Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Перспективы формирования единого рынка ЕАЭС и позиция Республики Беларусь


В конце апреля в Институте стран СНГ состоялось заседание Экспертного клуба, круглый стол «Перспективы формирования единого рынка ЕАЭС: расширение сфер сотрудничества».

В рамках мероприятия обсудили наполнение положений Договора о создании Евразийского экономического союза, процессы унификации и согласования экономической политики, первые шаги по формированию отраслевых рынков ЕАЭС, и баланс национальных интересов стран-участниц в этом процессе.

С докладом «Перспективы формирования единого рынка ЕАЭС и позиция Республики Беларусь» выступил зав. отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.

Реализация интеграционных планов в рамках ЕАЭС намечена в течение ближайшего десятилетия.

Так, единый фармацевтический рынок и рынок медицинских изделий в рамках ЕАЭС заработает с 1 января 2016 года, общий рынок электроэнергии начнет работать с 2019 года, единый рынок нефти, газа и общий финансовый рынок только с 2025 года. Такой постепенный путь сближения вполне оправдан с точки зрения национальных интересов, поскольку определяется разными экономическими потенциалами стран – участниц и учитывает особенности их экспортно-импортной и финансовой политики.

Белоруссия связывает вполне определенные надежды с вхождением в Евразийский экономический союз, который является шестой экономикой в мире с совокупным ВВП около 3 трлн. долларов США и более чем 170–миллионным рынком.

Республика Беларусь стала первой страной, председательствующей в этом интеграционном объединении, и заявила, что в этом качестве будет внимательно отслеживать процесс разработки концепций формирования общих рынков энергоносителей и программы поэтапной либерализации транспортных услуг.

Республика Беларусь стремится побудить страны–партнеры по ЕАЭС как можно быстрее перейти на формат единого рынка нефти и газа. Общим местом стало требование Минска установить в рамках ЕАЭС равные правила игры для субъектов хозяйствования, включив в нормативную базу союза положение об устранении изъятий в вопросах торговли нефтью и нефтепродуктами. Правительство РБ беспокоит и то, что льготная цена для Белоруссии на природный газ никак не прописана в документах по созданию ЕАЭС, т.е. с правовой точки зрения никак не гарантирована.

Белорусская сторона настаивает на том, что ЕАЭС должен основываться на принципах полноценного Таможенного союза, где свобода движения товаров сочетается с отсутствием каких-либо ограничительных мер. В этой связи правительство РБ считает правомочным с момента запуска программы ЕАЭС отказаться от перечисления в бюджет России вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Проявляет интерес Белоруссия и к потенциальным поставкам казахстанской нефти на свои нефтеперерабатывающие заводы . Соответствующие переговоры на уровне правительственных делегаций РБ и Казахстана ведутся с ноября 2012 года, когда был подписан меморандум о работе в области нефтегазового комплекса. Планировалось, что казахстанская сторона определит месторождения нефти на своей территории, где бы разведка и добыча могла вестись с использованием белорусских технологий. Формирование единого рынка ЕАЭС, по мнению ряда высокопоставленных чиновников РБ, должно придать мощный дополнительный импульс реализации этой программы альтернативного российскому импорта нефти в республику. Однако для этого необходимо принять пакет документов, который закреплял бы за странами-участницами ЕАЭС равные условия и доступ к совместному использованию сети нефтепроводов, имеющихся на территории союза.

Большие надежды государственно-политическое руководство республики возлагает на достижение в рамках единого рынка ЕАЭС преимущества по продажам с высокой добавленной стоимостью кормовых добавок, белков и консервантов кормов, заменителей молока и препаратов из плазмы крови, изготовленных в РБ по белорусским технологиям .

Совершенно иная картина, по мнению Фадеева, складывается вокруг понимания в Минске возможностей ЕАЭС в сфере инновационного сотрудничества, прежде всего получения и освоения республикой новых зарубежных технологий. Здесь белорусское правительство по-прежнему придает приоритетное значение сотрудничеству со странами Европейского союза, явно рассчитывая на заимствование новых технологий, активно разрабатываемых и внедряемых в рамках концепции «технологическая Европа».

В этом отношении России, как лидеру Евразийского экономического союза, предложить Белоруссии пока почти нечего: экспортная специализация РФ выглядит однобоко – это топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, машины и оборудование, из которых лишь 12-14% соответствуют лучшим зарубежным аналогам. В структуре российского импорта в Республику Беларусь в последние годы, как известно, преобладало сырье — нефть и нефтепродукты, природный газ и черные металлы.

Докладчик обратил внимание на то, что белорусская сторона настойчиво продвигает идею «товара Евразийского экономического союза», в сущности, предлагает снять всяческий контроль за передвижением со своей территории партий товаров, пересекающих границы стран – участниц ЕАЭС, отнеся их к категории товаров внутреннего производителя.

Минск, с одной стороны, требует от России и Казахстана в срочном порядке возобновить активную работу над списком изъятий и ограничений, существующих в Евразийском экономическом союзе (отражающих на самом деле национальные интересы этих двух стран). С другой – крайне встревожен решением президента России Владимира Путина (10.03.2015) поручить правительству и Центральному банку РФ разработать меры по созданию в перспективе валютного союза стран – участниц ЕАЭС.

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, внешнеторговый баланс страны за январь-февраль 2015 г. упал на 21,2% в сравнении с аналогичным периодом 2014 г. Самые значительные внешнеторговые потери РБ понесла на территории Евразийского экономического союза, с которым внешнеторговый баланс сократился на 35,1%, по отношению к январю-февралю 2014 г. (Оборот со странами Евросоюза за первые два месяца 2015 г. упал на 29,3%). По экспорту потери Белоруссии в ЕАЭС еще более существенны — за январь-февраль 2015 г. республика потеряла 39,2% по отношению к аналогичному периоду 2014 г. (Со странами ЕС РБ потеряла только 23,3%). При этом потери на российском рынке по экспорту составили 39,9% . Белстат специально подчеркнул, что отрицательная динамика тут не только сохраняется, но и увеличивается: с каждым месяцем Белоруссия все больше и больше теряет российский рынок.

Выводы из всего этого Минск может сделать не в пользу членства в ЕАЭС и активизировать западный вектор, а также попытаться наладить партнерство с акторами «дальней дуги», прежде всего странами Азии (КНР, Индия, Индонезия, Вьетнам, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия), доля торгово-экономического взаимодействия с которыми уже достигла порядка 13% . При этом Белоруссия может предложить поставки нефти и нефтепродуктов, калийных и азотных удобрений, экспортировать грузовые автомобили и тракторы, некоторые виды металлопродукции, химические волокна и нити, шины, мясомолочную продукцию, сахар и отдельные системы и элементы вооружения. Сдерживающим фактором наращивания экспорта выступает крайне низкий уровень наукоемкости продукции белорусских производителей – не более 1% .

Другим критически важным для республики аспектом является покрытие за счет внешних заимствований бюджетного дефицита. Инвестиционные проекты, существующие в рамках ЕАЭС, были ранее закреплены различными двусторонними межправительственными договорами, и обеспечиваются, как правило, предоставлением льготных российских кредитов. Что касается совместных масштабных инвестиционных проектов всех стран-участниц ЕАЭС, то такие не существуют даже в планах, как нет и единой инвестиционной политики, а также стратегии модернизации национальных экономик, предполагающую объединение инвестиционных ресурсов государств-членов ЕАЭС. В этом отношении Евразийский экономический союз как потенциальный донор белорусскую сторону привлечь не может.

В публичных выступлениях о развитии диалога Белоруссии с Евросоюзом президент РБ Александр Лукашенко предпочитает говорить довольно сдержано и осторожно. Однако Лукашенко, выступая 15 января 2015 года на заседании шестой внеочередной сессии Палаты представителей Национального собрания пятого созыва, заявил, что Беларусь будет целенаправленно идти на нормализацию отношений со странами Евросоюза и США.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.