Прошлая неделя в Казахстане была последней для льготного ввоза подержанных легковых автомобилей. По неофициальным источникам массированная скупка этих авто на рынках Бишкека побила все рекорды, т.к. Казахстан реализует эти автомобили не только на внутреннем рынке, но пополняет предложение подобных транспортных средств на российском рынке. С 1 июля вводится запрет на льготный ввоз поддержанных иномарок в ТС, в т.ч. и в Казахстан. Другая значимая инициатива прошлой недели также была связана с Киргизией, а точнее с десантом представителей инвестиционного фонда «Самрук-Казына» в Бишкек, где предложения по инвестпроектам сыпались как из рога изобилия, в том числе были и предложения по приобретению ряда национализированных объектов. Реакция казахской стороны представлена в приложении 1. [1]
1. ОАО «Киргизгаз» и АО «Казтрансгаз» заключили соглашение, в котором были урегулированы вопросы по киргизско-казахскому совместному предприятию. Казахская сторона намерена инвестировать до 12 млн долларов в осеннее-зимний период КР. Подготовка к зиме будет сделана в срок.[2]
2. Комиссия Таможенного союза приняла решение об обнулении ставки импортной пошлины на сырую нефть Единого таможенного тарифа Таможенного союза. В настоящее время ставка составляет 5% от таможенной стоимости. Также комиссия Таможенного союза приняла решение о включении плавучих или работающих под водой буровых платформ для проведения геологоразведочных работ в перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.[3]
3. Введен в эксплуатацию энергоблок №2 Аксуской ТЭС. Стоимость двухлетнего проекта, реализованного в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), — $250 млн. Уже завершена комплексная модернизация блоков №№ 1, 3 и 4. В настоящее время ведется работа по реконструкции энергоблока № 6. На эти цели ENRC направит порядка $265 млн.[4]
4. По объему привлеченных иностранных инвестиций на душу населения на территории стран Содружества независимых государств (СНГ) является Казахстан. За период независимости (с 1991 года) Казахстан привлек более $126 млрд. иностранных инвестиций. Казахстан также является лидером Центральноазиатского региона по объему привлеченных иностранных инвестиций: более 85% всех иностранных инвестиций в регионе приходится на Казахстан.[5]
5. Запрет на вывоз горюче-смазочных материалов из Казахстана будет продлен до октября 2011 года.[6]
6. Наиболее вероятным претендентом на покупку дочерней компании британской компании Barclays является Казкоммерцбанк, претендентов на этот актив было несколько, в числе которых «Ренессанс Капитал», «Связной», Нордеа-банк.. О ее продаже было объявлено еще в феврале. Как сообщает газета, цена сделки вряд ли составит выше 1,2-1,3 капитала, а у казахстанского банка сейчас избыток ликвидности в несколько миллиардов долларов.[7]
7. По мнению премьер-министра Казахстана Карима Масимова, цена на газ внутри страны будет повышаться, это неизбежный процесс, т.к. Казахстан планирует строить газопровод, чтобы соединить западные регионы, Актюбинск, Уральск…для того, чтобы решать вопросы, в том числе и национальной безопасности, чтобы газоснабжение находилось внутри страны.[8]
В Киргизии на прошлой неделе объявили о судьбоносном прорыве в инвестиционной сфере, что связывали с приходом на киргизский рынок казахстанского инвестиционного фонда «Самрук-Казына». Правительство подготовило широкий круг инвестиционных проектов для иностранного фонда, но в результате были подписаны лишь предварительные соглашения о создании совместного киргизско-казахстанского инвестиционного фонда. Казахстанская делегация с осторожностью подошла к предложениям и заинтересовалась лишь проектами в области энергетики, банковского сектора, завода «Кристалл» и государственной компанией «Киргизтелеком», являющейся монополистам в телекоммуникациях и связи, то есть самыми перспективными проектами, что вполне логично для бизнес проекта, а не братской помощи, каковым хотелось бы видеть киргизскому правительству сотрудничество с казахстанской стороной (подробности представлены в приложении 2).
8. В пятницу в доме правительства в Бишкеке подписано соглашение о создании казахско-киргизского инвестиционного фонда на $100 млн. Размер фонда составляет для начала $100 млн. Этот фонд будет заниматься инвестициями в киргизстанскую экономику, поддерживать частный сектор бизнеса и служить созданию должной промышленной базы республики. Фонд будет работать на совершенно новых принципах, которые сейчас как стандарт делопроизводства и ведения всех бизнес-процессов уже установлены в корпорации «Самрук-Казына». Казахская сторона выражает полную готовность заняться обучением киргизстанских бизнес-управленцев.[9]
9. В правительстве Киргизстана обозначили проекты, в которых может принять участие казахстанский инвестиционный фонд «Самрук-Казына». Предложения следующие: участие «Самрук-Казына» в возведении ЛЭП «Датка» — Кемин», проекте, который будет ориентированным на экспорт: мы сможем поставлять электроэнергию на юг Казахстана. Есть проекты по строительству ГЭС, возможность инвестиций в банковский сектор. У нас есть казахстанский капитал в виде банка «Халык». В горнорудной промышленности есть компании. Так, мы надеемся что разработку месторождения Талдыбулак Левобережный запустят в течении трех лет. Участвовать в приватизации завода «Кристалл». Кроме того, Киргизстан рассчитывает привлечь инвесторов и создать крупный банк на основе активов «АзияУниверсалБанка». Также предложено купить 51 процента акций «Киргиз мобайл компани».[10]
10. Казахская же сторона готова поддержать частный банковский сектор КР, чтобы у граждан республики появилось желание кредитоваться. Это присутствие на рынке будет не только в виде «БТА Банка», но и других. Представители казахстанского инвестиционного фонда «Самрук-Казына» проявили интерес к ОАО «Киргизтелеком», а модернизацию аэропорта в Тамчы считают неприбыльным проектом. [11]
11. Парламент Киргизстана затягивает рассмотрение программы правительства по управлению и использованию национализированных объектов. Правительство разделило национализированные объекты на две группы. 30 из них предполагается выставить на продажу, остальные оставить государству. Программа направлена правительством на рассмотрение парламента два месяца назад. Однако вопрос об этом даже не включен в повестку заседаний. Правительство связало это с появлением и активизацией неких «заинтересованных лиц». От них, по его словам, поступают предложения по изменению программы. Некоторые настаивают на рассмотрении судьбы ряда национализированных объектов в суде.[12]
12. Исполнительный комитет Международного валютного фонда одобрил выделение Киргизстану трехлетнего кредита в размере $106 миллионов для восстановления экономики страны. Решение МВФ означает, что республике будет незамедлительно переведен первый транш кредита в $15,2 миллиона. Программа рассчитана на поддержание экономического подъема и сокращение бедности. Онапредусматривает небольшое увеличение бюджетных расходов в 2011-м для оказания дополнительной поддержки начинающемуся экономическому подъему.[13]
Для того чтобы экономический рост приносил выгоду малоимущим, правительство планирует разработать важнейшие программы адресной социальной помощи при поддержке партнеров по развитию. Кроме того, власти планируют увеличить размер гарантированного минимального дохода почти на 20 процентов и увеличить расходы на единые ежемесячные пособия и ежемесячные социальные пособия для наверстывания разрыва с растущей стоимостью жизни. Учитывая, что значительная часть внутренней экономики остается за пределами налоговой системы, усилия правительства будут направлены, в частности, на расширение налоговой базы, что должно способствовать повышению эффективности налоговой системы страны. Основные элементы реформы — совершенствование системы таможенной оценки, отмена налоговых льгот и реформирование акцизных сборов с табачных изделий и алкогольных напитков. Программа предусматривает повышение устойчивости финансового сектора КР. Меры включают санацию проблемных банков, взыскание активов в связи с мошенническими операциями и укрепление надзора, особенно за системно значимыми банками.
13. В Киргизстане дорожает мясо из-за увеличения экспорта, а сахар — из-за уменьшения импорта. Согласно мониторингу цен на продовольственные и непродовольственные товары, повышение стоимости в пределах сома отмечается на подсолнечное и хлопковое масло (на 0,2 и 0,1 сома соответственно), бензин А-80 (на 0,3 сома). Заметнее подорожал сахар, что в ведомстве объясняют расценками импортеров и повышением Министерством экономики Беларуси отпускных цен на указанный продукт на 40 процентов.[14]
14. В газовую отрасль Киргизстана будет инвестировано $12 миллионов, между «Киргизгазом» и «Казтрансгазом» подписано соглашение о сотрудничестве. Документ направлен на урегулирование ситуации в области газоснабжения севера Киргизстана и юга Казахстана. Выделенные под инвестиционные проекты деньги пойдут на техническое оснащение и ремонт оборудования. Подготовка к зимнему периоду будет обеспечена в срок. Газ в Киргизстан будет поступать из Узбекистана и Казахстана.[15]
В Таджикистане на прошлой неделе были презентованы результаты исследования состояния экономики страны, проведенные ВБ. Оценки внешнего кредитора сдержанно оптимистичные в привязке с обязательным выполнением рекомендаций ВБ правительством республики. Вечная тема Рогуна на сей раз вызвала дипломатическую перепалку между Таджикистаном и Узбекистаном (см. приложение32).
15. На Сангтудинской ГЭС-1 в Таджикистане завершен капитальный ремонт четвертого гидроагрегата, мощностью 167,5 МВт с целью обеспечения бесперебойной работы агрегата и повышения надежности функционирования основного оборудования всей гидроэлектростанции. Все работы выполнены собственными силами ОАО «Сангтудинская ГЭС-1».[16]
16. Соглашение между правительством Таджикистана и Всемирным банком о финансировании Пятого программного гранта на разработку мер политики на сумму $10 млн. был подписан 23 июня. Данный грант является пятым такого рода проектом, поддерживающим программу реформ, предусмотренную Стратегией сокращения бедности в Таджикистане и содействия экономическому росту.[17]
Департамент Великобритании по международному развитию (ДФИД) принял участие в совместном финансировании восьми тематических исследований, легших в основу доклада «Стремление Таджикистана к экономическому росту: стимулирование частных инвестиций». В докладе дается анализ основных препятствий на пути устойчивого роста в будущем, а также представляются рекомендации властным структурам направить свои усилия на прогрессивную трансформацию экономики, зависящей от денежных переводов и государственных инвестиций, в многоотраслевую экономику, основным источником роста которой станет частный сектор. По результатам исследования выяснилось, что потоки миграции и денежных переводов будут увеличиваться медленнее, учитывая низкий прогноз темпов роста в России на среднесрочный период. Основным приоритетом в государственной политике является стимулирование использования денежных переводов в целях внутреннего инвестирования, при этом сохраняя вмешательство государства на минимальном уровне. Аналогично полезными будут усилия по повышению урожайности хлопка, несмотря на ограниченность перспектив увеличить объемы экспорта хлопка. Недавнее увеличение производства нехлопковой сельскохозяйственной продукции свидетельствует о том, что реформы и инвестиции сохраняют значительный потенциал для будущего роста в сельском хозяйстве и переработке сельскохозяйственной продукции. Если для реализации гидроэнергетических проектов создать соответствующие условия, то фактором роста в среднесрочный период может стать экспорт электроэнергии.[18]
Около 100 тыс. тонн зерновых культур собрали дехкане республики с начала страды, которая стартовала в начале июня. Удалось собрать урожай с 47 тыс. гектаров, что составляет 15,7% от засеянных в этом году зерновыми 299,1 тыс. га. 80% зерновых полей составляет пшеница. Производительность зерновых в этом году увеличилась и составила в среднем 25,5 центнеров с гектара. В прошлом году этот показатель составлял 22,8 центнеров с каждого гектара.[19]
17. 80 млн. сомони из предусмотренных в госбюджете страны 90 млн. сомони выделено правительством Таджикистана для поддержки аграрного сектора. Эти средства будут направлены для всех отраслей сельского хозяйства: хлопководства, скотоводства, садоводства и др. Минфин выделит коммерческим банкам страны для кредитования сельскохозяйственного сектора. Процентная ставка по кредитам, которые будут выдаваться аграриям, составляет 10% годовых.[20]
В прошлые годы правительство проводило кредитование аграрного сектора посредством ОАО «Агроинвестбанк», ОАО «Ориёнбанк», ГСБ «Амонатбанк», ОАО «Точик Содирот Бонк», ЗАО «Бонки рушди Точикистон», «Таджпромбанк» и ОАО «Банк Эсхата».
В 2008-2010 годы правительством страны было направлено через банки на финансирование аграрного сектора 430 млн. сомони. Так, в 2008 году было выделено 140 млн. сомони, 2009 году — 180 млн. сомони.
В прошлом году было предусмотрено выделение 130 млн. сомони, однако запрос банков составил 110 млн. сомони.
В Узбекистане на прошлой неделе подводили итоги по объемам и структуре транспортного сектора экономики и сельского хозяйства (подробности в приложении 4). Итоги внешнеэкономической деятельности показывают высокий темп роста, что свидетельствует о росте конкурентоспособности страны на внешних рынках.
18. В январе-марте 2011 года всеми видами транспорта в Узбекистане перевезено 255,5 млн. тонн грузов, что составляет на 9,1% больше по сравнению с январем-мартом 2010 года. При этом, грузооборот составил 16,6 млрд. тн-км и превысил уровень января-марта 2010 года на 7,8%. Грузооборот магистральных трубопроводов увеличился на 12,3% и составил 7,8 млрд. тн-км. [21]
19. Из общего объема освоенных инвестиций непроизводственной сферы в первом квартале 2011 года в жилищном строительстве освоено 625,1 млрд. сумов, или 64,0% от их объема. Общий объем освоенных инвестиций в основной капитал в январе-марте 2011 года в национальной валюте составил 3,276 трлн. сумов.[22] В производственных отраслях экономики освоено инвестиций на 2,3 трлн. сумов (70,2% от общего объема), в непроизводственных отраслях 976 млрд. сумов (29,8%).
В январе-марте 2011 года построены и сданы в эксплуатацию 13,1 тыс. домов или 13,3 тыс. квартир общей площадью 1642,2 тыс.кв.м. (+3% по сравнению с январем-мартом 2010 г.), в том числе в сельской местности – 1242,6 тыс.кв.м. (+14,3%).
Из общего объема освоенных инвестиций непроизводственной сферы использовано в строительстве объектов образования – 72,4 млрд. сумов (7,4% от их объема), в коммунальном строительстве – 46,8 млрд. сумов (4,8%), здравоохранения – 66,0 млрд. сумов (6,8%).
20. Производство хлопка-волокна в Узбекистане в январе-марте 2011 года снизалась на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года до 390 тыс. тонн. Узбекистан произвел 4,5 млн. квадратных метров нетканых материалов типа тканей в отчетном периоде, что на 41,8% больше по сравнению с январем-мартом 2010 года. Объем производства трикотажных изделий в Узбекистане в январе-марте 2011 года вырос на 28,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года до 16,3 млн. штук. В отчетном периоде, предприятия Узбекистана также выпустили 4321 тонн трикотажного полотна (+33,3%).[23]
21. Товарооборот между Узбекистаном и Россией в первом квартале 2011 года составил $1283,6 млн., или вырос на 55,9% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Экспорт Узбекистана в первом квартале 2011 года увеличился на 77,73% по сравнению с тем же периодом 2010 года до $835 млн. (с $469,8 млн.). Объем импорта с России в Узбекистан вырос с $353,5 млн. в январе-марте 2010 года до $448,6 млн. в первом квартале 2011 году. Рост составил 26,9%. Россия остается самым крупным торговым партнером Узбекистана по итогам первого квартала 2011 года. Доля России во внешнеторговом обороте Узбекистана составила 22,4%. Внешнеторговый оборот Узбекистана за январь-март 2011 года составил $5,718 млрд. (рост – 32,3%), в том числе по странам СНГ – $2,228 млрд. и по другим странам – $3,49 млрд. [24]
22. Доля энергоносителей в общем объеме экспорта Узбекистана в первом квартале 2011 года составила 20,4% против 46,4% в январе-марте 2010 года. После энергоносителей, вторым крупным экспортной статьей Узбекистана стал хлопок-волокно, на долю которого в отчетном периоде пришлось 10,5% экспорта Узбекистана (10% в январе- марте 2010 года).
Черные и цветные металлы заняли третье место с долей 7,9% в январе-марте 2011 года против 4,9% в аналогичном периоде 2010 года, сообщает Госкомстат Узбекистана. Доля химической продукции в экспорте составила 5,4% (6% в январе-марте 2010 года), продовольственных товаров – 4,8% (3,7%), машин и оборудования – 5,2% (2,5%), услуг – 6,9% (11,8%). Основными статьями импорта оставались машины и оборудование, доля которых в импорте составила 41,5% (61,1%). Узбекистан импортировал химическую продукцию и изделия из нее – 14% (9,8%), продовольственные товары – 13,1% (8,3%), черные и цветные металлы – 7,1% (5,7%) и услуги – 3,7% (3,4%), а также энергоносители и нефтепродукты – 9% (2,7%). [25]
23. Европа и Азия остаются основными торговыми партнерами Узбекистана в континентальном разрезе по итогам первого квартала 2011 года. Около 97,5% внешнеторгового оборота Узбекистана в отчетном периоде пришлось на долю Европы и Азии. Удельный весь этих континентов во внешнеторговом обороте Узбекистана уменьшилось с 97,6% в январе-марте 2010 года до 97,5% в первом квартале 2011 года.
Согласно данным Госкомстата, доля Европы во внешнеторговом обороте Узбекистана выросла с 55,6% в январе-марте 2010 года до 56% в первом квартале 2011 года. При этом доля Азии снизилась с 42% до 41,5%. В структуре внешнеторгового оборота, доля американского континента увеличилась с 2,2% в первом квартале 2010 года до 2,4% в аналогичном периоде 2011 года. А доля африканского континента снизилась с 0,2% до 0,1% и Австралии и Океании – 0%. Внешнеторговый оборот Узбекистана за январь-март 2011 года составил $5,718 млрд. (рост – 32,3%), в том числе по странам СНГ – $2,228 млрд. и по другим странам – $3,49 млрд.[26]
Наиболее интересные публикации
Приложение 1
Казахстанский «Самрук-Казына» отказался покупать у Киргизии MegaCom, заявив, что не занимается скупкой краденого [27]
Казахстанский фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» отказался от покупки MegaCom. Об этом заявил заместитель председателя правления фонда «Самрук-Казына» Айдан Карибжанов после церемонии подписания договоров между киргизской и казахской сторонами в доме правительства в пятницу.
«Скупкой краденого мы не занимаемся, сразу скажу. И даже не будем смотреть на MegaCom, потому что прекрасно понимаем, что это — спорный объект, на который есть много претендентов. Более того, я считаю, что самый лучший вариант, если владельцем MegaCom станет крупная международная компания. Это будет очень хорошо с точки зрения оздоровления инвестиционного климата в Киргизстане», — сказал А.Карибжанов.
А. Карибжанов также заявил, что Казахстан не заинтересован и в покупке ОАО «КиргизМобаилКомпани».
«Сейчас рынок мобильной связи Киргизстана, насколько я вижу ситуацию, насыщен более чем на 100%. Это значит, что мобильные телефоны не просто есть практически у всех, но и некоторые люди имеют по несколько телефонов. Это значит, что новой «КиргизМобаилКомпани» предстоит потратить очень много денег и времени для того, чтобы завоевать хотя бы 5% рынка», — объяснил казахстанский инвестор.
Вместе с тем, по его словам, казахская сторона в лице акционерного общества «Казахтелеком» заинтересована в АО «Киргизтелеком», в частности, в вопросе предоставления широкополосной оптоволоконной интернет-связи.
«В случае сотрудничества, мы можем подключить абонентов «Киргизтелеком» к большой оптоволоконной магистрали, которая идет от Шанхая до Франкфурта, что заметно повысит скорость и качество интернета для киргизстанских пользователей. Это не сделки, где мы торгуемся с нашими коллегами, это перспективы развития, которые мы готовы рассматривать», — сказал А.Карибжанов.
Как сообщалось ранее, контрольный пакет акций нового оператора сотовой связи «КиргизМобаилКомпани» Киргизстан намерен выставить на торги со стартовой ценой в 92 млн сомов. Киргизская сторона видела в лице Казахстана одного из самых предпочтительных потенциальных покупателей.
Напомним также, 21 июня Верховный суд КР аннулировал акт национализации 49% MegaCom и передал торговую марку в пользу ОсОО «БиМоКом», учредителями которого являются лица из окружения сына экс-президента Максима Бакиева. Решение Верховного суда вызвало резкую критику правительства КР.
Приложение 2
Киргизстан. Как запустить руку в «Самрук-Казына»? [28]
Делегацию назарбаевского фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» в Бишкеке благоговейно окрестили представительной. Десант самого крупного инвестиционного фонда Казахстана и впрямь оказался солидным: в столицу Киргизстана приехали практически все руководители крупных дочерних промышленных компаний. Состав делегации, в принципе, и очертил тематику переговоров: телекоммуникации, энергетика, банковская сфера и горнодобывающая отрасль.
Лиха беда начало…
В Киргизстане «Самрук-Казына» до сегодняшнего дня не участвовал ни в одном проекте, хотя в самом Казахстане фонд обеспечивает 93 процента всех инвестиций в энергетику, 86 процентов — в нефтепереработку и инфраструктуру, 84 процента инвестиций — в химическую промышленность и фармацевтику. Фонд ежегодно ворочает сотнями триллионов(!) тенге — миллиардами долларов — и получает баснословные прибыли, которые направляются на развитие национальной экономики и в бюджет Казахстана. Сказать, что присутствие фонда в Киргизстане было бы большой удачей для местного рынка, значит, не сказать ничего.
Вообще Киргизстану в этой ситуации очень повезло, ведь представителей фонда в Бишкек отправил сам создатель — Нурсултан Назарбаев. Поручение президента в его собственном детище никак не могли проигнорировать, а потому на днях в тесном — если не сказать убогом — зале киргизстанского Дома правительства оказалось сразу 25 ведущих руководителей «Самрук-Казына», каждый из которых, пожалуй, вживую видел весь бюджет Киргизстана в сейфе своей компании.
Вчера киргизское гостеприимство началось с того, что первый вице-премьер-министр КР Омурбек Бабанов опоздал на общую встречу. Как выяснилось позже, конфуз случился из-за того, что Бабанов и зампредседателя правления «Самрук-Казына» Айдан Карибжанов сначала поспешили познакомиться тет-а-тет. В итоге собеседники заставили киргизстанских министров и казахстанских инвесторов ожидать аудиенции стоя: то ли из почтительности, а то ли по другой причине собравшиеся не занимали скрипучих стульев до появления главных лиц. Когда Бабанов и Карибжанов все же появились, выяснилось, что первый «вице», не щепетильный в вопросах протокола, предпочитает длинным восточным приветствиям сугубо деловой тон.
Не дожидаясь, пока зампредседателя правления «Самрук-Казына» Айдан Карибжанов представит коллег, Бабанов приступил к перечислению проектов, в которых казахстанский капитал пришелся бы очень кстати: строительство ЛЭП Датка — Кемин, инвестиции в банковский сектор, покупка «Залкар Банка», разработка месторождения Талды-Булак Левобережный, завод «Кристалл» и прочее (даром что ли у нас целых 47 национализированных объектов — куда их девать?). Короче говоря, гостям из Казахстана презентовали целый ворох проектов, в которые до этого по разным причинам не решались вкладываться иностранные инвесторы, а если вкладывались, то потом или сами обманывали правительство, или, наоборот, правительство обводило их вокруг пальца.
Впрочем, надо отдать должное кабмину Алмазбека Атамбаева: чиновники подготовили для состоятельных гостей и свежие предложения, некоторые из них действительно заинтересовали казахскую сторону.
В ответ на то ли приветствие, а то ли презентацию Омурбека Бабанова Айдан Карибжанов заявил, что представители фонда готовы рассмотреть абсолютно все предложения правительства Киргизстана и, более того, могут приступить к работе незамедлительно. После того как переговорщики проявили волю к плодотворной работе, члены делегации в сопровождении министров разъехались по профильным ведомствам для ознакомления с проектами.
Стоит отметить, что для многих присутствующих на встрече невыясненным остался один, пожалуй, самый главный вопрос: условия, на которых «Самрук-Казына» будет присутствовать в Киргизстане. Ни Бабанов, ни Карибжанов об этом не сказали ни слова.
Согласно официальному пресс-релизу правительства КР, в республике в течение 10 дней создадут киргизско-казахский инвестиционный фонд с капиталом в $100 миллионов. В какой пропорции обе стороны сформируют данный капитал — большая загадка, ведь финансовыми ресурсами Киргизстан, как известно, обладает скудными… Непонятно также, что и в каком количестве получит республика от реализации проектов, если за них все же возьмутся казахстанские инвесторы.
Сами с усами…
В Министерстве экономического регулирования Киргизстана самруковцам накануне презентовали сразу несколько проектов. Первым по счету стала амбициозная «КиргизМобайлКомпани», 51 процент акций которой власти КР готовы продать за 92 миллиона сомов взамен на ряд условий. К предложению казахи отнеслись с видимым сомнением: на рынке КР уже работают несколько сотовых операторов, а сама абонентская база в стране не такая уж и большая, так что выполнить требования Мингосимущества проблематично. Дело в том, что число клиентов государственного мобильного оператора за три года надо довести до полумиллиона и покрыть связью стандарта 3G 30 процентов территории страны. Заявление киргизских чиновников о том, что к участию в конкурсе по продаже акций «КиргизМобайлКомпани» они привлекут около 80 крупных компаний, вызвали у гостей вежливую улыбку.
Надо сказать, что заметное оживление у руководства «Самрук-Казына» вызвала вовсе не «КиргизМобайлКомпани», а национальный оператор связи «Киргизтелеком». Его в МЭР не презентовали, но казахстанцы заговорили об этой компании сами. На фоне непростой судьбы «Киргизтелекома», который в стране не могут с умом приватизацировать уже второе десятилетие, подобный интерес со стороны выглядел заманчиво: на родине «Самрук-Казына», являясь обладателем 51 процента акций «Казахтелекома», с успехом в него инвестирует и развивает, а значит, имеет соответствующий опыт.
«Казахтелеком» — публичная компания, и в наших планах продать часть акций частным инвесторам. Возможно, я забегаю вперед, но мы можем рассмотреть механизм взаимного обмена акциями с «Киргизтелекомом», — сообщил министру экономрегулирования КР Айдан Карибжанов. Учкунбек Ташбаев и коллеги согласно закивали.
Следующую подробную презентацию — описание перспектив завода «Кристалл» — казахстанские инвесторы превратили в небольшую лекцию о пользе и выгоде поликристаллического кремния. Закончилось тем, что любознательные самруковцы хоть и не пообещали вложить в киргизский завод требуемые $300 миллионов, но намекнули, что замолвят за «Кристалл» словечко в Казахстане. По всей видимости, расчетливых инвесторов насторожило то, что руководство «Кристалла» не назвало конкретных рынков сбыта продукции, а отделалось репликой о том, что «покупатели найдутся всегда».
Явное разочарование вызвали у киргизской стороны замечания инвесторов относительно еще одного проекта — модернизации аэропорта в селе Тамчы Иссык-Кульской области. «Невооруженным глазом видно, что аэропорт в Тамчы неокупаем», — мягко объяснил собеседникам Айдан Карибжанов и тут же предложил доставлять на Иссык-Куль туристов вертолетами, которые «Самрук-Казына» будет производить совместно с франко-немецкой компанией Eurocopter.
Казахская идея о вертолетном такси, впрочем, особого оптимизма у представителей маленького аэропорта не вызвала. Оно и понятно: вот уже несколько лет все инвесторы выдвигают инновационные идеи, а конкретных $70 миллионов на модернизацию не дают. В итоге собеседники разошлись с обещаниями «продвигать, обсуждать и прорабатывать».
Интригой безобидной инвестиционной встречи в Минэкономрегулирования Киргизстана стало намерение Мингосимущества презентовать казахским инвесторам еще и ЗАО «Альфа Телеком», что не могло не вызвать недоумения у журналистов. До сих пор осталось непонятным, в каком качестве представителям «Самрук-Казына» поведали бы о скандальном и полунационализированном сотовом операторе MegaCom, за который в судах идут настоящие сражения между многочисленными владельцами. Чиновники, правда, осторожно намекнули, что презентацию по продаже 49 процентов акций ЗАО готовят на всякий случай и не обязательно для казахов…
Но гости все равно не стали впутываться в паутину местных интриг и без обидняков заявили, что скупкой краденого не занимаются, чем вогнали в бурую краску стыда членов киргизского правительства.
Свет для всех
Темой разговоров представителей «Самрук-Казына» с энергетиками Киргизстана стала, конечно, электроэнергия и ее экспорт в Казахстан. Соседи на встрече с министром энергетики Аскарбеком Шадиевым заявили, что готовы инвестировать в строительство высоковольтных линий электропередачи Датка — Кемин и Кемин — Алматы.
Вот только и здесь казахстанские инвесторы показали себя далеко не альтруистами: управляющий директор «Самрук-Казына» Алмасадам Саткалиев заявил о готовности вложиться в проекты на условиях концессионного управления, то есть, проще говоря, владеть ЛЭП до тех пор, пока не вернет вложенные в строительство средства. После этого линия Датка — Кемин перейдет в собственность Киргизстана, а Кемин — Алматы достанется Казахстану.
В ответ на это Аскарбек Шадиев вчера заявил, что киргизская сторона подумает, но все же готова к дальнейшим переговорам. Не прошло и суток, как первый вице-премьер-министр Омурбек Бабанов во время рабочего визита в Нарынскую область уже заявил местному населению, что Министерство энергетики Киргизстана получило принципиальное согласие «Самрук-Казына» на строительство ЛЭП Датка — Кемин. Оказалось, чиновник немного поторопился.
Почин
Вопреки всем ожиданиям, по итогам визита делегации «Самрук-Казына» в Бишкек стороны подписали не какие-то конкретные программы, а три декларативных протокола. Первые два документа — это как бы официальное признание сторон в том, что они готовы сотрудничать. Третий касается создания киргизско-казахского инвестфонда, о котором упоминалось выше. И все…
Глава самруковской делегации Айдан Карибжанов на итоговой пресс-конференции обмолвился: мол, это были не сделки, где торгуются, а, скорее, перспективы развития, которые в «Самрук-Казына» готовы рассматривать. Заявление Карибжанова раздосадовало не только чиновников, но и журналистов, которые также ждали чего-то конкретного и глобального.
При этом самого главного — условий, на которых будет создан киргизско-казахский инвестиционный фонд, — так и не было официально обозначено. Более того, даже слухов и сплетен об этом никаких не ходит. На сегодняшней церемонии подписания протоколов Учкунбек Ташбаев лишь сообщил, что устав новой организации напишут к 15 июля 2011 года и что ее офис будет размещен в Бишкеке.
Подводя итоги визита казахских инвесторов, в правительстве Киргизстана даже с учетом отсутствия конкретных договоренностей утверждают, что минувшее событие явилось чуть ли не прорывом. Там уверены, что приезд гостей из «Самрук-Казына» — позитивный сдвиг в деле привлечения инвестиций. Хотелось бы, чтобы так оно и было.
Однако эксперты советуют упивающимся успехом киргизским чиновникам уделить отдельное внимание не только словам самруковцев, но и мнению казахстанских коллег о перспективах и дальнейшей судьбе громоздкого денежного мешка под названием «Самрук-Казына».
Дело в том, что сам фонд в Казахстане — это, скорее, результат амбиций и чаяний Назарбаева, чем политическая воля всего народа. Свидетельство этому один лишь факт: организацию в апреле 2011 года открыто и легально возглавил зять Назарбаева Тимур Кулибаев. Отчего же так «скромно» умалчивают об этом первые лица нашего правительства, пришедшие к власти именно после неустанной войны с семейственностью?
На родном президенту Казахстана «Самрук-Казына» лежит серьезная обязанность по выполнению антикризисного плана тамошнего правительства. Эксперты полагают, что скоро у огромного фонда начнутся проблемы с управлением всеми своими активами по причине чрезмерного обилия всяческих дочерних компаний. Мнение аналитиков официальная Астана, конечно, не поддерживает и осуждает, но стоит помнить о том, что киргизско-казахский фонд также будет считаться чем-то вроде дочки «Самрук-Казына».
Есть опасения, что всеказахстанский фонд не всегда сможет отвечать за все свои обязательства, а значит, малейшее изменение планов правительства Казахстана способно отразиться на деятельности «Самрук-Казына» в Киргизстане. Несмотря на то, что для самого фонда проекты в республике вряд ли являются первостепенными и прибыльными (это, скорее, жест доброй воли Назарбаева), любой срыв деятельности совместной организации может серьезно сказаться на хилой, маленькой, но жадной до денег экономике КР…
В качестве справки
Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» создан в соответствии с указом президента Казахстана 13 октября 2008 года путем слияния Фонда устойчивого развития «Казына» и Казахстанского холдинга по управлению госактивами «Самрук». Некоторые дочерние и зависимые организации «Самрук-Казына»: Казатомпром, КазМунайГаз, «Казахстан темир жолы», KEGOC, Казпочта, «Самрук-Энерго», Казахтелеком, «Эйр Астана», Kazakhmys, ENRC, Фонд развития предпринимательства «Даму», Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, а также все социально-предпринимательские корпорации («Сарыарка», «Онтустик», «Ертис», «Жетысу», «Каспий», «Тобол», «Батыс»).
Приложение 3
Рогун спровоцировал дипскандал между посольствами Таджикистана и Узбекистана в Москве[29]
Строящаяся в Таджикистане крупнейшая в Центральной Азии Рогунская гидроэлектростанция, против строительства которой выступает Узбекистан, стала предметом взаимных дипломатических обвинений между посольствами двух государств в Москве.
14 июня на официальном сайте посольства Таджикистана в России была опубликована статья «Водные ресурсы Таджикистана будут служить объединяющим фактором в Центральноазитском регионе», автором которой является пресс-служба таджикистанского диппредставительства.
«Таджикистан в отличие от других стран Центральной Азии рассматривает водный потенциал региона как главный фактор, объединяющий интересы всех стран региона», — отмечается в статье.
В ней подчеркивается, что Узбекистан обеспокоен «благими планами и намерениями» Таджикистана в вопросе эффективного и рационального использования своих водных ресурсов, которые, «заверяем, и впредь будут служить интересам братского узбекского народа и других народов Центральной Азии».
«Ни один осуществляемый проект на территории Республики Таджикистан, особенно Рогунская гидроэлектростанция, не направлен на ущемление интересов какой-либо другой страны. Позиция Таджикистана направленная на укрепления регионального сотрудничества в вопросах рационального использования водно-энергетических ресурсов, на сегодняшний день находит широкую поддержку мирового сообщества… Усилия руководства и народа Республики Таджикистан по поиску путей выхода из энергетического кризиса были практически сведены на нет из-за недружественной позиции Республики Узбекистан, что вызывает глубокое сожаление. В такой сложной ситуации, вместо понимания и поддержки со стороны Республики Узбекистан, наблюдаются систематически необоснованные нападки на Таджикистан в вопросе строительства Рогунской ГЭС», — говорится в публикации.
В своей статье пресс-служба посольства Таджикистана в Москве подчеркивает, что «все бывшие советские республики после распада союза национализировали военно-технические объекты, находящиеся на их территориях, только Таджикистан «благодаря» медвежьей услуге Ташкента не смог это сделать». «И если бы этот «добрый сосед», мы не имеем в виду братский узбекский народ, не блокировал бы национализацию военно-технического потенциала со стороны тогдашней действующей власти, то в начале 90-х годов прошлого столетия радикальные исламисты не почувствовали бы силу и не осмелились бы развязать в Таджикистане гражданскую войну», — говорится в публикации.
Такое обвинение в адрес Узбекистана со стороны официального Душанбе звучит впервые с момента подписания в российской столице соглашения о мире и согласии 14 лет тому назад. Пятилетняя гражданская война в Таджикистане 1992-1997 годов унесла жизни порядка 150 тыс. человек, экономике республики нанесен многомиллиардный в эквиваленте американской валюты ущерб.
В публикации также выражается готовность и заинтересованность Таджикистана тесно сотрудничать в реализации водно-энергетических проектов и совместного их использования «в рамках взаимного интереса и взаимного уважения».
«Таджикистан четко и полностью осознает, что без надлежащего сотрудничества в сфере использования водно-энергетических ресурсов достижение какого-либо прогресса невозможно», — заключается в публикации.
18 июня на сайте посольства Узбекистана в Москве выложена статья «О фактах и эмоциях», под которой стоит подпись пресс-службы узбекского диппредставительства.
В ней отмечается, что в статье пресс-службы посольства Таджикистана «содержатся откровенно тенденциозные оценки и выпады, выдвигаются необоснованные обвинения в адрес Узбекистана».
«Исходя из требований… документов ООН, строительство новых гидроэнергетических сооружений на трансграничных водотоках может осуществляться только с согласия всех государств, расположенных в бассейне таких водотоков… Утверждения посольства Республики Таджикистан о том, что планы строительства Рогунской ГЭС являются только внутренним делом их страны, не соответствуют нормам международного права», — говорится в статье узбекской стороны.
В статье подчеркивается, что «перекладывание ответственности за собственные ошибки на «происки внешних врагов» — это метод, который никогда не приносил ожидаемых результатов».
«Как считают эксперты, никакого энергокризиса в Республике Таджикистан не было бы при условии проведения сбалансированной энергетической политики. Всем хорошо известно, как используется электроэнергия в Таджикистане. С другой стороны, как считают международные эксперты основной путь преодоления имеющихся проблем в электроэнергии развитие малой энергетики», — говорится в статье.
Узбекские дипломаты заявляют, что «заверения о том, что для решения региональных водно-энергетических проблем Таджикистан «прилагает все возможные усилия», мягко говоря, не соответствует действительности».
«Стремясь представить Узбекистан в качестве главной причины внутренних проблем Таджикистана, его дипломаты договорились до того, что гражданская война в их стране якобы произошла по вине соседнего государства. Авторы сообщения явно не утруждали себя изучением недавней истории своей родины, так они могли хотя бы обратиться к уважаемому послу Абдулмаджиду Достиеву, который в сложный для Таджикистана период входил в состав высшего руководства страны и о событиях тех лет хорошо осведомлен. Своими утверждениями таджикские дипломаты в Москве противоречат президенту Эмомали Рахмону, который неоднократно с самых высоких трибун заявлял о неоценимом вкладе Узбекистана в мирное урегулирование внутритаджикского конфликта», — говорится в статье узбекского посольства.
Узбекские дипломаты навали статью посольства Таджикистана «знаковым» документом накануне открытия юбилейного саммита Шанхайской организации сотрудничества, прошедшего в Астане 15 июня.
«Таджикские дипломаты в Москве фактически дезавуируют заявления президента своей страны в отношении состояния и перспектив развития взаимодействия между странами-членами ШОС, коими также являются Узбекистан и Таджикистан. Наша страна всегда была и будет сторонником развития и укрепления двусторонних отношений с Таджикистаном. Наши братские народы связаны вековыми узами дружбы и добрососедства. Узбекская сторона убеждена в том, что имеющиеся разногласия следует решать в рамках двусторонних переговоров без их излишней политизации в духе взаимного уважения и стремления к углублению сотрудничества», — заключается в статье узбекской стороны.
Приложение 4
Достижения Узбекистана за годы независимости в сфере сельского хозяйства[30]
Сельское хозяйство как одна из наиболее крупных отраслей является одним из приоритетных направлений экономики страны. Узбекистан обладает благоприятными природно-климатическими условиями для производства различных сельскохозяйственных, в том числе технических культур. Значительная часть посевных площадей, а под техническими культурами практически вся – это орошаемые земли, которые обслуживаются мощной государственной ирригационной системой.
На сегодняшний день в сельской местности проживает 63 процента населения страны. В этой связи сельское хозяйство находится в центре внимания государства.
Как сообщает пресс-служба Министерства сельского и водного хозяйства республики, начиная с первых лет независимости, создание современных и благоприятных условий для сельских жителей явилось приоритетным направлением государственной политики.
За прошедший период экономические реформы были осуществлены в следующих направлениях:
Земельные реформы.
— начиная с 2004 года, внедрена арендная форма землепользования для всех форм хозяйствования, кроме дехканских хозяйств;
— земельные участки предоставляются фермерским хозяйствам на долгосрочную аренду от 30 до 50 лет, при этом минимальный размер фермерских хозяйств хлопководческого и зерноводческого направления составляет 30 га, овощеводческого, садоводческого направления 5 га;
— создана юридическая основа для наследования права аренды земельных участков фермерских хозяйств;
— внедрен механизм стимулирования освоения дополнительных земель за счет собственных средств фермерских хозяйств.
Водопользование:- система управления водным хозяйством переведена из административного принципа на бассейновый принцип, по республике создано 10 бассейновых управлений ирригационных систем и 1 управление магистральных каналов, имеющее объединенную диспетчерскую систему по Ферганской долине;
— для улучшения уровня обслуживания фермерских хозяйств созданы ассоциации водопотребителей (АВП).
В сфере финансирования и кредитования:
— внедрен механизм льготного кредитования фермерских хозяйств, производящих сельхозпродукцию для государственных нужд;
— внедрена система оплаты единого земельного налога сельхозтоваропроизводителями;
— расширены возможности по приобретению сельхозтехники на основе лизинга на льготных условиях;
— создана система льготного кредитования для приобретения фермерскими хозяйствами сельхозтехники и оборудования по переработке произведенной ими продукции.
В результате аграрной реформы в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса Узбекистана произошли значительные социально-экономические преобразования. Радикально изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования, осуществлен переход от административной планово-распределительной к рыночно ориентированной системе экономики. Сформировалось многоукладное сельское хозяйство.
На сегодняшний день доля фермерских хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства составляет 35 процентов. Этот показатель в хлопководстве составляет почти 100,0%, в зерноводстве — 84,0%, а в производстве коконов тутового шелкопряда — 97,0%.
Аграрная реформа привела к существенным позитивным изменениям в сельскохозяйственном производстве – росту объемов производства, повышению урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства.
Постепенное сокращение посевных площадей хлопчатника и размещение на этих площадях зерновых, овощных, бахчевых культур, картофеля, кормовых культур дало возможность недопущения дефицита и повышения цен на продовольственные товары в условиях мирового финансового кризиса.
За 1991-2010 годы производство овощей на душу населения возросло на 162,3%, картофеля в 4 раза, фруктов в 2,5 раза. В результате осуществленных мер обеспечивается ежегодный рост объема экспорта плодоовощных продукции.
Следует отметить, что за последние годы удельный вес сельского хозяйства в ВВП постепенно сокращается. С 2000 по 2010 годы удельный вес сельского хозяйства сократился с 30,1 до 17,5 процента. При этом сокращение доли сельского хозяйства в ВВП произошло на фоне высоких темпов прироста сельскохозяйственной продукции, который составил в 2010 году 6,8 процента к 2009 году и вырос против 2000 года в 1,8 раза.
Зерноводство. После обретения независимости Президентом Республики Узбекистан И.Каримовым была определена стратегическая задача по обеспечению населения страны зерном и зернопродуктами за счет собственного производства. В результате чего, в настоящее время зерноводство стало одним из ведущих отраслей сельского хозяйства.
За годы независимости в республике созданы и внесены в государственный реестр 27 сортов пшеницы и 12 сортов ячменя. В настоящее время 28 местных сортов пшеницы переданы для проведения государственных сортоиспытаний.
Для налаживания селекционной и семеноводческой работы, использования достижений мировой селекции завезено более 60 сортов пшеницы из Краснодарского сельскохозяйственного научно-исследовательского института, из которых были отобраны 29 высококачественных, устойчивых к болезням и вредителям, а также засухе сортов и внедрены в производство.
Учеными Узбекистана созданы и внедрены в производство ряд засухоустойчивых и скороспелых сортов, такие как «Чиллаки», «Джайхун», «Марс-1», «Дустлик», «Бабур», «Андижан-1», «Андижан-2», «Дурдона», «Матонат» и др.
В настоящее время для обеспечения производителей высококачественными семенами по республике функционируют 46 современных цехов по очистке, протравке, сортировке и упаковке семян.
В течении 1991-2010 гг. орошаемые площади под зерновые увеличились в 5,2 раза, урожайность — в 2,3 раза, валовой сбор — в 7,8 раза, реализация зерна для государственных нужд — в 19,6 раза.
Увеличение числа высокопроизводительных комбайнов позволило сократить продолжительность сезона уборки, в результате чего существенно снизились потери урожая.
За сравнительно короткий период в Узбекистане достигнута зерновая независимость и страна превратилась из импортера зерна в его экспортера. Достигнутые результаты еще раз доказали правильность политики Президента и правительства по обеспечению устойчивого развития отрасли и экономики страны в целом.
Хлопководство. Хлопководство имеет особое значение в обеспечении устойчивого развития экономики страны. Как известно, Узбекистан занимает одно из передовых мест по производству и экспорту хлопкового волокна. Хлопковое волокно обеспечивает существенную часть валютных поступлений страны.
Сразу после обретения независимости Президент Республики обратил особое внимание на развитие селекции и семеноводства хлопчатника. Перед учеными-селекционерами поставлена задача по созданию и внедрению в производство скороспелых сортов с выходом волокна 38-40 процентов и длиной волокна 33-34 мм, относящих к четвертому типу. В результате реализации этих задач достигаются значительные успехи в отрасли.
Как подчеркивается в английском журнале «Коттон Оутлук» Узбекистан занимает передовое место в мире по двум направлениям, таким как широкомасштабный биологический контроль над распространением коробочного червя, а также программа селекции скороспелых сортов.
В результате непрерывных и широкомасштабных работ ученым-селекционером А. Баталовым создан средневолокнистый сорт хлопчатника «Бухара-6», который отвечает всем требования IV-типа и принят как эталон на Ливерпульской бирже.
В настоящее время в государственных сортоиспытательных участках проводятся испытания 106 новых сортов хлопчатника.
Плодоовощеводство и виноградарство. В результате изменения за последние годы климата и увеличения численности населения во всем мире повышается спрос на продукции плодоовощеводства, картофеля и на других видов продвольствия. В Узбекистане осуществлены широкомасштабные мероприятия по увеличению объемов производства для насышения внутренного рынка продуктами продовольствия.
За 1990-2010 годы площади под овощными культурами увеличены на 140%, картофеля на 167,7%. Только за последние 5 лет объем производства плодоовощной продукции возрос в 1,7 раза. Как было отмечено выше, за годы независимости резко возросло производство плодоовощной продукции, а также картофеля на душу населения.
Животноводство. В устойчивом развитии национальной экономики важное значение имеет сельское хозяйство, в частности животноводство. Одним из приоритетных задач является удовлетворение потребностей населения страны продукцией животноводства, увеличению поставок на рынок мяса, молока, яиц, рыбы и другой продукции.
Основополагающим программным документом в этом являются Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по стимулированию увеличения поголовья скота в личных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах» от 23 марта 2006 года, а также «О дополнительных мерах по повышению стимулирования увеличения поголовья скота в личных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах, а также увеличения производства животноводческой продукции» от 21 апреля 2008 года.
В удобных для населения местах созданы вновь инфраструктурная сеть по оказанию услуг зооветеринарии и искусственного осеменения, реализации кормов и других сервисных услуг. С целью развития животноводства в личных подсобных и дехканских хозяйствах решен вопрос о предоставлении Министерством труда и социальной защиты населения, а также коммерческими банками микрокредитов для покупки скота.
Если всего по республике до 2005 года число пунктов по оказанию услуг зооветеринарии не превышало 1768 единиц, то за счет создания в 2008-2010 годах 823 дополнительных пунктов, их число достигло 2591 единиц.
Предприятия ассоциации «Узнаслчилик» наладили производство бычьего семени от 20 голов высокопродуктивных племенных быков, привезенных из Австрии, где надой от одной коровы составляет 11-16 тыс. литров в год. Из завезенных племенных быков 9 являются представителями швицкой, 9 — голштинской и 2 — симментал (флекви)нской породы.
С целью налаживания отечественного производства бычьего семени, в племеноводческих хозяйствах страны отобраны 38 племенных быков, 30 из которых используются для производства бычьего семени. Предприятиями ассоциации «Узнаслчилик» в 2008 году произведено около 60 тысяч доз, а в 2010 году этот показатель составил 1700 тысяч доз.
Для увеличения поголовья внимание также уделено приобретению из-за рубежа племенного скота. За последние четыре года из Белоруссии, Украины, Польши, Австрии, Германии и Швеции приобретено по импорту 17817 голов районированных в Узбекистане голштинской, швицкой, красно- пестрой пород.
Механизация сельского хозяйства. За прошедший период учеными и конструкторами республики созданы 82 новых видов техники и усовершенствованы 144 машины. На предприятиях республики налажено производство универсальных пропашных и транспортных тракторов мощностью 30-150 лошадиных сил, глубокорыхлителей для безотвальной обработки почвы, плуги, механических и пневматических сеялок, вентиляторных и штанговых опрыскиватеей-распылителей, прицепов и других эффективных технических средств.
За сравнительно короткий срок из за рубежа завезено 1964 единиц высокопроизводительных тракторов марок «Магнум» ва МХ-240 и более 759 единиц колесных пропашных тракторов марок МХМ-135 и МХ-140, оснащенных плугами, а также 2580 единиц гусеничных тракторов марки ВТ-150 ва 2844 единиц гусеничных тракторов марки Т-4А.
На совместном предприятии «УзКейсмаш» налажено производство хлопкоуборочной машины марки «Кейс-2022» и сеялок марки «Кейс-1200» для технических культур, на совместном предприятии «УзКейстрактор» налажена сборка колесных тракторов марок ТЛ-100, ТС-6070, а на совместном «УзКлаасагро» марок АХОС-340С ва АРИОН-360С.
Особого внимания заслуживает ежегодное повышение доли современной техники в общем парке сельскохозяйственной техники.
Например, доля высокопроизводительных колесных и гусеничных тракторов в кампании по подъему зяби в 1998 году составляла 53 процентов, в 2005 году — 66 процентов, 2010 году – более 80 процентов общей площади, что особенно важно, это позволяет завершать агротехнические мероприятие в оптимальные сроки.
Наряду с этим, с целью повышения эффективности использования современной техники и проведения технического обслуживания на высоком уровне в республике для обслуживания зарубежной техники создано 22 сервисных центра.
Для эффективного использования технических средств, выполнения механизированных работ по заказам фермерских хозяйств на базе районных ремонтно-производственных предприятий созданы 184 машинотракторных парков и на базе машинотракторного парка фермерских хозяйств 1757 альтернативных МТП, которые оказывают услуги механизации по договорам, заключенным с фермерами.
Деятельность по улучшению мелиоративного состояния земель. В соответствии с Государственной программой мелиоративного улучшения орошаемых земель только в 2010 году на реализацию 381 проекта по мелиоративному улучшению земель было направлено свыше 154,0 млрд сумов (из них 107 проекта по реконструкции и строительству мелиоративных объектов, а также по ремонту и восстановлению 274 проекта). Это позволило создать и реконструировать 724 км дренажных коллекторов, 208 мелиоративных скважин, приобрести 335 единиц современной мелиоративной техники.
Для восстановления ирригационных и мелиоративных сооружений в Кашкадарьинской, Бухарской, Навоийской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Джизакской, Ферганской областях, а также в Республике Каракалпакстан было освоено более 62 млн. долл. США заемных средств Международных финансовых институтов.
Привлечение инвестиций в аграрный сектор. К настоящему времени в сельскохозяйственный сектор республики привлечены порядка 700 млн. долларов для инфраструктурных и институциональных проектов за счет займов и грантов международных финансовых институтов – Всемирного банка, Азиатского банка развития, Исламского банка развития, фонда ОПЕК и др.
Только в секторе водного хозяйства за счет средств иностранных государств и международных финансовых институтов в рамках 21 проекта выполнены работы на сумму 255 млн. долларов на 1637 гидротехнических сооружениях, построены орошаемые сети и межхозяйственные коллекторы длиной более 500 км, выполнены работы по лазерному выравнивание 1174 га площади земли, привезено около 300 сельскохозяйственной техники, 14 крупных насосных агрегатов, 8 земснарядов и 4 гидротурбины, отвечающие международным стандартам.
В рамках одного «Дренажного проекта Узбекистана» реконструирован магистральный коллектор Южного Каракалпакстана в длину более 300 км, в южных районах Каракалпакстана улучшено мелиоративное состояние 100 га орошаемых земель, что позволяет ежегодно сэкономит 1,5 млрд. сум бюджетных средств. В результате ввода в эксплуатацию гидротурбин в Андижанской и Ахангаранской ГЭС появилась возможность вырабатывания 237 млн. кВт.час электроэнергии в год. Кроме того, в результате начала работы Тупаланг ГЭС вырабатывается 63 млн. квт.час электроэнергии в год.
Во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-1455 от 29 декабря 2010 года «Об Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2011 год» Министерством сельского и водного хозяйства совместно с уполномоченным министерствами и ведомствами определены источники финансирования на сумму 990 млн. долларов по 27 перспективным проектам, предусмотренных к реализации в 2011-2015 годах. Потенциальными иностранными инвесторами для финансирования данных проектов являются Правительство КНР, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития и Правительство Франции.
В результате реализации данных мероприятий будет обеспечена гарантированное водообеспечение более чем 500 тысяч гектаров орошаемых территорий и улучшение мелиоративного состояния свыше 100 тысяч гектаров земель в республике.
Кроме того, в 2010 году Узбекистан присоединился к соглашению о создании Международного фонда сельскохозяйственного развития (IFAD) от 13 июня 1976 года, что является дополнительным источником финансирования инвестиционных проектов в сфере сельского и водного хозяйства. Фонд специализируется на предоставлении финансовых ресурсов развивающимся странам на льготных условиях в целях развития сельского хозяйства. В частности, фонд предоставляет беспроцентные льготные займы сроком до 50 лет, включая 10-летний льготный период, и только оплатой услуг в размере 1%.
В период 2005-2010 гг. в сфере сельского и водного хозяйства для реализации проектов направленных на улучшение мелиоративного состояния земель, предотвращение и реагирование на угрозу пандемии птичьего гриппа в Республике Узбекистан, разработку Национальной лесной программы и улучшение лесного законодательства, а также обучение сотрудников и проведение научных исследований привлечены и освоены грантовые средства международных финансовых институтов и иностранных государств на сумму эквивалентной 10 млн. долларов.
В настоящее время подведомственными организациями и предприятиями, научно-исследовательскими и высшими учебными заведениями Министерства сельского и водного хозяйства осуществляются мероприятия по реализации проектов и целей на сумму 15 млн. долларов за счет грантовых средств международных финансовых институтов и иностранных государств.
Данные средства приоритетно используются на реализацию проектов направленных на улучшение мелиоративного состояния земель, укрепление устойчивости национальной системы охраняемых природных территорий, развитие шелководства в Каракалпакстане, проведение научных исследований, обучение и повышение квалификации работников сферы сельского и водного хозяйства.
Кадровая стратегия отрасли. Работа с молодыми специалистами. Подготовка специалистов с высшим образованием для аграрной отрасли осуществляется в 4 сельскохозяйственных высших учебных заведениях и их двух филиалах (Ташкентский аграрный университет и его Нукусский филиал, Ташкентский институт ирригации и мелиорации и его Бухарский филиал, Самаркандский и Андижанский сельскохозяйственные институты) с ежегодным общим приемом 4765 бакалавров, 423 магистрантов. В настоящее время в сельскохозяйственных вузах обучаются 15328 студентов бакалавров и 684 магистрантов.
Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров осуществляется в институтах, в которых осуществляется подготовка соискателей — стажеров-исследователей и старших научных сотрудников. В настоящее время в четырех высших учебных заведениях научной деятельностью заняты 193 стажеров-исследователей и 13 старших научных сотрудников — соискателей.
Подготовка кадров осуществляется профессорско-преподавательским составом, общая численность которого составляет 1215 человек. Из них докторов наук — 93, кандидаты наук — 521, научный потенциал составляет более 50 процентов.
В Министерстве сельского и водного хозяйство по согласованию с Аппаратом Президента Республики Узбекистан введена система стажировок сроком 1-2 года для подготовки руководителей из числа перспективных специалистов. Для этого со всех областей каждый год по направлению областных хокимиятов приглашаются для прохождения стажировки минимум по два молодых перспективных работников с обязательным возвращением и выдвижением на ответственную должность на местах. После согласования кандидатуры с Аппаратом Президента Республики Узбекистан они приказом министерства назначаются на должность заместителя начальника управлений. На период стажировки они обеспечиваются ведомственными квартирами. За 7 летний период существования системы стажировки подготовлены и направлены на места на ответственные должности более 70 руководителей.
Для работы с молодыми специалистами, направленными на работу в подразделениях министерства, создана система ученик-наставник. До тех пор, пока молодой специалист не наберет определенные навыки и опыт работы по своей специальности и по организационным вопросам, ему будет помогать его наставник. Молодые специалисты после трех лет работы направляются на курсы повышения квалификации и далее, в соответствие со степенью их организаторских способностей и перспективности, выдвигаются на последующие ответственные должности.
[1] Курсивом выделены авторские комментарии А.А. Мигранян
[2] Источник tazabek.kg.
[3] Источник ИА «Новости-Казахстан»
[4] На блоке установлены более мощные турбогенератор, котлоагрегат, генератор, трансформаторы – уникальные разработки передовых компаний с мировым именем. Также установлены электрофильтры, улавливающие более 99% выбросов в атмосферу. Внедрена усовершенствованная автоматизированная система управления, позволяющая повысить качество мониторинга работы блока и безопасность труда. По данным пресс-служба Евроазиатской энергетической корпорации (ENRC).
[5] Источник ИА «Новости-Казахстан»
[6] Источник ИА «Новости-Казахстан»
[7] Barclays приобрел Экспобанк, замыкавший первую сотню российских банков, за $745 млн (с коэффициентом 4 к капиталу) в начале 2008 года. Сделка стала самой дорогой покупкой банка иностранными акционерами в России. По итогам первого квартала 2011 года Барклайс-банк занимал 103-е место по активам и 79-е место по капиталу. О планируемой продаже Барклайс-банка было объявлено 16 февраля 2011 года.
АО «Казкоммерцбанк» является одним из крупнейших банков в Казахстане и Центральной Азии. Крупными акционерами банка являются Центрально-Азиатская инвестиционная компания, глава совета директоров банка Нуржан Субханбердин, Alnair Capital Holding, фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и Европейский банк реконструкции и развития. У Казкоммерцбанка уже есть российская «дочка» — Москоммерцбанк. По данным российской отчетности на 1 июня, Барклайс-банк немного превосходит по размеру активов российскую «дочку» Казкоммерцбанка — Москоммерцбанк — 29,2 млрд рублей и 21,8 млрд рублей соответственно, кредитный портфель Москоммерцбанка — 15 млрд рублей, Барклайс-банка — 10,7 млрд рублей. Источник — Today.kz
[8] Источник BNews.kz.
[9] Источник — КирТАГ
[10] Покупатель 51 процента акций «Кыргыз мобайл компани» должен в течение трех лет довести абонентскую базу до 500 тысяч человек. 510 акций государственного оператора правительство намерено реализовать на открытом аукционе за 92 миллиона сомов. Владелец компании обязан обеспечить связью стандарта 3G не менее 30 процентов территории КР. Если данных условий инвестор не выполнит, то у него отзовут лицензию.
Как подчеркнули чиновники, в 2010 году валовые доходы телекоммуникационных компаний в КР составили 16,42 миллиарда сомов, а мобильная связь занимает 73 процента рынка. К участию в конкурсе Мингосимущества планирует привлечь около 80 компаний со всего мира. URL: http://www.24.kg/parlament/101071-deputat-parlamenta-kyrgyzstana-predlagaet-vvesti.html
[11] URL: http://www.24.kg/economics/103393-v-pravitelstve-kyrgyzstana-oboznachili-proekty-v.html
[12] После апрельской «революции» новые власти национализировали 47 различных объектов. По данным ВП КР, они принадлежали или контролировались близкими или окружением Бакиевых. URL: http://www.24.kg/parlament/102193-parlamentskaya-frakciya-laquoata-zhurtraquo.html
[13] В сентябре 2010 года МВФ уже выделял Кыргызстану $33,73 миллиона в качестве кредита под нулевую процентную ставку до конца 2011-го с льготным периодом на 5,5 года и сроком погашения на 10 лет. URL: http://www.24.kg/economics/99494-kristian-beddis-v-kyrgyzstane-situaciyu-s.html
[14] По данным Госагентства антимонопольного регулирования КР
[15] URL: http://www.24.kg/economics/103551-daniyar-berlibaev-v-gazovuyu-otrasl-kyrgyzstana.html
[16] Четвертый гидроагрегат Сангтудинской ГЭС-1 введен в эксплуатацию 15 мая 2009 года. Регламент эксплуатации гидроагрегатов предусматривает ежегодное проведение капитального ремонта агрегата, а также осуществление ремонтно-профилактических работ два раза в год – до паводка и после.
ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» – совместное российско-таджикское предприятие, созданное в феврале 2005 года с целью завершения строительства и дальнейшей эксплуатации гидроэлектростанции на реке Вахш в Таджикистане.
Установленная мощность Сангтудинской ГЭС-1 составляет 670 МВт. Запуск первого гидроагрегата станции состоялся 20 января 2008 года. Полностью гидроэлектростанция заработала в июле 2009 года. Источник ИА «Азия-Плюс»
[17] Источник ИА «Азия-Плюс»
[18] Источник ИА «Азия-Плюс»
[19] По данным министерства сельского хозяйства РТ
[20] Источник ИА «Азия-Плюс»
[21] По данным Госкомстата Узбекистана
[22] По данным Госкомстата Узбекистана
[23] По данным Госкомстата Узбекистана
[24] По данным Госкомстата Узбекистана
[25] Источник ИА UzDaily.uz
[26] По данным Госкомстата Узбекистана
[27] Бишкек – М. Сколышева. Источник — КирТАГ
[28] Бишкек – ИА «24.kg», Ю.МАЗЫКИНА — URL: http://www.24.kg/news-stall/103583-kyrgyzstan-kak-zapustit-ruku-v-laquosamruk.html
[29] Душанбе – Источник — CA-NEWS
[30] Ташкент — Источник — 12.uz. Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1308817740