Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Маневры вокруг правительства


Чем больше проходит времени после «исторического голосования» Верховной рады, тем все больше вызывает сомнения та первая версия, которую политологи, близкие к украинскому руководству сразу начали раскручивать в украинских СМИ. Основная идея этой версии заключалась в том, что прошедшее голосование было не больше чем сценарием. То есть Порошенко и Яценюк договорились между собой показать народу недовольство со стороны Порошенко работой правительства и что называется «выпустить пар».

Скорее всего эта версия выдвигалась для того чтобы «обелить» Порошенко, который безусловно потерпел сильнейшее политическое поражение. Чтобы это понять, достаточно прочитать текст его обращения, которое он сделал за день до голосования. В нем можно найти четкое подтверждение того, что на тот момент Порошенко не играл. Возможно, что какие-то предварительные договоренности между ним и Яценюком все-таки были. В своем выступлении он намекнул на то, что есть некое пакетное соглашение, основная идея которого заключалась в следующем: «Я сдаю своего верного соратника – генерального прокурора, а в ответ на это было бы хорошо если бы Яценюк сам подал заявление об отставке».

В итоге, как известно, Виктор Шокин подал заявление об отставке, в ответ на это Яценюк не сделал ничего. Соответственно, в данном случае Яценюк просто нарушил предварительные договоренности. По всей вероятности, у него за спиной оказалась поддержка в виде посла США и руководства госдепа, которые не были заинтересованы в его отставке. Судя по тому, как Яценюк вел себя при отчете правительства и в дальнейшем, он совершенно не собирался уходить в добровольную отставку и сейчас не собирается.

На мой взгляд, этот вопрос снят до осени. Именно в сентябре Верховная рада по Конституции имеет право снова поставить вопрос об отставке премьер – министра. Конечно, обращают на себя внимание два момента – неуспех голосования за его отставку и более 30 % голосов за его отставку которые не дал «Оппозиционный блок». По идее должен быть оппозиционным к правительству и свое названии он получил за счет того, что есть парламентское большинство, которое формирует правительство и оппозиционный блок который должен быть как раз против формирования этого правительства. Но тем не менее за отставку не проголосовали. Это достаточно серьёзный момент, характеризирующую позицию входящих в блок депутатов. И не надо забывать, что в своем большинстве это депутаты, бывшие ранее депутатами от «Партии регионов», которые как ни в чем не бывало проголосовали за отставку собственного лидера партии – президента Януковича.

И так же около 30 % голосов, которых не хватило это голоса членов фракции самого Порошенко, что говорит о том, что она отнюдь не монолитна и не находится под полным контролем со стороны президента. На мой взгляд, Порошенко получил категорическое распоряжение не проводить досрочные выборы Верховной рады, потому что результаты соцопросов показывают, что Верховная рада будет значительно менее управляемой со стороны внешних сил, в первую очередь Соединенных Штатов, которым это не нужно.

Тимошенко и ее фракция, которая заинтересована как раз в досрочных выборах, вышла из парламентского большинства вместе с «Самопомощью», которая тоже считает, что на досрочных выборах они могут усилить свое влияние. Но это не привело к тому, что Порошенко объявил о готовности к проведению досрочных выборов, хотя имеет для этого все формальные основания. Наоборот ведутся переговоры с фракцией Радикальной партии Ляшко о том, чтобы она вошла в коалицию и таким образом восстановила парламентское большинство в Верховной Раде. Поэтому, безусловно, возникновение такого мощного политического кризиса в некоторой степени приближает возможность проведения досрочных выборов, но учитывая нежелание спонсоров украинских политических процессов США, чтобы это произошло, такая вероятность все равно не велика.

Стоит отметить и тот факт, что опосредованно этот политический кризис уже повлиял на выполнение Минских соглашений. Судя по высказываниям и действиям представителей Европейского Союза, они окончательно убедились в том, что если кто-то и обладает устойчивым большинством в Верховной раде, то это не Порошенко и тем более не они. Большинство в Верховной раде контролируют, те кто вовсе не заинтересованы в принятии изменений в Конституцию Украины, как это предусмотрено Минскими соглашениями – то есть США.

Поэтому европейские партнеры сейчас сменили направление своих действий в отношении Украины, определить которое можно следующим образом — «не получается сейчас принять изменения в Конституцию, давайте тогда сначала проведем выборы». На мой взгляд, конечно можно эти действия рассматривать как некие попытки в постепенной реализации Минских соглашений, однако перестановка этих позиций по времени, по своей сути блокирует в значительной степени возможность выполнения Соглашений вообще. Без гарантии особого статуса Луганской и Донецкой республик, их представители безусловно не пойдут на достаточно серьезные компромиссы в рамках принятия закона о выборах, которые предполагают все-таки уже наличие этого особого статуса как гарантии. Кроме того, отсутствие закона об амнистии, так же во многом блокирует возможность выполнения договоренностей по проведению выборов. Поэтому сейчас этот политический кризис в том числе повлиял и на уменьшение вероятности реализации Минских соглашений.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.