Последние соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Узбекистаном и США и последовавшее затем очередное «похолодание» в отношениях Москвы и Ташкента стали вполне логичными и прогнозируемыми. В течение последнего года отношения Москвы и Ташкента становились все более прохладными. Узбекистан воспользовался войной с Грузией как поводом для того, чтобы наладить с Западом диалог, прерванный после «андижанских событий».
Американцы, да и европейцы очень хотят «вернуться» в Узбекистан, только они стараются не потерять лицо после того потока обвинений в преступлениях, который они вылили на режим Ислама Каримова. Но американцы – в более выгодном положении. После весьма кровавого подавления властями попытки вооруженного мятежа в Андижане в мае 2005 г. именно американцы подбили Евросоюз ввести санкции против Узбекистана и эмбарго на военно-техническое с ним сотрудничество. Сами же Соединенные Штаты никаких формальных обязательств на себя принимать не стали. И руки у них развязаны.
И Каримов заинтересован в сотрудничестве с Западом. Хотя бы потому, что всерьез обеспокоен возможностью укрепления позиций России в Средней Азии.
Долгое время Узбекистан пытался стать державой-гегемоном в регионе (собственно, эти попытки и не прекратились). Он достаточно жестко давил на соседей, даже с угрозой применения военной силы, причем и к несравненно более богатому Казахстану. Не говоря уже о Киргизии и Таджикистане. Последних он просто пытался сделать своими вассалами, учитывая, что в обеих этих странах – крупные узбекские диаспоры, и что Ташкент мог бы применить силу, если бы посчитал, что они подвергаются «гонениям». Да и поводов для таких трактовок и в Бишкеке и в Душанбе дают предостаточно.
Теперь же Россия размещает в Киргизии новую базу. Соответственно, ни о каком прямом силовом давлении на соседей с попыткой использования их внутреннего узбекского фактора (или фактора строительства затрагивающих интересы всего региона «суперГЭС») уже не может быть и речи. Есть и экономическая составляющая. В Ташкенте, да и в других центральноазиатских столицах давным-давно поняли простую вещь: активизация партнерства в военно-политической сфере предполагает вполне конкретное усиление финансово-экономических потоков, поступающих от мировых центров силы в «страны – стратегические партнеры». Это касается и отношений с Россией, и оборонного партнерства с Западом или с Китаем. Во всех случаях вслед за генералами идут бизнесмены и финансисты.
Россия сейчас усиливает свои экономические вложения в Киргизию и Таджикистан. Во-первых, это значит для Ташкента, что возможные инвестиции, так необходимые во время кризиса, идут не к нему, а к его региональным соперникам. Во-вторых, инвестиции идут в первую очередь на создание ГЭС в Киргизии и в Таджикистане. Получается, что эти страны получают контроль над водными ресурсами региона – верховья рек, орошающих Узбекистан, идут с таджикских и киргизских гор. Не говоря о том, что эти страны получат новые энергетические ресурсы и их нельзя будет так откровенно шантажировать, как раньше, угрозами отключить зимой газ или электричество. Напротив, это они смогут запугивать узбеков угрозой оставить их без воды.
Еще один момент: роста российского влияния узбекская элита просто боится, причем больше, чем американского или китайского – сказываются воспоминания о недавнем советском, да и о царском прошлом. А к нему у узбекской элиты отношение на порядок более негативное, чем в той же Киргизии или Таджикистане.
Конечно, национализм присутствует в идеологии всех среднеазиатских государств. Но все же в Киргизии, да и в Таджикистане, несмотря на периодические националистические взбрыки, отношение к Москве и ее доминированию – куда более лояльное. И не только потому, что они гораздо беднее и экономически больше нуждаются в опеке России. Просто сама государственность их (и вообще, и в нынешних границах) возникла лишь в 20-е гг. прошлого века благодаря советской России и лично В.И.Ленину. А Узбекистан претендует на наследие Хорезма, Тамерлана, Бобура, Бухарского эмирата и Кокандского ханства, которое якобы уничтожили «русские колонизаторы». Отсюда, кстати, и прочие региональные амбиции узбекской элиты.
В то же время не стоит и переоценивать опасность для России заключенного Узбекистаном с американцами соглашения. Ислам Каримов умен и знает, что для американцев он – партнер очень неприятный (типа белорусского Батьки): при первом удобном случае они попытаются от него отделаться, и особо сближаться с ними Запад не будет. Это соглашение – одно из прочих, которые подписаны американцами со многими странами.
И с Россией Ислам Абдуганиевич тоже окончательно рвать не станет. Из ЕврАзЭС выход только продекларировали, но дверь держат открытой. И из ОДКБ, несмотря на все угрозы, узбекское руководство не выйдет. Потому что, случись новый Андижан или крупное вторжение боевиков из Исламского Движения Узбекистана (ИДУ), как летом-осенью 1999 и 2000 годов, кто его спасать будет? Не американцы же, и уж точно не европейцы. Могут помочь наши китайские друзья, но это помощь (силовая и политическая) того рода, прибегать к которой режимы Центральной Азии предпочтут в самом «пиковом» случае. И здесь хочешь не хочешь Ташкенту придется обращаться за поддержкой к России. Не исключено, кстати, что новая российская военная база в Киргизии окажет узбекам неплохую услугу в борьбе с террористами и радикальными исламистами.
А в республике опять все чаще «постреливают». 29 августа вечером в Ташкенте в районе мечети Кукча, в старой части столицы Узбекистана, произошла перестрелка между сотрудниками милиции и вооруженной группой. Перестрелка длилась короткое время, однако, по данным источников, есть жертвы как со стороны сотрудников милиции, так и со стороны нападавших. По данным ряда источников, через несколько часов сразу в ряде районов Ташкента также произошли перестрелки. Утверждается, что выстрелы можно было услышать в нескольких кварталах «спальника» столицы — Чиланзара, в районе Фархадского рынка и около завода «Алгоритм». В МВД, естественно, опровергают сведения об инцидентах в других районах Ташкента.
Это уже второе за последние месяцы вооруженное столкновение между силовиками и группами неизвестных. 25-26 мая в городах Ханабад и Андижан, расположенных на востоке страны, в узбекской части Ферганской долины, произошли столкновения между сотрудниками милиции и вооруженной группой непонятных «бандитов». Позже в Андижане прогремел взрыв, который был произведен террористом-смертником. Очевидно, по мере «миграции» зоны нестабильности в Афганистане и Пакистане на север, подобные проблемы грозят превратиться в «рядовые будни» Узбекистана.
Не исключено, что отношения стран вернутся в прежнее русло — помимо вопросов безопасности имеется и жесткая экономическая реальность. Достаточно оценить экономические связи стран. Узбекско-российский товарооборот в первом полугодии 2009 г. превысил 2 млрд долл. (почти пятая часть от всего товарооборота Узбекистана), что позволило РФ стать главным партнером республики. Для сравнения, следующие места по доли в товарообороте республики занимают Швейцария (12,3%), Китай (11,1%), Украина (7,5%), Казахстан (6,9%), Республика Корея (4,7%), Афганистан (3,2%), Иран (8%), Турция (2,4%), Германия (2,3%), Таджикистан (1,2%), США (1,2%) и Франция (1,1%). Кроме того, Узбекистан очень зависит от состояния рынка труда в России: узбекских трудовых мигрантов в РФ больше, чем таджикских и, тем более, киргизских.
Ясно, что Кремль пока не собирается отказываться от сотрудничества с Ташкентом. Отношения с узбекскими партнерами непростые, республика иногда делает шаги, которые России не нравятся, но, тем не менее, Москва подчеркнуто готова к продолжению сотрудничества. В Кремле понимают, что без Ташкента будет сложно выстроить систему эффективного противодействия усилению американского влияния в регионе. Ташкент также понимает, что в его руках есть козыри.
Стоит добавить, что Россия отнюдь не категорически против сближения Узбекистана с Западом. Москва и сама сейчас налаживает отношения с НАТО, но надо помнить, где Запад, а где Россия, Киргизия, Казахстан и многие другие страны, с которыми Узбекистан связывают не только газопроводы, или «нитки» ЛЭП, но и вековая история.
Так что Москве и дальше предстоит нести крест непростого «союзничества» и «партнерства» с Исламом Каримовым. Главное – не давать уж очень откровенно собой пользоваться.