«Сокращение товарооборота между Украиной и Россией уже происходит – даже без вступления в зону свободной торговли, от одного ожидания такого вступления! То есть, ожидание этого события наносит уже немалый ущерб развитию экономики России и Украины.
Для нас понятен смысл настойчивости в этом вопросе со стороны Европейского союза. Это — конкуренция. Конкуренция между Евросоюзом и попыткой складывания единого экономического пространства нескольких государств на территории бывшего Советского Союза. Евросоюз для того и придумал программу «Восточное партнерство», чтобы растащить по углам это самое постсоветское пространство. И заставить бывшие союзные республики дожидаться в приемной Евросоюза неизвестно чего. Ибо никто не сулит им ни в ближайшей, ни в обозримой перспективе полноправного членства в Европейском союзе!
Я бы еще понял, если бы было четко оговорено в этом документе, что подписание его является просто подготовительным этапом. И в обозримые сроки — год, два, пять — Украина или другая страна, Молдова, Грузия, становятся кандидатом на вступление в Евросоюз. Но об этом речи не идет. Поэтому-то это и вызывает наше удивление.
Проблема заключается в том, что власти на Украине чувствуют на самом деле, что не все ладно в Датском королевстве. И чувствуют, что добрая часть граждан Украины — не менее половины — во-первых, не приемлют курс на вхождение в Евросоюз или в ассоциацию с Евросоюзом. А во-вторых, вообще недоумевают по поводу разрыва связей с Россией. Есть немалая часть людей на Украине, которая вообще против того, что Украина и Россия порознь, что они разные государства.
Вот от этой-то части, от этих настроений внутри самой Украины политическая верхушка и страхуется. Политическая верхушка Украины заботится о своих интересах. Она сформирована в условиях независимости Украины, она боится движения снизу, которое может привести к тому, что Россия, Украина, Белоруссия сольются. И она не верит даже тем гарантиям, которые есть на сегодня, гарантиям межгосударственных отношений. Она хочет увести Украину под другое крыло. Туда, где никаких перспектив создания нового Советского Союза нет. И таким образом дистанцироваться от России.
Дело в том, что еще до оранжевой революции с нынешними фигурантами украинской политики, с президентом Януковичем, который тогда был премьером, мы подписывали уже предварительные документы по созданию единого экономического пространства. Вот ваш покорный слуга, будучи депутатом Государственной Думы, в 2004 году, накануне выборов на Украине ратифицировал вместе с другими депутатами целый пакет документов. Одномоментно с депутатами Верховной Рады Украины. Среди них было соглашение о создании единого экономического пространства России и Украины, Белоруссии и Казахстана. Вот в результате оранжевой революции Украина затормозила и исключила себя из проекта. А потом, после возврата Януковича к власти — уже на новом уровне, как президента — естественным образом этот вопрос возник вновь. Однако за это время жизнь не стояла на месте. И те, кто были нашими союзниками, очутившись в роли руководителей Украины, предпочли вот такие ходы к продолжению прежнего курса.
Вы знаете, что Януковичу по сути предъявлен ультиматум. И Украину заставляют в спешном порядке менять свое законодательство ради того, чтобы решить задачу с освобождением Юлии Тимошенко.
Хочу отметить, что никогда нам не импонировало то судебное разбирательство, которое было проведено на Украине и по которому Юлия Тимошенко была осуждена. Ведь она была осуждена за подписание газового контракта с Россией. Ясно, что меньше всего у нас разделяли правомерность таких наказаний. Мы, конечно, относимся к этому как к вывиху во внутренней жизни Украины, как к элементу политической конкуренции. Но мы не берем на себя ответственность навязывать украинскому народу или властям Украины то или иное решение.
Сегодня, мне кажется, Виктору Януковичу есть о чем задуматься в преддверии 2015 года, когда будут перевыборы президента на Украине.
— На этой встрече Нурсултан Назарбаев предложил взять в Таможенный союз Турцию, дабы избежать разговоров о том, что Таможенный союз продолжает дело СССР. И это предложение прозвучало на фоне того, что Индия и Сирия сами хотят в Таможенный союз. Как вы считаете, есть хоть какие-то основания под такой инициативой?
— Нурсултан Абишевич — опытный политик. И когда он делал это любопытное предложение, он сказал, что если мы возьмем Турцию в Таможенный союз, то на этом разговор будет закончен. Он так выразился. Наверное, он имел в виду те самые подозрения в возрождении Советского Союза. Но разговор — действительно, я согласен с Назарбаевым — будет закончен, если кто-либо всерьез начнет рассматривать перспективы вступления в Таможенный союз Турции.
Для начала хочу заметить, что по тем же самым причинам, по которым членство Украины и в зоне свободной торговли с Европой, и в Таможенном союзе с Россией невозможно, по тем же причинам невозможно и вхождение Турции в Таможенный союз. Ибо в отличие от Украины Турция давным-давно состоит в зоне свободной торговли с Европой!
Турция хочет большего. Она является официальным кандидатом на вступление в Евросоюз. И на своей собственной шкуре видит, насколько длинная очередь, насколько это все тормозится. Уже десяток с лишним лет продолжается рассмотрение заявки Турции! Конца края не видно. Я не исключаю, что Турция устала просто ожидать в приемной Евросоюза. Но принять Турцию в Таможенный союз… В таком случае в чем основание для того, чтобы не принимать в Таможенный союз Украину? Тут концы с концами не сходятся.
Мне кажется, что ни вступление Турции, ни вступление Сирии по разным причинам в Таможенный союз неактуально. Но прежде всего вступление Турции в Таможенный союз сродни реальности такого проекта, как вступление России в НАТО. То есть, можно себе представить вступление России в НАТО. В этом случае на следующий день после вступления России в НАТО на дверях в Брюсселе появится табличка — «закрыто на переучет». И придется переучесть все, на чем строилась эта организация все годы своего существования — на недопущении России, на противопоставлении своих военных усилий России!
Что касается предложений, которые в русле этой дискуссии сделал президент Путин, то он как бы обнулил новизну этих предложений и их сенсационность предложением рассмотреть вопрос о зоне свободной торговли с Индией. Хочу заметить, Назарбаев предлагал включить Турцию в Таможенный союз. Путин не предлагал включить Индию в Таможенный союз, об этом речи не идет, он предлагал рассмотреть возможность зоны свободной торговли с ней.
В самом деле, Индия не вовлечена в дела постсоветского пространства таким образом, которым вовлечена Турция. Турция с момента распада СССР предпринимает усилия для того, чтобы притянуть к себе бывшие союзные республики. Не только Казахстан, Азербайджан, но и Киргизию, Таджикистан, всю зону Средней Азии. В Турции имеют хождение геополитические проекты Великого Турана. Они проявились сразу в момент распада Советского Союза и продолжают жить. Но Турция имеет свои собственные планы в мире. Турция сегодня хочет стать страной номер один в исламском мире. Она конкурирует в этом вопросе с Ираном. Турция сегодня за пять минут была остановлена до вторжения в Сирию! А Назарбаев предлагает Турции и Сирии вместе войти в Таможенный союз. Все это мало реально. Все это игра.
Что касается Индии, то зону свободной торговли с Индией возможно обсуждать. Индия не состоит в зоне свободной торговли с Евросоюзом. Членство Индии в Таможенном союзе, я думаю, вряд ли возможно, Индия к этому не стремится. А торговать с Индией, иметь на перспективу открытым для своих товаров индийский рынок – это, мне кажется, вполне разумная вещь».
Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/2013_10_25/exvideo-Konstantin-Zatulin-Polovina-grazhdan-Ukraini-ne-priemlet-kurs-na-Evrosojuz-5853/
.