Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Масштабный проект Узбекистана

13:08 , 20 Январь 2021
35
0


Узбекистан занимает важную позицию в центрально-азиатском регионе — это перекресток всех дорог, и с севера на юг, и с запада на восток. В этой связи неудивительно, что республика стремится стать транспортным и логистическим узлом Центральной Азии. Не имея выхода к морю, Узбекистан вкладывает миллиарды долларов в железнодорожную и энергетическую инфраструктуру. Задача — преодолеть географически обусловленные трудности, создать новые транспортные коридоры и заявить о себе как о крупном международном хабе. 

Руководство Узбекистана хорошо понимает, что инфраструктура сама по себе не может представлять интереса ни для одной страны, если нет участников этой инфраструктуры. А участники будут только тогда, когда Ташкент предоставит всем компаниям, осуществляющим транзит через республику — будь то наземный, будь то воздушный транспорт — конечно же, экологически чистое, отвечающее международным стандартам топливо.

Для этих целей в стране строят все новые энергетические объекты, такие как завод GTL, почти достроенный на юге Узбекистана, что позволит республике перейти от экспорта природного газа к его переработке и производству продуктов с высокой добавленной стоимостью. Их с нетерпением ждут и узбекская промышленность, и сектор транзитных перевозок. Третий в мире по величине завод этого типа будет производить керосин для авиакомпаний, дизельное топливо для сельского хозяйства и других отраслей, сжиженный нефтяной газ для автотранспорта и лигроин для производства пластмасс. Бесперебойные поставки топлива приблизят Узбекистан к его цели — стать региональным транспортно-логистическим узлом.

Следует заметить, что Узбекистан с каждым годом совершенствует свою собственную транспортную инфраструктуру. К примеру, раньше грузовым поездам из богатого углем бассейна Ангрена приходилось дважды пересекать границу Таджикистана, чтобы попасть в Ферганскую долину на востоке страны. Однако все изменилось с открытием прямого железнодорожного движения через сложный горный перевал.

Новый участок включает в себя два километра мостов и крупнейший в Центральной Азии туннель «Камчик». Этот железнодорожный проект стоимостью в $2 млрд профинансирован правительством Узбекистана с привлечением международных кредитов. Туннель, построенный китайским партнером China Railway Tunnel Group, дал толчок развитию местной экономики. Сообщение между Ферганской долиной и остальной территорией страны стало быстрее, дешевле и безопаснее в любое время года.

Важная цель строительства новых железных дорог и автотрасс — проложить в регионе новые эффективные маршруты, с прицелом в долгосрочной перспективе открыть сухопутный доступ к морским портам для самого экономичного вида транспорта – железнодорожного. Неслучайно за последние годы в Узбекистане потратили свыше $7 млрд и построили 2,5 тыс. км железных дорог. Эксперты считают, что это многократно упростит выход узбекских товаров на международные рынки.  

Узбекистан не имеет выхода к морю и целиком окружен такими же сухопутными странами. Решая эту проблему, официальный Ташкент проложил железную дорогу до Мазари-Шарифа в Афганистане и работает с другими странами, чтобы продлить ее к Персидскому заливу и Индийскому океану.

В этой связи необходимо отметить, что президент Шавкат Мирзиёев предложил в ООН создать Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, чтобы глубже интегрировать не только Узбекистан, но и всю Центральную Азию в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры.

Эксперты полагают, что самая густонаселенная страна Центральной Азии с мощной армией, Узбекистан является геополитическим лидером региона. «Узбекистан по всем параметрам — с геополитической, геоэкономической, геостратегической точки зрения — это ключевая страна, без учета положения в которой выстраивать нормальную политику в Центральной Азии невозможно», — считает завотделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин.  

Но экономическое лидерство тяжело переживавшая распад Советского Союза страна уступила Казахстану, опирающемуся на мощный российский рынок. По мнению экспертов, несмотря на экономические проблемы, участие Ташкента необходимо для решения всех важных проблем региона. Видимо, именно с целью расширения круга торгово-экономических партнеров Узбекистан вступил в ШОС, а в 2020 году получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом Союзе (ЕАЭС).

Выступая 11 декабря минувшего года на заседании Высшего Евразийского экономического совета, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил, что важно использовать потенциал стран, совместно устранять барьеры и препятствия в торговых отношениях, взаимно формировать новые рынки. По словам Мирзиёева, в Узбекистане придают важное значение развитию тесного и многопланового сотрудничества с ЕАЭС. Он также подчеркнул, что «страны ЕАЭС являются основными, естественными торговыми партнерами Узбекистана».

С учетом же тенденций развития на Евроазиатском пространстве Узбекистан может стать одной из ключевых фигур в данном регионе. Речь идет о возрастании роли ШОС и ЕАЭС в новом интеграционном проекте на пространстве Евразии, идея которого была озвучена в 2016 году на Петербургском международном экономическом форуме президентом России Владимиром Путиным. Тогда российский лидер предложил создать Большое евразийское партнерство с участием государств — членов ШОС, стран Евразийского экономического союза, СНГ, Ирана и ряда других государств. Причем работу данного партнерства предполагается нацелить на выстраивание нового формата международного сотрудничества в Евразии с поддержкой идеи сопряжения евразийской интеграции и китайской международной инициативы «Один пояс – один путь» (ИПП).

В предлагаемом Россией сценарии создания новой интеграционной структуры в Евразии выделяется и новая функция ШОС, а именно — ей предлагается выступить в качестве связующего фактора между ИПП и ЕАЭС. А с учетом того, что Узбекистан является страной — участницей ШОС и со временем станет и полноправным членом ЕАЭС, то и роль этой республики в центрально-азиатском регионе значительно возрастет. Вне всякого сомнения, участие в Большом евразийском партнерстве поможет Узбекистану реализовать и свои планы стать транспортно-энергетическим узлом всей Центральной Азии.

Источник
Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.