На протяжении последних двадцати лет суверенного существования Украина стоит перед проблемой обеспечения национальной экономической системы энергоресурсами. Дефицит энергоресурсов определяет экономическую стратегию страны. Несмотря на наличие в стране собственных разработок всех видов энергоносителей, импортная зависимость практически по всем видам энергоносителей остается доминирующим фактором экономического развития страны, определяет уровень цен, и как следствие, себестоимость всей производимой продукции, т.е. конкурентоспособность национальной продукции определяется ценовой политикой основного поставщика энергоносителей – России. В среднем на оплату поставок энергоресурсов ежегодно Украина тратит более 60 % всей экспортной выручки. Значимость проблемы энергообеспечения определяет болезненную реакцию Киева на любые ценовые колебания на рынке энергоресурсов, любые изменения условий поставок. Данная ситуация ставит Украину в позицию агрессивной обороны по всем вопросам внешнеэкономического сотрудничества с РФ и другими странами ТС и ЕЭП, постоянного поиска альтернативных источников энергообеспечения и поиска инструментов влияния на коммерческие условия российских поставок энергоресурсов. Эта тема всегда актуальна для Украины, несмотря на то, что ее относят к одной из наиболее благополучных стран по уровню собственного обеспечения энергоносителями. По официальной статистике по итогам 2011 года Украина обеспечивает около 50% собственных потребностей в энергоносителях по всем видам топлива в совокупности.
Однако эффективность собственного топливно-энергетического комплекса крайне низка и требует серьезных капиталовложений (по подсчетам экспертов только на модернизацию украинской части газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» необходимо около 538 млн. долл., а всей энергосистемы в миллиарды долларов). Низкий уровень отдачи ТЭК Украины обусловлен рядом факторов, к которым в первую очередь относятся:
· ТЭК Украины все еще продолжает оставаться частью целостной системы всего постсоветского региона, подобная закольцованность особенно в электроэнергетике и нефтегазовой сферах обуславливает ее зависимость от восточных партнеров, в первую очередь России как основного поставщика энергоресурсов, а Беларуси как основного потребителя электроэнергии;
· Изношенность основных фондов ТЭК составляет более 80%, что требует коренной реконструкции и модернизации всех отраслей ТЭК, например, на сегодняшний день 96% оборудования тепловых электростанций уже отработало свой ресурс, а 73% — превысило предельный ресурс;[1]
· Высокая изношенность, техническая отсталость и устаревшие технологии способствуют росту себестоимости продукции и услуг, производимых ТЭК Украины, Так, коэффициент использования установленной мощности блоков электростанций находится в границах 26-32%, в то время как в 1990 году он составлял 67,8% , то есть, за годы независимости уменьшился на 53-62%;[2]
· Стремление к дифференциации поставок энергоносителей требует строительства новых коммуникаций (газопроводов, нефтепроводов, линий электропередач);
· Высокая себестоимость добычи собственных энергоресурсов, особенно это касается угледобычи, в вопросах добычи газа имеется острая потребность в смене и разработке новых технологий добычи с учетом высокой концентрации метана;
· Современная структура ТЭК Украины не отвечает структуре ее экономики, способствует росту ее сырьевой направленности, что в сочетании с декларируемым приоритетом евроинтеграции практически нивелирует ее эффект из-за снижения уровня конкурентоспособности национальной продукции.
Длительный системный кризис отраслей ТЭК в 90-е годы привел к достаточно серьезным последствиям как в самом топливно-энергетическом комплексе, так и в экономике и обществе в целом: значительно сократилось производство во всех отраслях ТЭК; достиг критической величины уровень физической и моральной изношенности основных фондов, используются устаревшие технологии; серьезным экономическим и политическим риском является высокий уровень зависимости от ввоза энергоносителей; не обеспечивается достойный жизненный уровень граждан Украины в части надежного обеспечения энергоресурсами надлежащего количества и качества.
Тем не менее, последние годы правительство Украины прилагает большие усилия по выведению ТЭК страны из состояния упадка. Результатами этих усилий стала следующая картина состояния ТЭК Украины по итогам 2011 г.
Топливно-энергетический комплекс Украины включает в себя систему предприятий, специализирующихся на добыче, обогащении, переработке и потреблении твердого, жидкого и газообразного топлива, производстве, передаче и использовании электроэнергии и тепла. Т.е. в состав ТЭК входит угольная промышленность, производство и распределение электроэнергии на ГЭС и атомных станциях, нефте- и газодобыча. ТЭК является основой развития нефтехимической промышленности, развития добычи сырья и полезных ископаемых, металлургии, лесохимической, промышленной переработки, машиностроения, т.е. в целом всего народнохозяйственного комплекса. Также существует тесная связка между отраслями ТЭК, газ, уголь, нефть используется в качестве исходного сырья для развития электроэнергетики, и промышленного производства. Специфической чертой ТЭК Украины, особенно с учетом политики последних лет по самообеспечению энергоресурсами, является превышение доли угля, электроэнергии, вырабатываемой АЭС, над долей добычи нефти и выработки гидроэлектроэнергии.
Угольная промышленность на Украине является давней и традиционной отраслью, которая занимает доминирующее место среди топливных отраслей. Украина имеет большие запасы (до 200 млрд. т) высококачественного угля, в основном залегает на значительной глубине в Донецком, Львовско-Волынском и Приднепровском (бурый) бассейнах. 75% угля используется как топливо, 25% — как технологическое сырье для черной металлургии, химической и других отраслей.
Справочно: [3]
Крупнейшим в стране районом добычи каменного угля остается Донецкий бассейн, около 270 действующих шахт, 50% из которых добывают высококачественный коксующийся уголь. Угленосные площади в Донбассе составляют более 50 тыс. км2 и сосредоточивают около 98% запасов каменного угля Украины. Месторождения угля бассейна образуют три компактных ячейки: «Старый Донбасс» (граница Луганской и Донецкой областей), «Западный Донбасс» (Днепропетровская область) и Южный Донбасс (юг Донецкой и Луганской областей). Донецкий уголь имеет высокую себестоимость, что связано с небольшой мощностью (0,5-2 м) и глубоким залеганием пластов. Так, здесь находится самая глубокая на Украине шахта «Глубокая» (405 м). Почти 90 шахт являются нерентабельными и постепенно должны быть закрыты. Другие шахты требуют существенной реконструкции. Это предопределяет серьезные финансовые и социальные проблемы. Ведь с угольной промышленностью прямо или косвенно связана деятельность почти 40% городского населения Донецкой и Луганской областей.
Львовско-Волынский бассейн охватывает площадь около 10 тыс. км2. Общие запасы угля здесь не превышают 1% от разведанных в государстве, глубина залегания — 300-650 м, мощность пластов — 0,5-1,0 м, добывают 14 млн. т угля. Качество угля намного хуже, имеет назначение местного потребления. Основными районами добычи бурого угля является Приднепровский буроугольный бассейн (Кировоградская, Черкасская, Житомирская области), а также Тернопольская и Закарпатская области, площадь более 100 тыс. км2, на которой обнаружено около 200 месторождений и проявлений бурого угля. Средняя мощность буроугольных пластов в бассейне составляет 4-5 м, достигая в отдельных месторождениях до 25 м. Преимущественно неглубокое залегание угленосных наслоений (от 10 до 150-200 м) позволяет добывать бурый уголь открытым (карьерным) способом. Запасы угля, который можно добывать открытым способом, распределяются в 58 месторождениях. Больше всего таких месторождений в Кировоградской (29), Днепропетровской (19) и Черкасской (5) областях. За последние годы его добыча находится в пределах 4,0-4,5 млн. т. Высокая зольность, зернистость, имеет назначение местного потребления.
На долю угольной промышленности Украины приходится 65-90% от добываемых органических топливных ресурсов. В первое десятилетие после приобретения суверенитета угольная промышленность находилась в состоянии глубокого спада, объем добычи в этот период снизился со 135, 6 млн. т. угля в 1991 г. до 82 млн.т. в 2000 г.[4]
Причем этот уровень спада до сих пор не преодолен, несмотря на то, что в последние годы в соответствии с принятой концепцией «Концептуальные основы внешнеполитической стратегии Украины» взят курс на максимальное увеличение добычи угля и перевод внутренних потребителей на использование угля, особенно при выработке тепловой энергии, объем добычи угля растет крайне медленно. По итогам 2011 г. объем добычи угля составил 810991,4 тыс. тонн (или на 9,0%) больше в сравнении с соответствующим периодом в прошлом году. В том числе добыча энергетического угля увеличилась на 5 920,4 тыс. тонн (или на 11,6%), коксового – увеличился на 840,0 тыс. тонн (или на 3,5%).
За 2011 год энергогенерирующим компаниям поставлено 27 020,6 тыс. тонн угля, что на 3 710,6 тыс. тонн(или на 14,3%) больше чем за 2010 год. Данные статистики за год громких деклараций о переводе всех теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), работающих на газе, на водоугольную смесь, свидетельствуют о нереалистичности объявленной программы модернизации в течение года с целью снижения энергозависимости от России. В качестве партнера по модернизации ТЭЦ выступает Китай, который в 2010 г. собирался выделить Украине инвестиционный транш на модернизацию в размере 1 млрд. Долл. США под 14 % годовых на 15 лет. По данным министерства энергетики и угольной промышленности Украины по Нововолынской ТЭЦ ведутся разработки по переводу ее на водоугольную смесь, в результате ожидется экономия в размере до 3 млн. куб.м. газа. На очереди – Северодонецкая ТЭЦ, реконструкция которой требует около 40 млн. долл. В общий список ТЭЦ, подлежащих модернизации введены практически все ТЭЦ страны, что обойдется правительству Украины в 10 млрд. долл. На сегодня безболезненно перевести на водоугольную смеь возможно лишь около 30% ТЭЦ. Объявленная экстренная модернизация в течении одного года невозможна по нескольким причинам. Во-первых, из-за ограниченности финансовых возможностей Украины, во-вторых, технологическая подготовка и внедрение новых технологий на ТЭЦ по подсчетам экспертов потребует не менее пяти лет, и в-третьих, переход на новое топливо может обострить экологические проблемы: увеличится выброс сажи, золы, угарного газа, диоксида серы и других загрязнителей. А это в свою очередь вызывет необходимость новых дополнительных расходов на экологические мероприятия по очистке воздуха, ведь Украина все-таки подписала Киотские соглашения.
Таким образом, реалии современного состояния угольной промышленности Украины свидетельствуют о том, что данная отрасль не может в краткосрочной перспективе составить альтернативу газовому обеспечению ТЭК страны. Намеченная модернизация отрасли все-же должна способствовать такому технологичному прорыву, который бы уменьшал себестоимость добытого угля с целью увеличения конкурентоспосбности угольной промышленности на внешних рынках, а не обеспевал рост внутреннего потребления за счет модернизации ТЭЦ, что вряд ли можно отнести к прогрессивным технологиям.
Нефтяная отрасль Украины считается низкоэффективной, т.к. добытая нефть имеет относительно высокую себестоимость из-за большого содержания метана на украинских месторождениях и, конечно же, несовершенных технологиях добычи: добыча ее прогрессивным фонтанным способом почти прекратился. Для поддержания высокого давления пластов практикуют закачивание за контуры пласта горячей воды, пара, химических компонентов, которые дают возможность увеличивать добычу нефти до 60-70%. Стоимость нефти в районах потребления в значительной степени определяется затратами на ее транспортировку, которая зависит от диаметра трубопровода, содержания в сырой нефти парафина, мощности нефтеперекачивающих станций. В последние годы определилась тенденция подорожания нефти, которая связана с осложнениями условий добычи и эксплуатации большинства месторождений. Сегодня при потребностях в 40 млн. т. сырой нефти ежегодно собственная добыча составляет 4-5 млн. т. Поэтому Украина является достаточно значительным импортером нефти и нефтепродуктов (в основном из России).
Справочно:[5]
Украина не богата нефтью. Выделяются три района: Прикарпатский, Днепровско — Донецкий и Причерноморский.
Доминирующую роль в добыче нефти после войны стала играть Днепровско-Донецкая область. Крупнейшие месторождения сосредоточены в Полтавской (Радченковском, Зачепиловское, Сагайдакская и др.), Сумской (Качановское, Рыбачье, Ахтырское) и Черниговской (Прилуцкое, Гнединцевское и другие) областях. Здесь добывают около 70% нефти на Украине, находится самая глубокая скважина — 4928 м (Черниговская область, Тростянецкое месторождение).
Второе место занимает Прикарпатская область, где работают нефтегазодобывающие управления — Бориславнефтегаз и Долинонафтогаз. Объемы добычи здесь невелики из исчерпанности запасов, недостаточные масштабы поисковых работ, большую глубину залегания прогнозных запасов нефти.
Причерноморско-Азовская область охватывает Причерноморскую впадину, Керченский пролив, северо-западную часть акватории Черного и южную Азовского морей. Этот район перспективен на нефтедобычу: ориентировочные запасы — до 4-5 млрд. т нефти. Сейчас добывается 200 тыс. т нефти из залежей «Штормовое» и «Дельфин» с участием британско-голландской компании «Shell».
Нефтеперерабатывающая промышленность Украины представлена семью нефтеперерабатывающими заводами (Львовско-Дрогобычский, Надворнянский заводы, заводы в Лисичанске, Кременчуге, Одессе, Херсоне, Бердянске), перерабатывающая мощность которых составляет 80-90 млн. т. сырой нефти ежегодно. Также как и добыча, переработка нефти отличается высокой себестоимостью, причиной являются все те же устаревшие технологии и изношенное оборудование, что приводит к неполному циклу переработки нефти до 50% по сравнению с 90% в развитых странах. Сложность также представляет формирование и организация эффективной эксплуатации системы нефтепроводов. Согласно принятой стратегии экономического развития последние годы на Украине предпринимаются попытки диверсификации источников и путей доставки нефти. Украина рассчитывает на альтернативные пути доставки нефти из Азербайджана и, возможно, Казахстана, Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена, Сирии, ОАЭ. Для этого готовятся терминалы хранения нефти в Одессе,[6] также рассматривается вариант снабжения нефтью из Азербайджана и возможно из Туркмении с использованием альтернативных российским трубопроводов и доставкой нефти танкерами в украинские порты. Проблемы, с которыми сталкивается нефтяная отрасль, по своей сути схожи с проблемами по угольной промышленности. В нефтедобыче и нефтепереработке используются отсталые технологии, приводящие к удорожанию производимого продукта, физически и морально изношенные основные фонды отрасли, труднодоступность залежей нефти, качество нефти и связанные с ней сложности переработки, отсутствие развитой сети нефтепроводов по перекачке нефти и продуктов его переработки, зависимость от российских поставок. В совокупности все перечисленные факторы делают данную отрасль уязвимой и зависимой от ценовой конъюнктуры мировых рынков нефти и нефтепродуктов, российских приоритетов при формировании экспортной политики. Выходом из данной ситуации власти Украины видят в дифференциации поставок нефти, при реализации которой сталкиваются с проблемой дефицитности финансирования новых проектов и дефицитности собственно самих источников поставок (т.к. в качестве альтернативы российским поставкам на Украине видят поставки нефти и газа из Азербайджана, который в качестве собственного приоритета в первую очередь рассматривает Турцию, поставки нефти из других стран каспийского региона затруднена из-за отсутствия отработанных маршрутов поставки, геоэкономических и геополитических проблем, возникающих у стран этого региона в отношениях с более значимыми и традиционными партнерами, в частности с Россией). В целом ситуация в отрасли аналогична угольной промышленности.
Объемы добычи нефти с газовым конденсатом в течение 2011 года уменьшились на 223,0 тыс. тонн (или на 6,3%) по отношению к аналогичному показателю 2010 года, в том числе объемы добычи предприятиями НАК “Нафтогаз Украина” в сравнении с показателем в прошлого года уменьшились на 213,7 тыс. тонн (или на 6,6%). За 2011 год часть транзитного объема перекачки нефти в общем объеме транспортировки нефти составила 64,5%, а часть нефтеперекачки на нефтеперерабатывающие предприятия Украины соответственно – 35,5%. В 2011 году на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) поступило 8 453,4 тыс. тонн нефти, в том числе: 2 937,2 тыс. тонн – собственной добычи (34,7% от общего объема поставки), 5 516,2 тыс. тонн импортировано (соответственно – 65,3%), в том числе: 4 670,1 тыс. тонн – из Российской Федерации (соответственно – 55,2%). По отношению к показателю 2010 года объем поставки нефти уменьшился на 1 491,0 тыс. тонн (на 15,0%).[7]
За 2011 год объем переработки нефтяного сырья уменьшился в сравнении с аналогичным периодом 2010 года на 2 047,3 тыс. тонн, или на 18,4%. Производство бензинов за 2011 год в сравнении с 2010 годом уменьшилось на 246,2 тыс. тонн (или на 8,0%); дизельного горючего – на 717,6 тыс. тонн (или на 21,4%) и мазута – на 266,9 тыс. тонн (или на 11,6%). Общие мощности из первичной переработки нефти за 2011 год загружены в среднем на 16,6% (в 2010 году – 20,6%).
В течение 2011 года объем транспортировки нефти предприятиями магистральных нефтепроводов уменьшился в сравнении с 2010 годом на 3 606,8 тыс. тонн (или на 11,6%). При этом транзитом в страны Западной Европы (Словакии, Венгрии, Чехии) протранспортовано на 2 368,1 тыс. тонн (или на 11,8%) меньше в сравнении с аналогичным показателем 2010 года, для потребностей Украины – меньше на 1 238,7 тыс. тонн (или на 11,3%).
Таким образом, данные статистики свидетельствуют о снижении объемов добычи и перработки нефти из собственных источников. Причин тому много:
Определяющей для ТЭК Украины является газовая промышленность страны, что обусловлено снижением себестоимости при замене газом нефтенного сырья в 2 и более раза, что позволяет решать проблему повышения конкурентоспособности производимой продукции, совершенствовать применямые технологии, обеспеивать решение экологических проблем. Газовая отрасль Украины стала развиваться относительно недавно, во второй половине XX века, общий объем добычи газа составляет до 20 млрд. куб. м. газа ежегодно, что покрывает внутренние потребности в газе примерно на 20-25%, общая потребность Украины в газе составляет около 85 млрд. м газа. Транзит российского газа по территории Украины в 1,5-2 раза превышает ежегодный объем потребностей в газе Украины. Основными газопроводами, эксплуатируемыми в целях транзита являются газопроводы «Союз» и «Прогресс».
Справочно:[8]
Первое Прикарпатское месторождение обеспечивает около 3,1% всей добычи газа в стране, возможно увеличение добычи объемов газа при условии восстановления заброшенных скважин, улучшения качества поисково-разведывательного бурения, обеспечения буровых организаций оборудованием для бурения скважин глубиной 5-7 тыс. м.
Днепровско-Донецкие нефтегазоносные месторождения обеспечивают почти 94% добычи газа страны. Основные месторождения природного газа расположены в Харьковской (Шебелинское- 80% всех запасов газа, Крестищенское, Кегичевское, Дружелюбовское), Сумской (Рыбачье, Качановское), Полтавской (Солоха-Дуканське) Днепропетровской (Перещепинский) и Черниговской (Гнединцевское) областях.
Новые Причерноморско-Азовские нефтегазоносные месторождения (эксплуатируются 17 газовых месторождений): Глебовское, Джанкойское, Голицинское, Оленевское, Задорненское, Стрелковское.
За 2011 год добыча газа на 89,9 млн. куб. м (или на 0,4%) больше чем за 2010 год, в том числе объем добычи газа, предприятиями НАК “Нефтегаз Украины” меньше на 216,4 млн. куб. м. (или на 1,2%). За 2011 год по территории Украины по оперативным данным протранспортовано (транзитом) 104,2 млрд. куб. м природного газа, что на 5,6 млрд. куб. м., или на 5,7% больше чем за 2010 год.[9]
Согласно основной стратегии развития ТЭК Украины главным вектором развития газовой отрасли является увеличение газодобычи посредством открытия новых месторождений и внедрения новых технологий, а также диверсификация импортных поставок по источникам поставок и способам транспортировки.
Первое направление развития сталкивается с аналогичными проблемами расширения сырьевой базы угольной и нефтяной промышленности, и вопреки громким декларациям украинских властей скорее остается целью долгосрочного характера.
Второй же вектор решения газовых проблем: деверсификация импортных поставок и путей транспортировки — последние годы получил бурное развитие в умах руководства страны, но практической реализации не получил и врядли обретет в краткосрочной перспективе. Тем не менее чуть подробнее о них следует упомянуть, т.к. эти идеи стали основополагающим в риторике украинских властей в последние годы.
Диверсификацию импортныых поставок газа с целью снижения энергозависимости от России на Украине планируют провести за счет:
· перехода на азербайджанские и туркменские поставки газа по альтернативным газопроводам (что маловероятно, т.к. несмотря на подписанные меморандумы и предварительные соглашения с Азербайджаном и Туркменией реальных запасов газа и тем более газопроводов и других путей доставки на сегодняшний день не имеются);
· перехода на спотовые поставки газа из Западной Европы (для чего необходимо создание хабов[10], к тому же для этих поставок требуется риверсировать газотранспортную систему Украины, что в принципе возможно технически, но потребует дополнительных инвестиций, установки счетчиков газа на входе на западных границах Украины, но самое главное потребуется изолировать один из участков украинской ГТС, обеспечив ему реверсный режим. Тем самым может быть нарушен график поставок российского газа в Европу, поскольку украинская ГТС работает в синхронном режиме с ГТС России, что противоречит интересам и России, и Европы;
· сокращение объемов поставок российского газа потребует пересмотра газовых контрактов с «Газпромом», что чревато для Украины штрафными санкциями, судебными рабирательствами из-за нарушения подписанного контракта;
· реформирования газотранспортной системы (ГТС) Украины, и в целом нефтегазовой отрасли страны. По этому вопросу возникает масса сложностей, начиная от необходимости реформирования законодательной базы приватизации отрасли, создания нефтегазового консорциума, завершая урегулированием вопросов долговых обязательств основого оператора НАК «Нафтогаз Украины» и согласованием интересов сторон российского «Газпрома» и ЕС.
С целью реформирования нефтегазовой отрасли было решено увеличить уставный фонд НАК «Нафтогаз Украины» путем выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на сумму 6 миллиардов гривен.
Объявлен конкурс по оценке украинской ГТС (оценщиками могут выступить: частное предприятие «Томас&Симонова» (Киев, Украина), компания «Дафф Энд Фелпс» (Нью-Йорк, США), ООО «Бейкер Тилли Украина ЭК» (Киев, Украина) и ООО «Эрнст энд Янг» (Киев, Украина), который выиграл ООО «Бейкер Тилли Украина ЭК» (Киев, Украина). По предварительным неофициальным оценкам стоимость ГТС Украины может колебаться от 47 до 61 млрд. долл., что вовсе не означает готовность потенциальных покупателей оплатить эти суммы в процессе приватизации ГТС Украины в ходе создания газотранспортного консорциума.
Лоббирование через ЕС интересов создания и рабочего пуска альтернативных российским ГТС систем: «Nabucco», AGRI по строительству азербайджано-грузино-румынского интерконнетора и снабжению газом Румынии, проекты по поставке газа в Турцию и транзиту газа через нее, варианты поставок сжиженного газа на будущий украинский LNG-терминал из некоторых стран Северной Африки, природного газа в Туркмении, а также в самом Евросоюзе – при условии поставки газа по ГТС в реверсном направлении, «Белый поток» (White Stream) и т.п. Все эти направления можно было бы рассматривать всерьез при наличии двух определяющих факторов: наличия свободных резервов нефтегазового сырья для поставок на Украину у альтернативных экспортеров (Азербайджана, Туркмении, Ирана, и реэкспортера в лице ЕС) и геополитических условий создания и финасирования эксплуатации альтернативных маршрутов.
На этом фоне противостояние проекту «Южный поток» через отдельных членов Энергосообщества ЕС лишь только обостряют противоречия и снижают готовность к компромиссам с основным действующим партнером Украины российским «Газпромом». В совокупности перечисленные меры, предпринимаемые украинской стороной, приводят к обострению отношений не только с Россией, но и со странами ТС и ЕЭП, углубляя противоречия, особенно в вопросах ценообразования на энергоносители. Высокий уровень долговых обязательств перед основным поставщиком «Газпромом», усугубляют возможности финансирования реформирования и модернизации нефтегазовой отрасли Украины. Примером может служить решение ЕБРР о возможности совместно с Европейским инвестиционным банком выделения Украине до конца 2012 года 308 миллионов долларов на ремонт газопровода Уренгой-Помары-Ужгород при условии проведения в отрасли согласованных реформ. Оговорка является свидетельством недоверия европейских партнеров, высокого уровня инвестиционных рисков и желанием иметь дело с уже решенными проблемами по долговым обязательствам украинской стороны.
Таким образом, существующая позиция агрессивной обороны по отношению к российским партерам с использованием лоббирования украинских интересов через структуры ЕС, угрозы невыполнения газовых контрактов с «Газпромом», перманентного состояния ценовых войн на газ и стоимость транзита негативно влияют на успешность переговоров с Россией и ЕС о создании на базе украинской ГТС газотранспортного консорциума. Российской стороне в собственных интересах предпочтителен не тройственный консорциум с участием Украины, ЕС и собственно «Газпрома», а двойственный союз без ЕС. Диспропорции между амбициозными декларациями и реальной финансово-экономической базой нефтегазовой отрасли Украины не дают оснований для оптимистичных прогнозов развития этой системообразующей сферы для национальной экономики страны, скорого эффективного реформирования «Нафтогаза Украины» и возможного создания газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС.
Кроме внешнеполитических факторов низкой эффективности нефтегазовой отрасли существуют ряд внутриотраслевых проблем, требующих радикальных реформ. К ним относятся: обострение неплатежей за топливо и энергию; ухудшение горно-геологические условий добычи топлива; нехватка средств для воспроизводства основных производственных фондов в отрасли; критически низкий технический уровень действующих мощностей ТЭК в настоящее время; высокий уровень экологического ущерба, наносимого топливной промышленностью.
На данном этапе важным является задача формирования грамотной сбалансированной политики ценообразования на импортные поставки и внутреннее потребление энергоресурсов, поиска компромиссных путей реформирования нефтегазовой отрасли с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики Украины в целом.
[1] О.Главати, Г.Бурлак «Состояние и перспективы нефтеперерабатывающей отрасли Украины» // «Экономика Украины» №3 1997г. с18-27
[2] П. Лаукс «Деякі питання буровугольного потенціалу України» // «Економіст», №5 2000, с 43-46
[3] По URL: http://www.upr-search.com.ua/46-tek-ukraini.html
[4] По данным Министерства энергетики и угольной промышленности.
По URL: http://mpe.kmu.gov.ua/fuel/control/uk/publish/category?cat_id=35081
[5] По URL: http://www.upr-search.com.ua/46-tek-ukraini.html
[6] Сейчас строится нефтетерминал в Одессе мощностью 25 млн. т нефти в год с возможностью ее повышения до 100 млн. т. для перекачки нефти. Начато сооружение ветки нефтепровода Одесса-Броды (Львовская обл.) Для экспорта нефти в Европу. Разрабатывается вариант строительства нефтепровода Казахстан-Туркмения-дно Каспийского моря -Азербайджан-Грузия (порт Сусла), а дальше — морскими нефтеналивными танкерами в Одесский терминала. Возможно, будет строиться ветка нефтепровода и по дну Черного моря: Грузия-Украина-Молдова-Западная Европа. Украина также примет участие в строительстве нефтепровода Джейкан-Самсун в Турции; нефтетерминал в Самсунзи уже построен.
[7] По данным Министерства энергетики и угольной промышленности.
По URL: http://mpe.kmu.gov.ua/fuel/control/uk/publish/category?cat_id=35081
[8] По URL: http://www.upr-search.com.ua/46-tek-ukraini.html
[9] По данным Министерства энергетики и угольной промышленности.
По URL: http://mpe.kmu.gov.ua/fuel/control/uk/publish/category?cat_id=35081
[10] Спотовые площадки обычно формируются в районах с высокой концентрацией продавцов и покупателей газа, например в узлах газотранспортной сети — хабах.