Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Программа «Интеграция в эстонском обществе».

15:43 , 21 Сентябрь 2009
19
0


В марте 2000 г. в Эстонии была принята Государственная программа «Интеграция в эстонском обществе. 2000-2007 гг.». Согласно оценке фирмы Ernst&Young, несмотря на то, что госпрограмма и ускорила процесс интеграции в обществе, тем не менее, она недостаточно продумана и скоординирована, пишет сегодня портал DELFI. Согласно рапорту компании, государство не добилось социально-экономической интеграции, которая во многом является двигателем всего интеграционного процесса.

По словам социолога Иирис Петтай, самой большой проблемой интеграционной политики Эстонии является то, что она поставила перед собой слишком общие и амбициозные цели: «Государство надеялось, что менее чем за 10 лет можно объединить две очень разных общины». Напомним, что же представляет собой Государственная программа «Интеграция в эстонском обществе. 2000-2007 гг.».

В госпрограмме были зафиксированы следующие направления интеграции:

  •  коммуникативно-языковая интеграция — создание в Эстонии единого информационного пространства и эстоноязычной среды в «условиях культурного многообразия и взаимной толерантности»;
  •  политико-правовая интеграция — формирование лояльного эстонскому государству населения и уменьшение количества людей, не имеющих гражданства Эстонии;
  •  социально-экономическая интеграция – «достижение большей конкурентоспособности и социальной мобильности в обществе независимо от этнического или языкового признака».

Согласно тексту документа, необходимость коммуникативно-языковой интеграции обусловлена тем обстоятельством, что обособленность многих неэстонцев от эстонского общества вызвана их недостаточным владением эстонским языком. Формирование единой эстоноязычной среды должно происходить параллельно с созданием благоприятных условий для развития языка этнических меньшинств и их культурного самосознания. Терпимость и взаимное уважение отличающихся друг от друга людей будут способствовать формированию в Эстонии открытого мультикультурного общества. В отдельных сферах это означает следующее:

а) образование – система образования Эстонии определена как центральная область интеграции. Подготовка учителей должна происходить в свете их будущей работы с многоязычным и мультикультурным контингентом учащихся; однако, в качестве приоритетной темы учебников и учебных пособий обозначена тема Эстонии;

б) владение эстонским языком – должен заметно повыситься уровень владения неэстонцами эстонским языком, так, что эстонский язык станет преобладающим языком общения. Выпускникам основных школ с неэстонским языком обучения после выпускных экзаменов не надо будет сдавать дополнительные экзамены, чтобы ходатайствовать о гражданстве Эстонии;

в) изменение позиций в обществе – отношение «неэстонцы – это проблема» должно смениться отношением «неэстонцы – это потенциал развития», «неэстонцы – это участники развития Эстонии». Явный интерес государства к перспективам в Эстонии неэстонцев, особенно подрастающего поколения, создаст необходимую политическую атмосферу для реальной интеграции, когда в среде неэстонцев формируется готовность принимать участие во всех общественных делах, а эстонцы признают мультикультурный характер эстонского общества.

Необходимость политико-правовой интеграция обусловлена двумя проблемами современной Эстонии. Во-первых, более 30% населения Эстонии не имеет гражданства Эстонской Республики, во-вторых, около 20% — не имеет гражданства ни одной страны. Целью интеграции является увеличение числа людей, имеющих эстонское гражданство, и формирование у эстонцев и неэстонцев единого государственного самосознания. В отдельных сферах это означает следующее:

а) гражданство – в Эстонии предполагается создать такую обстановку, которая позволила бы неэстонцам, пожелавшим получить эстонское гражданство, выполнить в соответствии с законом условия его получения. Процесс натурализации должен стать более результативным и эффективным. Юридическим выражением политической интеграции неэстонцев в жизнь Эстонии будет обладание гражданством ЭР;

б) участие в политических структурах – граждане Эстонии из неэстонцев будут наравне с эстонцами принимать участье в структурах законодательной и исполнительной власти. Как условие демократического развития Эстонии на политическом ландшафте, как среди эстонцев, так и неэстонцев должен сформироваться сходный политический плюрализм;

в) лояльность – неэстонцы будут ощущать себя полноправными членами эстонского общества и чувствовать личную ответственность за благополучие эстонского государства.

Социально-экономическая интеграция связана с необходимостью избегать ситуаций, когда материальное положение человека, а также его карьера были бы прочно связаны с этническим признаком. В настоящее время многие проблемы неэстонцев обусловлены их недостаточным владением эстонским языком и сложностью социально-экономических преобразований на территории компактного проживания русскоязычного населения — Ида-Вирумаа. В упомянутом регионе этому сопутствуют более высокий уровень безработицы и социальная неустроенность. Основой успешной социально-экономической интеграции является, с одной стороны, повышение эффективности обучения языку с учетом языковых особенностей регионов, а с другой стороны, – реализация подготовленной специалистами региональной политики. В отдельных сферах это предполагает следующее:

а) участие в общественной жизни Эстонии – снижаются барьеры, которые до сих пор ограничивают конкурентоспособность неэстонцев на рынке рабочей силы и в общественной жизни. С созданием более благоприятных условий они будут активнее участвовать в неправительственных объединениях, культурном творчестве и международном обмене идеями;

б) снижение уровня региональной изолированности неэстонцев – в результате поощрения и поддержки со стороны государства возрастет мобильность как эстонцев, так и неэстонцев в пределах страны.

Как можно понять из текста программы, в ней принята следующая приоритетность целей: на первом месте стоит языково-коммуникативная интеграция, и лишь за тем следуют политико-правовая и социально-экономическая интеграции. Такую очередность нельзя считать удовлетворительной, так как фундаментом для реализации какой-либо деятельности является правовая база, которая создает условия для формирования нормальных социальных и экономических отношений. Язык, безусловно, является коммуникативным механизмом, но сам по себе не является целью. С его помощью можно достигать различные цели, в том числе особенно важные для обеспечения достаточного уровня жизни и сохранения человеческого достоинства, такие, как право на труд, образование и т.п.

Программа интеграции обошлась стране в 460 млн. крон, самая дорогостоящая ее часть, направленная на образование, поглотила более половины этих средств.

Социолог Иирис Петтай говорит, что неверно было заниматься только проблемами в образовании: «В случае молодежи ситуация лучше, так как среди неэстонской молодежи три четверти владеет эстонским языком, среди более старшего поколения эти показатели скромнее».

Руководитель Целевого учреждения интеграции Танен Мятлик считает, что интеграция будет более результативной, если вместо общих мероприятий сконцентрироваться на людях: «Вопрос в том, можно ли на одну государственную программу возлагать столько надежд, или все-таки надо исходить из того, что работают и другие государственные программы, учитывающие интеграционные нужды», — отмечает он, добавляя, что первую государственную интеграционную политику можно считать слишком наивной и амбициозной.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.