В мае был опубликован проект Указа Президента, который обещает открыть для соотечественников, проживающим за рубежом, еще один путь в Россию – репатриацию. Эта возможность будет включена в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Госпрограмма).
По определению, данному в головном законе о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом, соотечественниками признаются «лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации».
В определении «соотечественник» введен, во-первых, этнический признак «по крови» — соотечественника определяют по принадлежности к народам, «как правило, исторически проживающим на территории Российской Федерации»; во-вторых, «по почве» — к соотечественникам относят тех, кто имеет прямых предков с территории РФ (в современных границах), не зависимо от их этнической принадлежности.
В соответствии с проектом Указа, чтобы получить права репатрианта, соотечественнику нужно документально подтвердить наличие прямых предков – выходцев из России, которые родились или постоянно проживали на территории в нынешних границах Российской Федерации. А если таких документов не найдется, то будь ты хоть трижды соотечественник: русский, татарин, башкир, – в репатрианты не пройдешь. Т.е. право соотечественника на возвращение в Россию поставлено в зависимость от наличия справки из ЖЭКа о проживании его предка на территории РФ.
Чтобы исправить такое положение депутат Константин Затулин предложил поправку в проект Указа. Своей поправкой он дополняет перечень тех, кто получает право на репатриацию, представителями коренных народов России, что соответствует определению «соотечественник» из базового закона, Это дополнение позволило бы соотечественнику, который относится к одному из коренных народов России (а такая запись об этнической принадлежности может быть, например, в свидетельстве о рождении или в паспорте), получить право переехать в Россию, как репатрианту.
Однако это уточнение Указа МВД России считает нецелесообразным. При этом ссылаются на мнение Правительства РФ, что «предполагаемое деление народов на категории не отвечает принципу равенства народов, следующему из статьи 19 Конституции Российской Федерации», которое было высказано в отзыве на проект поправок Константина Затулина внесенного им в марте 2022 года, где предложено уточнить понятие коренных народов России.
Вызывает сожаление то, что в отзыве Правительства манипулируют текстом Конституции. Конституция РФ, выступая от имени многонационального союза равноправных народов России, провозглашает в статье 19 равенство прав человека в Российской Федерации, но при этом не исключает особого отношения к некоторым группам многонационального народа. Так, в статье 69 Конституции выделены коренные малочисленные народы, которым гарантируются права, не имеющие отношения к другим народам и этническим группам. А в части третьей данной статьи выделена еще одна социальная группа, имеющая отношение к многонациональному народу России — это соотечественники, проживающие за рубежом, — которым РФ оказывает поддержку «в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности».
Выделение коренных малочисленных народов в особую группу в многонациональном союзе равноправных народов не покушается на базовые принципы Конституции. Перечень коренных малочисленных народов определен Правительством в специальном Постановлении от 24 марта 2000 года № 255. Принят специальный федеральный закон и другие законодательные акты, закрепляющие особые права коренных малочисленных народов в силу особых условий существования их этнических ареалов.
Предложение Константина Затулина также никак не покушается на равенство народов в России. Он лишь предлагает не делить соотечественников в таком чувствительном вопросе, как возвращение на историческую Родину, на имеющих право и отверженных; и разделение это ставить в зависимость от сохранности документов в архивах.
Чтобы снять некоторую неопределенность в существующем определении «соотечественник», Затулин также предлагает уточнить перечень народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, включив в него следующие категории:
«– государствообразующий народ (русские);
– представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;
– представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях на территории Российской Федерации;
– представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;
– представители иных исторически проживающих на территории Российской Федерации народов.»
Депутат предлагает Правительству Российской Федерации утвердить названный перечень, чтобы использовать его в законодательных актах.
Но МВД отказывается допустить к репатриации соотечественников из коренных народов России. Может быть, — ПОКА?
Еще в декабре 2021 года главные претензии к законопроекту в официальном отзыве Правительства на законопроект К.Ф.Затулина «О репатриации в Российскую Фендерацию» состояли в том, что «используемые в законопроекте понятия «репатриация» и «репатриант» отсутствуют в миграционном законодательстве РФ». А сейчас, не прошло и двух лет, как в планируемом указе Президента понятие «репатриация» вводится в миграционное законодательство и становится вполне функциональным. Может быть, и предложенные Константином Затулиным поправки о коренных народах пробьют себе дорогу?
Жаль только соотечественников и нашу страну, которая из-за подобных проволочек уже треть века, как недосчитывается самых верных своих граждан — соотечественников, проживающих за рубежом.