Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Коронавирус и дистанционное мусульманское образование

13:35 , 18 Март 2020
122
0


Министерство науки и высшего образования РФ приказом главы ведомства 15 марта 2020 года рекомендовало вузам перейти на дистанционное обучение студентов из-за ситуации с распространением коронавируса.

Днем ранее такая же рекомендация в отношении школьников была дана российским регионам министерством просвещения.

Полагаю, что аналогичная мера не заставит себя долго ждать и в отношении учащихся, студентов и слушателей мусульманских учебных заведений различного уровня.

На протяжении ряда последних лет, из года в год на исламских конференциях и круглых столах мне приходилось выступать с докладами по теме мусульманского образования, в том числе и дистанционного, доказывая его необходимость и эффективность в наш супертехнологичный век Интернета и вовлеченность в него всех и прежде всего молодежи. Это были выступления, которые вызвали живой отклик взыскательной аудитории, в том числе и зарубежной[1], прозвучавшие с высоких трибун Общественной палаты РФ[2], Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН)[3], в ходе ежегодных уфимских форумов[4] «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века»[5], а также не менее значимых конференций в Челябинске (Троицке)[6], Казани[7] и Болгаре[8].

При этом в них речь совершенно не шла о замене оффлайна онлайном, а о гармоничном его дополнении с учетом религиозных знаний, как особой категории, и важности сохранения традиционной их передачи «от сердца к сердцу». Приводились конкретные примеры позитивного зарубежного опыта использования дистанционного образования, позволяющего быстро и без существенных затрат осуществить охват значительной аудитории для противодействия псевдорелигиозной экстремистской идеологии.

Нельзя сказать о реакции ведущих исламских институтов и органов госвласти на все это, что «как горох об стенку» – были определенные подвижки в направлении онлайна, но весьма, на мой взгляд, скромные.

Теперь же в чрезвычайных условиях угрозы распространения по всему миру, в том числе и России пандемии коронавируса переходить на онлайн всем медресе и исламским вузам временно, но все же придется и при этом неизвестно на какое по продолжительности время. Благо, что интернет ресурсы в виде соцсетей, таких как Инстаграм, например, а также специализированных программ, таких как Zoom и многих других, это позволяют относительно быстро технически осуществить. Несколько сложнее с процессом преподавания, который в онлайне в отличие от оффлайна имеет свои особенности и требует определенного опыта и навыка от преподавателя, а соответственно и времени на перестройку. Однако, и эта вынужденная временная мера по переходу на дистанционное обучение, в какой-то мере дает надежду на «пробой стены» недопонимания и прорыв в деле мусульманского онлайн образования по канонам традиционного понимания ислама. Ведь в результате отставания в этом важном деле государства и аффилированных с ним российских официальных мусульманских религиозных организаций, к большому сожалению, под бравурные отчеты об успешном «создании четырехступенчатой системы мусульманского образования» и запуске Болгарской Исламской Академии приоритетные и устойчивые позиции в российском сегменте онлайна заняли мусульманские учебные заведения «нетрадиционного понимания ислама».

Для того чтобы это узреть нет необходимости в особых специальных знаниях. Вооружившись компьютером достаточно «вбить» в поисковик «Мусульманское онлайн образование» и увидеть в качестве «топового» ресурса: «Интернет-академия Медина – это Школа (Медресе), Колледж и Университет – медиа-портал исламского образования, созданный с использованием самых современных интернет-технологий». А далее пройтись по биографиям руководства и преподавателей-наставников (устазов), обратив внимание на то, кто они и где сами получали исламские знания.

Так, директором онлайн-академии «Медина» и одновременно преподавателем такой важной исламской дисциплины как «Адаб» является постоянно проживающий в Турции экс-муфтий Республики Северная Осетия-Алания Али Евтеев.

«Высшее исламское образование получил в Университете Аль-Азхар (Египет) и Исламском университете Медины (Саудовская Аравия)»[9].

В 2010 году Али Евтеев вынужден был уйти в отставку с поста муфтия и эмигрировать в Турцию в результате медиаскандала, связанного с интервью, которое он дал агентству «Регнум». «В своей беседе с корреспондентом этого издания он одобрительно высказался за создание на территории России исламского государства, назвал джихад «самым верным способом заработать себе вечное блаженство», оскорбительно отозвался о православном духовенстве, а лидеров северокавказского бандподполья, включая покойного Хаттаба, назвал своими учителями»[10].

Полагаю, что этой информации вполне достаточно и далее не имеет смысл глубоко «копаться» в сути онлайн-академии «Медина» (хотя обнаруживаются при этом и не менее любопытные факты) и следует перейти к следующему «интернет-рейтинговому» русскоязычному мусульманскому ресурсу – Исламскому Онлайн Университету.

ИОУ – «это аккредитованное учебное заведение онлайн, зарегистрированное под юридическим адресом «Международный Открытый Университет» в Гамбии. Поэтому ИОУ может предоставлять студентам действующие дипломы бакалавра и магистратуры, действующие по всему миру. Кроме того, ИОУ имеет одобрение и поддержку от некоторых ученых комитета старших ученых Саудовской Аравии, что делает наш университет полноценным, как со стороны лицензии на обучение, так и одобрения ученых»[11].

Руководит этим учебным заведением Абу Амина Билял Филипс – «ямайско-канадский исламский ученый, принявший Ислам в 1972 году. Он получил степень бакалавра в исламском университете Медины, магистра в университете короля Сауда в Эр-Рияде и доктора философии в области Исламской теологии в университете Уэльса, Великобритания (1994).

Д-р Билал десять лет преподавал Исламоведение в Исламской средней школе в Эр-Рияде, а еще 18 лет читал лекции по арабским и Исламским исследованиям в американском университете в Дубае (ОАЭ), Академии исламских исследований в Дохе (Катар), Международном университете знаний Эр-Рияда и международном колледже Престона, Ченнаи (Индия)»[12].

Очень солидно вышеприведенное звучит, однако однозначно наводит на мысль, что все это далеко от рекомендованных к следованию для российских мусульман положений Грозненской фетвы[13].

Третью позицию среди онлайн учебных заведений «яндексовского» поисковика занимает «Первое онлайн медресе Hutba.org»[14].

Оно предлагает «вам онлайн (дистанционное) обучение в исламской школе (онлайн-медресе). Занятия проводятся в «прямом эфире» с помощью веб-конференции. Отличительной особенностью от аудио-видео лекций по исламской тематике, которых сейчас множество в интернете, является то, что:

• Студент не только слушает и видит преподавателя, но может задавать вопросы по ходу урока или после лекции…

• Студенты могут общаться между собой с помощью форума, социальной сети, обсуждать статьи в блоге с помощью комментариев к ним и т.д.

• Студенты получают доступ к библиотеке, где хранятся учебные материалы, книги, программы и записи прошедших уроков.

В итоге создаётся атмосфера реального медресе, сообщество студентов и преподавателей с целью получения знаний ради Аллаха.

Обучение бесплатное»[15].

А теперь заглянем на страницу с информацией об основном предмете, по которому можно судить о характере этого учебного заведения – «Акиде – вероубеждении мусульман». На ней указан вполне уважаемый классический источник традиционного понимания Ислама – «Акида ат-Тахавия». Однако здесь же пояснение, что курс подготовлен по комментариям таких одиозных салафитских (ваххабитских) проповедников как Ибн Баз, Сафар аль-Хавали (арестован в 2018 году саудовскими властями (даже ими!) за экстремизм), Ибн Абу аль-Изз аль-Ханафи, Салих Алю аш-Шейх и др.

Наверное, можно было еще много «интересного» обнаружить при дальнейшем изучении этого ресурса, однако и этого, полагаю, вполне достаточно.

Следующим исламским онлайн учебным заведением в поисковом списке «Яндекса» будет женская школа Икра (www.iqra.com.ua), руководитель которой Ум Малик «получила религиозное образование в Академии ZAD (арабская версия) у шейха Аль-Мунаджида и в ИОУ (сначала в английской версии, потом в арабской). Закончила макраа Аннур 2012-2016 (Саудовская Аравия)». Домен данного ресурса позволяет предположить, что Ум Маклик постоянно проживает в Украине.

«Преподаватели вышеназванной Академии ZAD – в основном учителя разных университетов Саудии (Умм аль-Кура, Малика абд аль Азиза и др.), тафсир ведет всем известный шейх Мунаджид». Кстати последний также в 2017 году был арестован саудовскими властями.

Можно было бы, наверное, и далее продолжать изучать Интернет, надеясь все-таки встретить медресе «традиционного понимания ислама». Они безусловно есть, однако где-то «далеко затерялись» в яндексовском списке. Эти онлайн школы были детально рассмотрены мною в более ранних публикациях, обозначенных в начале данной статьи[16].

Однако и этого краткого экскурса в русскоязычный онлайн «топовых» учебных ресурсов, полагаю, достаточно для руководства к действию с целью попытаться исправить (воспользовавшись необходимостью принятия чрезвычайных мер в связи с коронавирусом) вышеуказанную нелицеприятную ситуацию, и не путем запретов, которые ничего кроме возникновения очередного «подполья» не дадут, а по умному – путем создания полноценных сетевых обучающих ресурсов при Болгарской Исламской Академии, Российском исламском университете (РИУ) ЦДУМ России, Российском исламском институте в Казани и других ведущих мусульманских вузах и медресе в регионах.


[6] Сафаргалеев И.Ф. Мусульманское онлайн образование в России и позитивный зарубежный опыт. VI Всероссийская научно-практическая конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Сборник докладов (Троицк, 2017). – Челябинск, 2017. – с. 122-128.

[12] См. там же.

[13] «Кто они последователи сунны?» — фетва Всемирной исламской конференции в Грозном [Электронный ресурс]/URL https://www.islamnews.ru/news-504937.html.

[16] См. также напр. http://www.i-sng.ru/rubric/detail.php?ID=29243.  

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.