Алексей Швайковский
«Стороны обсудили двусторонние отношения, в том числе развитие порта Чабахар», — заявил официальный представитель МИД Индии Ариндам Багчи.
В свою очередь, замминистра иранского МИД пояснил, что раскрытие потенциала порта Чабахар важно для завершения Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», который представляет собой сеть автомобильных, железнодорожных и судоходных маршрутов, протяженностью 7200 км.
С предложением соединить иранский порт Чабахар с международным транспортным коридором «Север-Юг», в прошлом году выступал министр иностранных дел Индии Субраманиам Джайшанкар в своем обращении на мероприятии в честь «Дня Чабахара».
Вместе с тем, как сообщалось агентством ANI, в июле этого года в индийском городе Мумбаи также отмечали «День Чабахара». Для участия в мероприятии были приглашены дипломаты из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Афганистана и Ирана.
Тогда в своем выступлении по случаю мероприятия глава министерства судоходства Индии Сарбананда Соновал заявил, что «Индия работает над раскрытием огромного потенциала торговли со странами Центральной Азии через порт Чабахар в Иране».
В этой связи индийский министр призвал все заинтересованные стороны региона Центральной Азии внести свои предложения по продвижению проекта «Чабахар». Он отметил, что успешное развитие иранского порта в дальнейшем значительно сократит время транспортировки, а также откроет новые возможности «надежного маршрута из Индии в Среднюю Азию».
Эксперты отмечают высокую заинтересованность Индии в развитии порта Чабахар, так как в первую очередь это позволит доставлять товары в Афганистан, минуя территорию Пакистана.
Кроме того, через порт также может проходить маршрут международного транспортного коридора «Север-Юг», который, помимо российского и иранского рынков, откроет Индии доступ к Центральной Азии. В этом смысле Чабахар является дешевым, безопасным и надежным путем соединения одних из самых густонаселенных рынков мира, включая потенциал более двадцати стран в Индийском океане с населением около 2 млрд человек и стран Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы с населением около 800 млн человек.
Как сообщалось ранее, Индия, Россия и Иран подписали соглашение о создании коридора «Север — Юг» в 2000 году. Позже к соглашению присоединились еще 10 стран, среди которых — Азербайджан, Армения и Казахстан.
«Изначально планировалось, что «Север — Юг» через Каспий свяжет страны Прибалтики и Индию, а Россия станет транзитным пунктом. Однако в условиях, когда Европа закрылась, новый коридор становится одним из основных маршрутов доставки грузов в нашу страну», — такое мнение выразил эксперт Института стран СНГ Владимир Евсеев.
Маршрут «Север — Юг» проходит от индийского порта Нава-Шева на юге Мумбаи, до Санкт-Петербурга через Иран. Для перевозок предполагается использование морского, речного и железнодорожного транспорта.
О значимости стран Каспия в актуальных условиях в октябре высказался и министр экономического развития России Максим Решетников в преддверии Каспийского экономического форума (КЭФ) в Москве.
«Идет переориентация, но Каспий сам по себе это растущий рынок, с населением, которое увеличивает среднедушевой доход. Кроме того, это еще и транзит. Каспий для нас — часть оси «Север-Юг», возможность выхода к иранским портам и дальше — в Индию, Юго-Восточную Азию», — рассказал министр в интервью «РГ».
Таким образом, в условиях проводимого Западом курса, направленного на изоляцию РФ, перспективность коридора «Север-Юг» для России, Индии, Ирана и ряда других государств Южной и Центральной Азии не вызывает сомнений. Так же, как и не вызывает сомнений перспективность этого проекта для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который, помимо РФ, входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
В то же время, как представляется в контексте стремительно возрастающего авторитета Индии, продолжающей демонстрировать миру пример успешного энергосотрудничества с РФ в условиях антироссийских санкций, позиция Нью-Дели способна дополнительно воодушевить все заинтересованные стороны проекта «Серев-Юг» на создание инфраструктуры транспортного маршрута в целом. При этом иранский порт Чабахар и коридор, который простирается в сторону Афганистана и Узбекистана, могут стать ключевыми воротами для торговли между Евразией, включая Центральную Азию, не имеющую выхода к морю, и остальным миром.