекалам несмотря на наличие в некоторых из них специальных программ с «углубленным изучением исламской культуры». Не зря в народе, особенно среди верующей его части, к такого рода экспертам после отдельных их публикаций в СМИ прилепилось выражение «исламоед».
Вместе с тем, весьма непростая жизнь и ситуация в исламском сообществе, на мой взгляд, диктует совершенно отличные требования к специалисту в области ислама, за помощью к которому обращаются масс медиа и власть придержащие. Да, академические знания необходимы, но еще более востребованы чисто теологические и религиозно-практические знания для генерирования качественных экспертных оценок конкретных подбрасываемых изменчивой жизнью ситуаций.
На собственном примере столкнулся с необходимостью приобретения дополнительных более глубоких познаний в области ханафитского фикха, толкования Корана и хадисоведения. В частности, когда в российском информационном поле муссировалась «проблема многоженства», о «правилах» которой в соответствии с исламскими нормами мало кто вразумительно мог что-либо сказать, в то время как муфтии по большей части отмалчивались ввиду «скользкости» щекотливой темы. Вместе с тем провокационный посыл «вброшен» был явно извне и неспроста, а с конкретной целью ослабить российскую властную элиту, вбив клин в ее взаимоотношения.
И это всего лишь один пример из множества, возникающих на неспокойном «исламском поле», где требуются упреждающие экспертные контрудары для нейтрализации регулярных залпов из массмедийных орудий недругов России в ходе развязанной против нее информационной войны.
Для решения проблемы, как мне видится, не стоит «городить огород» с внесением изменений в учебные программы вузов или «изобретением велосипеда» в виде отдельного «курса с углубленным изучением ислама». Будущему политологу-исламоведу нужно просто пойти учиться (очно, заочно либо онлайн) в медресе или исламский университет и приобрести классические религиозные знания, которые и есть «божественный свет» для борьбы с мраком бездуховности. Возможности для такого обучения в России имеются, однако это тема отдельной публикации.