Институт Стран СНГ в лице его Директора и, одновременно, Главы Международной Комиссии Межпарламентской Ассамблеи Православия Константина Затулина и зав. Отделом Украины и Главы Ассоциации православных экспертов Кирилла Фролов участвовал в таком резонансном событии, как 17-я ежегодная конференция Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП) «Вклад православия в становление и развитие государственности стран восточно-христианской традиции», в которой приняли участие парламентарии России, Украины, Белоруссии, Сербии, Черногории, Армении, Нагорного Карабаха, Палестины, Иордании, Польши, Латвии, Эстонии. Конференция приняла ряд принципиальных резолюций с критикой секулярно-тоталитарных тенденций в Евросоюзе и в защиту южного форпоста восточно-христианской цивилизации — Нагорно-Карабахской Республики, которую участники конференции посетили с визитом.
Участие Института и Ассоциации важно и в том контексте, что консолидация православного экспертного сообщества — это такая же важная задача, как и консолидация парламентского сообщества стран Православия. В связи с этим Ассоциацией православных экспертов были достигнуты договоренности о сотрудничестве с депутатами Национального собрания Нагорно-Карабахской Республики, депутатами Сейма Латвии, представляющими партию «Центр-согласие», которая выступает за равноправие всех жителей Латвии, православными депутатами Сейма Польши, Сербской Скупщины, приходом Александрийского Патриархата в Йоханнесбурге и т.д.
Конференция приняла принципиально важные резолюции, в которых выражается однозначный протест против антихристианских политических и правовых тенденций в Евросоюзе. Это очень полезно знать элитам Украины, которые столь много говорят о «евроинтеграции».
В резолюции МАП отмечается:
«Мы, парламентарии участники 17-ой ежегодной конференции Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП), собрались в Ереване, чтобы обсудить актуальные проблемы состояния церковно-государственных отношений в странах восточно-христианской традиции и выработать меры по их совершенствованию».
Тема форума православных депутатов выбрана неслучайно. Основной фокус политической доктрины и практики стран современного мира все более сдвигается в сторону от сложившихся государственно-церковных отношений, традиционных духовных и культурных ценностей, сформировавших нашу цивилизацию на христианских основах.
Сторонники традиционных, в первую очередь, христианских ценностей, считают государство как институт, ответственный не только за военно-политическую безопасность и социальное благополучие общества, но и за благоденствие семьи, высокую духовность народа. Исходя из этого, они видят церковь соработником государства, неотделимой и важной частью общества, являющуюся его духовно-нравственным ресурсом.
Сторонники радикального либерализма понимают государство исключительно как менеджмент, свободный от социальной и моральной ответственности и не мешающий любым формам произволения и самовыражения человека, свободный в т.ч., от сложившихся традиций и нравственных норм.
Естественно, что сторонники такого понимания государства стремятся избавиться от любого влияния церкви, выдавить ее из общественной жизни, не позволить публично выносить нравственные оценки тех или иных действий существующей власти.
Попытка построить «гражданское общество» без церкви все явственнее оборачивается новым «секулярным тоталитаризмом» Даже мирное слово в защиту общепринятых традиционных ценностей кое-где становится уголовно-наказуемым деянием.
Примером такого нового тоталитаризма являются некоторые тенденции в Европейском Союзе и некоторые документы, как заявление ПАСЕ по сексуальным особенностям части граждан, согласно которому высказывания по поводу этих особенностей не должны сопровождаться термином «грех» и государства призываются не считать необходимым принятие мер по их ограничениям.
При этом ни в одной стране Европейского Союза принятие антисемейных и антихристианских установок не проводилось путем всенародного голосования или референдума. Нормально ли, что вопросы различения добра и зла решаются голосованиями в ПАСЕ, по сути, лишая суверенные народы и государства возможности защищать свои установившиеся религиозные ценности?
Такая практика входит в открытое противоречие с традиционными христианскими ценностями, подчинение которой равносильно отказу от национальной идентичности народов. Столь радикально навязывались перемены в жизни людей лишь в условиях враждебной и жесткой оккупации.
Очевидно, что вхождение ряда традиционно-православных стран в евроструктуры не сделало голос православия более слышимым в современном мире. В результате евроинтеграции жизнь Европы не стала более христианской, а бытие самих православных народов из года в год становится все менее соотносимым с евангельскими ориентирами.
Известно, что именно православие находилось у истоков становления национального самосознания и государственности наших стран, в то время как секулярные геополитические проекты угрожают нашей идентичности, традиционным государственности и ценностям. Альтернативой этим секулярным проектам является не изоляция от Западной Европы, но консолидация восточнохристианского мира, реализация собственного цивилизационного и геополитического проекта, что даст возможность партнерам лучше понять и относиться с уважением к нашим ценностям.
Нынешняя конференция Межпарламентской Ассамблеи Православия неслучайно собралась в Ереване — столице Армении, страны, первой в мире принявшей христианство в качестве государственной религии и до сих пор хранящей верность своему историческому и духовному выбору. Современные церковно-государственные отношения в Армении являются свидетельством того, что восточнохристианский опыт подобных отношений является политически жизненной моделью, способной быть продуктивной альтернативой новому тоталитаризму.
Мы убеждены, что Межпарламентская Ассамблея Православия должна активнее развивать свой потенциал как уникальная площадка для взаимодействия политических и культурных составляющих стран восточнохристианской традиции.
Принимая во внимание, что роль православия в развитие традиционной государственности стран восточно-христианского ареала становится все более актуальной, мы, участники 17-ой конференции МАП, провозглашаем о необходимости:
— активизации усилий в наших парламентах с целью выработки необходимых инициатив, которые сделает ответственную политику нормой государственной жизни;
— активного участия в международных организациях, таких как Всемирный Совет Церквей, Совет Европы, продолжить диалог со всеми христианскими церквами и другими религиями во имя миротворчества и устойчивого развития человечества, укрепления его традиционных государственных институтов и ценностей.
Конференция МАП вновь призывает каждого депутата усилить работу в рамках политической партии, членом которой он является, с тем, чтобы выработанные необходимые решения и инициативы еще более укрепили демократию, подтвердив миссию депутата как выразителя исключительно интересов народа…»
Полные тексты всех резолюций МАП будут опубликованы позднее.
17-ая ежегодная Генеральная Ассамблея
Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП)
Ереван, Армения, 28 июня – 2 июля 2010г.
Резолюция МАП:
«За сохранение памятников христианской духовности и культуры в регионе, за мирное урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта»
Межпарламентская Ассамблея Православия (МАП), собравшись на 17-ю ежегодную Генеральную Ассамблею в Ереване:
Выражая беспокойство в связи с уничтожением христианских армянских историко-культурных памятников в регионе,
Основываясь на нормах и принципах международного права, и, в частности, на положениях Конвенции ЮНЕСКО от 1972 года об охране всемирного культурного и природного наследия,
Принимая во внимание, что из-за войн, конфликтов и накала политических страстей древние памятники христианской духовности и культуры на Кавказе и в прилегающих к нему районах, созданные на протяжении столетий трудом и гением армянского народа, продолжают подвергаться опасности исчезнуть, быть уничтоженными и перестать быть достоянием будущих поколений,
Озабоченная отсутствием достижения прогресса в мирном урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта, а также активизировавшейся воинственной риторикой вокруг этого вопроса и приветствуя все дипломатические и иные усилия по сохранению мира на Кавказе,
ПРИНИМАЕТ СЛЕДУЮЩУЮ РЕЗОЛЮЦИЮ:
1. Осудить любые действия по осквернению и уничтожению христианских армянских ценностей – церквей, монастырей, хачкаров, надгробных плит, историко-культурных памятников и других святынь, где бы они не находились.
2. Обращает внимание властей стран, поставивших свою подпись под Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, на ответственность за уничтожение исторических памятников христианской духовности и культуры.
3. Осудить опасность военной угрозы и звучащие милитаристские заявления в намерении решить карабахскую проблему силовым путем, а также попытки придать конфликту религиозную окраску.
4. Поддержать усилия Минской группы ОБСЕ, направленные на мирное урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта, в соответствии с нормами международного права и при уважении права народа Нагорного Карабаха на самоопределение.
Проект, предоставленный профессором В.А.Алексеевым
Резолюция
17-ой ежегодной конференции Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП) «Вклад православия в становление и развитие государственности стран восточно-христианской традиции»
Ереван, Армения, 30 июня 2010 года.
Мы, парламентарии — участники 17-ой ежегодной конференции Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП), собрались в Ереване, чтобы обсудить актуальные проблемы состояния церковно-государственных отношений в странах восточно-христианской традиции и выработать меры по их совершенствованию.
Тема форума православных депутатов выбрана неслучайно. Основной фокус политической доктрины и практики стран современного мира все более сдвигается в сторону от сложившихся государственно-церковных отношений, традиционных духовных и культурных ценностей, сформировавших нашу цивилизацию на христианских основах.
Сторонники традиционных, в первую очередь, христианских ценностей, считают государство как институт Богоданный, ответственный не только за военно-политическую безопасность и социальное благополучие общества, но и за господствующее мнение о морали, благоденствие семьи, высокую духовность народа. Исходя из этого, они видят церковь соработником государства, неотделимую и важную часть общества, являющуюся его духовно-нравственным ресурсом.
Сторонники «другого мнения», выдвигаемого в качестве радикального либерализма понимают государство исключительно как менеджмент, свободный от социальной и моральной ответственности и не мешающий любым формам произволения и самовыражения человека, свободный в т.ч. от сложившихся традиций и нравственных норм.
Естественно, что сторонники такого понимания государства стремятся избавиться от любого влияния церкви, выдавить ее из общественной жизни, не позволить публично выносить нравственные оценки тех или иных действий существующей власти.
Попытка построить «гражданское общество» без церкви все явственнее оборачивается новым “секулярным тоталитаризмом”. Даже мирное слово в защиту общепринятых традиционных ценностей кое-где становится уголовно-наказуемым деянием.
Примером такого нового тоталитаризма являются некоторые тенденции в Европейском Союзе и некоторые документы, как заявление ПАСЕ по сексуальным особенностям части граждан, согласно которому высказывания по поводу этих особенностей не должны сопровождаться термином «грех» и государства призываются не считать необходимым принятие мер по их ограничениям.
При этом ни в одной стране Европейского Союза принятие анти-семейных и анти-христианских установок не проводилось путем всенародного голосования или референдума. Нормально ли, что вопросы различения добра и зла решаются голосованиями в ПАСЕ, по-сути лишая суверенные народы и государства возможности защищать свои установившиеся религиозные ценности?
Такая практика входит в открытое противоречие с традиционными христианскими ценностями, подчинение которой равносильно отказу от национальной идентичности народов. Столь радикально навязывались перемены в жизни людей лишь в условиях враждебной и жесткой оккупациии.
Очевидно, что вхождение ряда традиционно-православных стран в евроструктуры не сделало голос православия более слышимым в современном мире. В результате евроинтеграции жизнь Европы не стала более христианской, а бытие самих православных народов из года в год становится все менее соотносимым с евангельскими ориентирами.
Известно, что именно православие стояло у истоков становления национального самосознания и государственности наших стран, в то время как секулярные геополитические проекты угрожают нашей идентичности, традиционным государственности и ценностям. Альтернативой этим секулярным проектам является не изоляция от Западной Европы, но консолидация восточнохристианского мира, реализация собственного цивилизационного и геополитического проекта, что даст возможность партнерам лучше понять и относиться с уважением к нашим ценностям.
Нынешняя конференция Межпарламентской Ассамблеи Православия неслучайно собралась в Ереване — столице Армении, страны, первой в мире принявшей христианство в качестве государственной религии и до сих пор хранящей верность своему историческому и духовному выбору. Современные церковно-государственные отношения в Армении являются свидетельством того, что восточнохристианский опыт подобных отношений является политически жизненной моделью, способной быть продуктивной альтернативой новому тоталитаризму.
Мы убеждены, что Межпарламентская Ассамблея Православия должна активнее развивать свой потенциал как уникальная площадка для взаимодействия политических и культурных составляющих стран восточнохристианской традиции.
Принимая во внимание, что роль православия в развитие традиционной государственности стран восточно-христианского ареала становится все более актуальной, мы, участники 17-ой конференции МАП, провозглашаем о необходимости:
● активизации усилий в наших парламентах с целью выработки необходимых инициатив, которые сделает ответственную политику нормой государственной жизни;
● активнее участвовать в международных организациях, таких как Всемирный Совет Церквей, Совет Европы, продолжить диалог со всеми христианскими церквами и другими религиями во имя миротворчества и устойчивого развития человечества, укрепления его традиционных государственных институтов и ценностей.
Конференция МАП вновь призывает каждого депутата усилить работу в рамках политической партии, членом которой он является, с тем, чтобы выработанные необходимые решения и инициативы еще более укрепили демократию, подтвердив миссию депутата как выразителя исключительно интересов народа.
Проект, представленный делегацией Кипра
Резолюция
Мы, участники 17-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной Ассамблеи Православия, проходившей в Ереване с 28 июня по 1 июля 2010 года,
Напоминаем, что Турция начиная с 1915 года, когда она совершила геноцид по отношению к христианам – армянам, понтийским грекам и грекам-киприотам, до настоящего момента продолжает провокационным образом, не испытывая какого-либо раскаяния, не признавать совершенные ею международные злодеяния, грубые нарушения и уничтожение народов по причине неизменно проводившейся ею политики национальных чисток,
Подчеркиваем, что даже сейчас, почти сто лет спустя после геноцида армян, Турция вот уже тридцать шесть лет продолжает попирать на Кипре все принципы права, нарушать права человека, совершать военные преступления, такие, как колонизация острова, и по сути дела укреплять свою политику национальных чисток на оккупированной ее армией территории Республики Кипр,
Отмечаем, что терпимость, проявленная международным сообществом по отношению к Турции по этому вопросу, в значительной степени способствовала тому, что эта страна стала вести себя еще более дерзко, и что мы не должны позволить международному сообществу забыть об этих явных нарушениях прав человека, где бы они ни происходили, с тем, чтобы избежать их повторения,
Подчеркиваем, что геноцид является чудовищным преступлением против человечества и что исторический и моральный долг цивилизованных народов сегодня – признать геноцид и призвать Турцию признать свою ответственность за него,
Отмечаем, что безразличие, которое царит в мире, а также конъюнктурные соображения и интересы побудили Турцию повторить политику национальной чистки, в том числе и в 1974 году на Кипре,
Напоминаем, что политика национальных чисток проводится Турцией на Кипре вот уже 36 лет с помощью действий, которые считаются военными преступлениями, таких, как казни, постепенное изгнание почти всех жителей, оставшихся на оккупированных территориях, захват и незаконное использование имущества беженцев – греков-киприотов, а также полное уничтожение религиозного и культурного наследия Кипра,
Напоминаем о таком военном преступлении со стороны Турции, как колонизация оккупированных территорий и искажение демографического характера Кипра, которые подтверждают, что Турция продолжает проводить политику национальных чисток,
Считаем, что мы как МАП обязаны превратить эту проблему в международную, потребовав признания геноцида со стороны Турции,
Мы убеждены в том, что Турция не имеет права претендовать на место в европейской семье, так как она не признает свое прошлое и продолжает повторять преступления прошлого на Кипре, не выполняя тех обязательств, которые она берет на себя в качестве страны, подавшей заявку на вступление в Европейский Союз, и
Принимаем следующую резолюцию:
1. Мы резко осуждаем провокационную, недопустимую позицию Турции, которая не признает геноцид армян и понтийских греков, который она совершила, и продолжающуюся вот уже тридцать шесть лет незаконную оккупацию части Республики Кипр.
2. Мы призываем все страны-члены МАП и их парламенты осудить преступления, совершенные Турцией в отношении беззащитных народов, а также уничтожение их религиозного и культурного наследия.
3. Мы призываем международное сообщество признать геноцид и призвать Турцию признать свою историческую ответственность, в соответствии с международным правом, принципами и ценностями Европейского Союза, членом которого стремится стать эта страна.