На прошлой неделе Казахстан включился в решение проблем по водопользованию в центральноазиатском регионе, правда, пока лишь в более спокойных, но не менее значимых аспектах урегулирования вопросов водопользования трансграничных рек с КНР (см. приложение 1). Учитывая значимость и степень нерешенности и остроты проблем водопользования в ЦА, наработка определенного опыта по этим вопросам не будет лишней и для развития интеграции и совместного водопользования внутри региона.
В вопросах развития бизнеса Казахстан решил пойти по пути облегчения налоговых процедур (хорошо бы, если этот процесс сочетался и с облегчением налогового бремени).
Кроме того, Нацбанк Казахстана подводил итоги денежной политики, которые нашли свое отражение в укреплении обменного курса национальной валюты и высоком темпе инфляции. Рост курса тенге, прежде всего, обусловлен мировым трендом повышения стоимости нефти, что дает некоторое конкурентное преимущество нефтедобывающей стране, но только в краткосрочном периоде и только в случае грамотного преобразования «нефтяного» капитала в инновационное конкурентное преимущество. Этому вроде бы способствуют все программы инновационной индустриализации в стране. Другой вопрос, как эти программы будут исполнены, и каков будет их эффект. Пока же результаты этих программ не оказывают существенного влияния на состояние экономки, т.к. внутренний экономический потенциал отечественных производителей не в силах противостоять другому мировому тренду роста цен на продовольствие, что является признаком слабой конкурентоспособности сельского хозяйства и пищеперерабатывающих отраслей. Справедливости ради, следует отметить, что эти факторы воздействия мирового рынка также не преодолены и для других стран-партнеров и соседей РК (почти та же ситуация и в РФ, и в КНР).[1]
1. Налоговый комитет МФРК в ходе реализации совместного с Международным банком реконструкции и развития проекта по реформированию налогового администрирования планирует снизить количество налоговой отчетности до 2014 года как минимум в два раза.[2]
2. Укрепление тенге с начала 2011 года не сказалось на конкурентоспособности казахстанских экспортеров, укрепление курса с начала года около процента в номинальном выражении.[3] Глава национального банка Казахстана Г. Марченко считает, что относительно наших соседей и стран (РФ и КНР) — наших крупных торговых партнеров у нас конкурентоспособность не снижается. По его оценке, в вопросе цен на экспорт у Казахстана «запас прочности очень большой». «Для нас нейтральной с точки зрения платежного баланса является цена на нефть 70 долларов за баррель, сейчас мы все видим, что она превышает 100 (долларов)», — привел пример такого запаса прочности Марченко. [4]
3. В январе 2011 года в Казахстане сложилась рекордно высокая инфляция -1,7%. При этом основной прирост показали цены на продовольственные товары — 3%. В настоящее время задача по обеспечению стабильности цен весьма актуальна, так как имеется ряд факторов, способствующих сохранению инфляционного фона в экономике Казахстана. Помимо краткосрочных факторов, способствующих усилению инфляционного давления в экономике, основополагающим фундаментальным фактором инфляции в 2011 году, так же как и в 2010 году, является определенная несбалансированность спроса и предложения в экономике. При этом влияние монетарных факторов, по-прежнему, останется минимальным. В частности, годовая инфляция сложилась на уровне 7,8%, что полностью соответствует целевому коридору — 6-8%, который был установлен Нацбанком и правительством на 2010 год.[5]
4. Расходы республиканского бюджета на 2011 год предусматриваются в сумме 4 трлн. 945 млрд. тенге. В дополнение к новому прогнозу поступлений привлекаются свободные остатки бюджетных средств по итогам 2010 года в размере 82,9 млрд. тенге.[6]
В Киргизии на прошлой неделе продолжались баталии в парламенте по принятию государственного бюджета на 2011 год, который вызывает множество вопросов в обществе (одно из мнений см. в приложении 2).
Также начался новый виток «революционных» мер регулирования и стимулирования развития экономики, который нашел свое отражение в решении тотальной инвентаризации государственной собственности, проверки патентов для малого и среднего бизнеса и в решении введения режима консервации в четырех коммерческих банках.
На неделе подводились итоги деятельности электроэнергетики, которые не столь оптимистичны, как хотелось бы.
Продолжается рост цен на продовольствие, хотя НБ КР объявляет о снижении темпов инфляции, что явно противоречит данным Министерства экономического развития.
5. В Киргизстане «в целях легализации теневого бизнеса» начата инвентаризация всех торговых точек. Акция проводится, как поясняют налоговики, «в целях легализации теневой экономики, расширения налогооблагаемой базы и увеличения налоговых поступлений в бюджет».[7]
6. Международный деловой совет (МДС)[8] Киргизстана выражает обеспокоенность относительно ситуации, сложившейся в бизнес-среде страны. Бизнес-сообщество исключено из процесса определения судьбы национализированных объектов. Незащищенность права частной собственности в КР подтверждают и международные исследования. Киргизстан занял 97 место из 125 стран по индексу IPRI (международный индекс права собственности) и получил 25 баллов из 100 по защите права собственности согласно исследованию Heritage Foundation. МДС считает, что в настоящее время инвестиционный климат в стране не способствует привлечению новых инвесторов. [9]
7. В 2010 году себестоимость 1 киловатт-часа электроэнергии в Киргизстане составила 21,87 тыйына. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой ТЭЦ, составила 2,1 сома за киловатт-час, увеличившись на 10 тыйынов в сравнении с соответствующим показателем 2009 года. «Себестоимость электроэнергии на ГЭС составила 6,97 тыйына за киловатт-час, снизившись на 1,1 тыйына по сравнению с 2009 годом. Снижение себестоимости вызвано ростом производства электроэнергии и снижением затрат на ГЭС. Полная себестоимость 1 киловатт-часа электроэнергии с учетом покрытия убытков составила 43,48 тыйына. Себестоимость 1 гигакалории теплоэнергии составила 882,86 сома. По сравнению с 2009 годом себестоимость теплоэнергии выросла на 18 сомов.
8. В Киргизстане в 2010 году выработано 11 миллиардов 857 миллионов 200 тысяч киловатт-часов электроэнергии. ГЭС республики выработано 11 миллиардов 70 миллионов киловатт-часов электроэнергии, ТЭЦ — 787,2 миллиона киловатт-часов. Как отмечается, полезный отпуск электроэнергии составил 10 миллиардов 958,8 миллиона киловатт-часов, в том числе на внутреннем рынке — 9 миллиардов 489,4 миллиона, экспорт — 1 миллиард 469,5 миллиона, что больше на 605,4 миллиона киловатт-часов по сравнению с 2009 годом.[10]
9. У Киргизстана остался единственный внешний покупатель электроэнергии – Казахстан. 2011 году Киргизстан планирует экспортировать в Казахстан 2-3 миллиарда киловатт-часов энергии.[11]
10. В Киргизстане продолжают дорожать пшеница и мука. Об этом свидетельствует анализ цен на продовольственную продукцию и ГСМ по северному региону, средняя стоимость килограмма пшеницы на 22 февраля 2011 года составила 15-17 сомов. В МЭР КР отмечают, что рост цен на муку связан с повышением цен на казахстанскую пшеницу. Если на 9 февраля 2011 года цена зерна в Казахстане составляла за тонну $341, то уже на 14 февраля — $364. Таким образом, цена за неделю поднялась на $23-24, или на 6,8 процента.[12]
11. Сумма вклада в экономику Киргизстана от деятельности Центра транзитных перевозок «Манас» в 2010 году составила $123,5 миллиона. прямые выплаты составили $122,862 миллиона, из которых выплаты правительству Киргизстана — $60 миллионов, аэропорту «Манас» — около $22 миллионов, подрядчикам — $38,6 миллиона, оплата за аренду земли вне аэропорта «Манас» — $66,5 тысячи, оказание гуманитарной помощи — $2,3 миллиона.
Так называемые косвенные расходы оцениваются в $1,16 миллиона. Как отмечают в центре, в эту категорию входят расходы американских военных при посещении магазинов, кафе, музеев и так далее. В 2008 и 2009 годах вклад от деятельности ЦТП в экономику КР составил $76,8 миллиона и $107,4 миллиона соответственно.[13]
12. Сумма от продажи национализированных объектов, большинство которых якобы принадлежали сыну бывшего президента Максиму Бакиеву и его компаньонам, варьируется от $80 миллионов до $110 миллионов. 80 миллионов — это заниженная оценка, основанная на продаже объектов, которые не являются предметом продолжающихся юридических споров». «У некоторых объектов, которые правительство хочет продать, право собственности остается под сомнением. В результате юридическое право властей на их приватизацию является открытым для истолкования. 9 объектов останутся в государственной собственности, включая «Чакан ГЭС» и заправочный комплекс «Манас». Хотя некоторые эксперты полагают, что отказ государства от своей доли в более прибыльных холдингах, как завод «Дастан» или международный аэропорт «Манас», мог бы принести больший доход.[14] Открытые торги запланированы на май и июнь 2011 года.
В Таджикистане на прошлой неделе обсуждали достижения электроэнергетики, главные из которых отмена лимитов подачи электроэнергии и договоренности по модернизации действующих Нурекской ГЭС и Варзобской ГЭС — 1.
Продолжается рост цен на ГСМ и муку, в чем таджикская сторона усматривает вину мировых игроков, и в частности РФ.
13. «Барки точик» отменил дневной лимит на подачу электричества в регионах Таджикистана.[15] Если в феврале прошлого года населению страны поставлялось 49,5 кВтч в сутки, то на сегодня ежесуточное потребление по республике превышает 57 млн. кВтч. Если ранее, в связи с энергодефицитом, Таджикистан импортировал электричество из Узбекистана и Туркменистана, то нынешней зимой Таджикистан самостоятельно решал свои энергетические проблемы.[16]
14. ОАО «Турбоатом» (Украина) и ОАХК «Барки точик» заключили договор об участии «Турбоатома» в дальнейшей модернизации Нурекской ГЭС.[17] Согласно договору, украинская компания проведет модернизацию и ремонт оставшихся 7 из 9 гидроагрегатов Нурекской ГЭС, которые отработали на ГЭС 40 лет. Договор предусматривает изготовление, поставку и установку гидроколёс, а также запасных частей для гидрозатвора в течении последующих 5-6 лет. По данным «Барки точик», в 2010 году на модернизацию крупнейшей гидроэлектростанции в Таджикистане было выделено свыше 12 млн. сомони (около $2,8 млн.).[18]
15. В Таджикистане продолжают расти цены на ГСМ на фоне повышения мировых цен на нефть. По сравнению с началом февраля цены на бензин в Таджикистане повысились в среднем на 2,2%. Таким образом, средняя цена на бензин сегодня составляет 4,70 сомони за 1 литр против 4,60 конца января.
Между тем, вопрос об отмене экспортных пошлин со стороны России для Таджикистана всё ещё не решён. Средняя цена нефтепродуктов, которые экспортируются из России в Таджикистан, в прошлом году составила $691 за 1 тонну. В 2010 году в Таджикистан было завезено 630 тыс. тонн нефтепродуктов, 93% из которых импортировано из России, остальная часть — из Туркменистана и Казахстана. В январе этого года в Таджикистан было завезено 45 тыс. тонн нефтепродуктов.[19]
16. Таджикистану невыгодно импортировать муку и пшеницу российского производства из-за дорогой транспортировки. Стоимость импортированной из России муки может быть намного выше той, которая завозится из Казахстана примерно на 60-70 долларов США. В связи с этим в Таджикистане не спешат заключать договора с российскими поставщиками пшеницы и муки. Так как казахстанская пшеница и мука занимают 52% таджикского рынка, то и внутренние цены на эти продукты зависят от страны-импортёра.[20]
17. Более 58 млн. сомони направлено на развитие социальной сферы в январе 2011 года, что составляет 22,5% от общего объема капитальных вложений республики. По данным Агентства по статистике при Президенте РТ, в январе текущего года сданы в эксплуатацию жилые дома общей площадью около 26,4 тыс. кв. метров, что на 13 тыс. кв. метров больше соответствующего периода прошлого года.[21]
18. Модернизация Варзобской ГЭС — 1, которая будет осуществляться индийскими специалистами в апреле текущего года, включает в себя замену оборудования. На модернизацию Варзобской ГЭС -1 Правительством Индии выделен грант в размере 17 миллионов долларов США. В настоящее время в Таджикистан из Индии доставлены три вагона с оборудованием. Осталось завезти турбины и генераторы, после чего начнутся гидротехнические и гидромонтажные работы. Модернизация позволит не только увеличить мощность ГЭС, но и продлить работоспособность гидроузла еще на 50 лет. Варзобская ГЭС-1 обеспечивает электричеством и питьевой водой Варзобский район и частично город Душанбе.[22]
В Узбекистане на прошлой неделе были опубликованы данные отдельных отраслей экономики, которые, как всегда, отличаются «постоянным и неуклонным ростом». Также были опубликованы «достижения» в сфере внешнеэкономической деятельности.
Также занимались улучшением условий работы малого и среднего бизнеса (см. приложение 3).
19. Узбекистан ввел ограничения на денежные переводы в Таджикистан и Киргизстан, отправители из Узбекистана не могут осуществить денежные переводы в Таджикистан и Киргизстан в течение последних двух месяцев, в результате чего они вынуждены осуществить перевод денег через третьи страны, теряя порядка больше процентов от общей суммы перевода. Представители Национального банка Узбекистана говорят, что ограничения переводов денег в Таджикистан и Киргизстан введены «по техническим причинам».[23]
20. Узбекистан в 2010 году увеличил производство сахарного песка на 4% по сравнению с 2009 годом, в стране произведено 286,1 тыс. тонн сахарного песка.[24]
21. Узбекистан предложил Туркменистану создать полноценный режим свободной торговли для развития сотрудничество между хозяйствующими субъектами. Предприятия Узбекистана готовы поставлять в Туркменистан высококачественную продукцию, включая сельскохозяйственную технику, легковые и грузовые автомобили, автобусы, электрохимическую и химическую продукцию, строительные материалы и другие.[25]
По данным Госкомстата Узбекистана, в 2010 году объем товарооборота между Узбекистаном и Туркменистаном составил $195,5 млн. (+5,6%). Как отмечалось на заседании, будут задействованы все возможности для дальнейшего увеличения, данного показателя. Узбекистан экспортирует в Туркменистан услуги, продовольствие, механическое оборудование, транспортные средства, стекло, черные металлы и изделия из них, оптические инструменты, химическую продукцию. Из Туркменистана в Узбекистан импортируется пластмасса и пластмассовые изделия, услуги, минеральные вещества, неорганическая химическая продукция.
22. Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз» в 2011-2020 годах осуществит комплексное обустройство газовых месторождений Газлинского региона.
Стоимость данного проекта, включенного в Государственную инвестиционную программу на 2011 год, составляет $1 002,9 млн. В рамках проекта планируется разрабатывать пять месторождений Газлинского региона. Согласно программе, реализация данного проекта позволит добывать до 5 млрд. кубометров газа в год.[26]
23. Производство хлопка-волокна в Узбекистане в январе-декабре 2010 года увеличилось на 7,5% по сравнению с 2009 годом до 1,125 млн. тонн, по данным Госкомстата. Узбекистан произвел 185,8 тыс. тонн хлопчатобумажной пряжи в отчетном периоде, что на 19,6% больше по сравнению с январем-декабрем 2009 года. Объем производства трикотажных изделий в Узбекистане в 2010 году вырос на 50% по сравнению с 2009 годом до 50,5 млн. штук. В отчетном периоде, предприятия Узбекистана также выпустили 21,052 тыс. тонн трикотажного полотна (+71,3%) и 83,6 млн. квадратных метров хлопчатобумажной ткани (-0,7%).[27]
24. Доля энергоносителей в общем объеме экспорта Узбекистана в 2010 году составила 24,8% против 34,2% в январе-декабре 2009 года.После энергоносителей, вторым крупным экспортной статьей Узбекистана стал хлопок-волокно, на долю которого в отчетном периоде пришлось 11,3% экспорта Узбекистана (8,6% в январе- декабре 2009 года). Продовольственные товары заняли третье место с долей 9,7% в январе-декабре 2010 года против 6% в аналогичном периоде 2009 года, сообщает Госкомстат Узбекистана. Доля химической продукции в экспорте составила 5,1%, черных и цветных металлов – 6,8%, машин и оборудования – 5,5%. Основными статьями импорта оставались машины и оборудование, доля которых в импорте составила 44,1% (56,5%). Узбекистан также импортировал химическую продукцию и изделия из нее – 14,3%, продовольственные товары – 10,9%, черные и цветные металлы – 8,4% и услуги – 4,7%, а также энергоносители и нефтепродукты – 6%.[28]
25. Внешнеторговый оборот Узбекистана за январь-декабрь 2010 года составил $21,844 млрд. (рост 3%), в том числе по странам СНГ – $9,425 млрд. и по другим странам – $12,42 млрд. При этом, $13,044 млрд. от общего объема внешнеторгового оборота составили экспортные и $8,8 млрд. – импортные операции. Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ в 2010 году вырос на 17,7 процента, до $9,425 миллиарда. Объем экспорта Узбекистана в страны СНГ вырос с $3,921 миллиарда в 2009 году до $5,899 миллиарда в 2010-м. Рост составил 50,4 процента. Основными торговыми партнерами Узбекистана в странах СНГ стали Россия ($6,378 миллиарда), Казахстан ($1,808 миллиарда) и Украина ($552,3 миллиона). При этом 75,29 процента от общего объема экспорта и 54,92 процента импорта в отчетном периоде приходятся на долю РФ.[29] Самый низкий объем товарооборота приходится на Армению ($5,9 миллиона), Молдову ($13,3 миллиона) и Азербайджан ($47,4 миллиона). Внешнеторговый оборот Узбекистана в 2010 году составил $21,844 миллиарда (рост — 3 процента).
Наиболее интересные публикации
Приложение 1
Не дать себе засохнуть. Международная политика в ЦА завязана на вопросе справедливости распределения водных ресурсов[30]
Государственный визит Нурсултана Назарбаева в Китай, который состоялся на прошлой неделе, по праву называют прорывным, поскольку Казахстан и КНР заключили семь новых соглашений.
Они касаются проблемы трансграничных рек, которую несколько лет поднимала наша республика. Страны Центрально-Азиатского региона столкнулись с проблемой водного баланса между соседями давно. В ближайшие десятилетия она станет актуальной уже для всего мира. Согласно прогнозам ученых, к 2025 году более 80 процентов мирового населения будет проживать в странах с высоким и крайне высоким водным стрессом. В нашей стране семь из восьми бассейнов главных рек являются трансграничными. Более 40 процентов ежегодных возобновляемых ресурсов поверхностных вод поступает с территории соседних государств. Поэтому обеспеченность водой является одной из стратегических государственных задач, обозначенных в послании главы государства народу Казахстана.
На прошлой неделе состоялся трехдневный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китай. Обе стороны подписали межправительственное соглашение о трансграничных реках, что является особенно деликатным вопросом, поскольку Китай потребляет большое количество воды для развивающейся нефтяной промышленности в западном Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Правительство Казахстана дало свое согласие, однако Казахстан и Россия обеспокоены тем, что откачивание воды Китаем приведет к катастрофическим экологическим последствиям для казахстанских и российских городов возле китайской границы. Осознание особой роли воды и ее исключительной социальной значимости в аспекте прав человека на безопасную и достаточно чистую воду стало основой для решения проблемы обеспечения водной безопасности. Вода признана чрезвычайно ограниченным и ценным природным ресурсом, являющимся достоянием для настоящего и будущего поколений.
Глобальная ценность
По мнению российского профессора-политолога М.М. Лебедевой, одним из актуальных вопросов, связанных с проблемой водных ресурсов, сегодня является проблема регулирования использования трансграничных водотоков. Большая часть мировых водных ресурсов пересекают национальные границы. В отчете ООН за 2003 год «Water for People, water for Life» отмечено, что третья часть из существующих в мире 263 трансграничных водных бассейнов разделяют более двух стран, а 19 – пять и более; одна река Дунай протекает на территории 18 государств. Многие страны Африки и Ближнего Востока более чем наполовину зависят в своих потребностях от «зарубежной» воды.
Глобальное водопотребление в мире с каждым годом растет. В странах, испытывающих высокий и крайне высокий водный стресс, на начало XXI века проживает более 70 процентов населения Земли (в 1950 г. крайне высокого водного стресса не испытывала ни одна страна в мире). Водный стресс означает ситуацию большого дефицита воды, использование государством более 40 процентов имеющихся ресурсов, причем вода часто используется с интенсивностью, превышающей естественное восполнение; дефицит воды препятствует экономическому развитию страны.
Согласно прогнозам ученых Кембриджского университета, к 2025 году ситуация может еще более обостриться и более 80 процентов мирового населения будет проживать в странах с высоким и крайне высоким водным стрессом. Одна треть этих стран будет испытывать катастрофический стресс, где использование имеющихся водных ресурсов превысит показатель в 60 процентов.
Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 года, Конвенция о праве использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1997 года, обязывают рассматривать «обеспечение использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие». В решениях ООН подчеркивается, что «государства водотока сотрудничают на основе суверенного равенства, территориальной целостности, взаимной выгоды и добросовестности». В случае нанесения ущерба должны приниматься все меры по его ликвидации или уменьшению, а при необходимости ставится вопрос о компенсации. Согласно основополагающим требованиям вышеуказанных конвенций ООН со стороны авторитетных международных экспертов должны быть даны гарантии, что сооружение гидротехнических объектов не будет иметь непоправимых экологических последствий, не нарушит сложившийся баланс использования водотока трансграничных рек всеми государствами, расположенными в их бассейне.
В странах Центральной Азии все крупные реки являются трансграничными. Киргизстан – единственная страна, водные ресурсы которой формируются на собственной территории, все остальные страны региона в той или иной мере зависят от поступления воды с территорий сопредельных государств. Особенно сложная ситуация характерна для Узбекистана и Туркменистана, почти 90 процентов их возобновляемых водных ресурсов поступает извне. В этом отношении и Казахстан является водозависимой страной, поэтому проблема использования трансграничных рек для нас является в высшей степени приоритетной.
Водный мир
В нашей стране семь из восьми бассейнов главных рек являются трансграничными. Более 40 процентов ежегодных возобновляемых ресурсов поверхностных вод поступает с территории соседних государств. Развитие экономики Казахстана как в целом, так и в разрезе территориально-промышленных комплексов, областей и отдельных городов во многом зависит от обеспеченности страны водой. Поскольку почти половина водных ресурсов Казахстана формируется вне его территории, без преувеличения можно сказать, что вода становится стратегическим инструментом международных отношений с соседними государствами.
Представитель ПРООН в Казахстане Стелиана Недера сообщает, что совместно с комитетом водных ресурсов Министерства сельского хозяйства РК с 2004 по 2008 год выполнен проект по разработке национальной программы интегрированного управления водными ресурсами, в рамках которого было создано восемь бассейновых советов. Была оказана экстренная техническая помощь в разработке стратегии достижения целей тысячелетия по вопросу доступа к воде и санитарии. Подчеркнуто, что создание в Казахстане бассейновых советов свидетельствует о том, что страна стремится к интегрированному управлению водными ресурсами (ИУВР) – подходу, общепринятому в международном масштабе. Управление водными ресурсами в республике основано на бассейновом принципе. В Казахстане 8 речных бассейнов: Балхаш-Алакольский, Шу-Таласский, Арало-Сырдарьинский, Урало-Каспийский, Тобол-Торгайский, Ишимский, Иртышский и Нура-Сарысуйский. В Казахстане с населением более 16 млн человек, 43 процента которого проживают в сельской местности, 8 водных бассейнов, 7 из которых – трансграничные. Обеспеченность водой является одной из стратегических государственных задач. Поэтому в нынешнем послании президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» актуализированы вопросы обеспечения казахстанцев качественной питьевой водой, что является важнейшим условием улучшения здоровья народа. Работа по обеспечению качественной питьевой водой была начата 8 лет назад, и в настоящее время в республике реализуется отраслевая программа «Питьевые воды». В послании отмечено, что доступ к централизованному водоснабжению в сельских населенных пунктах вырос до 41 процента, в городах – до 72 процентов. Количество людей, пользующихся привозной водой, уменьшилось в 4 раза.
Природа Центрально-Азиатского субрегиона очень хрупкая. Экстремальный климат делает экосистемы субрегиона чрезвычайно уязвимыми. Более 60 процентов засушливых земель Центральной Азии подвержены опустыниванию. В решении важных для человека проблем исследования и охраны водных ресурсов допускается немало грубых просчетов, главный из которых – загрязнение в больших масштабах рек и озер. Именно в этом заключается основная угроза истощения водных ресурсов. Каждый кубометр сточных вод, сброшенный в реки и озера, загрязняет десятки кубометров чистых речных и озерных вод. Воды может быть много, но если она загрязнена, то пользы от такой воды мало, ее нельзя использовать, она является угрозой для здоровья людей.
Многие экологические проблемы, возникающие в Центральной Азии, имеют региональный характер и могут быть решены более эффективно и с меньшими затратами при сотрудничестве государств. Шаги, предпринимаемые государствами Центральной Азии, вызванные экологической катастрофой в бассейне Аральского моря, показывают взаимную выгоду совместных действий.
Такой подход к проблеме воды создает объективные предпосылки для справедливого распределения и разумного использования водных ресурсов международных рек, имея в виду определенные различия стран в их экономическом развитии и, следовательно, уровнях сложившегося и перспективного водопользования. Рассматривая с этих позиций вопросы совместного использования трансграничных вод, следует подчеркнуть (из международных норм), что каждая страна должна иметь равные права для доступа к качественной воде и какие-либо природные, экономические и технические преимущества одной стороны не должны противопоставляться интересам другой. Имеющиеся данные в целом убедительно показывают необходимость срочного пересмотра стратегии использования трансграничных рек с тем, чтобы в низовьях гарантировать необходимый объем воды для обеспечения жизнедеятельности населения и сохранения экосистемы.
По оценке специалистов водного хозяйства республики, уже в ближайшие годы при росте экономического потенциала страны, основанного на освоении богатых минерально-сырьевых, топливно-энергетических и земельных ресурсов, возникнет серьезная проблема с водообеспечением. В этой ситуации для Казахстана особую важность обретает вопрос использования вод трансграничных рек, их деление с сопредельными государствами на принципах международного права и взаимного сотрудничества. В Водном кодексе Республики Казахстан в статье 143 «Механизм межгосударственного сотрудничества в области использования и охраны трансграничных вод» говорится, что «обеспечение использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие».
Проблема трансграничных рек была одной из наиболее острых в отношениях между странами–участницами ШОС, а в особенности Казахстана и Китая. Две крупные реки, Иртыш и Или, берут начало на территории Китая, протекают по территории Казахстана, а Иртыш и по России. Для юго-востока Казахстана эти реки являются основой системы водопользования, если объем воды в них уменьшится, это создаст серьезнейшие проблемы в сфере сельского хозяйства, гидроэнергетики, промышленности, экологии. В отношениях с Китайской Народной Республикой на первом этапе необходимо подписание двустороннего соглашения в сфере совместного использования трансграничных водных ресурсов. Дальнейшее развитие отношений предполагает формирование совместной водной комиссии, подписание трехстороннего (Казахстан, Россия, Китай) соглашения по использованию и охране ресурсов р. Иртыш, создание системы совместного мониторинга как количественных, так и качественных показателей вод, изучение их состояния, тенденций изменения, а также оперативный обмен информацией.
Китайский баланс
В декабре 2009 года в Астане прошли казахстанско-китайские переговоры на высшем уровне между главой нашего государства Нурсултаном Назарбаевым и председателем КНР Ху Цзиньтао. В ходе переговоров председатель КНР сделал важное политическое заявление относительно совместного использования трансграничных водных ресурсов: «Китай никогда не пойдет на меры, ущемляющие интересы Казахстана и вопросы совместного использования трансграничных водных ресурсов».
Госсекретарь РК, министр иностранных дел Канат Саудабаев, выступая в феврале 2010 года в Академии общественных наук КНР, отметил, что «в 2001 году между Казахстаном и Китаем было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек, действует совместная комиссия в области использования и охраны трансграничных рек. Ведется работа по согласованию проекта соглашения о контроле качества вод трансграничных рек и предупреждении их загрязнения, подготовке проекта соглашения по вододелению».
Государственный визит президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Китайскую Народную Республику стал успешным, и это касается соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики об охране качества вод трансграничных рек.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, находясь в городе Тяньцзинь, подводя итоги своего государственного визита в Китайскую Народную Республику, сказал: «Считаю, этот государственный визит был особенно прорывным с точки зрения решения актуальных вопросов. Вопросы трансграничных рек давно стояли на повестке дня. Наконец мы подписали соглашение о том, что качество воды на реках Или и Иртыш с обеих сторон будет четко отслеживаться. На повестке – справедливое водоотделение. Я надеюсь, мы решим этот вопрос в ходе визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Казахстан в июне этого года».
Таким образом, в долгосрочной перспективе система управления трансграничными водотоками должна быть поднята на качественно новый уровень, что будет способствовать экономически эффективному и экологически безопасному использованию водных ресурсов и развитию социально-экономического межгосударственного сотрудничества Республики Казахстан и Китайской Народной Республики.
Приложение 2
Бюджет-2011: Жить по лжи?[31]
Киргизстан на пороге принятия окончательного варианта республиканского бюджета на 2011 год. Пока депутаты и правительство в буквальном смысле бьются за государственную казну, превращая порой зал заседаний парламента в цирковую арену, эксперты изучают документ и приходят к выводу: страну в очередной раз обманывают. В общем, получается, что кулачный бой чиновников — не более чем шоу, а проект бюджета — плохо написанная сказка.
Бумага все стерпит
Чтобы не запутаться, напомним, что проект бюджета на 2011 год в Киргизстане переписывали четыре раза, то есть чиновники вносили в него изменения и дополнения на миллиарды сомов. В последний раз поиздевались (иначе не назвать) над проектом в конце января 2011-го, когда учли суммы затрат на повышение окладов врачам, учителям и работникам культуры. С депутатских трибун и на уличных митингах чиновники, конечно, услышали робкую критику о раздутости бюджета, но проигнорировали ее, вогнав очередной гвоздь в гроб благосостояния страны.
На самом же деле увидеть цинизм властей в лице главных составителей бюджета — работников Министерства финансов — просто, что и сделал эксперт, главный государственный инспектор Счетной палаты КР Абдималик Кудайбердиев. Ему всего и понадобилось, что взять в руки неоднократно переделанный проект и Закон КР «Об основных принципах бюджетного права», который в парламенте и правительстве, видимо, выкинули в урну.
Согласно анализу Абдималика Кудайбердиева, доходы бюджета в последнем варианте проекта по сравнению с предыдущими дают разницу в миллиарды сомов. И впрямь, если 17 декабря 2010 года доходы страны оценили в 61,08 миллиарда, то уже 26 января 2011-го цифра выросла более чем на 7 миллиардов сомов — до 68,45. Эксперт приходит к выводу, что если за такой короткий срок в республике изыскиваются столь крупные суммы, то какой вывод вообще можно сделать о принципах формирования бюджета в Киргизстане?
Впрочем, ответ чиновников на претензии аналитика предположить нетрудно — последствия прежнего режима, некомпетентное руководство в Минфине и так далее.
Но тогда что ответят составители проекта на еще одно, пожалуй, самое главное замечание эксперта Кудайбердиева: в доходах бюджета указывается такая статья, как «Доходы с официальными трансфертами», то есть со средствами, переданными бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе. Для каждого начинающего финансиста, который более или менее знаком с киргизским законодательством, ясно, что таким образом в проекте грубо нарушаются правила составления бюджета.
Согласно Закону КР «Об основных принципах бюджетного права», в статье «Доходы» отображаются налоговые, неналоговые и другие поступления, но никак не внешние и внутренние источники финансирования дефицита бюджета. То есть, включив в доходную часть займы и кредиты, составители проекта нарушили закон. Но что самое циничное — таким образом, они автоматически увеличили суммы доходов бюджета в 2011 году! И многие не сомневаются — чиновники это сделали умышленно.
А теперь еще одна новость для тех, кто не читал закон. Согласно правилам формирования бюджета, в его расходной части не учитываются траты, связанные с погашением кредитов, полученных на финансирование дефицита бюджета. То есть все, что связано с внутренними и внешними заимствованиями, в проекте должно быть прописано отдельными статьями и не включаться в основные доходы и расходы казны. Но чиновники в Киргизстане поступили хитро — они посчитали одни и те же кредиты и гранты в основных суммах доходов и расходов, а потом эти же средства… выделили в отдельную статью. То есть сознательно уменьшили дефицит бюджета почти в 2 раза.
Ну мы и попали!
Именно к такому выводу придут, вероятно, граждане страны, когда узнают суммы, высчитанные не кем-то, а главным государственным инспектором Счетной палаты Киргизстана Абдималиком Кудайбердиевым на основании Закона КР «Об основных принципах бюджетного права».
Исходя из расчетов эксперта, который, напомним, опирался на данные Министерства финансов КР, получается, что реальный дефицит бюджета Киргизстана в 2011 году с учетом погашения основной суммы внешнего и внутреннего долгов составляет 43,267 миллиарда сомов, то есть фактически в 2 раза больше, чем заявляли народу чиновники с высоких трибун!
Отдельного внимания заслуживают расчеты эксперта в отношении внутреннего и внешнего долгов Киргизстана.
По данным Минфина, объем внутреннего долга составляет 8,6 миллиарда сомов. Национальный банк, являясь агентом правительства КР по продаже государственных казначейских обязательств, получает доходы от бюджета в виде процентов. Согласно первому декабрьскому проекту бюджета, проценты составят 908,6 миллиона сомов, согласно январскому — уже 913,15 миллиона. При этом в проектах предусматривается отчисление Нацбанком КР прибыли в бюджет страны в 2011 году в размере 1,3 миллиарда сомов. Напомним, что расходы бюджета за проценты по обслуживанию внешнего долга в 2011-м составят 2,229 миллиарда сомов. Получается, что в результате от деятельности НБ КР бюджет получает отрицательный доход?
Объем внешнего долга, по данным чиновников, составляет $2,618 миллиарда, что эквивалентно примерно 125 миллиардам сомов, или в 12 раз превышает объем внутреннего долга. Эксперт Кудайбердиев отмечает, что цифры эти приводятся Министерством финансов страны по состоянию на сентябрь 2010 года, то есть в их достоверности уже можно усомниться. Но даже если взять за основу эти суммы, только в 2011-м страна вынуждена выплатить по заимствованиям совсем не малые суммы.
Аналитик Кудайбердиев приходит к выводу, что принятие парламентом нынешнего проекта бюджета влечет за собой удвоение внешнего долга за счет покрытия источников дефицита, ведь к концу 2011 года внешний долг составит уже более $4 миллиардов.
Или коррупция сильная, или борьба слабая
Кто старое помянет, тому глаз вон, как говорится. Но мы все вспомним обещания кандидатов в депутаты, пришедших ныне к власти, — уже в ближайшие годы сделать Киргизстан процветающей страной. Одни партийцы цинично и нагло отказались от своих же слов, заявив, что их заверения не так поняли, другие и вовсе забыли о том, что сулили.
В этой связи напомним предвыборную платформу СДПК, которая обещала только за счет обеспечения полной прозрачности налоговых и таможенных органов увеличить доходную часть бюджета в 1,5-2 раза. Где те деньги? А ведь если бы социал-демократы сдержали слово, получилось бы дополнительных 15 миллиардов сомов. Но пока в Государственной таможенной службе повышают лишь бонусы руководству, а не отчисления в бюджет.
Отдельного внимания заслуживает и работа государственных органов, численность сотрудников в которых обещают сократить вот уже 12 лет. Но расходы на содержание аппарата, в том числе президентского, правительственного и парламентского, растут с каждым годом.
Возникает и еще вопрос: почему в бюджете на 2011 год нигде не учтены доходы, которые якобы возвращают в казну государства Счетная палата, Генеральная прокуратура и Государственная финансовая полиция? Ведь каждое из этих ведомств в отчетах ежегодно рапортует о 4-5 миллиардах сомов выявленных средств, которые у государства отняты незаконно. В проекте же бюджета значатся только деньги, снятые государством со счетов «АзияУниверсалБанка».
Зачем нам такой закон?
Накануне новый министр финансов намекнул депутатам парламента, что Закон КР «Об основных принципах бюджетного права» неправильный. Невольно задаешься вопросом: а может быть, министр у нас неправильный, а заодно и более сотни депутатов? Иначе почему проект бюджета принят вот уже во втором чтении со столь лживыми цифрами, о которых мы упоминали выше?
Помнится, члены временного правительства КР и его представители еще летом 2010 года успокаивали журналистов: мол, нет ничего страшного в том, что проект бюджета в стране никем еще не принят и особо не рассматривался. Теперь же, когда появилась когорта новых депутатов и на дворе уже весна 2011-го, все вдруг очухались. Проект принимается в спешке, и никто в него особо не вчитывается. А ведь формирование бюджета — целая наука, которая с трудом дается даже экономистам. По мнению экспертов, из 120 депутатов парламента Киргизстана можно по пальцам перечесть тех, кто в этом вообще что-то смыслит.
Решатся ли правительство и Жогорку Кенеш переписать проект бюджета республики по закону, чтобы увидеть и позволить увидеть другим объективную картину, — вопрос, предполагающий, скорее, отрицательный ответ. Как тут не вспомнить эссе Солженицына «Жить не по лжи!», где он писал как будто про киргизских чиновников: «Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков — только бы не расстроить своего утлого существования».
Приложение 3
С целью расширения доступа малого бизнеса и частного предпринимательства к кредитным, сырьевым ресурсам, а также системе государственных закупок 7 февраля текущего года было принято постановление главы государства «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса».[32]
Как сообщает пресс-служба Министерства финансов Узбекистана, данный нормативный документ определяет конкретный механизм, позволяющий на практике облегчить доступ малого бизнеса к участию в государственных закупках за счет установления для них специальных квот. Кроме этого, постановление Президента Республики Узбекистан предусматривает поэтапное введение прозрачной электронной системы размещения государственных заказов на закупку продукции, работ и услуг среди предприятий этого сектора экономики. Реализация постановления будет способствовать повышению эффективности использования средств как республиканского, так и местных бюджетов, а также развитию добросовестной конкуренции на товарных рынках.
Надо отметить, что постановление не только облегчает доступ субъектов малого бизнеса к государственным закупкам, но предоставляет им даже определенные преференции.
Так, с 1 апреля устанавливается порядок, в соответствии с которым при проведении тендеров по государственным закупкам, при прочих равных условиях, предпочтение отдается субъектам малого бизнеса. Кроме того, отбор подрядной организации для выполнения работ по строительству и реконструкции объектов со стоимостью до 500 миллионов сумов, финансируемых за счет средств Государственного бюджета и иных централизованных источников, осуществляется исключительно среди субъектов малого бизнеса.
Для обеспечения выполнения задач, указанных в постановлении Президента, при Кабинете Министров создана правительственная комиссия по государственным закупкам, рабочим органом которой является Казначейство Министерства финансов Узбекистана.
Помимо осуществления контроля за целевым и рациональным использованием средств Государственного бюджета и иных централизованных источников, направляемых на осуществление государственных закупок, соблюдения законодательства в этой сфере, на комиссию возложена задача по созданию благоприятных условий для активного и масштабного вовлечения субъектов малого бизнеса в процесс государственных закупок. Комиссия также должна содействовать повышению квалификации представителей всех субъектов, участвующих в тендерных (конкурсных) и биржевых торгах, внедрению общепринятых международных норм и стандартов.
Немаловажно, что постановление предусматривает не только доступ большего числа предпринимателей к государственным закупкам, но и более широкую поддержку их производственной деятельности, для чего при Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже (УзРТСБ) будет создан Центр по продвижению продукции субъектов бизнеса.
УзРТСБ совместно с Учебным центром при Министерстве финансов будут обеспечивать организацию курсов по повышению квалификации представителей малого бизнеса и частного предпринимательства, что позволит им более детально ознакомиться в том числе и с процедурами участия и проведения тендерных торгов.
Согласно вышеуказанному постановлению, все организации, осуществляющие государственные закупки за счет централизованных источников, обязаны размещать на специальном информационном портале объявления о предстоящих закупках не менее чем за 30 дней до даты закупок поставщиком необходимых товаров, работ или услуг, что также обеспечивает прозрачность государственных закупок. Данный портал будет создан в Центре по продвижению продукции.
Государственные закупки отдельных видов товаров (работ, услуг), перечень которых будет определен правительственной комиссией по государственным закупкам, по одному контракту на сумму в эквиваленте от 300 долларов до 100 тысяч долларов США будут осуществляться посредством электронных торгов, организуемых Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. А чтобы обеспечить к ним доступ всех заинтересованных сторон, будет создана сеть торговых площадок и брокерских контор, расположенных в местах, наиболее удобных как для субъектов малого бизнеса, так и для бюджетополучателей.
В структуре Главного контрольно-ревизионного управления Министерства финансов создается специальный Отдел контроля за проведением тендерных (конкурсных) торгов по государственным закупкам, на который возлагаются функции выявления торгов с признаками фальсификации, сговора, наличия коррупционных связей между участниками торга или проведения фиктивных тендерных (конкурсных) торгов.
При этом согласно постановлению на руководителей органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих централизованные закупки для своих подразделений, возлагается персональная ответственность за организацию и эффективность осуществления государственных закупок и обеспечение выполнения требований соответствующего законодательства.
[1] Курсивом выделены авторские комментарии А.А. Мигранян
[2] Источник: ИА «Новости-Казахстан»
[3] Российский рубль укрепился более чем на три процента, юань тоже продолжает укрепляться.
[4] Источник: Казинформ
[5] Источник: Казинформ
[6] Источник: Казинформ
[7] URL: http://www.24.kg/economics/93585-v-kyrgyzstane-laquov-celyax-legalizacii-tenevogo.html
[8] МДС — бизнес-ассоциация, объединяющая более 100 местных и иностранных инвесторов, общий инвестиционный вклад которых в экономику Кыргызстана превышает $1 миллиард, тесно работающая с правительством и парламентом Кыргызской Республики на протяжении более 10 лет.
[9] URL: http://www.24.kg/economics/93619-mds-kyrgyzstana-nametilas-opasnaya-tendenciya.html
[10] URL: http://www.24.kg/economics/93914-v-kyrgyzstane-v-2010-godu-vyrabotano-okolo-12.html
[11] URL: http://www.24.kg/economics/94010-askarbek-shadiev-u-kyrgyzstana-ostalsya.html
[12] URL: http://www.24.kg/economics/93891-v-kyrgyzstane-prodolzhayut-dorozhat-pshenica-i.html
[13] Данные пресс-службы Центра транзитных перевозок «Манас»
[14] Источник Eurasianet.
[15] Лимит на энергопотребление в Таджикистане официально был введён в начале ноября 2010 года. Ограничение не коснулось Душанбе, областных центров, а также городов Куляб, Нурек, Рогун, Кайраккум, Чкаловск, Турсунзаде, Сарбанд и жизненно важных объектов. в Таджикистане ежегодно вводится лимит на энергопотребление осенью и до весны следующего года.
[16] Источник ИА «Азия-Плюс»
[17] Ежегодная выработка электроэнергии на самой крупной в стране Нурекской ГЭС составляет в среднем 12 млрд. кВтч. Модернизация Нурекской ГЭС путем замены колес на гидроагрегатах началась в 2009 году. Это позволит увеличить мощность станции и обезопасить ее эксплуатацию. Установленное в 2009 году первое гидроколесо для турбины агрегата №3 позволило увеличить мощность генератора со 150 МВт до 335 МВт. Агрегату №8, на котором новое колесо было установлено в 2010 году, ещё предстоит пройти госкомиссию.
[18] Источник ИА «Азия-Плюс»
[19] Источник ИА «Азия-Плюс»
[20] Ежегодно из Казахстана в Таджикистан экспортируется более 600 тысяч тонн муки и пшеницы. Источник НИАТ «Ховар»
[21] Источник НИАТ «Ховар»
[22] Источник НИАТ «Ховар»
[23] В 2010 году объем денежных переводов в Узбекистан составил 1,7 млрд. долларов США, однако об объемах денежных переводов из этой страны неизвестно. Источник персидская служба Би-Би-Си. Постоянный адрес статьи — http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1297929420
[24] По данным Государственного комитета статистики Узбекистана
[25] Источник «UzDaily.uz»
[26] Проект будет финансироваться за счет собственных средств НХК «Узбекнефтегаз» в размере $685,5 млн., кредита Фонда реконструкции и развития Узбекистана – $159 млн., и иностранных кредитов – $158,4 млн.
Газовое месторождение Газли — одно из самых крупных в Бухаро-Хивинском регионе, эксплуатируется с 1961 года. Первоначальные запасы газа — около 500 млрд. кубометров. В настоящее время газовые запасы месторождения истощены. Источник «UzDaily.uz»
[27] Источник «UzDaily.uz»
[28] По данным Госкомстата Узбекистана
[29] По данным Госкомстата Узбекистана — http://www.uzdaily.uz/articles-id-5826.htm
[30] А. БАЛАПАНОВА, профессор кафедры политологии факультета философии и политологии КазНУ им. Аль-Фараби — Источник — Литер
[31] Бишкек – ИА «24.kg», Ю. МАЗЫКИНА, URL: http://www.24.kg/economics/93996-byudzhet-2011-zhit-po-lzhi.html
[32] Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz)