Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Политолог Жарихин: Запад пытается наладить каналы поставок оружия через порты Украины

13:23 , 3 Июнь 2022
15
0


2 июня в Киеве заявили о том, что Украина готова разминировать свою акваторию для снятия зерновой блокады в случае, если страны НАТО защитят ее порты от России. Как заявил ФАН политолог, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, для разблокировки портов Украины Запад должен «играть в открытую», и создать вместе с Россией механизм тщательной проверки всех грузов. 

Как пишут украинские масс-медиа, «международные организации и западные политики бьют в набат по поводу нехватки продовольствия в мире». По их данным, все упирается в поставки зерновых с Украины и из России. Обе страны, если сложить их годовой экспорт, в последние годы занимали лидирующие места в мире по экспорту пшеницы. Также Украина обеспечивала 18% мирового экспорта кукурузы, и занимала ведущие позиции по ряду других видов зерновых. Также, по данным Киевской школы экономики, она контролировала около половины мирового экспорта подсолнечного масла.

Напомним, сейчас экспорт с Украины ограничен из-за морской блокады, введенной Россией на фоне военной спецоперации. В стране, по оценкам экспертов из США, хранится огромный объем в 20 миллионов тонн зерна (по данным ООН — 25 миллионов тонн). В 2021-м Украина экспортировала 27 миллионов тонн различных зерновых, в основном через морские порты, которые сейчас закрыты.

Западные аналитики указывают — этот гигантский объем зерна может испортиться в элеваторах, ведь оно не может храниться вечно. Кроме того, если не вывезти с элеваторов зерно прошлого урожая, то негде будет хранить украинское зерно нового урожая. Киев, Вашингтон и Брюссель ведут по этому поводу консультации, обсуждаются варианты транзита через Дунай, черноморские порты Румынии и Болгарии, Балтийское море и даже через Беларусь, с которой обещают за это снять часть санкций.   

Зерновая проблема осложняется тем, что Россия продает свое зерно по квотам, которое утверждает правительство РФ. В этом году квоты выданы на 11 миллионов тонн зерновых, из них 8 миллионов тонн — пшеница. Однако после начала военной спецоперации Россия заблокировала экспорт в страны ЕАЭС, и позволяет вывозить зерно только по утвержденным квотам, а также в Беларусь и ЛДНР. Как следствие, на мировом рынке возник серьезный дефицит пшеницы и других зерновых. При этом РФ выразила готовность до конца 2022 года экспортировать еще 25 миллионов тонн зерна. Но пока этих поставок нет, к тому же многие компании РФ находятся под санкциями, и мировые трейдеры не совсем понимают, как с ними работать.

Москва выдвинула два условия по зерновой деблокаде Украины. Это полное разминирование украинской акватории, а также снятие санкций с российских торговых судов, которые запрещено страховать (из-за этого их не обслуживают в иностранных портах). Главным препятствием для вывоза зерна из украинских портов являются установленные Украиной мины. Киев согласен разминировать акваторию за две недели, если страны НАТО «защитят порты от России». На этот шаг в Москве, разумеется, не согласятся ни при каких обстоятельствах. Но нет и признаков согласия Запада снять санкции с российских судов. По мнению аналитиков, механизм, способный обеспечить безопасный коридор для вывоза украинского зерна по морю, может быть согласован на переговорах в Стамбуле — в случае согласия Москвы и Киева.

По мнению российского политолога, замдиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, главное условие, при котором Россия может разблокировать зерновой экспорт с Украины — это твердые гарантии со стороны Запада, что он готов играть «в открытую».

«Для того, чтобы разблокировать вывоз зерна с Украины, лидерам стран Запада необходимо твердо договориться с Россией о создании механизмов проверки трюмов судов-сухогрузов и кораблей сопровождения. Прежде всего тех, которые идут формально пустыми в порты Украины, — отметил Жарихин. — По мнению экспертов, очень высока вероятность того, что таким образом западные страны попытаются наладить каналы поставок вооружения и боеприпасов Киеву. Причина очевидна — по морю, в трюмах кораблей, можно провезти несанкционированные виды оружия, а также огромное количество боеприпасов. Поэтому, в случае переговоров о зерновом транзите, не должно остаться ни одной «лазейки» для нелегального оружейного трафика, все суда должны тщательно проверяться по несколько раз».

Пока что, сообщил Жарихин, украинское зерно вывозится через дунайские порты Украины, Румынии и Молдовы.

Напомним, в последние недели в Черном море у устья Дуная образовался многодневный затор из-за украинского зерна. Более сотни судов дежурят в Черном море у румынского порта Сулина, ожидая проведения через Сулинский морской канал — самый удобный путь к дунайским портам Украины.

«Ранее Украина экспортировала через морские порты более 70% всех грузов на 47 млрд долларов. После начала спецоперации РФ у Киева остался доступ только к дунайским портам, которые сейчас испытывают четырехкратную нагрузку. При этом на Западе при вводе санкций против РФ ставили во главу угла политику, а не экономику. Однако этот антироссийский энтузиазм постепенно иссякает по мере того, как последствия санкций начинают бить по самому Западу», — отметил Жарихин.  

По мнению политолога, проблема блокировки украинского зерна вполне сознательно раздута на Западе до исполинских размеров.

«Это сильно напоминает «историю с унитазами» — информационную «утку» в начале операции. Тогда российских военных обвинили в том, что они «вывозят с Украины сантехнику, потому что в РФ нет своей». Столь же сильно преувеличено и значение украинского зерна — в реальности оно составляет всего 5% от мировых объемов, и его не так уж трудно заместить. И уж точно из-за его отсутствия в мире не наступит голод, — уверен Жарихин. — Попытка сыграть на разблокировке портов однозначно вызвана желанием Запада наладить надежные каналы снабжения Украины оружием. Ведь другие логистические цепочки военных поставок Россия постепенно блокирует — разрушены многие терминалы, а железнодорожные пути и автотрассы находятся под точечными обстрелами. Впрочем, в этом смысле у ВКС РФ впереди еще много работы», — заключил Владимир Жарихин.    

Напомним, ранее в МИД России заявили, что для деблокады портов нужно рассмотреть возможность снятия санкций с России. Постпред России в ООН Василий Небензя прямо упрекнул Запад в нежелании отменять антироссийские санкции даже под угрозой всемирного голода.

«Если вы не хотите снимать свои санкции, то почему вы обвиняете в продовольственном кризисе нас?» — поинтересовался Небензя.

Пока официально не объявлено, снятия каких именно санкций требует Москва, и устроит ли РФ отмена ограничений лишь в части удобрений, как это предлагает генсек ООН. В России уверены, что Запад настаивает на разблокировке портов не столько для вывоза зерна, сколько для организации поставок оружия.  

Источник

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.