18 мая с.г. в Комиссии Общественной Палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести состоялось обсуждение внесенных в Госдуму законопроектов, вносящих поправки в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (закон о соотечественниках). Заключение Общественной Палаты является важным документом при рассмотрении законопроектов в парламенте.
На заседании, которое вел председатель Комиссии Н.К.Сванидзе, были представлены оба законопроекта. Первый — внесен К.Ф.Затулиным (№ 291496-5 от 30.11.2009г.) накануне открытия третьего Всемирного конгресса соотечественников, прошедшего в Москве. Второй, разработанный в МИДе России, – внесен от имени Правительства Российской Федерации (№ 346064-5 от 20.03.2010г.).
Оба законопроекта вносят уточняющую поправку в определение соотечественника, которая была согласована и одобрена рабочей группой. Данная формулировка еще на стадии обсуждения в рабочей группе была предложена К.Ф.Затулиным, поэтому законопроекты в этой части практически не отличаются.
Естественно, что граждане России, постоянно проживающие за рубежом, являются соотечественниками и закон данный факт фиксирует. Для лиц, не являющихся гражданами РФ, проект Затулина дает такую формулировку поянтия «соотечественник за рубежом»:
«.Соотечественниками за рубежом могут быть признаны лица, проживающие за пределами Российской Федерации, сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией и относящиеся, как правило, к национальностям, исторически проживающим на территории Российской Федерации:
состоявшие в гражданстве СССР, проживавшие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства;
потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам».
Принципиальное отличие законопроектов состоит в отношении к документу (свидетельству), подтверждающему принадлежность к соотечественникам лиц, не являющихся гражданами России, и к предоставлению прав соотечественникам, для реализации которых и нужно свидетельство государственного образца.
Действующий Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» содержит норму об этом специальном документе (свидетельстве) установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти образца. В законе определено, что «выдача документа (свидетельства) за пределами территории Российской Федерации производится дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации».
Законопроект, разработанный МИДом России, изымает из закона о соотечественников свидетельство соотечественника, снимая с МИДа и его консульских учреждений всякую заботу о его разработке и выдаче. Соответственно, не появляется в законе и упоминание о каких-либо правах, которыми мог быть наделен соотечественник, имеющий данное свидетельство. Как показывает предложенный МИДом России проект, соотечественники, дав авансом положительную оценку разработчикам законопроекта, переоценили их желание к сотрудничеству и учету мнения тех, для кого этот закон написан.
При этом, возможно, в качестве некой моральной компенсации за изъятие свидетельства, проект МИДа России, предлагает общественным организациям соотечественников выдавать своим членам свидетельства соотечественников, фактически – членские билеты этих организаций. Нельзя не видеть в этом предложении большую опасность для развития коррупции, которая будет разъедать и так неустойчивый еще процесс консолидации соотечественников. Очевидно, что такие членские билеты не будут как-то ответственно восприниматься российскими государственными органами, и никак не смогут заменить свидетельство, предусмотренное действующим законом. Кроме того, законопроект МИДа допускает вмешательство во внутренние дела иностранных государств, предписывая зарубежным общественным объединениям необходимость выдачи российским соотечественникам неких «свидетельств».
В законопроекте, предложенном К.Ф.Затулиным, учтены пожелания соотечественников и мнение большинства членов рабочей группы, созданной весной 2008 года в МИДе. К.Ф.Затулин оставляет имеющуюся в действующем законе норму о выдаче свидетельства соотечественника и уточняет процедуру выдачи свидетельства государственного образца. При этом предусматривается, что дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации могут делегировать право выдачи свидетельства общественным объединениям соотечественников (страновым координационным советам соотечественников).
Также в законопроекте закрепляется право соотечественников на упрошенный порядок приобретения российского гражданства, на получение бесплатной многоразовой визы на въезд в Россию, на получение разрешения на временное проживание вне квоты, утверждаемой Правительством, на бесплатное посещение музеев, на захоронение праха в российской земле, на бесплатное получение в российских архивных органах справок о принадлежности к соотечественникам и на некоторые другие преференции, не требующие дополнительных бюджетных затрат.
Закон о соотечественниках, как рамочный закон, указывает на необходимость предоставления соотечественникам названных прав. Их реализация потребует внесения поправок в специальные законы, регулирующие правоотношения в различных областях: в федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, «О гражданстве Российской Федерации» и другие.
В законопроекте К.Ф.Затулина, также как и в правительственном, предлагается закрепить за Координационным советом, избираемом на Конгрессе соотечественников, и координационными советами в странах проживания представительскую роль в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Чтобы предупредить излишнее администрирование в работе с соотечественниками, в законопроекте К.Ф.Затулина указывается на демократический характер избрания делегатов Конгресса соотечественников, членов Координационного и страновых советов. Из законопроекта Правительства не вытекает обязательность демократического формирования координационных органов соотечественников, и тем самым, фактически, закрепляется сложившаяся практика назначений, оправданная, может быть, на первом этапе создания этих органов, но, безусловно, неприемлемая для развития общественных структур соотечественников.
В нескольких государствах, имеющих значительную диаспору за рубежом, приняты специальные законы об отношениях с соотечественниками. Самым известным примером является закон о «Карте поляка», по которому Польша дает своим соотечественникам, проживающим в постсоветских странах, дает право на бесплатные бессрочные визы в Польшу и значительные льготы при приезде в страну.
Законопроекты были представлены А.В.Чепуриным, директором департамента МИД России по работе с соотечественниками, и К.Ф.Затулиным, депутатом Госдумы, автором первого вынесенного проекта.
Обсуждение в комиссии Общественной палаты, как и на других площадках, где оно происходило раньше, сосредоточено было на трех вопросах. Первое – изменение определения «соотечественник», второе и третье: нужно ли свидетельство соотечественника и какие льготы будут иметь владельцы свидетельства, если его выдавать.
Мнение членов Общественной Палаты разделились. Сторонники нашлись у обоих проектов.
Только представители Всемирного координационного совета российских соотечественников (ВКСРС), которые присутствовали на заседании, все как один встали на защиту проекта МИДа. Оказывается, накануне, 17 мая, состоялось заседание ВКСРС, на котором рассматривали поправки в закон о соотечественниках. Правда, обсуждался только второй проект, разработанный МИДом. Департамент по работе с соотечественниками не счел нужным дать информацию высокопоставленным соотечественникам о существовании другого проекта, а те и не поинтересовались его судьбой, хотя все были на Конгрессе соотечественников и слышали 2 декабря прошлого года выступление К.Ф.Затулина о внесенном им проекте, которое было встречено аплодисментами в Большом Колонном зале Дома Союзов. В поддержку МИДа в Общественной Палате выступили: А.Лобанов из Казахстана, председатель ВКСРС, Р.Муксинов из Литвы, И.Мучкина из Австрии. Эти представители соотечественников в один голос утверждали, что свидетельство соотечественника им не нужно, бесплатные визы в Россию никто не ждет, да и в получении российского гражданства они не видят никаких проблем.
О том, что соотечественники думают по этому поводу на самом деле можно прочитать в прилагаемых письмах и статьях. И «главные соотечественники» не убедили членов Общественной Палаты.
По результатам обсуждения принято решение о необходимости работы над законопроектами, а в Госдуму направлено письмо Секретаря Общественной палаты Е.Велихова с просьбой перенести обсуждение законопроектов в первом чтении с 21 мая на более поздний срок и провести в Госдуме парламентские слушания с целью дополнительного обсуждения концепции законопроектов с участием членов Общественной палаты.
Совет Думы сегодня принял решение о переносе рассмотрения законопроектов с поправками в закон о соотечественниках на 4 июня. До этого дня в Госдуме будет проведен Круглый стол по обсуждению обоих законопроектов.