Минск в последнее время предпринял ряд шагов в сфере экономической политики, которые прямо или косвенно могут привести к срыву запланированных ранее государствами-участниками Таможенного союза сроков полноценного функционирования этой МПО. Как и прогнозировалось, в условиях острой фазы финансово-экономического кризиса, переживаемого сегодня республикой, белорусское государственно-политическое руководство прибегло к мерам и выстраиванию всевозможных ограничительных барьеров, которые явно вступают в противоречия принципам Таможенного союза.
В силу своего понимания ситуации правительством республики, в частности, введены ограничения и запреты на вывоз ряда товаров за пределы Белоруссии «с целью защиты потребительского рынка». Постановлением Совета министров РБ №755 от 11 июня 2011 года вывоз физическими лицами из Белоруссии товаров сверх установленных норм допускается при условии уплаты специального сбора в размере двукратной средней цены указанных товаров. Также установлено ограничение на продажу автомобильного топлива на автозаправочных станциях в объеме не более 200 литров на одно грузовое транспортное средство. Специальный сбор подлежит к уплате при вывозе свинины и мяса птицы, сахара, муки, сычужных сыров (норма вывоза — 2 кг), масла животного (1 кг), табачных изделий белорусского производства (2 пачки), мясных и молочных консервов (5 банок). Ряд товарных групп вообще попал под запрет: к вывозу физическими лицами (пока временно) запрещены холодильники и морозильники, газовые плиты, цемент, моющие средства, все виды круп и макаронные изделия. Нет никаких сомнений в том, что перечень товаров и услуг, подпадающий под запреты и ограничения, будет в дальнейшем расширен. Подобные барьеры на пути движения товаров, скорее всего, будут воздвигнуты и на белорусско-российской границе.
В этой связи стоит напомнить, что в соглашении, подписанном в Москве Белоруссией, Казахстаном и Россией 9 декабря 2009 года, содержатся обязательства сторон по формированию на территории ТС режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала. Кроме того, документ предусматривал установление единых правил конкуренции и недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю и свободную экономическую деятельность. Большое внимание было уделено обеспечению недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов стран «тройки» на рынки стран — участниц Таможенного союза.
Однако произвольное, директивное ценообразование, практика установления «сверху» максимального потолка цен на ряд товаров, которые характерны в настоящий момент для Белоруссии, а также искусственное сдерживание цен на некоторые товары (крепкие алкогольные напитки, бензин, табак) в силу опасения социального протеста противоречат обязательствам Минска гармонизировать регуляцию рынка и обеспечить свободную конкуренцию в границах Таможенного союза.
Еще хуже обстоит дело с предоставлением белорусской стороной информации Астане и Москве по готовящимся и предпринимаемым мерам в финансовой сфере, по эмиссии ценных бумаг, по источникам пополнения международных резервных активов республики. Белорусский правящий класс так и не смог пока осознать, что политический суверенитет неразрывно связан с экономическим, валютным суверенитетом. А вот последний зависел все годы независимого существования Белоруссии исключительно от финансового и энергоресурсного донорства России и предоставленных ей республике льгот в торговой и иных сферах.
Стоит обратить внимание и на другой аспект. Наиболее болезненный для Белоруссии вопрос — о создании условий для обеспечения свободного движения капитала – было решено разбить на этапы и окончательно закрыть до 31 декабря 2013 года. Это позволит в будущем выработать согласованные правила функционирования финансовых рынков государств – участников Таможенного союза и способствовать становлению на его основе Единого экономического пространства. Вместе с тем последние высказывания главы белорусского государства порождают сомнения в реализации этих планов.
Вызывает тревогу и то обстоятельство, что Минск постоянно поднимает проблему доступа к российской трубопроводной системе и пересмотра цены на импортируемый из России газ. Последнее подобное заявление прозвучало из уст первого заместителя премьер-министра РБ Владимира Семашко 7 июня т.г., при этом Семашко попытался в ультимативной форме увязать снижение цены на импортируемый газ с продажей «Газпрому» 50% пакета акций «Белтрансгаза». Белорусскую сторону, как представляется, совершенно не заботит уважительный учет интересов партнера по Таможенному союзу. Минск и в данном случае стремится получить максимальный объем выгод от процесса запуска проекта интеграционного объединения, который считает приоритетным и особо значимым для России на фоне всех предыдущих неудач российской интеграционной политики на постсоветском пространстве.
Действительно, ни одна из интеграционных программ, инициатива создания которых исходила из Москвы, не была реализована на практике. Стоит вспомнить оставшиеся на бумаге проекты Экономического союза СНГ (1993), Таможенного союза «пятерки» (1996), Единого экономического пространства «четверки», Организации региональной интеграции, Сообщества – Союза — Союзного государства… Однако, во-первых, инициатором создания Таможенного союза «тройки» является президент Казахстана, что свидетельствует о совершенно новой тенденции в Содружестве, отражающей понимание роли и значения России в условиях, когда доля стран СНГ в её суммарном внешнеторговом обороте упала до 13%, а доля СНГ в российских инвестициях – до 9%. Стремительный рост объема торговли России со странами ЕС и АТЭС (доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте РФ с 2006 уже превысила долю стран СНГ) угрожает государствам Содружества остаться за бортом, лишиться выгодных торговых контрактов и кооперационных связей с одной из ведущих и самой богатой страной мира – Россией.
Во-вторых, добыча природного газа в России составляет 31% от мировой добычи, Россия является крупнейшим экспортером газа, спрос и цена на который в среднесрочной перспективе будут только расти. На мировом газовом рынке сложились определенные и четкие правила ценообразования, корректировать которые в угоду Белоруссии, учитывая, что нефтегазовый комплекс обеспечивает более 50% дохода РФ от совокупных экспортных операций и более 3% налоговых поступлений в её бюджет, Россия не будет. Обеспечение российских интересов в энергетической сфере напрямую связано с проблемой национальной безопасности, и у правительства России сегодня есть четкое понимание ценности с точки зрения геополитики такого стратегического товара как газ. Если в Минске с данным важным обстоятельством не хотят считаться, то это, как говорится, трудности белорусской стороны.