Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Москва и Минск согласовали позиции по нефти


27 января т.г в Москве был подписан пакет документов, регулирующих вопросы поставок российской нефти в Белоруссию и транзита ее в Европу. Таким образом, напряженные и продолжительные переговоры, которые стороны вели с октября 2009 года, завершились подписанием документов, предусматривающих изменения в соглашение по поставкам сырой нефти в Белоруссию, методику тарифообразования на продажу нефти и определивших баланс нефтяного сырья на 2010 год. Особо следует подчеркнуть важность достигнутой договоренности по стабилизации тарифа на прокачку нефти потребителям в Центральной и Западной Европе и совместного заявления вице-премьеров двух стран о гарантиях бесперебойного транзита.

Россия, исходя из особых союзнических отношений и учитывая тяжелое финансово-экономическое положение Белоруссии, пошла на то, чтобы фактически субсидировать белорусскую экономику в виде поставок без пошлины огромного объема сырой нефти — 6,3 миллиона тонн. Официально было объявлено, что эта нефть предназначена для внутреннего потребления Белоруссии, хотя проконтролировать реальные объемы потребления нефти в республике (скорее всего они на деле меньше заявленных белорусской стороной) достаточно сложно. Благодарности, впрочем, на этот жест доброй воли Москва не дождалась: Белоруссия добилась, невзирая на отсутствие внятной аргументации, повышения тарифа на транзит нефти на 11%.

Настораживает и то, что первый вице-премьер РБ Владимир Семашко сразу после подписания пакета документов заявил о необходимости ревизии достигнутых договоренностей, которые «не смогут долго жить», поскольку уже в середине нынешнего года при формировании общей таможенной территории они якобы «окажутся нонсенсом». При этом Семашко хорошо знает позицию России, изложенную ранее первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым, который заявил, что споры с Белоруссией о поставке и таможенных пошлинах на нефть к формированию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана не относятся.

Главное, что Россия и Белоруссия пришли к компромиссу, который в целом отражает экономические интересы сторон. Вице-премьер РФ Игорь Сечин на докладе у президента Дмитрия Медведева по этому поводу справедливо заметил, что подписанные с Белоруссией документы о нефти соответствуют интересам российских компаний, а российская сторона «своими интересами не поступилась». Владимир Семашко в свою очередь с удовлетворением отметил, что условия, о которых удалось договориться, достаточно близки к тому, которые действовали для Белоруссии в прошлом году, а бюджетные потери РБ будут не так велики.

Упреки белорусских переговорщиков в том, что их российские коллеги занимали неконструктивную и жесткую позицию не выдерживают критики. Наоборот, именно Россия вела себя гибко, предлагала различные варианты решения вопроса, при этом, однако, не поступаясь собственными интересами и выгодами. Они, в том числе, определялись и тем фактом, что за прошлый год экспорт российской нефти в Белоруссию при сохранении в полном объеме поставок в физическом выражении (на уровне 2008 г.) в стоимостном выражении сократился в два раза. Российское правительство просто не могло игнорировать данное обстоятельство, оно, как представляется, и осенью этого года будет на предусмотренных переговорах с Минском по нефти твердо и последовательно отстаивать национальные интересы.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.