В ходе второй мировой войны выяснилось, что средства деструкции стали крайне разрушительны и ставят под угрозу существование всего человечества, но прежде всего его основных составных элементов – этносов. Входящие в союз Оси страны развернули массовое уничтожение «чужих» этносов в подчиняемых силой странах. Причем, это было уничтожение уже не столько колониальных народов и народностей, а наций, которые накопили большой «человеческий капитал». Объединенные нации разбили страны Оси и провели над их жителями суд с целью наказать их за совершенные «зверства». «Зверствами» именовали массовое уничтожение гражданского населения, члены которого были «чужими по отношению к завоевателям».
Главными были Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы. Они были созданы по решению правительств стран Союзников, которые утвердили их уставы, назначили судей и предоставили право самим определить применяемую норму наказания. Реально обвиняемых судили по нормам, которые на момент совершения преступления еще не существовали. Однако, «зверства» были настолько ужасающи, что на нарушение принципов функционирование правовой системы особо не обращали внимания.
В это время преступление «зверства» стали именоваться «геноцидом».
Виновными на упоминаемых трибуналах признали очень небольшое количество правящих элит, да и то только в Германии. Вся вина была возложена на Национал-социалистическую рабочую партию германии и ее организации, нацистская идеология – объявлена преступной. Наказание понесла и немецкая нация, лишившаяся колоний, «коренных» территорий, подвергшаяся депортациям и вынужденная платить контрибуцию. Все это было сделано также по решению правительств стран Союзников – США, Великобритании, СССР.
При этом так и не было однозначно определено, что такое преступление геноцид, каковы его признаки, какое наказание за какой вид (признак) полагается. Данное нетерпимое для любой правовой системы положение было исправлено в 1948 году путем принятия специальной Конвенции о предупреждении геноцида на Генеральной Ассамблее ООН.
Процитируем текст Конвенции, поскольку это имеет важное значение для уяснения его содержания. Это статья II Конвенции. «Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую».
Мы уже ранее писали, что все это наименование этноса, его прямых форм или квази-форм (раса, религиозную группу).
Далее в Статье II следовало перечисление форм геноцида (в тексте они формами не именовались):
а) убийство членов такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
е) насильственная передача детей из одной человеческой в другую».
Мы уже писали ранее, что пункты а)-d) описывали физическое уничтожение членов этноса, а пункт е) лишение возможности воспроизводить детям коллективную идентичность своего этноса при сохранении им жизни.
По сложившейся позднее практике, случаи геноцида должны были выноситься членами ООН на рассмотрение Совета Безопасности, а тот принимал решение о пресечении этого процесса.
Однако на протяжении полувека эта возможность не использовалась. За это время произошло полсотни геноцидов в мире. Самым крупным из них был геноцид на религиозной основе, возникший после 1949г. при разделе Британской Индии на части. Не реагировал СБ ООН и на масштабный и совершаемый в ужасной форме геноцид в Кампучии, устроители которого получили имя «красные кхмеры». Только в начале 2000гг. ООН создал Международный Трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), на котором судили правящие элиты Хорватии и Сербии. Он имел своей целью не столько наказать виновных в массовых убийствах «инородцев», сколько в реализации геополитических интересов американцев, которые к этому времени стали монопольно управлять миром, в том числе подчинили себе ООН.
МТБЮ заодно провел трибунал по совершенному в Руанде взаимному геноциду племен бхуто и тутси.
В целом деятельность ООН по предупреждению геноцида следует признать провальной. Конвенция о предупреждении геноцида оказалась не работающей. Потребовалось создание нового инструментария по предупреждению геноцида на международном уровне. Таким инструментом стал Международный уголовный суд (МУС), созданный под эгидой ООН, но действовавший на основании воли тех членов ООН, которые согласились принять его юрисдикцию и подписали соответствующий устав – Римский статут. Устав был составлен в июле 1998г. и вступил в силу в июле 2002 года.
Часть I. Понятийный аппарат
Под юрисдикцию МУС попали наиболее серьезные преступления, которые требовали вмешательства международного сообщества:
а) преступление геноцида;
с) военные преступления;
В статье 6 разъяснялось, что такое преступление геноцида: «деяния, совершенные с намерением уничтожать, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как типовую». Далее перечислялись все формы геноцида, которые фигурировали в упоминаемой выше Конвенции о предупреждении геноцида.
Авторы документа не стали что-то менять в действовавшей правовой конструкции, хотя такие изменение явно напрашивались. Хотя бы исходя из факта принятия Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965) и Конвенции о пресечении преступления апартеида (1973). В них фиксировались преступления работорговли и использование принудительного труда (рабовладения).
Учесть эти и другие преступления было решено путем введения понятия «преступления против человечности». Они были прописаны в статье 7 Римского статута. Это было сделано, по большей части, также для того, чтобы ввести запрет на преступления, которые совершались не только в рамках борьбы господствующего этноса с подчиненным этносом за материальные ресурсы существования и социальные статусы, но и в рамках гражданских войн внутри одного и того же этноса, уничтожения недееспособной правящей элиты (политицид), уничтожения отдельных классов, сословий каст.
В статье подчеркивалось, что преступления против человечности совершаются, если «имеет место широкомасштабное или систематическое нападение на любых гражданских лиц, и эти нападения совершаются сознательно». Прокомментируем составы (формы) преступления против человечности.
а) убийство:
Это «нападение на любых гражданских лиц», которое осуществляет государство или организации». То есть отличительной чертой преступление является многократное совершение действий организованной силой.
Это «умышленное создание условий жизни, в частности лишение доступа к продуктам питания и лекарствам, рассчитанных на то, чтобы уничтожить часть населения».
Эти два пункта соответствовали аналогичным пунктам в разделе, посвященном преступлению геноцида (Статья 6, пункт а), с)), но без указания на этнические основания их применения.
Логично было бы соответствующим образом отредактировать пункт в) статьи 6 о «причинении серьезных телесных повреждений или умственного расстройства». Однако такой пункт в статью 7 не был включен. Истинных причин этого мы не знаем, но предполагаем, что причиной тому было опасение, что под этот состав преступления можно будет подвести жестокость правящего класса по отношению к массам простого населения. Предоставлять такую возможность массам правящие элиты не захотели.
с) порабощение:
Порабощение трактовалось, как осуществление «правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, …»
Принудительный труд, собственно отношение «господин-раб» в состав этого преступления не был включен, формально выходило, что торговать людьми было нельзя, а обращать человека в раба силой и принуждать его к труду – можно. Это было серьезное упущение в формулировке состава преступления. Видимо, оно было связано с нежеланием западных элит признавать факт существования рабовладения. Но косвенно, в международных актах по борьбе с торговлей женщинами и детьми существования такой разновидности рабовладения, как сексуальное признавалось.
Это преступление трактовалось, как «насильственное перемещение лиц, подвергшихся выселению … из района, в котором они законно пребывают…»
Как и порабощение, депортация вполне заслуживали того, чтобы сначала упоминаться в разделе «геноцид», если они носили этнический характер. Ведь это отягчающий фактор преступлений. Однако и включение в раздел «Преступление против человечности» было большим шагом вперед, давало основание для их пресечения.
е) заключение в тюрьму или другое жесткое лишение физической свободы и нарушение основополагающих норм международного права:
Данный состав преступления в статье 7 не комментировался. Это тоже большое достижение – обращение внимания на то, что свобода личности и ее достоинства, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека в 1948 году, могут жестоко нарушаться путем формально законного, по суду, заключения под стражу, на очень длительный срок, заметим.
Под пытками понимается умышленное причинение сильной боли или страданий, будь то физических или психических, лицу, находящемуся под стражей или контролем. Отметим, что данный состав преступления существенно меньше по объему, чем тот, который сформулирован в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1987г. (Конвенция). В этой Конвенции указывается, что пытки это «боль и страдания, причиняемые государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия».
То есть под пытки попадают не только действия, направленные против находящихся под стражей или контролем лиц, но действия, которые причиняют сильную боль или страдания со стороны государственных должностных лиц, с оговоркой, что они основаны на дискриминации любого характера.
Таким образом понятие «пытки», как преступление могло бы войти и в раздел «геноцид».
К этому пункту дается разъяснение, что «принудительная беременность» означает «незаконное лишение свободы какой-либо женщины, которая стала беременной в принудительном порядке, с целью изменения этнического состава какого-либо населения…»
Это положение логично было бы отнести к разделу, в котором, в статье 6, пункт d), описывается состав преступления «геноцид», с оставлением его и в разделе, посвященном группе «Преступление против человечности», но уже без указания этнических оснований, ведь «принудительная беременность» может иметь цель и продажу родившихся детей другим родителям, использования их тел для других преступных целей.
Напрашивается идентификация преступления преследования по этническим (национальным) и квази-этническим (расовые, религиозным) признакам в отдельную группу преступлений «этноцид». Однако этого не делается ввиду непризнания авторами Римского статута существования такого преступления. Отсюда также включенные в признаки преследуемой группы культурных и непризнание языковых общностей. В целом ряде международных правовых актов факт дискриминации и преследования по языковому признаку признается, например, в Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинства (1992г.), Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств (1992).
В комментарии к этому пункту записано, что «преследование» означает умышленное и серьезное лишение основных прав вопреки международному праву по признаку принадлежности к той или иной группе или иной общности.
Отметим, что в тексте Римского статуса нигде не используются понятия «национальное большинство» и «национальное меньшинство». С таким подходом следует согласиться поскольку признаки «большинство» и «меньшинство» весьма относительны и не подходят для анализа случаев, когда именно «меньшинство» осуществляет преследование «большинства» по этническому признаку.
Означает похищение людей государством или группами политического давления, незаконное содержание их под стражей, применение незаконных средств физического и психологического воздействия.
Означает господство одной расовой группы над другой с целью угнетение использованием при этом государственных институтов. Апартеид в данном контексте используется для обозначения режима господства одной расы над другой, хотя этим именем означалась конкретная форма господства, которая существовала в Южно-Африканской Республике. Этот эвфемизм был введен в международное право, чтобы скрыть расовое угнетение, которое существовало в 70-е годы ХХ века в США и не было изжито в них на начало 2000-х – момент принятия Римского статута.
Это «причинение умышленно сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью».
Практически это было дублирование, с небольшим расширением, пункта b) статьи 6, трактующей состав преступления геноцид. Только без упоминания о том, что эти действия были направлены против какой-то этнической группы.
Данный прием компоновки состава Статьи 7 был вполне приемлем, хотя он и не проводился последовательно применительно ко всем входящим в нее пунктам.
Римский статут вобрал в себя нормы, которые были зафиксированы в международном праве в отношении военных преступлений. То есть они касались действий совершаемых военными во время войны. Они перечислены в Статье 8 и достаточно обширны. Дадим им общую оценку, не повторяя содержание статьи.
а) нарушение Женевских конвенций, 1949г.
Сюда относятся необоснованные убийства, пытки, причинение страданий, уничтожение имущества, принуждение военнопленных к службе во враждебной армии, лишение военнопленных прав на суд, незаконные депортации и лишение свободы, взятие заложников.
Это нападение военных на гражданских лиц, нападение на гражданские объекты, нанесение ударов по персоналу и имуществу гуманитарных миссий, нанесение ударов по гражданским жилым объектам, уничтожение сдавшихся в плен, незаконное использование чужого флага и формы, насильное изменение состава населения оккупированной территории, нанесение ударов по объектам культуры, проведение медицинских экспериментов, вероломные убийства, объявление об отсутствии пощады, уничтожение имущества неприятеля, поражение гражданских прав неприятеля, принуждение граждан противника к войне с их государством, применение яда, удушающих газов, применение запрещенных пуль, оружия, средств ведения войны, изнасилования, обращение в сексуальное рабство, создание «живых щитов», вымирание гражданского населения голодом, мобилизация в армию детей.
с) действия против военных и не ведущих боевых действий
Повторяет пункт b).
е) другие нарушения законов и обычаев войны
В целом преступления, которые группируются, как военные во многом дублируют состав преступлений, которые определяются, как Преступление против человечности, только отмечается, что они совершаются военными в отношении гражданских. Состав преступлений военных прописан достаточно подробно по сравнению с составом преступлений «геноцид».
Часть II. Механизм приведения в действие
Юрисдикция МУС распространяется на страны, которые ее признают, в первую очередь, это те, кто подписал Римский статут.
Дело возбуждается Советом Безопасности ООН или по решению Прокурора МУС.
К Прокурору может обратиться страна-член МУС.
Прокурор принимает решение о передаче случая в Суд. Суд дает добро на расследование. Суд обладает юрисдикцией только в отношении физических лиц.
Не существует срока давности по преступлениям, подпадающим под юрисдикцию Суда.
Преступлением считаются действия, которые совершены с умыслом.
Судей избирают страны-участники Соглашения.
Судьи, Прокурор действуют на основании Римского статута, то есть на основании наднациональных норм. Государства-участники обязаны оказывать содействие Суду. По решению Суда государства-участники арестовывают подозреваемого.
Суд, на основании Устава, определяет меру наказания лиц, признанных виновными в совершении преступления. Это длительное тюремное наказание, вплоть до пожизненного, а также штраф, конфискацию доходов, имущества и активов.
Исполнение наказания осуществляется государствами-участниками по решению Суда.
Международный уголовный суд был призван навсегда положить конец феномену геноцид. Суд начал функционировать в 2002 году после подписания Римского статута 60 государствами. В дальнейшем число государств-участников увеличилось. Однако, Статут не подписали или не ратифицировали США, Китай, Россия, Индия – члены СБ ООН, крупнейшие по потенциалу страны. Это существенно ограничило возможности применения, заложенных в нем, в целом справедливых норм.
Скажем, США без разрешения СБ ООН совершили военную агрессию против Афганистана, Ирака, Ливии, ряда других стран после 9 сентября 2001г. – террористической атаки на них. В ходе этой агрессии погибло большое число гражданских лиц, которые принадлежали к проживающим в этих странах этносам. По всем критериям это были акты геноцида. Оккупационные американские войска также совершали многочисленные преступления, которые должны были квалифицироваться, как «преступления против человечности» и «военные преступления». Однако МУС длительное время не решался возбуждать преследование виновных.
Наконец, после вывода американских войск из Афганистана в 2021 году, прокурор Хап решил возбудить процесс против тех, кто совершал преступления в этой стране. Однако американский президент Джо Байден пригрозил и Прокурору и судьям МУС, что они будут подвергнуты преследованию в случае продолжения преследования тех, кто совершал преступления в Афганистане. Уголовное преследование американцев было приостановлено. Таким образом, идея создать самостоятельный международный суд для борьбы с геноцидом и прочими тяжкими преступлениями с треском провалилась. Те страны, которые имели значительный экономический и политический потенциал не стали признавать его юрисдикцию.
МУС провел после своего учреждения только несколько уголовных процессов против руководителей небольших африканских государств, которые проводили политику геноцида. Еще пара аналогичных дел находилась в процессе рассмотрения.
Крупным испытанием для МУС стал геноцид, который государство Израиль в ноябре 2023 года стало осуществлять в отношении своих граждан палестинцев в секторе Газа. В Израиле господствующим этносом были евреи и правительство при поддержке парламента вело политику физического уничтожения палестинцев, создало условия для их гибели путем препятствия подвоза продовольствия и воды на территорию сектора Газа. Одновременно совершались военные преступления и преступления против человечности.
Прокурор МУС возбудил уголовный против премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху, несмотря на угрозы американцев вновь подвергнуть преследованию членов Суда. Нетаньяху свободно разъезжал по миру, в частности, приезжал в США, несмотря на выписанный на его арест ордер. Страны-участники не применяли санкций против государства Израиль. Система международного права не действовала в деле пресечения геноцида, несмотря на то, что члены МУС в данном случае проявили личную смелость и не поддались давлению со стороны США.
Александр ГАПОНЕНКО,
правозащитник,
узник Рижской центральной тюрьмы