На Украине решили возродить легендарный самолет «Мрия». Ан-225 – самый тяжелый и самый грузоподъемный в мире, он существовал в единственном экземпляре, пока не был уничтожен под Киевом во время боевых действий. Проект восстановления оценивают в гигантскую сумму – полмиллиарда долларов. Несмотря на тяжелую ситуацию в экономике, конструкторские работы уже идут. Но вот эксперты уверены, что этот проект – не более чем пиар акция. Подробности – в материале обозревателя РЕН ТВ Георгия Гривенного.
В последний раз «Мрию» видели в таком вот печальном виде в мае этого года. Тогда останки самого большого самолета в мире, уничтоженного пожаром на аэродроме Гостомель после артобстрела украинской же армией, выволокли наружу, пообещали разрезать и сдать на металлолом. Но, видимо, в Киеве решили, что единственный, пусть и тяжелораненый Ан-225 сможет еще помочь. Не взлетит, так всё равно поучаствует в полетах пиар-фантазий.
«Российский удар по инфраструктуре сказывается на проблемах граждан, нужен позитив. Придумывать позитив о том, что свет никогда не выключится, это невозможно, такого никогда не будет. А вот насчет самолета «Мрия», то ли он будет строиться, то ли не будет, есть место для фантазий», – говорит заместитель директор Института стран СНГ, политолог Владимир Жарихин.
В Советском Союзе «Мрию» создавали для участия в космической программе «Буран-Энергия», именно Ан-225 доставил советский космический челнок к месту старта его первой и последней космической миссии. И даже такому гиганту, как СССР, пришлось напрячь для создания «Мрии» все свои авиасилы.
«Несколько десятков крупных предприятий: Ташкентский завод, Ульяновский авиазавод, Омский завод – сборка была конгломератом, теперь нужно возрождать очень многое», – отмечает заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
После распада Союза доставшийся в бесплатное наследство уникальный борт Украина использовала для перевозок любых грузов, вплоть до продуктов для супермаркетов. И вот теперь, после разрушения единственного экземпляра судна, громкие заявления о восстановлении второго, так и не построенного, экземпляра. В том числе и из обломков первого – «авиационный каннибализм» в чертежном отношении.
Даже сама хронология так называемого «украинского воссоздания» «Мрии» выглядит как набор нелепиц. Накануне гендиректор КБ «Антонов» заявляет, что «самолет уже на 30% готов». Сегодня своего шефа поправляет его пресс-служба: «не самолет готов на 30 процентов, а только чертежи к нему». Никто не удивится, если завтра появится сообщение, что на 30 процентов готовы только замыслы этих мифических чертежей. Напоминает старый одесский анекдот: «Не Рабинович, а Зеленский, не в лотерею, а в карты. И не «выиграл», а проиграл».
Эксперты в промышленный и финансовый потенциал Украины не верят категорически. Только на организацию производства потребуется от 500 миллионов до 3 миллиардов долларов.
«Нужна полная кооперация с Европой, с Китаем, с Соединенными Штатами, и тут же вопрос: а нужен ли им украинский самолет? И тут же второй вопрос: чтобы строить такой самолет, нужно понимать, для чего? Просто сделать самолет для того, что «вот он есть у нас?» Не хватит просто ни денег, ни ума, ни средств, ни материалов», – уверен заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.
В мае 2021-го как раз на фоне второго, так и не достроенного экземпляра «Мрии» Владимир Зеленский подводил итоги двух лет президентства, рассказывая как скоро и высоко взлетит украинская экономика. То есть место уже насиженное. Вполне подходит для полного фейков и съемок в студиях дополненной реальности – президентского пиара. Послать солдат на остров Змеиный на верную смерть просто ради фото с флагом или просить западных партнеров нанести превентивный ядерный удар по России, в то же время врать своим избирателям о малых потерях на фронте ради поддержания «парада фейков на крови», и макет самолета подойдет.
«Если организаторы данных информационных кампаний считают, что для этого кто-то должен умереть, то он умирает. Так делали «Белые каски» в Сирии, так делали при бомбежке Югославии, так делают сейчас на Украине. Сделать какой-то макет самолета можно, это не очень дорого, он скажет, что самолет готов, вот только сейчас доделаем, и он взлетит, будет достаточно красивый пиар-эффект», – утверждает политолог Дмитрий Солонников.
«Мрия» по-украински значит мечта, и пока что Незалежной остается только грезить возвращением бездарно растраченного за 30 лет былого советского авианаследия.
Источник