Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Народ-великан в шкуре лилипута

Ежегодно 21 марта отмечается Международный день борьбы за ликви¬дацию расовой дискриминации (в широком смысле - этнической, языко¬вой и так далее). Перечень народов, которые обычно звучат в качестве при¬тесняемых, хорошо известен, и русского народа в нём нет. Справедливо ли? Гость «АН» - Александра ДОКУЧАЕВА, заместитель директора Института стран СНГ, заведующая отделом диаспоры и миграции.


  • На Украине взят на вооружение тот же подход: «Если что-то не нравится — чемодан- вокзал-Россия».
  • Украинский закон, который действу­ет с прошлого года и столь жёстко ограни­чивает использование любого негосудар­ственного языка в общественной сфере, — уникален для современной Европы. Пред­ставьте: где-нибудь в Европе покупатель обращается к продавцу по-русски (по-ки­тайски, по-турецки), продавец поддержи­вает разговор на языке покупателя… и под­вергается за это штрафу. (Чтобы на Украине продавцу перейти на русский, покупатель должен не забыть попросить его об этом, причём среди покупателей встречаются провокаторы-доносчики. — Прим. «АН».)

Также в прошлом году все русскоязыч­ные школы на Украине (не путать Украину с ДНР и ЛНР) были переведены на украи­ноязычное обучение — и при этом стра­на метит в Евросоюз с его гражданскими языковыми правами. И в самом деле: если Латвии и Эстонии Евросоюз дозволяет, то почему Украине нельзя? Наш с вами раз­говор приурочен к Международному дню борьбы с этнической дискриминацией, но в том-то и дело, что на дискриминацию русских международное сообщество нико­гда не реагировало и не реагирует. Причи­на понятна: русские и Россия для Запада — глобальный политический конкурент.

ДАВНО и часто в России гово­рят о дискриминации русских в Латвии и Эстонии. Это обвине­ние имеет под собой юридические основания или же сугубо эмоциональные?

— Юридические. Существует европей­ская Конвенция об использовании язы­ков, обязательная для государств Евросою­за, каковыми являются эти две страны с 2004 года. В ней, в частности, прописано право человека получить школьное обра­зование на родном ему языке. В Латвии и Эстонии, где русские составляют очень су­щественную долю населения (в Латвии — 25,7%, в Эстонии — 24,7%. — Прим. «АН»), такая возможность предоставляется далеко не всем желающим. Что не воспрепятство­вало Евросоюзу принять эти страны в свой состав и не мешает закрывать глаза на на­рушение конвенции по сей день.

Кроме того, в Латвии и Эстонии суще­ствует уникальный статус жителя — «не­гражданин», который не позволяет ему избирать и быть избранным в органы вла­сти. Все постсоветские страны предоста­вили гражданство всем своим жителям по умолчанию, по нулевому варианту, — все страны, кроме этих двух. Латвия и Эстония предоставили его этническим латышам и эстонцам соответственно, а также потом­кам людей, которые проживали в незави­симых Латвийской и Эстонской респуб­ликах, провозглашённых в 1918 году. Всех остальных жителей обязали для получения гражданства сдавать экзамены на знание национального языка и национальной ис­тории (которая, разумеется, сформулиро­вана в русофобском ключе). Многие рус­ские, предки которых приехали в Прибал­тику после Великой Отечественной и сози­дали там промышленность, — сочли такую процедуру унизительной и отказались от неё, за что и получили статус «негражда­нин». С недавних пор предоставляется гра­жданство по рождению детям «неграждан», появившимся на свет в современных Лат­вии и Эстонии.

— Приходится признать: поток мигрантов из этих стран, где русские дискриминируют­ся, в Россию, где русские являются титуль­ной нацией, — незначителен.

— Латвийские и эстонские власти ча­сто используют данный факт в своих по­литических спекуляциях, однако это увод разговора в сторону. Нарушаете междуна­родные нормы, обязательные для ваших государств, — признайте это и перестань­те нарушать. И вообще, с какой стати рус­ские должны уезжать из Прибалтики? Жи­льё, работа, родственные связи, круг об­щения — всю эту жизненную базу с собой не увезёшь

  • Где ещё дискриминируют наших?
  • На уровне законодательства дискри­минация присутствует только в упомяну­тых трёх государствах. Но есть ещё такой показатель, как представленность этноса в политической элите. Особый интерес у

нас вызывает Казахстан, где русских до сих пор нема­ло — 18,85%, при этом в по­литической элите они почти не представлены. На момент распада СССР казахов и рус­ских в республике прожива­ло почти поровну: русских — 37,8%, казахов — 39,7% (лишь в 2010-е доля казахского на­селения достигла символич­ной планки в две трети. — Прим. «АН»), однако респуб­лику провозгласили нацио­нальным государством ка­захов. Разумеется, с одним государственным языком — казахским. За русским язы­ком оставили право исполь­зоваться в госорганах, однако перевод делопроизводства на казахский медленно, но вер­но вытесняет наш язык из официального употребления. Русские, видя всё меньше перспектив для своих детей, голосуют против этого «но­гами». Казахстан всегда давал (за исключе­нием периода с 2014 по 2016 год, когда ра­зыгрались украинские события) наиболь­шее количество переселенцев, приезжаю­щих в Россию на ПМЖ.

  • Худайберды Оразов, бывший вице­премьер другой центральноазиатской стра­ны, Туркмении, однажды сказал: «Те, кто притесняет русских в своих владениях, осо­бенно не стесняются, потому что знают, что если у России есть в этой стране интересы, она с лёгкостью перешагнёт через права со­отечественников».

— Эта фраза, широко растиражирован­ная и вошедшая в историю, была связана вот с чем. До 2003 года действовало рос­сийско-туркменское соглашение о двой­ном гражданстве (его инициировала турк­менская сторона, заинтересованная в ак­тивном сотрудничестве с Россией), в ре­зультате чего свыше 100 тысяч граждан Туркмении, в основном русские, получи­ли гражданство РФ. Однако Туркменбаши решил, что не желает заграничной оппози­ции, и в ходе переговоров по газу туркме­ны поставили вопрос о выходе из соглаше­ния. Российская сторона пошла на это без каких-либо условий и тем самым вызывала шквал негативных комментариев в СМИ. Из-за поднявшегося шума РФ всё же отка­залась выйти из соглашения, и далее оно действовало в одностороннем порядке — с тех пор наше гражданство получили ещё свыше 10 тысяч граждан Туркмении. Про­блема в том, что туркменские власти отка­зались выдавать этим 10 тысячам человек загранпаспорта, тем самым препятствуя их перемещению.

Люди, конечно, могут выехать из рес­публики по российскому «заграннику» (кто получил в российском посольстве на­ше гражданство, тот имеет и наш загран­паспорт). Но, во-первых, это будет дорога в одну сторону, без возможности вернуть­ся в Туркмению. А во-вторых, они могут покинуть республику лишь налегке, по­скольку право на продажу имущества и вывоз средств имеют только те её жители, кто (в соответствии с российско-туркмен­скими договорённостями) получил статус переселенца. Таким образом, эти люди — заложники, иначе не скажешь. В 2020 го­ду прошла информация, будто бы усилия­ми госпожи Матвиенко достигнуто согла­шение и загранпаспорта будут выдаваться, однако на деле они выдаются не всем. По- видимому, вопрос можно решить только на президентском уровне, когда соответствую­щая бумага окажется в папке нашего пре­зидента на встрече с лидером Туркмении.

  • Уверен, некоторые читатели (кто с пред­вкушением, а кто с негодованием) ожидают, что мы с вами призовём российскую власть вторгнуться во все эти страны и навести там порядок. Но я бы хотел призвать её к друго­му — к репатриационной политике.
  • Полностью поддерживаю. Действую­щая с 2006 года госпрограмма переселе­ния соотечественников, позволяющая получить гражданство не за семь лет, а за полгода, — неэффективна. Об этом гово­рят цифры: программой воспользовались меньше миллиона человек, тогда как за всё время после распада СССР в Россию при­ехало на ПМЖ более 10 миллионов чело­век (в основном — русские). В прессе кри­тикуются низкие подъёмные суммы, вы­даваемые участникам программы, однако сами они сетуют в первую очередь не на это. «Нам не нужно особых материальных преференций. Раз мы прошли комиссию и признаны соотечественниками, пусть нам дадут гражданство не через полгода, а сразу — тогда мы устроимся на работу и самостоятельно встанем на ноги», — гово­рят нам люди. Участник программы вроде бы может трудоустроиться на правах гра­жданина, но на практике это зачастую не­реально: работодатель не хочет брать ино­странца и платить повышенный налог.

Давайте посмотрим на Израиль. Он со­здавался как государство, собирающее раз­делённый еврейский народ, — почему же РФ не собирает разделённый русский на­род и другие свои коренные народы (ко­ренными называют национальности, ис­торически проживающие на территории страны и не имеющие собственных госу­дарств за её пределами. — Прим. «АН»)?

В Израиле, если ты получил ста­тус репатрианта и пересёк грани­цу, гражданство оформляется в течение получаса. А русский че­ловек, уехавший в Россию от дискриминации, сталкивается с новой дискриминацией.

— Действительно, мы много сказали о дискриминации русских за гра­ницей — скажем и о нашей стране. Не ста­нем сейчас затрагивать большой и сложный вопрос о том, что русские в России лише­ны политической субъектности, тогда как многие другие народы РФ обладают нацио­нальными регионами («АН» подробно писа­ли об этом в №726). Коснёмся темы лёгонь­кой — и бьющей по глазам. Нашу страну на «Евровидении» будет представлять росси­янка Манижа Сангин-Хамраева с песней «Русская женщина»: «Ты вроде красива, но вот похудеть бы… Эй, русский женщин, ха- ха, давай, голосуй за меня!» Эти строчки оправдывают саркастичностью, но за такой же сарказм в отношении таджички (еврей­ки, украинки) можно попасть в России под уголовную статью.

  • Да, это уголовная статья, разжигание межнациональной розни. Малые народы и нацменьшинства, слыша оскорбления в свой адрес, немедленно реагируют и до­биваются, чтобы их национальные чувства были защищены. О большинстве русских этого, увы, не скажешь. Лично я не смо­трю шоу вроде того, о котором вы сказа­ли, и с подобными песнями не сталкива­юсь. Однако помню случай: меня как рус­скую оскорбила уличная реклама одного восточного ресторана в Москве, после че­го я написала обращение в мэрию — и ре­кламу убрали. Ничьи национальные чув­ства нельзя задевать — это в равной степе­ни относится и к нацменьшинствам, и к нацбольшинству, государствообразующе­му народу.

Нужно уметь постоять за себя. Если те­бя бьют, а ты в ответ улыбаешься — значит, ударят снова.

Сергей РЯЗАНОВ (Аргументы Неделi)

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.