25 июня 2013 года состоялся круглый стол «Влияние членства РФ в ВТО на развитие Таможенного союза», на котором прошло обсуждение вопросов влияние вступления России в ВТО на состояние и развитие евразийской интеграции. Был представлен доклад заведующего отделом экономических исследований о влиянии изменений таможенно-тарифной политики России по условиям ВТО на состояние рынка товаров и отдельные отрасли экономики стран интеграционной тройки.
В частности Россия взяла обязательства по 30 соглашениям по доступу на рынок услуг и 57 по рынку товаров. Средневзвешенная ставка таможенного тарифа должна быть снижена с 10% до 7,8%, т.е. размер снижения в целом должен составит не более 2,02 %, что можно отнести к успеху российской стороны (ибо средняя ставка снижения для стран с неразвитой рыночной экономикой составляет от 5-8 %). По данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2%), а средневзвешенной ставки – 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1%).
Была приведена оценка влияния этих изменений на экономику стран ЕЭП, которые заключаются в следующих положениях:
— С точки зрения средне и долгосрочных перспектив углубления региональной интеграции в рамках требований ВТО позволит перейти к опережающему развитию нормативной базы, что может способствовать ускоренному развитию конкурентных позиций стран тройки.
— Однако в краткосрочной перспективе не минуемы экономические потери, обусловленные сокращением доли собственной продукции на территории ТС, вытеснением импортной продукцией более развитых стран. В этой связи переходный период необходимо использовать для выработки системы мер по стимулированию развития конкурентоспособности отечественной продукции в странах ТС.
— Беларусь получила снижение экспорта в Россию, что усугубляет проблемы национальной экономики: Сокращение торгового оборота с СНГ на 14%, Таможенного союза на 15,6% от уровня аналогичного периода прошлого года, потери промышленного производства (особенно сельхозтехники, автотранспорта).
— Казахстан стремится к снижению торгового барьера для всех промышленных отраслей (выполнение государственных программ национального развития индустриализации), к большей степени либерализации экономики, демонстрирует стремление к наращиванию финансовой интеграции с ЕС, США и другими странами вне ТС.
— Влияние на российскую экономику имеет негативный тренд, но в то же время условия российского членства в организации оставляют достаточно широкий спектр мер нетарифного регулирования, которые при грамотном использовании могут позволить в адаптационный период (7 лет) помочь российским производителям повысить конкурентоспособность своей продукции до приемлемого уровня.
В ходе обсуждения предложенных тезисов участники круглого стола высказались о необходимости уточнения обязательств, взятых Россией при вступлении в ВТО, распространяющихся только лишь на национальный рынок и рынок стран ЕЭП, особенно в отношении обязательств по дотациям сельского хозяйства. При этом необходимо четко отделять обязательства, распространяемые на Таможенный союз и обязательства, которые согласны взять на себя страны тройки в рамках Единого экономического пространства в будущем. Именно этот факт является одним из механизмов защиты интересов евразийской интеграции.
Участники круглого стола также пришли к выводу, что еще одним действенным инструментом защиты рынка стран ЕЭП от более конкурентоспособной продукции может стать использование права России устанавливать более жесткие фитосанитарные и гигиенические требования, стандарты экологичности продукции.
Кроме того участники дискуссии пришли к выводу, что вопросы защиты интересов национальных производителей стран ЕЭП в условиях открытости российского рынка в рамках глобальной экономики возможны лишь при определении модели экономического поведения, которая в условиях падения спроса в европейских странах скорее должна быть ориентирована на импортозамещение, нежели быть экспортоориентированной. По мнению участников круглого стола, такая модель экономической стратегии дает больше оснований для развития евразийской интеграции в рамках участии России в ВТО.
Немаловажным фактором сохранения темпов и качества евразийской интеграции является необходимость точного определения целей и экономических интересов всех стран-участниц ЕЭП, из взаимоотношения и взаимоуважения, только открытость и правовое обоснование мотивов и границ поведения может позволить качество и темпы регионального интеграционного сближения в условиях глобализации.
По результатам обсуждения участники круглого стола пришли к заключению, что дискуссия о целесообразности членства России в ВТО и негативных последствий этого шага для ТС становится запоздалым, приоритетом сегодня должен быть вопрос выработки такой стратегии экономического развития и нормативного обеспечения, которая бы позволила странам ТС максимально адаптироваться к новым условиям, извлекая выгоду из достаточно комфортных условий вхождения России в ВТО и минимизируя потери в процессе формирования и развития конкурентоспособности отечественных производителей. При этом подчеркивалось, что условия российского членства в ВТО оставляют широкий диапазон управленческих и регулирующих инструментов и механизмов, грамотное применение которых позволит странам Таможенного союза сохранить и развить свой экономический и интеграционный потенциал.