Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Разработка новых законов открывает дорогу на Родину многим соотечественникам

14:59 , 13 Май 2013
17
0


Аналитический обзор законодательства в области миграции, разрабатываемого или принятого в России в апреле 2013 года

Время от времени на отдельных сайтах появляется информация ФМС России о том, что в 2012 году на территорию России въехало свыше 15,8 млн человек, это почти на 14 % больше, чем в 2011 году, около трех четвертей составляют граждане СНГ, лидирует Украина. Более 13% въехавших ‑ граждане государств Европейского союза.

Решение о запрете въезда вынесено в отношении 15 тысяч иностранцев.

Сейчас в стране постоянно и временно проживают около 700 тысяч иностранцев. По прогнозам, в 2013году в Россию могут въехать до 17 млн иностранцев.

Фактическая бесконтрольность миграционных процессов со странами членами СНГ, при условии безвизового въезда заставляет Правительство России принимать всё новые и новые поправки в миграционное законодательство.

4 апреля на заседании Правительства РФ был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»», который разработан ФМС России в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере миграции и направлен на повышение эффективности применения отдельных положений указанных федеральных законов.

Он касается порядка выезда и въезда в Российскую Федерацию, направлен на повышение эффективности борьбы с незаконной миграцией. Уточняются случаи, когда въезд в Россию может быть ограничен или не разрешён иностранному гражданину. Речь идёт о гражданах, которые, находясь на территории нашей страны, нарушили закон, привлечены к ответственности за административные правонарушения, а также в отношении тех, по которым вынесено решение о реадмиссии, об административном выдворении, о депортации. Если такие случаи зафиксированы повторно, иностранный гражданин не сможет въезжать в Россию в течение 10 лет.

ФМС России отмечает, что принятие федерального закона позволит повысить эффективность мер по противодействию незаконной миграции.

Тогда же, 4 апреля. На заседании Правительства РФ был принят проект распоряжения Правительства Российской Федерации о подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в сфере трудовой миграции.

Проект разработан ФМС России с целью повышения эффективности взаимодействия двух стран в сфере трудовой миграции и стимулирования въезда в Россию востребованных квалифицированных молдавских специалистов.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Молдовы о сотрудничестве в сфере трудовой миграции предусматривает регулирование вопросов сотрудничества по осуществлению гражданами одной стороны временной трудовой деятельности на территории государства другой стороны.

В соответствии с Соглашением трудящиеся-мигранты смогут трудиться на территории государства трудоустройства на основании трудовых договоров, заключённых с работодателями государства трудоустройства, а также гражданско-правовых договоров на выполнение работ, заключённых с заказчиком.

8 апреля. Согласно сообщениям ряда информационных агентств, Президент России рассматривает новые поправки в закон «О гражданстве». Они откроют дорогу на родину многим соотечественникам, особенно молодежи, помимо Программы добровольного переселения.

Для получения российского паспорта будут выставлены несложные условия. Требуется знать русский язык, отказаться от другого гражданства и переехать в Россию. Как сообщают «Известиям», законопроект подготовила Федеральная миграционная служба при участии Минобрнауки. Новшества уже были рассмотрены комиссией по вопросам гражданства при Президенте.

Правда, есть одно ограничение. На упрощенный порядок получения гражданства смогут рассчитывать иностранцы, которые раньше имели гражданство СССР, РСФСР, Российской Республики (1917 год) или подданство Российской империи либо такое гражданство (подданство) имели их родственники по прямой восходящей линии. Для таких срок рассмотрения документов уменьшат с шести до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Особо оговаривается, что ускоренная процедура коснется только носителей русского языка, кто хочет навсегда вернуться в Россию и документально докажет, что избавился от второго паспорта.

Последний штрих важен — сегодня от соискателя требуется лишь подтверждение, что он обращался с заявлением об отказе от прежнего гражданства.

И тут, как показывает практика, потенциальных россиян ждет ловушка. Известно, что страны СНГ, в частности, Узбекистан, бывает, затягивают на несколько лет процедуру выхода из своего гражданства.

Думается, что российские законодатели учтут этот фактор.

9 апреля. Депутаты Госдумы Алексей Журавлев («Единая Россия») и Сергей Жигарев (ЛДПР) внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект, который вводит уголовную ответственность для работодателей за трудоустройство нелегальных мигрантов или нарушение ограничений на привлечение их к определенным видам деятельности. Документ вносит поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, на сегодняшний день ответственность за использование труда нелегальных мигрантов предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Штраф для должностных лиц составляет до 50 тысяч рублей, для юрлиц — до 800 тысяч рублей. Также в отдельных случаях предусмотрено приостановление деятельности организации до 90 суток.

Вместе с тем, как отмечают авторы инициативы, правоприменительная практика показывает, что экономических мер воздействия явно недостаточно, поскольку выгода от использования труда нелегальных мигрантов огромна и окупает любые штрафы. Кроме того статистические данные говорят о том, что процент выявления указанных правонарушений невелик и составляет не более 10% от общего числа нарушений.

Законопроектом предлагается дополнить УК РФ новой статьей — «злостное нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Так, за незаконное трудоустройство в России и за неоднократное нарушение работодателем этих правил предлагается карать штрафом в размере до 800 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Аналогичные санкции за исключением лишения свободы предлагается установить за неоднократное нарушение работодателем или заказчиком работ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности. Срок лишения свободы в данном случае может составить до двух лет.

10 апреля. Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении Федеральный закон о внесении изменений в Федеральные законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Поправками предусматривается выдача рабочей визы иностранным гражданам при наличии сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на срок действия трудового договора, но не более чем на один год.

Если человек приехал в Россию из страны, где не требуется получение визы, то разрешение на работу выдается при наличии у него, сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства России.

Сертификат будет выдаваться образовательными и иными организациями на территории РФ или за рубежом, имеющими право проводить экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Срок действия сертификата ‑ 5 лет.

Те, кто уже работает в России, должны будут сдать экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ для продления вида на жительство или разрешения на работу.

Закон не коснется высококвалифицированных специалистов, а поправки вступят в силу с 1 января 2015 года.

18 апреля состоялась рабочая встреча Президента РФ Владимира Путина с директором Федеральной миграционной службы Константином Ромодановским.

В ходе встречи обсуждался вопрос о допуске иностранных граждан в Российскую Федерацию только по загранпаспортам.

Об этом подробно можно прочитать на портале «Материк»: В.Путин: «Не вводить, а требовать от них предъявления загранпаспортов своих стран», 23.04.2013, ttp://www.materik.ru/nationals/smi/comment/detail.php?ID=16365

18 апреля. На заседании Правительства был рассмотрен вопрос «О плане мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013–2015 годы».

По итогам рассмотрения приняты следующие решения:

1. Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

2. Правительственной комиссии по миграционной политике (И.И.Шувалову) обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

3. ФМС России (К.О.Ромодановскому) в рамках ежегодно представляемого до 20 февраля в Правительство Российской Федерации доклада о ходе реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, представлять информацию о результатах выполнения плана мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013–2015 годы.

24 апреля. Премьер – министр России подписал Распоряжение за №674-р «О реализации госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013–2015 годы».

Распоряжением утверждается план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013–2015 годы и поручается Минфину России предусмотреть необходимые бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение мероприятий плана, а также обеспечить передачу в установленном порядке бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на государственную программу, федеральным органам исполнительной власти – основным исполнителям мероприятий плана.

План состоит из четырёх разделов, содержащих мероприятия, направленные на правовое, организационно-управленческое, аналитическое и методическое обеспечение реализации государственной программы, а также на информационное обеспечение её реализации.

Правовое обеспечение государственной программы предусматривает разработку и утверждение субъектами Российской Федерации региональных программ переселения, подготовку проектов распоряжений Правительства Российской Федерации о согласовании в установленном порядке проектов региональных программ переселения, утверждение Правительством Российской Федерации перечня территорий приоритетного заселения, критериев оценки эффективности реализации государственной программы.

Планируется также подготовка проектов актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих меры по предоставлению государственных гарантий и социальной поддержки участникам государственной программы, получившим свидетельства участника государственной программы до 1 января 2013 года (то есть до вступления в силу новой редакции Государственной программы), и членам их семей.

Среди организационно-управленческих мероприятий планом предусматриваются такие меры, как приём заявлений об участии соотечественников в государственной программе, оформление им свидетельств участника государственной программы, а также организация выплаты предусмотренных государственной программой различных видов социальной поддержки переселенцев и членов их семей, в том числе компенсации транспортных расходов и выплаты пособия на обустройство.

Аналитическое и методическое обеспечение реализации государственной программы базируется на основе результатов проведения различных видов мониторинга, в том числе мониторинга миграционных настроений соотечественников в ряде государств постоянного проживания соотечественников в целях выявления количества потенциальных переселенцев.

Предусматриваемые планом меры информационного обеспечения реализации государственной программы фактически пролонгируют на период 2013–2015 годов мероприятия, содержащиеся в Плане мероприятий по информационному обеспечению государственной программы на 2010–2012 годы, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 года №456.

30 апреля. Президент России подписал перечень поручений по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным», состоявшейся 25 апреля 2013 года, сообщает пресс-служба Кремля.

Среди прочих поручений Правительству России Президент в срок до 15 сентября с. г. поручил «разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий упрощение процедур и сокращение сроков рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации от соотечественников – носителей русского языка, родственники которых по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации и СССР, при условии их переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и отказа от гражданства иностранного государства».

По мнению экспертов, поправки значительно помогут бывшим советским гражданам, которые из-за бюрократических препон пытаются стать россиянами уже 10–15 лет. Ведь нынче на получение российского гражданства по трехступенчатой системе (разрешение на временное проживание — вид на жительство — гражданство) уходит от семи лет.

Напомним, пока в упрощенном порядке российское гражданство могут получить иностранцы, имеющие хотя бы одного родителя-россиянина, граждане государств, входивших в СССР, получившие образование в России (после 2002 года), родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство СССР, а также лица, состоящие в браке с гражданином России более трех лет.

В обзоре использованы материалы, опубликованные на порталах:

Президента РФ, Правительства России, ФМС, Русский Век; http://www.russkie.org; http://news.mail.ru/politics/12675382/.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.