Чаще всего в Москве сейчас говорят о региональной составляющей произошедшего противостояния. Говорят, что 5 лет назад южане победили северян, а теперь произошел северный реванш. Несмотря на то, что такого рода оценки превалируют, все гораздо сложнее. Хотя региональную специфику нельзя отрицать, но я полагаю, что дело не в северном реванше. Толпа была практически неуправляема. Отсюда следует вывод, что народ, по большому счету, действовал самостоятельно.
Лидеры оппозиции либо находились в СИЗО ГСНБ, либо вне Бишкека. Поэтому люди самоорганизовывались и штурмовали Белый дом по собственной инициативе на свой страх и риск или под руководством низовых лидеров, никому неизвестных фигур, которые объединяли небольшие группы. Единого командования не существовало. И то, что произошли погромы, которые, как и пять лет назад имели криминальную составляющую, тоже указывает на то, что организации не было. Это доказывает, что народ был доведен до такого состояния, что власть свалили одним порывом.
Ожидание того, что власть в Киргизии скоро сменится, появилось в последние полтора месяца. Однако никто не предполагал, как и в какие сроки это произойдет. Начало выступлений в Таласе, их быстрое перебрасывание в столицу оказалось для всех неожиданным, а то, как быстро развалилась власть удивило всех.
Внешне складывалось ощущение, что режим контролирует ситуацию, что силовики более-менее поддерживают Бакиева. Стоит отметить, что Бакиев, в отличие от Аскара Акаева, тратил серьезные деньги на покупку лояльности армии, милиции и спецслужб. С «Альфой» и «Скорпионом» долго работали американские инструкторы. По картинке, транслируемой телеканалами, было видно, что экипировка у спецназа и милиции весьма неплохая. Видно было, что на то, чтобы одеть, собрать и обучить подразделения, призванные защищать режим, были потрачены немалые деньги. Особенно это касается подразделений, работающих в службе госохраны, их можно было выделить из толпы именно по одежде, снаряжению и автоматическому оружию. Видимо, власть учла прошлый опыт. Однако тот факт, что даже милиция оказалась деморализована так быстро, стало неожиданным для многих.
Думалось, что ситуация пойдет по иному сценарию: как и запланировала оппозиция, по регионам будут проходить курултаи, власть, естественно, будет их пресекать, ситуация будет дезинтегрироваться, будет размываться единое силовое поле за счет региональных вспышек, и в течение 2-3 недель или месяца власть утратит значительную часть контроля за ситуацией в столице и регионах. То есть ожидался эволюционный сценарий смены власти и то, что все рассыплется так быстро, не ожидал никто.
Базовая ошибка Бакиева — в попытке переформатировать сравнительно демократическое государство, которое существовало в Киргизии при Акаеве, в некую средневековую структуру с экзотической «совещательной демократией», где вся экономика, политика и идеология монополизирована одним человеком и его родней. В обществе, привыкшем жить сравнительно открыто, это вызвало возмущение. Для поколения 30-40-летних, мировоззренчески сформировавшихся при Акаеве, это было неприемлемо. Была сделана попытка узурпации власти. Это основная ошибка, из которой вытекают другие, уже тактического характера.
Кто виноват кроме самой власти? Много говорится о внешних факторах. В реальности внешней руки: московской, американской или китайской, не просматривается просто потому, что дестабилизация в Кыргызстане сейчас никому не нужна. Она не нужна китайцам с их проблемами в западных провинциях. Она не нужна американцам, которые и так от Бакиева получили все, что хотели.
Говорили, что между Москвой и Бишкеком «пробежала черная кошка», что деньги, которые выделила Москва, были потрачены разворованы, вопросы с американским чрезмерным расширением тоже возникали, но эта озабоченность не переходила в стадию конкретных решений по дальнейшей судьбе Кыргызстана.
Кроме того, то, как все это происходило в Кыргызстане, показало, что ситуация была действительно хаотическая. Не было организаторов, людей, которые бы координировали действия, не наблюдалось серьезной информационной поддержки. Все произошло в один миг и абсолютное ощущение, что это, действительно, является исключительно «внутренним делом» Кыргызстана.
Возвращаясь к внешним возможным воздействиям, можно задать вопрос: что Россия выиграла от подобного рода смены власти? По большому счету ничего, потому что некоторые лидеры оппозиции, вошедшие во временное народное правительство, не имеют репутации людей пророссийских. Сегодняшние политики, входящие во временное правительство, имеют устойчивые связи с американскими структурами (Р.Отунбаева, О.Текебаев и пр.). Их сегодняшняя публичная «пророссийскость» во многом связана с настроениями в обществе, которые характеризуются симпатиями к России. Они говорят то, что сейчас говорят, потому, что сейчас это хотят слышать граждане страны… При этом серьезных реальных американских или европейских инвестиции в экономике Киргизии сегодня нет. В то время, как примерно половина госбюджета, это легальные поступления от киргизов, работающих в России и Казахстане. Реальный их объем еще больше, даже несмотря на кризис.
Оппозиционеры — не те люди, которых Кремль «импортировал» в Кыргызстан. Да, они ездили в Москве побывал и провел успешные переговоры Алмазбек Атамбаев, но точно также до переворота лидеры оппозиции пытались попасть и в Вашингтон, но из этого ничего не вышло. Когда люди готовят революцию и хотят сменить власть, они склонны искать помощь везде, где им эту помощь окажут.
Как представляется, Россия рассчитывала на юбилей мартовской революции 23-24 марта нанести протяженный во времени, примерно на месяц, массированный информационный удар по режиму Бакиева, и таким образом отрезвить его и привести в чувство. Но не более того.
О том, что будет в КР далее можно гадать очень долго. Очевидно, что ближайшие полгода, если временному правительству удастся удержать власть, не будет попытки реванша с юга, Бакиев отречется от власти, а ситуация стабилизируется, то есть если будет наблюдаться самый оптимальный сюжет, будут проведены в попытках отстроить и стабилизировать новую систему власти. То есть ситуация будет похожа на то что наблюдалось 5 лет назад. Тогда вся вторая половина 2005 года ушла на наведение элементарного порядка, восстановление хотя бы видимости на первых порах контроля центра над регионами. В нынешней ситуации неявного, но существующего разделения на север и юг — это тем более актуальная тема. Республика в большой мере не моноэтничная, есть регионы, где до сих пор большинство составляют узбеки или русскоязычные. Необходимо будет решать массу социальных и экономических проблем, так как произошедшее нанесло серьезный удар по и без того неблагополучной экономической ситуации.
Любой власти, которая сейчас установится в Кыргызстане, катастрофически нужна помощь. Финансовая, гуманитарная, политическая, административная, информационная, может быть, даже военно-политическая. Судя по последним американским заявлениям, когда США начали корректировать свою первоначальную сугубо пробакиевскую позицию в последние часы, они готовы закрыть глаза на то, что произошло, главное, чтобы работал Центр транзитных перевозок. Это самое главное для США и не более того. С учетом будущих летних операций на юге Афганистана, это насущная необходимость американской элиты, занимающейся вопросами Евразии. Сегодня в Вашингтоне Бакиева уже назвали «бывший президент» и обсуждают с казахстанским лидером Н.Назарпбаевым возможность «вывоза» Бакиева куда-нибудь за рубеж.
Россия и Китай постараются оказать помощь Киргизстану, что уже происходит. Другое дело, что не следует рассчитывать на то, что Москва, Пекин, или кто-то еще взвалят на себя весь груз проблем социально-экономического характера в КР. Серьезные инвесторы поостерегутся вкладывать в страну, в которой в течение пяти лет дважды меняется власть насильственным образом. Россия может дать те деньги, договоренности о которых были ранее заключены, но под жесткие условия контроля, причем условия предоставления этих кредитов будут пересматриваться.
В любом случае это будет период «междуцарствия», разброда и шатаний, переговоров с новыми людьми, перезаключения сделок, и эта организационная увязка ситуации при положительном разрешении нынешнего конфликта, займет несколько месяцев.
Это будет тяжелое время для Киргизии. Понятно, что цены будут расти, инфляция будет разворачиваться, жизнь населения – усложняться. Причем это будет не «заслуга» новой власти, а полная некомпетентность, патологическая жадность, отсутствие стратегического мышления прежней.
Все это продемонстрировала прежняя власть и новой власти придется все это расхлебывать. Наследство, которое осталось оппозиционным лидерам сейчас, это огромный массив трудноразрешимых проблем. Новым лидерам будет очень сложно, даже если им удаться сохранить видимость консенсуса, согласованность действий, умерить свои непомерные амбиции и работать совместно в преддверии будущих президентских выборов. Но, учитывая киргизстанские реалии, это трудно представить. Те персоналии, которые составляют временное правительство, не едины. Их единство сохранится максимум до начала предвыборной президентской кампании.
В любом случае, у России открывается широкие перспективы влияния и возможности в КР.