Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Роль патентной системы в становлении трудовой миграции в России

11:03 , 14 Январь 2016
67
0


Порядка 1,6 миллиона иностранцев работают в России по трудовым патентам, которые с начала 2015 года принесли в бюджет страны 29 миллиардов рублей, сообщил первого декабря в Москве глава ФМС России Константин Ромодановский. Доходы от продажи патентов более чем в 1,8 раза превысили аналогичный показатель прошлого года. Всего же, по словам главы ФМС, возможность законно работать с учетом своего трудового и правого статуса имеют порядка четырех миллионов человек.

Патентная система для трудовых мигрантов начала действовать в России с 1 июля 2010 года, когда был введён патент, как разрешение на работу у физических лиц. Это было очередным шагом к легализации иностранных граждан, которые работают на территории РФ. Несмотря на некоторое усложнение процедуры (постановка на налоговый учёт, дактилоскопия), сотни тысяч иностранных работников «вышли из тени». Оказалось, что очень много желающих легализоваться по этой схеме. Достаточно сказать, что только за 8 месяцев 2014 года было оформлено 1,8 млн. патентов.

Тем не менее, несмотря на свои достоинства, патент на работу у физических лиц имел целый ряд недостатков:

— В результате сложившегося квотирования на получения патента, только крупный бизнес мог привлекать к работе иностранных граждан. В этой связи, средний и мелкий бизнес оказался неконкурентоспособным, так как они не выдерживали конкуренции со стороны крупных предприятий.

— Патент существенно ограничивал возможности иностранных граждан по трудоустройству.

— Наконец, этот самый патент мог стать очередным способом развития схем коррупции.

И вот, в конце 2014 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти поправки к закону с 1 января 2015 года отменили систему квот для трудовых мигрантов, пребывающих в Россию из «безвизовых» стран и позволили трудовым мигрантам работать по патентам, как у физических, так и у юридических лиц.

Теперь патент выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев с возможностью продления еще на год. Таким образом, трудовые мигранты могут законно находиться на территории РФ в течение двух лет, и после этого срока должны уехать из России.

Главное отличие новых патентов от прежних, введённых в 2010 году, в том, что они разрешают работать у многих работодателей: у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, у частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет и иных лиц, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. Кроме того, российские граждане приобрели право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд иностранных граждан, при наличии у них патента.

Патент освобождает от уплаты НДС, НДФЛ, налога на имущество, торгового сбора. Кроме того, не нужно тратить деньги на покупку и обслуживание кассового аппарата, можно сэкономить на бухгалтере.

Однако, иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент.

Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент.

Впервые законодатель определяет исчерпывающий перечень оснований, в связи с которыми возможен отказ или аннулирование патента на работу. В тексте Закона содержится полный перечень этих оснований.

Казалось бы — закон есть, он лучше прежнего, работодатели и мигранты должны быть довольны, но «гладко было на бумаге…». Посыпались упрёки со стороны предпринимателей, мигрантов, руководителей Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» и мигрантов – узбеков. Даже в ряде регионов депутаты представительной власти возмущены усложнением системы выдачи патентов для мигрантов.

Вот, к примеру, в Воронеже по просьбе главы департамента агарной политики Воронежской области депутаты создали рабочую группу по разработке проекта федерального закона об оптимизации законодательства в сфере привлечения в сельскохозяйственное производство сезонных рабочих из стран, с которыми у России существует безвизовый режим.

Дело в том, что в сезон переработки овощей и фруктов аграриям необходимо оперативно привлекать сезонных рабочих, но действующие сегодня правила, установленные миграционным законодательством, не позволяют решать эту задачу.

На заседании рабочей группы наибольшее число претензий депутатов-аграриев вызвала существующая патентная система приема на работу иностранцев:

-практически никто из иностранцев не успевает уложиться в сроки, установленные законом, для получения всех необходимых документов. Причем не по своей вине или нерасторопности, а из-за сроков подготовки этих документов различными ведомствами и организациями.

— необоснованно высокой является сама стоимость получения патента. «Эффективность патентной системы надо измерять той помощью, которую она оказала российским производителям, а не суммой сборов в казну от патентов».

— некоторые депутаты выразили несогласие с тем, что приехавшие на сбор яблок или земляники иностранцы обязаны сдавать экзамен по русскому языку и истории нашей страны. «Зачем им язык, если они не намерены получать гражданство России? Они будут у нас от одного до трех месяцев работать. Когда идет сбор урожая, им даже узбекский язык не пригодится, не то, что русский!» – считают они.

— еще одну проблему поднял депутат — аграрий — проблему чрезмерных штрафов за нарушение миграционного законодательства. «Пока иностранец сдает экзамены и оформляет патент, уходит 30-45 дней. Все это время ему надо где-то жить, что-то есть. И, получается, что он имеет право слоняться без дела, а работать ему нельзя. А земляника, по-хорошему, держится 1-1,5 месяца. Но я не могу выпустить на работу столь необходимого мне человека, потому что потенциальный штраф составляет до двух миллионов рублей!» — пояснил депутат.

Депутаты предложили добиться на федеральном уровне разрешения о приеме экзаменов для воронежских вузов, это позволило бы существенно сократить сроки подготовки документов и снизило бы цены благодаря конкуренции.

На заседании был поднят вопрос и о том, что ряд компаний в Воронежской области продает иностранцам страховые полисы, формально необходимые для подачи документов в УФМС. Однако получить реальную медицинскую помощь по этим полисам невозможно – в учреждениях здравоохранения их не признают.

Предприниматель Игорь Алименко также напомнил, что в декабре 2014 года правительство России установило нормы привлечения иностранной рабочей силы, согласно которым число иностранцев не может превышать 50 процентов общей численности штатных сотрудников компании. «У меня трудится по штату 40 человек на предприятии. Значит, мой максимум – 20 иностранцев. А мне в сезон уборки клубники необходимо 250-300 человек. Как я могу их привлечь, не нарушая закон?! Считаю, что в числе наших законодательных инициатив должна быть поправка об отмене подобного квотирования мест», — настаивал депутат.

Сами мигранты часто жалуются на очереди при получении патента. Это объясняется наличием обязательных так называемых догосударственных услуг. ФМС России получает от мигранта заполненный пакет документов, сверяет его с перечнем, согласно закону, затем иностранца фотографируют и дактилоскопируют. Только после этого ему выдаётся патент.

А вот догосударственные услуги — тестирование по русскому языку, истории, основам законодательства, медицинские анализы, страхование и тому подобное — организуют уполномоченные структуры, которые определяет субъект РФ. Если за догосударственные услуги взимается плата, с неё уплачиваются налоги, этим занимаются организации, которым доверяют органы исполнительной власти субъекта.

Надо отдать должное оперативности ФМС в реагировании на поступающие предложения и подготовки изменения миграционного законодательства. Не без их участия, Правительство Российской Федерации принимает Постановление за N 1327 от 7.12.2015 года «Об утверждении Правил определения срока приведения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации….». Этим Постановлением Правительство передаёт регионам право определения количества патентов, выдаваемых в регионе, а также и размер его оплаты. Теперь регионы могут, как увеличивать численность иностранных работников, имеющих официальное право на работу, так и сокращать. Суть Правил — регулирование рынка труда в регионах в части численности иностранных работников.

Госдума 22 декабря 2015 года приняла сразу в трёх чтениях поправки в статью 15.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан РФ». Принятие данных поправок означает, что граждане Белоруссии, в случае их обращения за получением разрешения на временное проживание или вида на жительство в России, освобождаются от обязанности подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ российского законодательства.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России и Федеральное казначейство разработали механизм автоматической идентификации оплаты патента на осуществление трудовой деятельности и продление законного пребывания иностранца на территории России. Информация обо всех оплаченных патентах будет обновляться в ежедневном режиме. «Это сделает бесполезным предоставление фальшивых бумажных квитанций об оплате разрешительного документа. Если данные о платеже своевременно не поступят в ФМС России, тогда иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности, вплоть до аннулирования патента и закрытия въезда в Россию», — сообщили в пресс-службе ФМС.

Еще одно значимое изменение в законодательстве, кардинально повлиявшее на механизм привлечения иностранной силы, — вступившие в действие в рамках развития Евразийского таможенного союза в январе и августе международные соглашения, позволяющие гражданам Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана работать на территории РФ без каких-либо разрешительных документов.

Отмена системы квотирования и введение патента нового образца для иностранцев из безвизовых стран, в среде экспертного сообщества поначалу вызвало опасение, что это приведёт к неконтролируемому притоку трудовых мигрантов. Но уже первый опыт работы показал, что в первую очередь, этот механизм помогает избавляться от бюрократизации процедуры получения возможности законно работать в РФ. Уйдя от механизма квотирования для граждан из безвизовых стран, ФМС предоставила возможность любому мигранту получить документ, дающий право на работу в виде патента.

Патент даёт возможность региональным властям регулировать миграционные потоки. Ведь одни регионы, например, Дальний Восток, заинтересованы в привлечении людей, чтобы они там оставались жить и работать. Москва и Петербург заинтересованы в том, чтобы люди приезжали, работали и уезжали, поэтому региональные власти должны иметь возможность влиять на ситуацию.

По мнению ряда специалистов и экспертов, трудовые патенты одновременно полезны как регионам, так и трудовым мигрантам.

Регионы получают:

1) увеличение роста доходов бюджета от патентов почти в 4 раза;

2) патентная система позволила не только облегчить привлечение мигрантов к работе на территории РФ, но и выявить нелегалов;

3) уменьшились нагрузки на бюджет;

Жители регионов получают:

1) доведение налоговой нагрузки иностранных работников до уровня налоговой нагрузки жителей регионов;

2) повышение качества услуг, оказываемых трудовыми мигрантами;

3) осуществление реальной проверки наличия опасных заболеваний у мигранта при оформлении патента;

Иностранные граждане получают:

1) повышение доступности получения права на ведение трудовой деятельности в России по 80 видам деятельности, на которые сегодня распространяется патентная система налогообложения в области торговли, сдачи в аренду жилой и нежилой недвижимости, грузовых и пассажирских перевозок, ремонта, производства, услуги общественного питания и прочие. А с 2016 года в перечень видов предпринимательской деятельности, для которых применяется патентная система налогообложения, включается ещё 16 новых видов. Это, в частности, производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, разработка программ для ЭВМ и баз данных, а также их адаптация и модификация, ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования, оказание услуг общественного питания без использования залов обслуживания посетителей, уход за престарелыми и инвалидами.

2) право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности (п. 4.1 ст. 2 № 255-ФЗ). На бытовом уровне это значит, что любой заболевший работник может принести листок нетрудоспособности, а бухгалтерия обязана его оплатить из средств ФСС.

3) в ряде крупных городов, возможность прохождения всех процедур для получения патента в одном месте.

4) уже в этом году мигрант сможет получить патент на работу не у посредников, а у непосредственного нанимателя.

Даже только после этого перечня полезности патента, становится ясно, что, несмотря на ряд недоработок, ввод института патентирования, несомненно, большой шаг вперёд в становлении трудовой миграции в России. И тут будет к месту привести слова К.Ромадановского: «В 2015 году мы отмечаем стабилизацию количества мигрантов, находящихся в России. Мы добились не меньшего въезда, а большего и своевременного выезда из России. Иностранные граждане начинают соблюдать наши правила и законы».

В статье использованы публикации в Интернете порталов:

http://www.fmschel.ru/execution/foreign/patent,

http://migrant.ru/Files/XXIvek/migraciaXXI-26-27.pdf,

http://migrant.ferghana.ru/newslaw/chronicle

http://bogorodskoe.mos.ru/presscenter/news/detail/2426872.html, http://www.buhgalteria.ru/article/dfgetail.php?ELEMENT_ID=138599, https://instagram.com/p/6XqtoSSk4q/

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.