На предновогоднем неформальном саммите глав государств СНГ президент России Владимир Путин отметил растущие с каждым годом вызовы и угрозы в сфере безопасности, а также разногласия между участниками Содружества. В условиях российской спецоперации на Украине эти явления становятся настоящим испытанием на прочность для объединения постсоветских стран. Часть этих вызовов достаточно остро проявила себя в 2022 году, однако очевидно, что и 2023-й готовит не менее серьёзные проблемы.
В сентябре 2022 года обострилось армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе. В ходе столкновений, продолжавшихся несколько дней, погибли десятки человек. Армения обратилась в ОДКБ, которая направила в район конфликта свою миссию. И хотя по итогам переговоров был установлен режим прекращения огня, позже стороны обвинили друг друга в его нарушении. Дальнейшей эскалации конфликта тогда удалось избежать.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян на саммите организации в ноябре отказался подписывать итоговую декларацию и проект решения по оказанию помощи его стране. На заседании объединения он заявил, что «членство в ОДКБ не сдержало Азербайджан», имея в виду конфликт в Нагорном Карабахе в 2020 году. По его словам, в документах отсутствовала политическая оценка действий Баку с точки зрения союзнических отношений. На днях Пашинян добавил, что российские миротворцы не контролируют Лачинский коридор, соединяющий Нагорный Карабах и Армению, который фактически перекрыли некие азербайджанские экологи.
Политолог Андрей Суздальцев убеждён, что претензии Пашиняна не имеют под собой оснований, поскольку ОДКБ действует только на территории стран-участниц, в то время как независимость Нагорно-Карабахской Республики организация официально не признала. Как и Ереван.
– Баку тоже поступает не очень корректно, нарушая мирные соглашения 2020 года. Сейчас основные усилия Москвы направлены на то, чтобы всё не скатилось к военному конфликту, серьёзно вмешаться в который России будет крайне трудно из-за операции на Украине. Это заставляет думать об инспирировании нового витка напряжённости извне, – отмечает он в беседе с «Октагоном».
В 2022 году обострились отношения между Киргизией и Таджикистаном. 14 сентября на границе двух республик произошла перестрелка, перешедшая в боестолкновение с применением артиллерии и другой техники. Это произошло во время проведения саммита ШОС – первого за последние три года. Ранее стороны неоднократно обвиняли друг друга в провокациях и обстрелах.
Во время переговоров с Садыром Жапаровым и Эмомали Рахмоном Путин призвал их не допустить эскалации. И уже 19 сентября руководители киргизских и таджикских спецслужб подписали протокол об установлении мира. По мнению старшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований ИМЭМО имени Е. М. Примакова Станислава Притчина, говорить о мире на этом участке границы ещё рано – ситуация перешла в стадию конфликта.
«Фактор пролитой крови перестраивает внутреннее отношение к происходящему со стороны участников, и любые компромиссы в этом свете рассматриваются как предательство, а без них решить вопрос не получится. И эта проблема может стать долгосрочным фактором».
Станислав Притчин
старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО имени Е. М. Примакова
Во время недавней поездки в граничащую с Таджикистаном Баткенскую область президент Киргизии Садыр Жапаров заявил о намерении уточнить киргизско-таджикскую границу к маю 2023 года. В настоящее время известно, что из 972 километров границы между Киргизией и Таджикистаном 682 километра уточнены, остальные 290 пока остаются спорными.
– Всё это указывает на то, что проблема границы решается и предпосылок для нового конфликта пока не просматривается. Однако не исключено, что кто-то может спровоцировать новые боестолкновения – в тех местах при наличии некоторых сумм денег и определённого влияния на ситуацию сделать это несложно, – рассуждает генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» в Бишкеке Дмитрий Орлов.
По мнению эксперта, зачинщиками новых стычек могут стать контрабандисты наркотиков и прочих товаров, «спящие ячейки» террористов, обычные уголовники.
В регионе активно действуют внешние силы – не только Россия, Великобритания, США, ЕС и Китай, но и Турция, Иран, Индия, Пакистан, монархии Ближнего Востока. Можно обнаружить работу около 40 действующих здесь разведок, добавляет Орлов:
– Действуют эти страны разными методами: напрямую через международные программы, с помощью НКО, как «агентуры давления», путём влияния на элиты и местные сообщества стран региона, грантовые и кредитные вливания в экономики. Недавно наблюдался всплеск визитов в регион американских и европейских чиновников, которые чуть ли не открытым текстом говорили официальным лицам республик, что страны Центральной Азии должны отказаться от тесных связей с Россией.
Сложно говорить о наступлении стабильности в Казахстане, где в начале 2022 года произошли крупные беспорядки, для прекращения которых потребовался ввод сил ОДКБ. Внутренние противоречия в республике, по словам Станислава Притчина, по-прежнему довольно остры. Тем более что сегодня власти республики активно разыгрывают повестку так называемого нового Казахстана – преодоления наследия Нурсултана Назарбаева.
– Делается это, чтобы получить мандат на преобразования нынешним руководством, но ресурсов и возможностей у команды [Касым-Жомарта] Токаева для кардинального изменения социально-политической ситуации не так много. В то же время общественный запрос на изменения довольно высок, и он предопределяет возможности дестабилизации. Несмотря на то что Казахстан внешне благополучная республика, всё же почва для обострения ситуации там имеется, – делает вывод собеседник.
Одной из ключевых точек напряжения на постсоветском пространстве на протяжении всего 2022 года (и с началом специальной военной операции особенно) стала Молдавия. Правящие в республике прозападные силы регулярно давали понять своим партнёрам за рубежом, что готовы в случае необходимости создать новую точку напряжения для Москвы. В конце декабря министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики Виталий Игнатьев заявил, что Кишинёв взял курс на торпедирование переговорного процесса по приднестровскому урегулированию.
Именно так в республике оценили принятие молдавским парламентом законопроекта об уголовной ответственности за сепаратизм и создание антиконституционных органов. В Тирасполе этот закон уже вызвал беспокойство – там его сочли направленным прежде всего против ПМР. Депутаты парламента Приднестровья приступили к обсуждению мер защиты граждан республики, если закон будет принят в его нынешнем виде.
Доктор политических наук, профессор, заведующий отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ Сергей Лавренов уточняет, что закон направлен напрямую против Тирасполя и Гагаузии, которая всё чаще выражает недовольство политикой Кишинёва – как социально-экономической, так и внешнеполитическим курсом.
– Стоит напомнить, что в 2014 году там прошёл референдум, на котором было принято решение, что в случае резкого изменения внешней политики, в частности курса на вхождение в состав Румынии, Гагаузия получает право на национальное самоопределение, вплоть до выхода из состава Молдавии, – отмечает Лавренов.
«Может ли данный закон стать поводом для некоей полицейской операции под предлогом борьбы с сепаратизмом, трудно сказать. Здесь немало подводных камней, и решение на сей счёт будет приниматься не в Кишинёве и даже не в Бухаресте, а в реальных центрах принятия решений».
Сергей Лавренов
доктор политических наук, профессор, заведующий отделом Приднестровья и Молдовы Института стран СНГ
Сворачивание переговорного процесса по Приднестровью происходит на фоне укрепляющихся контактов Молдавии с НАТО. При этом закреплённый в Конституции страны её нейтральный статус не является препятствием. Недаром глава молдавского МИД Нику Попеску в начале декабря сообщил о намерении развивать отношения с Североатлантическим альянсом. По его словам, молдавский нейтралитет и без того нарушается присутствием российских войск в Приднестровье. Ещё в конце октября представители руководства страны выражали готовность разместить на своей территории войска Румынии и других государств – членов военного блока. Между Кишинёвом и Бухарестом действует соглашение в сфере безопасности, в соответствии с которым румынские полицейские могут участвовать в подавлении массовых протестов и наведении «конституционного порядка» на молдавской территории.