Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Модернизирующийся Узбекистан — фактор стабильности Центральной Азии

Грозин Андрей Валентинович 12:16 , 12 Декабрь 2023
185
0

Республика Узбекистан является стержневым, опорным государством для Центральной Азии


В силу своего размера (36 млн человек, вторая по величине экономика региона), а также исходя из географического центрального положения (республика является единственным государством, граничащим со всеми четырьмя странами региона и с Афганистаном). При этом Таджикистан с Казахстаном, а также Таджикистан с Туркменистаном, Туркменистан с Кыргызстаном не имеют общих границ и могут осуществлять взаимные контакты только через узбекскую территорию. Выбранная предыдущим руководством Узбекистана модель минимального сотрудничества с ближайшими соседями привела к заморозке региональных интеграционных инициатив, ограничению взаимодействия на политическом и экономическом уровне в центральноазиатском регионе.

Для Узбекистана, остающегося, наряду с Казахстаном, системообразующим государством региона, период 2021-2022 годов был связан с выходом экономики и социальной системы из зоны основных ограничений, вызванных пандемией коронавируса. При этом основные усилия власти Узбекистана традиционно направлены на сохранение социального мира и сбережение государства и народа, а любые изменения носят эволюционный характер. В последние годы, начав процесс широкомасштабной, системной модернизации республики, узбекские власти взяли курс на адаптацию экономики, социальной сферы и политической системы страны к вызовам нового времени.

30 апреля 2023 года в Узбекистане прошел референдум по принятию новой редакции Конституции, юридически закрепившее концепцию Нового Узбекистана – комплекс новых политических и экономических решений, начатых после прихода к власти Шавката Мирзиёева в 2016 году. Учитывая то, что 9 июля 2023 года был переизбран действующий президент, идёт работа по перестройке госаппарата в рамках административной реформы, текущий год уже стал для республики крайне значимым.

Стимулирующие меры по развитию промышленности и сферы услуг, предложенные властью, уже дали плоды: ВВП Узбекистана за 2022 год впервые за годы суверенитета превысил $80 млрд при получении $8 млрд прямых иностранных инвестиций. Руководство страны объявило о том, что в 2023 году объем ВВП Узбекистана вырастет не менее чем на 5,3%. Рост макроэкономических параметров уже позволил обеспечить размер пенсий и социальных пособий до уровня не ниже официально заявленного прожиточного минимума, а с 2023 года начат переход к бесплатному питанию всех учащихся начальных классов. Увеличивающиеся объемы бюджета способствуют расширению социальной поддержки населения.

На днях Министерство экономики и финансов Узбекистана обнародовало законопроект о государственном бюджете на 2024 год и целевые ориентиры на 2025−2026 годы. В следующем году прогнозируется рост ВВП на 5,6−5,8%, а в 2025-2026 годах — 6,2% и 6,4% соответственно. Темпы роста промышленности, как ожидается, составят 6%, сферы услуг — 6,1%, сельского хозяйства — 4%. Достичь этих показателей предполагается за счет «качественного продолжения структурных реформ, начатых в каждой сфере».

Сразу после прихода к власти в сентябре 2016 года глава Узбекистана объявил о начале масштабных перемен. В экономике Узбекистана начались масштабные реформы, политическая элита начала восстанавливать международные и локальные связи с общественностью.

Ташкент начал демонстрировать миру, что инвестировать в узбекскую экономику выгодно и безопасно. Правительство унифицировало обменные курсы, разрешило валютные операции, реформировало банковский сектор и убрало многие административные барьеры для иностранных инвесторов, провело масштабную налоговую реформу.

С приходом Шавката Мирзиёева во власть в Узбекистане начались изменения, которых не было в регионе со времен советской власти. Многие связывают успехи президента Узбекистана с его колоссальным опытом, накопленным за годы совместной работы с первым президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Более тринадцати лет Ш.Мирзиёев возглавлял правительство страны.

Важным шагом в качестве главы Узбекистана Шавката Мирзиёева стало объявление о приоритетности восстановления дружеских отношений со всеми соседями. В качестве демонстрации серьезности этого шага свой первый официальный визит он сделал не куда-то в дальнее зарубежье, а в соседний Туркменистан. Этим всем соседям по региону был дан сигнал о готовности Ташкента наладить, усилить и развивать отношения с ними по всем направлениям.

Если сравнить современный политический и экономический климат в Центральной Азии и тот, что был до запуска узбекских реформ во второй половине 2016 года, то без сомнения видны принципиальные отличия. До реализации политики открытости между Узбекистаном и некоторыми соседними странами наблюдались нерешенные пограничные вопросы, напряженность вокруг проблем водопользования, сложности с передвижением граждан и товарных потоков.

Кардинальное изменение внешнеполитического курса Узбекистана, в основу которого была положена «философия возможностей», связанная со Стратегией развития Узбекистана на 2017 — 2021 гг., вместо абсолютизации проблемы безопасности, повлекло за собой позитивные изменения во всем регионе. Стартовал прямой диалог с Бишкеком и Душанбе, в котором стороны начали обсуждение возможностей решения имеющихся проблем в двусторонних отношениях и совместной разработки путей расширения торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей. Параллельно шел процесс укрепления связей Ташкента с Астаной и Ашхабадом.

Президент Узбекистана лично выдвинул идею о регулярной встрече глав государств Центральной Азии. Эта предложение было поддержано и с тех пор лидеры региона провели уже пятый общерегиональный саммит. Как отметил тогда Шавкат Мирзиёев: «Наша главная цель — общими усилиями превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион». Региональная политика Ш.Мирзиёева стала новым этапом в истории межгосударственных отношений стран Центральной Азии.

Отношения со всеми соседями Ташкент вывел на уровень стратегического партнерства (Кыргызстан, Туркменистан) или союзничества (Казахстан, Таджикистан). Со всеми соседями, впервые за последние десятилетия, достигнуты соглашения о создании центров приграничной торговли и промышленной кооперации, создаются новые цепочки добавленной стоимости. Созданы инвестиционные банки Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном для финансирования перспективных проектов в сферах промышленности, аграрного сектора, энергетики, инфраструктуры, автомобилестроения и других направлениях.

Узбекистан развивает приграничную торговлю практически со всеми соседями. В ближайшие сроки планируется запустить зоны приграничной торговли на узбекско-таджикской и узбекско-туркмениской границах. С Казахстаном достигнута договоренность о строительстве Международного центра промышленной кооперации. Очевидно, подобные проекты будут реализованы с Кыргызстаном. Таким образом, Узбекистан задает тон региональному сотрудничеству, предлагая новые формы взаимодействия. Все эти усилия дают положительные результаты: суммарные объемы торговли Узбекистана со странами Центральной Азии всего за пять лет выросли с $2,6 млрд. в 2017 г. до почти $7,5 млрд. в 2022 г., что вывело регион ЦА на третье место в числе крупнейших экономических партнеров Узбекистана после России (почти $9,3 млрд.) и Китая ($8,92 млрд.).

Растет число совместных производств. Самый успешный пример демонстрирует узбекский автопром. С 2017 г. в Казахстане налажена крупноузловая сборка узбекских автомобилей. Фактически, производство узбекских автомобилей перенесено на территорию ЕАЭС, что открывает перед узбекским автопромом беспошлинный выход на российский рынок. В скором времени такие же предприятия появятся в Кыргызстане и Туркменистане.

Имеется масштабный потенциал для развития промышленной кооперации и в иных отраслях. В Таджикистане созданы совместные предприятия, выпускающие холодильники и другую бытовую технику компании Artel. Достигнута договоренность о строительстве приграничной торгово-индустриальной зоны «Узбекистан – Таджикистан».

Одновременно территория соседей рассматривается Ташкентом в качестве транзитной. Узбекистан к концу 2022 года практически урегулировал все спорные вопросы по государственной границе с сопредельными государствами.

Через Кыргызстан открывается короткий путь к одному из важнейших торгово-инвестиционных партнеров – Китаю. Через Туркменистан – в Европу и Иран. На саммите ШОС в Самарканде была принята подготовленная при активном участии Узбекистана Концепция по укреплению взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров. Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев выступил на этом мероприятии с предложением о создании в Ташкенте под эгидой ООН Регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Тогда же было подписано и трехстороннее Соглашение о строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которая сократит доставку грузов из КНР в Турцию на 900 км и 8 дней. Ожидается, что эта дорога должна будет создать новые точки экономического роста на тех территориях Узбекистана и Кыргызстана, через которые она будет проходить, что послужит дополнительным импульсом укрепления торгово-экономических и производственных связей внутри Центральной Азии.

Астана заявила о готовности участвовать в продвигаемом Ташкентом проекте строительстве железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», которая свяжет транспортные системы регионов Центральной и Южной Азии, станет важным шагом на пути интеграции двух экономических пространств.

В данной связи отдельно стоит сказать о «факторе Афганистана» в новой узбекской политике. Узбекистан заинтересован в многогранном сотрудничестве со всеми соседями, включая Афганистан. В Ташкенте рассматривают южного соседа не только как источник угроз и вызовов, но и как страну возможностей, которая в будущем может интегрироваться в большую центральноазиатскую семью.

Позиция Ташкента основывается на принципе недопущения изоляции Афганистана от мирового сообщества. Узбекистан проявляет приверженность продолжению оказания практической поддержки афганскому руководству в решении острых социально-экономических проблем, обеспечении безопасности афганского народа и стабильности в стране. Своевременным стало предложение президента Узбекистана об учреждении специального Фонда гуманитарной поддержки Афганистана в приграничном Термезе, озвученное на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Самарканде.

Фактически, Узбекистан уже превратился в центр, где определяется и формируется транспортно-логистическая политика всего региона.

Водная энергетика, которая ранее много лет была центральноазиатским «яблоком раздора», стала предметом партнерства стран-соседей. В январе 2023 года Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан подписали «дорожную карту» по реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1.

В качестве показателя расширения гуманитарных и культурных связей в регионе после 2016 года можно отметить значительный рост туристических потоков в Узбекистан из соседних центральноазиатских государств, чему способствовали, инициированные в первую очередь Ташкентом, отмена визового режима и продление сроков пребывания граждан на территории соседних государств.

Указанным, конечно, не исчерпывается массив позитивных изменений, стартовавших в Центральной Азии после 2016 года. Главным же, по нашему мнению, остается то, что был остановлен центробежный тренд в регионе. За последние пять лет произошла серьезная трансформация Центральной Азии, которая из пространства напряженности и конфликтов, становится зоной взаимного доверия, партнерства и сотрудничества. Изменилась повестка дня лидеров центральноазиатских государств, в которой сегодня уже превалируют вопросы реализации совместных проектов в сферах торговли, инвестиций, экономики, культурных связей.

Без преувеличения можно сказать, что масштабная модернизация всех сторон жизни Республики Узбекистан и её новая региональная политика способствовали серьезному ускорению экономического развития стран Центральной Азии. Основным результатом реализации новой региональной политики президента Узбекистана Ш.Мирзиёева стало не только преодоление ранее казавшихся абсолютно нерешаемых противоречий, но и формирование прочного фундамента для дальнейшего продвижения общерегиональных приоритетов в области безопасности и будущего устойчивого развития.

Источник

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.