Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

О встрече Путина-Януковича


Символично, что встреча Владимира Путина и Виктора Януковича состоялась в день св. Петра и Павла, что символизирует единство Московской и Киевской Руси в рамках православного русского мира и канонической территории Московского Патриархата.

Владимир Путин в ходе встречи много говорил о русском языке на Украине, достаточно откровенно призывая этим Виктора Януковича подписать наконец закон Кивалова- Колесниченко о языковой политике, о региональном статусе русского языка.

Владимир Путин расставил и цивилизационные акценты, посетив православных байкеров во главе с Александром «Хирургом» Залдостановым и приняв от него в дар кожаную куртку с восьмиконечным православным Крестом и надписью «С нами Бог!»

В ходе встречи были подписаны важные документы.

Обратимся к Декларации о содержании российско-украинского стратегического партнерства

Следует обратить внимание на пункты о совместных консультациях в области диалога с НАТО и ЕС, он позволяет говорить о преодолении «евроинтеграционных» инициатив Украины

Следует обратить внимание на подтверждение статуса ЧФ, что наносит удар по попыткам ряда политических сил Украины использовать вопрос ЧФ с целью шантажа России

Следует обратить внимание на пункт о тождестве позиций России и Украины в вопросе молдово — приднестровского урегулирования с позиций нейтралитета Молдовы. А нейтралитет исключает пресловутую «евроинтеграцию».

Следует обратить внимание на пункт о прозрачности границ

Следует обратить особенное внимание на пункт о реинтеграции в области ВПК И авиастроения, создания совместных предприятий в этой ключевой сфере. Это серьезно объединит Россию и Украину.

Следует обратить внимание на пункт о взаимодействии в сфере ТЭК в вопросе транспортировки энергоносителей, что можно интерпретировать как отказ Украины от поиска «альтернативных России источников энергии.

Следует внимание на пункты о взаимодействии в области молодежной политики (последний абзац раздела 18). Это попытка вернуть молодежь Украины в православный русский мир, ибо молодежь в данный момент особенно распрогандирована антироссийскими силами. И в этом возвращении особая роль должна быть отведена Русской Православной Церкви, которая при Патриархе Кирилле резко и правильно активизирует свою молодежную миссию. В этом контексте предстоящий визит собирателя русского мира Патриарха Кирилла на Украину особенно важен.

Следует обратить особенное внимание на целый раздел (18), посвященный гуманитарной политике. Да, по содержанию он фактически повторяет текст Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве 1999 г о том, что стороны стремятся к развитию русского языка на Украине и украинского в России, но новая декларация полезна. Но есть и разница- это упоминание об общеевропейских нормах в языковом вопросе, это шаг вперед по сравнению с Договором и прямое обязательство о принятии известного закона о языках.

Следует обратить внимание на пункт 19 о противодействии фальсификации истории Великой Отечественной Войны, этот пункт следует считать очень важной подвижкой в контексте пресечения попыток «бандеризации» Украины

Следует также обратить внимание на то, что гуманитарная тематика, вопрос русского языка, занимала и в выступлении Владимира Путина, и в анализируемой Декларации


Список документов, подписанных по итогам пятого заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии:

— Протокол пятого заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

— Декларация о содержании российско-украинского стратегического партнерства

— Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Украины по итогам пятого заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

— Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Украины по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе.

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимодействии при предупреждении чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины и ликвидации их последствий.

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о сотрудничестве в области авиационного поиска и спасания.

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мероприятиях по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы России и Объединенной энергетической системы Украины

— Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21 июня 2002 года.

— Меморандум между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.

— Меморандум между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Украины о взаимопонимании.

— Меморандум между Госкорпорацией «Росатом» и Министерством энергетики и угольной промышленности Украины об интеграции и сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях

— Меморандум между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации и Государственным агентством по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины о научно-техническом сотрудничестве в Антарктике.

— Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Государственной регистрационной службой Украины.


Декларация о содержании российско-украинского стратегического партнерства

12 июля 2012 года

Российская Федерация и Украина, в дальнейшем именуемые Сторонами,

основываясь на Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, которым устанавливается стратегический характер отношений между двумя странами, а также на других основополагающих двусторонних документах,

считая, что дальнейшее укрепление отношений стратегического партнерства отвечает стремлениям народов России и Украины к развитию взаимовыгодного сотрудничества и расширению гуманитарных контактов,

исходя из взаимного стремления к углублению регулярного политического диалога по двусторонним и многосторонним вопросам, представляющим взаимный интерес,

учитывая исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы, добрососедства и сотрудничества между народами России и Украины,

придавая приоритетное значение сотрудничеству в экономической сфере с целью содействия национальному развитию,

подтверждая приверженность основным целям и принципам Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также обязательствам Сторон содействовать международному миру и безопасности, мирному урегулированию споров и сотрудничать в этих целях в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы, Содружества Независимых Государств и других мировых и региональных форумов,

подтверждая необходимость дальнейшего укрепления международных структур безопасности в целях обеспечения мира и стабильности, мирного разрешения и предупреждения региональных конфликтов на основе положений Устава ООН, принципов ОБСЕ, создания благоприятного климата для политического, экономического и других видов международного сотрудничества,

подчеркивая необходимость дальнейшего всестороннего укрепления Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), являющегося краеугольным камнем современной системы международной безопасности, сдерживающего угрозу распространения ядерного оружия, обеспечивающего продвижение по пути ядерного разоружения и гарантирующего развитие широкого международного сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях,

будучи убеждены в первостепенном значении защиты прав человека, а также обеспечения верховенства права, признавая важность содействия диалогу между культурами и цивилизациями, а также охраны и поощрения культурного многообразия,

исходя из обоюдного признания и уважения суверенного права каждого из государств на осуществление взвешенной и ответственной внешней политики на основе своих национальных интересов и целей государственного развития без ущерба для безопасности друг друга,

учитывая стремление Сторон к развитию отношений с европейскими структурами в интересах всех европейских государств на основе норм и принципов международного права, обязательств, закрепленных в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Хартии европейской безопасности 1999 года с целью создания на европейском континенте системыединой и неделимой безопасности,

отмечая, что выбор Украины в пользу неядерного и внеблокового статуса вносит важный вклад в обеспечение военно-политической стабильности и укрепление атмосферы доверия в Европеи мире, и в связи с этим подтверждая свою приверженность положениям Будапештского меморандума 1994 года,

осознавая высокий уровень ответственности за обеспечение мира и стабильности на европейском континенте,

стремясь вывести стратегическое партнерство на качественно новый уровень, соответствующий потенциалу и актуальным потребностям российско-украинского сотрудничества, а также глобальным тенденциям мирового развития,

заявляют о следующем:

1. Целями стратегического партнерства между Российской Федерацией и Украиной являются углубление двустороннего сотрудничества на основе общепризнанных принципов международного права, включая уважение государственного суверенитета и независимости, территориальной целостности и нерушимости границ, а также общих интересов, важнейшие среди которых – укрепление международной и региональной безопасности и стабильности, предоставление взаимной поддержки в проведении социально-экономических реформ, осуществлении модернизации экономики, укреплении правового демократического государства и развитии гражданского общества в обоих государствах, упрочение дружбы и развитие сотрудничества между народами России и Украины.

Российско-украинское сотрудничество служит всестороннему укреплению отношений на равноправной и взаимовыгодной основе, в духе дружбы и добрососедства между двумя государствами и не направлено против других стран.

Стратегическое партнерство реализуется путем постоянноговзаимодействия Сторон, прежде всего в рамках регулярных встреч на высшем уровне с активным использованием механизма Российско-Украинской межгосударственной комиссии, а также в совместном решении особо значимыхзадач, представляющих для них общий интерес, в рамках соответствующих многосторонних форматов по важнейшим общеевропейским и мировым проблемам, вопросам обеспечения международной и региональной безопасности, сотрудничества в гуманитарной области и в сфере защиты прав человека.

Исходя из принципа неделимости безопасности, Российская Федерация и Украина как государства — стратегические партнеры в своих отношениях с третьими государствами и международными организациями будут учитывать интересы безопасности друг друга.

2. Основными направлениями российско-украинского сотрудничества являются совместные действия по развитию отношений в политической, экономической, природоохранной, научно-технической и культурно-гуманитарной сферах, в том числе в области науки, образования, информации, спорта, туризма и молодежной политики.

3. Важное место в двустороннем сотрудничестве принадлежит постоянному политическому диалогу по актуальным международным проблемам, включая вопросы международной и региональной стабильности и безопасности, взаимодействия в рамках усилий всего международного сообщества по поиску ответов на новые глобальные вызовы и угрозы, в том числе в контексте борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, незаконной миграцией, распространением оружия массового уничтожения (ОМУ), пиратством.

Российская Федерация и Украина продолжат развитие конструктивного партнерства по широкому кругу вопросов безопасности, включающему контроль над вооружениями и разоружение; нераспространение ОМУ и средств его доставки; меры транспарентности и укрепления доверия; экспортный контроль; противодействие глобальным угрозам безопасности, в том числе предотвращение размещения оружия в космическом пространстве; выработку универсальных критериев урегулирования конфликтов исключительно мирными средствами на основепринципов международного права; взаимодействие между организациями, действующими в области безопасности.

Стороны продолжат практическое взаимодействие в области мирного использования атомной энергии, в частности, в рамках совместного участия в работе Международного центра по обогащению урана в г. Ангарске,учитывая, в том числе, его вклад в усилия МАГАТЭ по формированию новых, устойчивых к распространению подходов к обеспечению доступа государств – членов ДНЯО к благам мирного атома.

Российская Федерация и Украина выступают за формирование справедливого и демократического мироустройства, базирующегося на принципахсуверенного равенства всех государств и верховенства международного права, на коллективных многосторонних подходах к решению стоящих перед международным сообществом задач при сохранении центральной координирующей роли сильной и эффективной ООН в глобальной архитектуре международной безопасности.

Стороны будут активно содействовать продвижению инициатив Российской Федерации и Украины, нацеленных на создание общего пространства юридически обязательных гарантий равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств Евроатлантического региона,включая надежные гарантии безопасности для стран, добровольно отказавшихся от ядерных арсеналов, и внеблоковых государств.

Стороны будут осуществлять взаимодействие по вопросам повестки дня Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в целях повышения эффективности ее деятельности в духе принципов хельсинкского Заключительного акта и других основополагающих документов ОБСЕ на базе коллективно согласованных правил и укрепления порядка принятия решений путем достижения консенсуса, что отражает суверенное равенство всех государств-участников.

Российская Федерация и Украина будут укреплять и расширять сотрудничество в рамках Совета Европы,способствовать его реформированию в интересах сплоченности государств континента, эффективного осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, содействия их экономическому и социальному прогрессу, укрепления роли этой уникальной организации в формирующейся европейской архитектуре.

4. Стороны на принципах взаимопонимания, взаимоуважения и транспарентности, исходя из стремления к укреплению международной безопасности и стабильности в Европе, учитывая интересы обоих государств в сфере безопасности, будут вести консультации по вопросам развития отношений Россия – НАТО и Украина – НАТО, а также обмениваться информацией и сотрудничать, когда это возможно, в реализации конкретных проектов, представляющих взаимный интерес, включая проблематику создания европейской противоракетной обороны.

5. Стороны будут также вести консультации по вопросам развития отношений Россия – Европейский Союз и Украина – Европейский Союз.

В контексте усилий, направленных на устранение существующих в Европе разделительных линий, Россия и Украина продолжат выступать за снятие визовых барьеров и создание общего пространства для человеческих контактов на европейском континенте.

6. Стороны придают важное значение многостороннему сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств,рассматривая такое сотрудничество в русле общеевропейских тенденций. Они будут и далее вносить вклад в развитие и укрепление СНГ на благо своих народов, уделяя особое внимание повышению эффективности совместных социально-экономических и гуманитарных программ государств-членов Содружества.

7. Российская Федерация и Украина осознают свою особую ответственность за судьбу Черноморского региона и будут вносить совместный вклад в поддержание мира, стабильности и развитие сотрудничества в этом регионе, используя, в том числе, взаимодействие в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в целях повышения эффективности ее деятельности.

8. Стороны придают большоезначение взаимодействию своих военно-морских сил наряду с взаимодействием военно-морских сил всех черноморских государств, в том числе в рамках многосторонних инициатив по борьбе с терроризмом и пиратством в Средиземном море и других акваториях Мирового океана.

9. Российская Федерация и Украина признают необходимость проведения на регулярной основе совместных военных учений, в том числе и многонациональных с участием третьих стран.

10. Стороны выступают в пользу расширения взаимовыгодного сотрудничества между Черноморским флотом Российской Федерации и Военно-Морскими Силами Вооруженных Сил Украины.

Стороны подтвердили свою готовность в полном объеме исполнять положения базовых соглашений, регламентирующих функционирование Черноморского флота Российской Федерации и его пребывание на территории Украины.

11. Стороны проявляют совместную заинтересованность в урегулировании и предупреждении региональных конфликтов.

В качестве посредников и стран-гарантов Российская Федерация и Украина будут продолжать содействовать мирному урегулированию приднестровской проблемыв рамках существующего формата «5+2» с целью определения особого надежно гарантированного статуса Приднестровья при уважении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова, сохранении ее конституционного нейтралитета и при соблюдении прав человека и национальных меньшинств в соответствии с европейскими стандартами.

12. В рамках стратегического партнерства Стороны подтверждают необходимость завершения договорно-правового оформления российско-украинской государственной границы на основе принципов и норммеждународного права и при обеспечении такого режима государственной границы, который будет способствовать наращиванию деловых контактов, развитию торговли, свободному общению граждан двух стран.

13. Стороны придают приоритетное значение современным формам сотрудничества в торгово-экономической сфере, вносящего существенный вклад в достижение целей национального развития, повышение общих конкурентных преимуществ, преодоление негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Учитывая высокую степень взаимозависимости экономик Российской Федерации и Украины, Стороны будут принимать меры по модернизации всего спектра торгово-экономических отношений, преимущественному развитию инновационно-инвестиционных направлений, продвижению представляющего взаимный интерес интеграционного взаимодействия.

В рамках выполнения долгосрочной Программы экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины и других двусторонних документов Стороны:

— сосредоточат свои усилия на реализации взаимовыгодных проектов, включая создание совместных предприятий, в приоритетных сферах экономики, ее высокотехнологичных и наукоемких отраслях (авиастроении, двигателестроении, атомной энергетике, космической промышленности, судостроении и других) с использованием, в том числе, соответствующих «дорожных карт»;

— продолжат формирование благоприятных взаимовыгодных условий для развития двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества путем совершенствования его нормативно-правовой базы в целях оптимизации технического и правового регулирования товаропотоков, улучшения условий взаимного доступа на рынки товаров, услуг и инвестиций на недискриминационной основе, противодействия контрабанде и недобросовестной конкуренции;

— будут уделять особое внимание использованию промышленными предприятиями обеих стран, в первую очередь атомно-энергетического, транспортного, авиационного, космического, топливно-энергетического комплексов, возможностей различных форм кооперации и интеграционного взаимодействия;

— приложат усилия для обеспечения полноценного функционирования режима зоны свободной торговли без изъятий и ограничений с учетом соответствующей работы в рамках Содружества Независимых Государств, уделяя особое внимание либерализации мер защиты рынка в двусторонней торговле товарами;

— будут предпринимать меры, направленные на координацию деятельности транспортных систем, в том числе с целью повышения транзитного потенциала двух государств;

— будут углублять сотрудничество по вопросам регулирования процессов трудовой миграции, социальной защиты граждан обоих государств, работающих на территориях друг друга, и противодействовать незаконной миграции.

Стороны будут также развивать сотрудничество в военно-технической сфере, в том числе путем кооперации по линии оборонно-промышленных комплексов двух стран.

14. Российская Федерация и Украина отмечают стратегическое значение развития взаимовыгодного, основанного на балансе интересов Сторон, сотрудничества в топливно-энергетической сфере, в частности, в сфере транспортировки энергоносителей, в содействии эффективному и безопасному функционированию трансконтинентальных транспортных коридоров.

15. Российская Федерация и Украина будут активно использовать сотрудничество с международными финансовыми институтами, в частности, с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, в том числе с целью реализации трансъевропейских проектов в сфере транспорта, коммуникаций и в других областях.

Украина поддерживает вступление России во Всемирную торговую организацию.

16. Российская Федерация и Украина выступают за взаимодополняемость интеграционных процессов, осуществляемых в рамках Евразийской экономической интеграции и Европейского Союза.

17. В целях укрепления двусторонних отношений, углубления экономических и культурных связей между двумя государствами, Стороны будутактивно развивать приграничное и межрегиональное сотрудничество между двумя странами.

Важнейшими факторами развития отношений в этой сфере являются реализация долгосрочной Программы межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины, а также регулярное проведение двусторонних межрегиональных экономических форумов с участием президентов Российской Федерации и Украины.

18. Российская Федерация и Украина как государства-соседи подтверждают обоюдное стремление развивать культурно-гуманитарное сотрудничество, которое призвано содействовать углублению отношений дружбы, добрососедства, высокой духовности и полного доверия.

Стороны будут оказывать поддержку украинскому языку в Российской Федерации и русскому языку в Украине в соответствии с общеевропейскими нормами, интересами россиян и украинцев и задачами расширения всесторонних связей между людьми.

Стороны на основе взаимопонимания и взаимоуважения будут и в дальнейшем поддерживать конструктивный диалог в вопросах обеспечения языковых, образовательных, национально-культурных и других потребностей граждан Российской Федерации и Украины.

Стороны, руководствуясь стремлением к развитию физкультурно-спортивного движения, будут содействовать укреплению двустороннего сотрудничества в области подготовки спортсменов, развитию массового спорта, спортивной науки и медицины, сотрудничать в области борьбы с применением допинга в спорте, осуществлять обмен информацией в области строительства спортивных сооружений и обмен тренерскими кадрами и другими специалистами в области спорта. Стороны выражают готовность поддерживать друг друга в различных международных спортивных организациях.

Принимая во внимание, что в современном обществе молодежь является стратегическим потенциалом каждого государства, а международное молодежное сотрудничество — одним из важнейших факторов обеспечения экономической и политической стабильности в мире, Стороны договорились об активизации отношений в сфере молодежной политики, поощрении контактов между молодежными организациями двух стран. Сотрудничество Российской Федерации и Украины в работе с молодежью имеет особое значение для дальнейшего укрепления дружбы и стратегического партнерства между двумя государствами. Этосотрудничество будет строиться на основе совместных проектов при участии соответствующих органов государственной власти и молодежных общественных организаций с привлечением ветеранских объединений.

19. Российская Федерация и Украина будут развивать сотрудничество в целях объективного отражения истории Второй мировой войны и других общих страниц их истории, противодействовать попыткам ее искажения.

Особое значение Стороны будут придавать развитию механизмов межкультурного диалога, в том числе через сферы образования и сохранения историко-культурного наследия. Усилия Сторон будут направлены на продвижение толерантности, противодействие всем формам и проявлениям ксенофобии, нетерпимости, шовинизма и агрессивного национализма, а также на воспитание у молодого поколения уважительного отношения к исторической памяти, идеалам и культуре мира, гуманистическим ценностям.

Стороны будут содействовать конструктивномуправовому рассмотрению обращений относительно возврата исторических и культурных ценностей, имеющих уникальное национальное значение.

20. Стороны уверены, что реализация изложенных в настоящей Декларации договоренностей будет содействовать полноправному и активному участию обеих стран в международных процессах в XXI столетии на основе общего стремления жить в условиях мира, безопасности, социального и национального согласия, устойчивого развития и процветания. Они будут и далее вносить свой вклад в формирование новой архитектуры международной и региональной безопасности, укрепление доверия, содействие экономическому росту и обеспечение национально-культурного развития всех народов европейского континента и мира в целом.

Настоящая Декларация составлена в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, при этом оба текста имеют одинаковую силу.


Совместное заявление Президентов России и Украины по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе

(Заявление будет проанализировано позже, однако суть ясна — создание связывающей две страны корпорации по управлению проливом и подписание совместного договора по этому вопросу, который бы нерасторжимо связал Россию и Украину, поэтому обвинения В. Путина в сдаче интересов России считаю клеветой. — К.Ф. )

12 июля 2012 года

Россия и Украина считают важным осуществить делимитацию морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе в духе дружбы, добрососедства и стратегического партнерства, с учетом законных интересов обоих государств.

Они приветствуют существенный прогресс в переговорном процессе прежде всего в том, что касается Керченского пролива, рассматривая его в качестве основополагающего фактора для комплексного урегулирования в этом районе.

Обе Стороны исходят из целесообразности по достижении согласия в отношении всех упомянутых пространств заключить российско-украинский договор, охватывающий Азовское море, Керченский пролив, сопредельные территориальные моря, континентальный шельф и исключительные экономические зоны двух стран в Черном море.

Соответствующим ведомствам двух стран поручено подготовить такой договор для подписания.

Стороны подтверждают необходимость обеспечить сотрудничество в Азово-Керченской акватории, включая устойчивую работу и развитие Керчь-Еникальского канала, путем создания совместной российско-украинской корпорации по управлению этой наиболее надежной судоходной артерией в Керченском проливе.

Россия и Украина активизируют двустороннее сотрудничество в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды и экологической безопасности, а также в других сферах, с целью завершения работы над соответствующими соглашениями.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.