Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Президентские выборы в Молдове: особенности, вероятные сценарии, прогноз дальнейшего развития Республики

Лавренов Сергей Яковлевич 14:48 , 11 Октябрь 2016
31
0


В Институте стран СНГ 5 октября 2016 года состоялся круглый стол на тему: «Президентские выборы в Молдове: особенности, вероятные сценарии, прогноз дальнейшего развития республики»

В ходе круглого стола экспертами рассматривались следующие вопросы: соотношение политических сил в ходе президентской кампании программные установки ведущих кандидатов; особенности нынешней избирательной кампании по сравнению с ноябрьскими (2014 г.) выборами в парламент; возможные сценарии развития избирательной кампании; вероятность фальсификации итогов выборов или их отмены; прогноз дальнейшего развития республики.

В работе круглого стола приняли участие: эксперт, доктор исторических наук, профессор В.Я. Гросул; Б.А. Шаповалов, доктор философии, эксперт-политолог; А.Д. Цыганок, эксперт по военным вопросам; Н. И. Харитонова, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой РАНХиГС; А.Л. Сергеев, эксперт, доцент кафедры конституционного и муниципального права МГЮА имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук; С.Я. Лавренов, зав. отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ; В. Г. Егоров, заместитель директора Института стран СНГ; Н.А. Комаров, эксперт, исторический факультет МГУ; Д.Н. Ермаков, доктор политических наук, руководитель Центра исследования проблем социальной политики; М. Палеолог, кандидат исторических наук, эксперт; Еловик Алексей, эксперт-политолог, исторический факультет МГУ; В. Алтухов, обозреватель информационно-аналитического портала «Геополитика» и др.

Заместитель директора Института стран СНГ, Владимир Егоров в своем вступительном слове высказал мысль о том, что нынешние президентские выборы носят, во многом, судьбоносный характер для Молдовы. И это связано, в первую очередь, не только с тем, что всенародные выборы президента Молдовы проводятся впервые с 1996 г. Как известно, до этого, с 2000 г. избрание президента осуществлялось в парламенте на основе квалифицированного большинства — тремя пятыми от общего числа депутатов. Однако 4 марта этого года Конституционный суд республики, аннулировав соответствующее изменение Основного закона страны, утвердил прежнюю процедуру избрания президента.13 июня Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право) дала положительное заключение законопроекту по изменению Кодекса о выборах. Главное, однако, заключается не в том, что это будут формально прямые выборы, а в том, как они будут организованы, сможет ли кандидат, действительно, выражающий волю большинства народа, прийти к власти. От того, кто окажется победителем — представитель однозначно проевропейской политики или сторонник разновекторного самодостаточного развития республики, зависит будущее страны на длительный период.

В ходе обсуждения соотношения политических сил в ходе президентской кампании эксперты пришли к следующим выводам:

Несмотря на то, что в избирательной кампании официально участвуют 16 кандидатов, реально претендовать на президентский пост могут лишь четверо: Игоря Додон, лидер Партии социалистов, Мариан Лупу, руководитель Демократической партии; Андрей Нэстасе, лидер партии «Платформа «Достоинство и Правда» и Майю Санду, возглавляющая партию «Действие и солидарность». Борис Шаповалов отметил, что, несмотря на то, что А. Нэстасе и М. Санду оба принадлежат к так называемой «правой» оппозиции, требуя устранения от власти олигархического режима, фактически они поддерживают все тот же евроинтеграционный курс развития республики. Несмотря на то, что, по опросам, Нэстасе слегка опережает Санду, у последней больше шансов, по сравнению с Нэстасе, пройти во второй тур, поскольку её предвыборные ресурсы (в частности, поддержка Запада, а также унионистов) задействованы не полностью.

В связи с этим, Владислав Гросул подчеркнул особую роль США в предвыборной кампании, обратив внимание на резонансное заявление американского посла Дж. Петтита, в котором тот фактически отверг возможность объединения Молдовы с Румынией. Однако это заявление носит явно неоднозначный характер. Вашингтон, действительно, вряд ли стремится в настоящий момент столкнуться с теми далеко идущими последствиями для геополитической обстановки в регионе, которые может вызвать данный процесс. С другой стороны, заявление американского посла может оцениваться и как тактический ход с тем, чтобы не отпугнуть избирателя явно унионистскими лозунгами проевропейских кандидатов. Очевидно одно, американцы пытаются срежиссировать политический процесс в республике. В связи с этим эксперт напомнил, что решение Конституционного суда о прямых выборах президента было принято на следующий день (4 марта) после визита в Кишинев заместителя помощника госсекретаря США Б. Бринк. Также как, и правительство Павла Филипа было в спешном порядке утверждено 20 января 2016 г. после визита помощника госсекретаря США В. Нуланд в Румынию. По его мнению, то, что Майю Санду активно поддерживают США и Евросоюз, говорит о том, что она фактически является вторым («запасным») кандидатом от правящего альянса после Мариана Лупу, критикуя в основном лидера социалистов Игоря Додона, а не правящий режим с которым она «борется» лишь на словах.

Что касается М. Лупу, то он олицетворяет собой нынешний коррумпированный политический режим, фактически являясь кандидатом одиозного олигарха Плахотнюка. М. Лупу, наравне с другими лидерами проевропейской коалиции несет ответственность за нынешний системный кризис в стране, что объективно ослабляет его выборную позицию. Ошибкой правящего класса является то, что после оглушительного скандала с исчезновением из трех государственных банков одного миллиарда евро, молдавское правительство на днях приняло, под свою ответственность, пакет законов, один из которых перекладывает погашение государственного долга, образовавшегося в результате «кражи века», на плечи населения страны. Эта непопулярная мера будет вменена М. Лупу.

Вместе с тем, по мнению Н. Харитоновой, необходимо учитывать, что, на сегодняшний день у Демпартии самый мощный административный и медийный ресурс среди участвующих в предвыборной гонке. Партия насчитывает свыше 50 тыс. членов и 43 территориальные организации. Демократы и их выдвиженцы возглавляют 20 районов и 384 мэрии по всей стране, что обеспечивает им мощный административный ресурс.

Это, по мнению Н. Комарова, ставит под вопрос возможность победы И. Додона, несмотря на то, что последние опросы, раз за разом, подтверждают, что Додон, чей личный рейтинг превышает совокупный рейтинг других основных участников, является безусловным фаворитом избирательной гонки. По оценке Б. Шаповалова, одной из причин популярности И. Додона в республике является последовательность, с которой он отстаивает приоритеты своей программы: государственность, нейтралитет, молдавская идентичность, сильная экономика, социальная справедливость, православие и дружба с Россией. Вместе с тем, Запад, рассматривая И. Додона как «пророссийского» политика приложит все силы, чтобы не допустить его победы на выборах.

При рассмотрении особенностей нынешней избирательной кампании эксперты пришли к выводу, что она носит еще менее демократический характер, чем даже ноябрьские (2014 г.) выборы в парламент.В частности, С. Лавренов отметил, что, несмотря на доминирование в парламенте депутатов проевропейского толка, молдавские депутаты проигнорировали ряд принципиальных рекомендаций Венецианской комиссии, способных существенно повлиять на ход избирательной кампании. В числе отвергнутых, например, оказались предложенное комиссией снижение возрастного ценза (до 35 лет) для кандидатов в президенты (что позволило бы участвовать в выборах Р. Усатому, лидеру «Нашей партии»). Депутаты парламента отклонили также рекомендацию Венецианской комиссии об увеличении числа избирательных участков за рубежом, что ставит молдавских граждан, живущих за рубежом (прежде всего, в России где решено открыть всего 8 избирательных участков) в неравные условия. По его мнению, «только один этот пункт позволяет предположить, что выборы не будут демократическими».

В этом же ряду можно рассматривать сокращение сроков президентской избирательной кампании с двух до одного месяца, что объективно играет на руку олигархам, у которых значительно больше ресурсов, в том числе медийных, для организации массированной агитации в сжатые сроки. Те, у кого таких ресурсов нет, вряд ли что-то успеет сделать за один месяц. В частности, из семи крупных вещательных кампаний в Молдове четыре телеканала принадлежат вице-председателю правящей Демократической партии, «теневому» хозяину Молдовы Вл. Плахотнюку. Другой особенностью избирательной кампании является её бойкотирование отдельными политическими партиями и движениями, в частности, партией коммунистов. Этому есть объяснение, поскольку, по прогнозам, бывший президент и бессменный руководитель партии коммунистов Вл. Воронин, может претендовать максимум на 5-6% голосов избирателей. По мнению Б. Шаповалова, для Воронина подобный результат, после неудачного выступления в ходе парламентских выборов в ноябре 2016 г. стал бы не просто унижением, но и политической катастрофой. Примечательно, что после парламентских выборов 2014 г. ПКРМ практически не участвует в протестном движении против проевропейского олигархического режима. Более того, ПКРМ в последнее время сблизилась с ДПМ и развернула активную пропагандистскую кампанию против самой крупной и влиятельной левой оппозиционной партии —ПСРМ и лично Игоря Додона.

Еще особенностью избирательной кампании является то, что ни правящему альянсу, ни лидерам оппозиции, несмотря на предпринимаемые усилия, не удалось выдвинуть единого кандидата на пост главы государства. В связи с этим, Б. Шаповалов напомнил, что лидер «Нашей партии» Р. Усатый еще в марте заявил, что единый кандидат от правой и левой оппозиции уже в первом туре мог бы набрать не менее 75-80% голосов, не оставив шанса для манипуляций со стороны властей. С этим можно согласиться. Проблема, однако, заключается в том, что ни А. Нэстасе, ни Р. Усатый не хотели видеть в качестве единого кандидата И. Додона, что поставило крест на дальнейших переговорах.

Что касается возможных сценариев развития избирательной кампании, то здесь эксперты пришли к выводу о неизбежности масштабных фальсификаций. Миной замедленного действия является проблема «мертвых душ». Результаты переписи населения от 2014 года до сих пор не обнародованы. По результатам первого демографического барометра Академии наук, представленного летом 2015 года, население страны составляет 2 миллиона 900 тысяч человек, тем не менее, в списках ЦИКа числятся свыше 3 миллионов 200 тысяч человек, имеющих право голоса.

Вторая проблема – распределение избирательных участков. Власть, зная, что в России трудится свыше 40% от общего числа молдавских эмигрантов (800-900 тыс.), приняла решение открыть здесь всего 8 избирательных участков, в то время как в странах Запада, где преобладают, разумеется, сторонники сближения с ЕС — будет развернуто около ста участков. Это решение было принято, несмотря на многочисленные протесты по итогам парламентских выборов (ноябрь 2014 г .), когда в России была обеспечена возможность проголосовать всего лишь 15 тыс. молдавским избирателям. Для сравнения, в Румынии, где находилось в тот момент в двенадцать раз меньше граждан Молдовы, чем в России, открыли 11 избирательных участков. По мнению Н. Харитоновой, как и в ходе парламентских выборов 2014 г., молдавское население начинают запугивать «донбасским» сценарием в случае прихода к власти И. Додона.

Подобный вопиющий, с точки зрения демократических норм, подход осуществляется, несмотря на то, что миссия ПАСЕ (симпатизант нынешней власти по объективным причинам), побывавшая недавно в республике, указала на множество проблем в ходе избирательной кампании. Среди них: непрозрачная система финансирования партий и избирательных кампаний, в том числе из-за рубежа; монополизация рынка масс-медиа и непрозрачность финансирования СМИ; роль олигархических структур в политической жизни страны, в особенности – в избирательном процессе. Делегация были проинформирована о злоупотреблениях и использовании административных ресурсов при сборе подписей в поддержку кандидата от Демократической партии М. Лупу. В частности, сотрудники ряда государственных предприятий принуждались подписываться в поддержку его кандидатуры.

В этих условиях, по мнению экспертов, второй тур президентской кампании неизбежен. Правящий режим, чтобы не допустить победы в первом туре наиболее популярного в республике политика И. Додона, задействует мощный медийный и административный ресурс. Во второй тур, с высокой степенью вероятности пройдут И. Додон, с одной стороны, и М. Лупу или М. Санду, с другой Исход борьбы во втором туре во многом будет зависеть от настроений в сельских районах. Необходимо учитывать, что, по итогам местных выборов 2015 года, большинство примаров населённых пунктов в районах республики являются представителями партий правящей коалиции. Поскольку выборы носят выраженный геополитический характер, то правящий режим, мнению В. Алтухова, опираясь на поддержку Запада, может пойти на крайние меры, чтобы не допустить окончательной победы И. Додона. При наихудшем сценарии, в республике может установиться, под прикрытием «демократического» фасада, монополия на власть во главе с Плахотнюком.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.