14 декабря 2017 г. в Институте стран СНГ прошел круглый стол «Проблемы и перспективы абхазской государственности и развитие российско-абхазских отношений» в работе которого приняли участие эксперты Института востоковедения РАН, ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО (У) МИД РФ, представители посольства Республики Абхазия в Российской Федерации, а также национально-культурных автономий Абхазии, Армении и Грузии, Всемирного Конгресса Абхазо-Абазинского народа, Всемирного Конгресса Народов Грузии и «Джавахкской диаспора России».
Для обсуждения в рамках круглого стола были предложены следующие вопросы:
— особенности вхождения Абхазии в состав Грузии;
— юридические основы провозглашения независимости Абхазии;
— итоги и последствия грузино-абхазского вооруженного конфликта;
— динамика изменения этно-политической ситуации в Абхазии;
— выборы на территории Абхазии как фактор утверждения государственности;
— новые аспекты политики Тбилиси в отношении Абхазии;
— факторы, свидетельствующие об Абхазии как состоявшемся государстве;
— состояние и перспективы развития российско-абхазских отношений.
Модератором круглого стола выступил заместитель директора Института стран СНГ, заведующий отделом Кавказа Евсеев Владимир Валерьевич. Первым он предоставил слово ведущему научному сотруднику сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Александру Скакову. Последний представил доклад: «Абхазия как перспектива: XXI век для региона и страны». В начале своего выступления Александр Скаков отметил, что Абхазия существует в двух измерениях. Во-первых, как национальный проект, во-вторых, как государствообразующая нация, которая соединяет в себе представителей и других национальностей. В связи с этим, отмечает исследователь, важное значение приобретает создание в Абхазии единой нации, основой которой должен стать абхазский народ. Однако в республике существуют болезни социального роста: разрушение села – как основы абхазского этноса, ослабление семьи, сохранение межнациональных противоречий между абхазами и армянами, рост преступности. В частности, у эксперта вызывают сомнения данные переписи населения Абхазии за 2011 г., по которым число абхазов необъяснимо резко увеличилось и составило более 50% всего населения республики (некоторые в Абхазии объясняют этот рост возвращением абхазов, уехавших до этого в страны СНГ).
Далее Александр Скаков коснулся темы возвращения в Абхазию грузинских беженцев: «Наши коллеги на Западе сейчас вспоминают о возвращении беженцев. Якобы во всем мире беженцы вернулись в свои дома, а вот в Абхазии и Южной Осетии из-за того, что плохие Россия, абхазы и южные осетины, они вот не возвращаются. В Косово сейчас по анклавам живет 100 тыс. сербов, а в Сербии только беженцев из Косово – около 330 тыс. сербов. В Боснии и Герцеговине, где есть автономия – Республика Сербская, более или менее могут жить сербы. До войны в Югославии было до 1 млн 270 тыс. сербов, осталось 970 тыс. В Хорватии было 580 тыс. сербов, осталось около 130 тыс. Страны, признанные членами ООН, да? Ну, Косово еще нет, но Хорватия, Босния и Герцеговина – они хорошие. Правда, беженцы туда не едут… Почему в данном случае Абхазия – крайняя?»
Далее эксперт затронул тезис о месте Абхазии на Кавказе. По его мнению, Республика Абхазия после войны 8 августа 2008 г. стала частью Северного Кавказа. При этом, республика является частично признанной и находится в транспортном тупике. Исследователь считает необходимым не только строительство дорог между Абхазией и Северным Кавказом (по линии Черкесск-Сухум), но и открытие дорожного сообщения между Абхазией и Грузией. Конечно, это не только бы помогло республике превратиться в транспортный хаб между Северным Кавказом и побережьем Черного моря (время в пути составит всего 3 час.), но и создало определенные риски для безопасности республики. Тем не менее, в настоящих политических условиях не существует возможности даже в среднесрочной перспективе для открытия дороги между Абхазией и Грузией. Это связано не только с акцентами внешней политики Грузии по отношению к Абхазии, но и негативной реакцией соседнего государства и стратегического партнера Грузии на Южном Кавказе – Азербайджана.
Александр Скаков также рассмотрел вопрос о российско-абхазских отношениях. В частности, он подчеркнул, что Россия видит в Абхазии, прежде всего, стабильную политическую единицу, в которой нет проблем с безопасностью и получаемыми доходами. Именно поэтому Россия не вмешалась в прошедшие в марте 2017 г. парламентские выборы. Де-факто, Сухум получает финансирование из Москвы, по его оценкам, уже менее 50% наполнения бюджета.
Сейчас у правящей в Сухуме власти достаточно низкий рейтинг. По мнению Александра Скакова, экс-президент Александр Анкваб является самым сильным политиком, но в республике его не хотели бы вновь видеть президентом. В связи с этим в абхазском обществе сложился запрос на третью политическую силу. При этом уже был претендент государственного переворота (июнь 2014 г.), поэтому возможна «новая игра» за свержение действующей власти.
Абхазия для России де-юре, является независимым государством, поэтому взаимоотношения между ними строятся на принципах взаимного доверия и уважения. Так, указанные страны проводят согласованную внешнюю политику. И Абхазия поддержала экономические санкции против Турции, когда в ноябре 2015 г. был сбит российский бомбардировщик Су-24 в небе над Сирией. Также сделала и Россия, когда поддержала Абхазию в Отечественной войне 1992-1993 гг. и августовских событиях 2008 г.
По мнению Александра Скакова, Россия – это составная часть западной христианской цивилизации. В связи с этим Абхазия может стать мостом, в том числе между христианами и мусульманами. А Грузия – это сателлит не только США, но и Турции и Азербайджана. Но все они в будущем обязательно признают Абхазию. В таких условиях для республики наиболее важно решить проблему нехватки подготовленных кадров и ограничить исламский радикализм.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев в ходе представления доклада «Юридические аспекты провозглашения независимости Абхазии» затронул тему исторических оснований независимости Абхазии от Грузии. Эксперт убежден, что республика не может вернуться в состав Грузии, потому что процесс отдельного нахождения Абхазии от Грузии во многом был инициирован грузинской стороной.
Далее докладчик показал особенности нынешнего социально-экономического развития частично признанной республики и дал оценку ее дальнейшему поступательному развитию. Исследователь отметил, что не менее важным вопросом для благополучного социально-экономического развития Абхазии является вопрос снижения напряжения в межнациональных отношениях. Так, эксперт сравнил ее с непризнанной Республикой Арцах (Нагорно-Карабахской Республикой), где есть и экономический рост, и нет проблем в межнациональных отношениях из-за моноэтнического состава республики. В заключение докладчик отметил исключительную важность снижения межнациональных противоречий в Республике Абхазия, например между абхазами и армянами, как доминирующих этнических общин. Именно это должно стать залогом ее дальнейшего успешного политического и экономического развития.
Далее слово было предоставлено советнику президента Всемирного Конгресса Абхазо-Абазинского народа Беслану Кобахия. В своем выступлении он дал оценку выступлений предыдущих докладчиков и высказал свое мнение об истории независимости и становления абхазской государственности. В частности, исследователь заострил внимание на социально-экономическом развитии республики. Он отметил, что в Абхазии не многими экспертами учитываются теневые доходы граждан от продажи мандаринов, вина и прочих товаров, а также осуществления курортного бизнеса. Конечно, заявил эксперт, «республика хотела бы иметь больше доходов, а ее граждане хотели бы жить еще лучше, но «не каждый гражданин этого государства пойдет работать за зарплату 20 тыс. российских рублей».
Следующим пунктом докладчик рассмотрел аспекты рисков в российско-абхазских отношениях. Он отметил действие Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве от 24 ноября 2014 г., где урегулированы практически все сферы межгосударственных отношений.
Одной из острых проблем, по мнению абхазского эксперта, является церковный вопрос. Проблема заключается в том, что абхазская церковь формально принадлежит Грузинской Православной Церкви, во главе которой стоит человек, «который благословил убийство людей во время войны». Поэтому для абхазского народа логичным стоит вопрос о создании Абхазской Православной Церкви. Исследователь также коснулся характеристики правления президента Республики Абхазия Рауля Хаджимбы. По мнению выступающего, главной задачей президента Абхазии является достижение государством экономической состоятельности с годовым бюджетом в перспективе до 15-20 млрд долл. Второй задачей руководства эксперт видит в объединении народа, а третьей – решение церковного вопроса.
Докладчик согласился с тезисом Александра Скакова о том, что сейчас Абхазия является транспортным тупиком. Возрождение транспортных коммуникаций республики во многом зависит от политической воли ведущих региональных игроков.
Беслан Кобахия затронул также вопрос об абхазо-турецком факторе. Он заметил, что «золотые годы» абхазо-турецкого сотрудничества были в 1990-х годах. Тогда Абхазия находилась в блокаде, как со стороны Грузии, так и со стороны России. Именно тогда в качестве влияния «мягкой силы» в г. Гагре был открыт турецкий лицей, но с течением времени его закрыли под предлогом его принадлежности к течению Ф. Гюлена. В заключение исследователь отметил, что черкесская диаспора в Турции составляет около 7 млн чел., включая в себя и этнических абхазов. И это является значительной политической силой в Турецкой Республике.
Следующим выступил эксперт Центра изучения Кавказа, Центральной Азии и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Андрей Арешев. В своем выступлении докладчик затронул вопросы об элементах грузинской политики «мягкой силы» в Абхазии. В частности, исследователь дал анализ «мягкой силы» в контексте событий и политических шагов Тбилиси по выстраиванию отношений с Абхазией, прошедших в 2017 г.
Андрей Арешев отметил, что в январе 2017 г. Министерство по делам примирения и гражданского равноправия Грузии объявило о «программе мирной политики Грузии», состоящей из восьми пунктов. Три из них предусматривают предоставление жителям «оккупированных территорий» услуг, связанных с получением не только паспортов, в том числе и нейтральных, но и медицинского обслуживания, а также возможностью учиться в лучших университетах страны и пользоваться внутренним потребительским рынком. При этом оказание качественной медицинской помощи остается крайне болезненным для абхазского этноса. Только детей с ДЦП в республике около 900 (выше мирового уровня), что связано как с генетическими проблемами, так и с неквалифицированным медперсоналом; как и прежде, остро стоит проблема наркомании в Республике Абхазия. В связи с этим неудивительно, отмечает эксперт, что усилия Грузии и ее партнеров концентрируются в этой и смежных сферах.
Далее автор доклада отметил, что в августе 2017 г. в селении Рухи Зугдидского района Грузии завершено строительство многопрофильной университетской клиники. Этот комплекс состоит из 7 блоков и различных типов вспомогательных объектов. Медицинский центр рассчитан на 220 мест; главное здание клиники включает в себя аудиторию и библиотеку, предусмотрена спортивно-рекреационная инфраструктура, гостиничный корпус, а также сопутствующая инфраструктура. Предполагается, что для граждан Абхазии лечение будет бесплатным, при условии получения ими так называемых «нейтральных паспортов» или «нейтральных удостоверений», специально разработанных для граждан Абхазии и Южной Осетии (соответствующее положение утверждено в 2011 г.).
Эксперт отмечает, что официальный Сухум выступает против таких документов, однако качество предоставляемых медицинских услуг в Абхазии является зачастую неудовлетворительным. Кроме того, значительное количество абхазских граждан не может позволить себе лечение в России.
В административном центре Самегрело Зугдиди при помощи правительства США построен «Центр гепатита С», где население (включая жителей Абхазии, владеющих нейтральными паспортами), наряду со скринингом, консультацией врача и лечением сможет получить медикаменты. Исследователь считает, что некоторая часть граждан Абхазии воспользуется услугами грузинских медицинских учреждений.
Согласно заявлению государственного министра по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили, по сравнению с 2013 г. количество абхазов и осетин, которые воспользовались медицинским обслуживанием в Грузии, в 2016 г. выросло в шесть раз. Два года назад, по ее словам, количество воспользовавшихся услугами здравоохранения превысило 1110 человек, а за три года на это правительство Грузии потратило 7 млн лари (около 3 млн долл.). По данным из доклада министра здравоохранения АРА Кетеван Бакарадзе, в 2016 г. бесплатное лечение в Грузии получили около 400 граждан Абхазии.
Другим фактом «мягкой силы» является то, что в феврале 2016 г. в нескольких десятках метрах от Ингурского моста, в том же селе Рухи при участии премьер-министра Георгия Квирикашвили открылся многофункциональный комплекс из 10 зданий, площадью 10 тыс. кв. м (общая площадь застройки – 5 гектаров). В торговом центре представлены розничные и оптовые магазины, магазины мебели и оргтехники, гипермаркет, базы открытого типа, Общественный центр Министерства юстиции, автосервис, почта, аптека, объекты финансового и банковского обслуживания (в частности, открыты отделения VTB-Грузия и «Либерти-банка»).
По замыслу авторов проекта, этот торговый центр будет обслуживать жителей как Западной Грузии, так и Абхазии (вероятно, для них предполагается возможность получения «нейтральных» паспортов). Компании, которые будут работать в торговом центре на границе с Абхазией, в течение пяти лет пользуются существенными налоговыми льготами. Так, арендная плата за квадратный метр составит всего 1 лари. На территории комплекса в Общественном центре Министерства юстиции можно будет получать различные юридические услуги и даже специальные информационные буклеты на абхазском языке. В торговом центре, строительство которого обошлось в 15 млн лари (около 7 млн долл.), будет трудоустроено до 1 тыс. местных жителей.
27 октября 2017 г. вице-премьером, министром образования и науки Грузии Александром Джиджелава и Государственным министром по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили была запущена государственная программа по защите и развитию абхазского языка. Целью проекта является защита, развитие и популяризация абхазского языка путем сотрудничества с грузинскими и абхазскими специалистами, а также профессиональными группами, работающими по соответствующим вопросам, и осуществление двусторонних проектов доверия.
В Грузии планируется создать государственную программу по развитию и защите абхазского языка. Как полагает премьер-министр Георгий Квирикашвили, «забота об абхазском языке и культуре станет очень важной основой в процессе восстановления сожженных мостов». Помимо этого, участии так называемого «Правительства Автономной Республики Абхазия» и ряда западных партнеров предпринимаются серьезные усилия, чтобы представить Грузию в позитивном свете по абхазской проблеме.
Основная цель грузинской политики «мягкой силы», по мнению эксперта, – возвращение Абхазии в долгосрочной перспективе под контроль грузинских властей, что в корне противоречит политико-правовым реалиям, сложившимся на Кавказе после августа 2008 г. Отсюда – и упорное нежелание подписать юридически обязывающее соглашение о неприменении силы, и стремление в предлагаемого диалоге «обойти» власти Республики Абхазия. Но, заключает эксперт, несмотря на неизбежные разногласия по актуальным вопросам внутреннего развития, власть и гражданское общество Абхазии, как говорит министр иностранных дел республики Даур Кове, «на всех площадках демонстрируют свое единство в плане того, что возврата к прошлому не будет. Абхазия выбрала свой путь на самостоятельное развитие как суверенное государство, и сегодня международное сообщество начинает это осознавать».
В заключение выступил независимый эксперт из Турции Керим Хас, который осветил тему «Роль турецкого фактора в становлении абхазской государственности». По его мнению, Турция не признает независимость Абхазии, и ее подход со временем не изменится. Во многом этому способствуют налаженные экономические связи с сопредельными южнокавказскими республиками – Грузией и Азербайджаном, с которыми у Анкары несколько крупных энергетических и инфраструктурных проектов, таких как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, магистральный трубопровод TANAP, открытая в конце октября, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс.
С другой стороны, отмечает исследователь, Турция и Абхазия имеют тесные исторические и социокультурные отношения. В Турции проживает большая абхазская диаспора с населением примерно 500 тыс. чел., в основном в западных регионах и больших городах страны. Эта диаспора представлена более 10 культурными и торговыми организациями. По мнению исследователя, они оказывают лоббистское влияние на политическое руководство страны. При этом эксперт заметил, что в Турецкой республике нет четкого национального деления.
Керим Хас констатировал, что абхазо-турецкие отношения развиваются по двум осям: Анкара-Тбилиси и Анкара-Москва. Ухудшение российско-турецких отношений в 2015 г. прямо повлияло на абхазо-турецкие отношения. Относительно экономических отношений он подчеркнул в своем выступлении, что таможенное соглашение между Абхазией и Россией также способствовало увеличению торгового оборота Турции с Россией, в основном по причине реэкспорта турецких товаров. В этом контексте официальный Тбилиси, несмотря на затруднительные отношения с российскими компаниями, которые торгуют с Абхазией, демонстрирует более спокойное отношение к турецким компаниям. При этом Турция имеет 20%-ную долю во внешней торговле Абхазии, и развитие турецко-российских отношений способствовало развитию турецко-абхазских торговых отношений.
Таким образом, проведенный в Институте стран СНГ круглый стол «Проблемы и перспективы абхазской государственности и развитие российско-абхазских отношений» выявил значительный интерес к абхазской тематике со стороны экспертного сообщества. При этом большинством экспертов было отмечено, что абхазская государственность состоялась, но существуют проблемы социально-экономического развития республики. Решение последних нельзя откладывать как ввиду определенной политической нестабильности, так и использования Грузией «мягкой силы» в отношении Абхазии.