В начале октября в Москве прошла Всемирная тематическая конференция соотечественников «О вкладе соотечественников в модернизацию России. Возможности развития партнерских отношений».
Президент России направил приветствие участникам Конференции, в котором, в частности сказано: «Современная Россия открыта для всех, кто отождествляет себя с её судьбой и заинтересован в её процветании, кто готов внести свой вклад в её передовое развитие. Сегодня особенно необходимы ваши идеи и предложения, связанные с ростом инноваций, подъёмом социальной сферы и повышением качества жизни людей».
Перед соотечественниками выступили С.Миронов, председатель Совета Федерации, заместитель министра иностранных дел Г.Карасин, замминистрта культуры А.Бусыгин, замминистра образования и науки С.Мазуренко, замминистра соцздравразвития М.Скворцова, директор РОСНАНО Л.Гозман, исполнительный директор Фонда «Русский мир» В.Никонов, замруководителя Россотрудничества И.Морозов. Все выступавшие так или иначе говорили о том, что на соотечественников, проживающих за рубежом, в России возлагают большие надежды.
На пленарном заседании и на четырех секционных выступали сами соотечественники, которые рассказали о своих проектах, которые уже реализуются. Сами соотечественники также заинтересованы в сотрудничестве с Россией.
Материалы конференции готовятся к публикации и выйдут небольшим тиражом отдельным сборником. Нам представляется, что некоторые выступления, прозвучавшие на прошедшей конференции, интересны широкому кругу соотечественников, поэтому размещаем выступление К.Ф.Затулина, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, прозвучавшее на заключительном пленарном заседании а также переданный для нашего сайта текст выступления одного из участников – С.Петросова из Бельгии.
Выступление К.Ф.Затулина
– Спасибо большое за предоставленное слово. Хочу поприветствовать завершающуюся, как я понимаю, конференцию, которая посвящена столь важному вопросу, поставленному в последнее время в России в центр внимания. Знаменательно, что конференция проходит как раз в те дни, когда два наших соотечественника, ныне работающих в Манчестерском университете, получают поздравления в связи с Нобелевской премией по физике. Это лишний раз иллюстрирует, во-первых, наши возможности, потенциал. А во-вторых, то, что с каких-то пор наши соотечественники легче достигают таких высот и получают Нобелевские премии, только находясь где-нибудь в Манчестере или в других пунктах пространства за пределами Российской Федерации. Повод и для гордости, и для внутреннего анализа, для упрека самим себе.
Мне сказали, что во время пленарного заседания и на секциях, которые проходили, так или иначе говорилось об условиях, которых необходимо обеспечить для того, чтобы вклад соотечественников в модернизацию был обеспечен. В самом деле, что толку призывать соотечественников к тому, чтобы они вносили вклад в развитие России, если с нашей, с российской стороны, недостаточно сделано для того, чтобы соотечественники просто могли добраться до России, вовремя приехать в Россию, чувствовать себя здесь свободно, чувствовать себя здесь в полной мере как соотечественники? Я напомню: эта конференция – пожалуй, первое представительное собрание (я имею в виду, конечно, всю нашу диаспору), которое проходит после того, как подписан закон о дополнениях в наш базовый закон о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом. Вы, возможно, знаете, что вокруг принятия этого закона была нешуточная дискуссия. Закон принят в том варианте, который был представлен Правительством. А в Правительство он был представлен Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом. Другой проект закона, который был внесен мной, не был рассмотрен. И, собственно говоря, если бы он был рассмотрен, скорее всего был бы отклонен. Поскольку к этому моменту, боюсь, не все у нас в России готовы были поддержать некоторые положения, которые я считал важными и которые внес в проект закона. Речь шла, безусловно, о привилегиях и льготах для соотечественников и о необходимости их удостоверения.
Я сейчас не хочу повторять эту дискуссию, в этом нет необходимости. Главная цель моего выступления как раз не в том, чтобы вспоминать о прошлом, а в том, чтобы поделиться с вами тем, какие вопросы сейчас в повестке законодательного органа страны. Я бы сказал, что при обсуждении этих вопросов ясная позиция соотечественников в том числе и этой конференции, крайне необходима. Хотя бы потому, что при обсуждении проектов поправок в закон о соотечественниках было высказано много удивительных вещей, в том числе и некоторыми соотечественниками. Например то, что «нам не нужно упрощенное гражданство, нам не нужно никаких льгот. Они нас оскорбляют, унижают. Вообще в принципе не нужно удостоверение или свидетельство соотечественника, потому что это ни к чему». И так далее, и так далее.
Хочу обратить внимание на то, что после того, как поправки в закон вступили в силу, возникла правовая коллизия. Она связана с тем, что в результате упорной борьбы во втором чтении закона удалось вернуть в закон одну норму, а именно – положение об упрощенном предоставлении гражданства соотечественникам. Это положение теперь вновь, как в 1999 году, стало нормой государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.
Но гражданство у нас присваивается не на основании декларации в законе о государственной политике. Для того, чтобы эта норма стал полноценной, необходимо вслед за изменениями в закон о государственной политике внести изменения в закон о гражданстве.
Вы, наверное, знаете, что упрощенный порядок предоставления гражданства соотечественникам исчез из закона о гражданстве поскольку норма эта имела ограничения по сроку действия. Время действия упрощенного порядка завершилось в середине прошлого года. Теперь я провожу консультации с Министерством иностранных дел, с Федеральной миграционной службой, с нашими правовиками — в чем именно должно состоять упрощенное получение гражданства для соотечественников. С тем, чтобы, внести проект поправок который изменяет теперь уже в соответствии с законом о государственной политике, закон о гражданстве.
Нужно бороться за наиболее мягкую форму упрощенного гражданства для соотечественников. Вы, наверное, помните: упрощенное гражданство, прежде присутствовавшее в законе и прекратившее свое действие в прошлом году, касалось только того, что от соотечественников не требовали, чтобы они в течение нескольких лет жили в Российской Федерации, и подтверждали это свое проживание, чтобы просить гражданство.
Что я предлагаю? Я хочу предложить такой проект поправок в этот закон о гражданстве, при котором если ты соотечественник – а то, ты соотечественник или нет, определяется в законе о государственной политике, там есть критерий отнесения к этому понятию, – то имеешь право обратиться за гражданством Российской Федерации, не выходя из гражданства страны проживания и находясь все равно в Российской Федерации или за рубежом, где угодно. Я считаю, что это ничем не противоречит нашей Конституции, нашим законам. Это противоречит, к сожалению, практике последних времен, когда власти исходили из необходимости всячески сокращать двойное гражданство в Российской Федерации. Но сам принцип двойного гражданства, является законным, легитимным, поскольку в Конституции Российской Федерации сказано, что гражданин Российской Федерации имеет право быть гражданином любого государства. Чего в нашей Конституции не сказано и не может быть сказано – что гражданин другого государства имеет право быть гражданином Российской Федерации. Поскольку наша Конституция имеет дело с нашими гражданами, а не с гражданами других стран.
Вот это отсутствие прямого упоминания сегодня используется для того, чтобы усомниться в том, что мы вправе развивать двойное гражданство. Сейчас, когда вы обращаетесь за гражданством Российской Федерации, от вас требуют представить бумагу, удостоверяющую, что вы вышли из другого гражданства. На каком основании? Это требование препятствует распространению гражданства среди соотечественников, потому что, как вы понимаете, десятки тысяч людей, которые хотели бы быть гражданами Российской Федерации, особенно в ближнем зарубежье, не могут себе позволить выйти из гражданства Украины, Казахстана, каких-то других стран. В этом случае у них возникнут большие сложности в образовании, в трудоустройстве, в проживании на территории этих государств.
Я не вижу ничего предосудительного в том, что люди будут гражданами Украины, будут жить на Украине, и при этом будут гражданами Российской Федерации. Естественно, они будут полностью отвечать по обязательствам своим как граждане Украины — перед Украиной, или, допустим, Казахстаном, поскольку они там живут. Если они приедут в Российскую Федерацию, они будут полностью отвечать по обязательствам своим как граждане Российской Федерации. Но они получат право иметь отношение к России, они получат право участвовать в выборах, которые проводятся, как вы знаете, не только в России, но и за рубежом — среди граждан, которые живут за рубежом. Они получат много других возможностей, которые, естественно, создает гражданство страны. Вот за такую трактовку закона о гражданстве мне хотелось бы побороться. Это очень важное решение. Это кардинальное изменение прежнего курса на предоставление гражданства, по которому требовалось – повторяю, что это требование не вытекает из нашей конституции, оно вытекает из подхода, который с каких-то времен стал преобладающим – выйти из гражданства своей страны, прежде чем вообще обращаться за гражданством Российской Федерации. Кстати, в некоторых странах, например, в странах Прибалтики, людям не дают выйти из гражданства своей страны, потому что они не представляют никаких гарантий, что, выйдя из гражданства своей страны, они получат гражданство Российской Федерации. А страны Прибалтики подписали конвенцию о борьбе с апатридами, то есть с лицами без гражданства. И когда людям отказывают в выходе, — скажем из гражданства Латвии или Эстонии, — то ссылаются на то, что Россия не дает никаких гарантий, что они получат после выхода из своего гражданства гражданство России.
Вот такие проблемы возникают в связи с этой нормой, которая у нас почему-то считается священной коровой. Я считаю, это чрезвычайно важным. Я считаю, что главный заинтересованный в доступе к нашему гражданству – это вы, это соотечественники Российской Федерации. По большому счету в этом заинтересована Россия. Я хочу, чтобы граждан России было больше, а не меньше.
Повторяю, сейчас проходят консультации по этому поводу. Но у нас есть важное в данном случае завоевание: то, что в законе, подписанном Президентом, возвращен сам принцип упрощенного гражданства для соотечественников. Теперь вопрос в том, как именно он будет реализован.
Второе, о чем я хотел сказать: уже внесен в Государственную Думу проект закона о предоставлении гражданства детям граждан Российской Федерации, находящимся за рубежом. Он в настоящее время находится в Комитете по конституционному законодательству, где проходит регламентное обсуждение. Я не знаю, знакомы вы с этой практикой или нет, но из нашего закона о гражданстве следует, что если, допустим, ребенок родился в смешанном браке между гражданином или гражданкой Российской Федерации и гражданином другого государства, негражданином России, и семья проживает на территории Российской Федерации, то достаточно заявления одного из родителей, гражданина Российской Федерации, в регистрирующие органы, чтобы ребенок по рождению был причислен к гражданам Российской Федерации. Когда он достигнет совершеннолетия, он имеет право выбрать, как и всякий, себе гражданство, поскольку он становится дееспособным. Но вот этот период до определенного возраста он числится в гражданах Российской Федерации. Но если эта семья находится за рубежом, то в таком случае недостаточно обращения, скажем, матери или отца, гражданина Российской Федерации в российское консульство или посольство за зачислением родившегося ребенка в граждане Российской Федерации. Требуется согласие другого родителя, негражданина Российской Федерации.
Вот эта норма, которую мы сами себе на шею посадили, — ее нет в других странах, нет, как правило, в других государствах, — приводит к тому, что возникают многочисленные семейные драмы, когда ребенок у разведенных родителей, у родителей, семья которых распалась, ребенок, который проживает, скажем, с матерью, гражданкой Российской Федерации за рубежом, не может получить права гражданства. Потому что другой родитель, скажем отец, после развода, раскола семьи, отказывает в том, чтобы дать согласие на предоставление ребенку гражданства Российской Федерации. Начинается воровство детей, криминальные истории, которые будоражат наше население, создают у нас напряженные отношения с заграницей. Я считаю необходимым просто снять эту норму – этот закон состоит из одного пункта – по которому требуется согласие другого родителя. Если гражданин Российской Федерации, имеющий ребенка, обращается, где бы он ни был, в России или за рубежом, за гражданством своего ребенка, надо пойти ему навстречу. Максимум, что здесь может возникнуть в качестве проблемы, – это что другой родитель будет добиваться гражданства своей страны для этого ребенка. И будет гражданин до 18 лет с двумя гражданствами. Ну и что страшного? У нас публично наш замечательный ведущий Познер рассказывает о том, что у него три гражданства, и никто за это у него не спрашивает. Он уже далеко не ребенок, он гражданин Франции, Америки и Российской Федерации. И при этом выступает по телевизору в Российской Федерации чаще, чем кто бы то ни было.
Я думаю, что вот этот закон о поправках в отношении гражданства детей, скорее всего, будет принят. Трудно против него возражать. Хотя и здесь есть возражения: «А вдруг мы осложним отношения? А вдруг нас неправильно поймут?» Я уже слышал и такие возражения, когда у нас обсуждался закон о государственной политике. Нам говорили: «Если мы будем давать права или давать будем удостоверения соотечественникам за рубежом, это сразу создаст напряженные взаимоотношения со странами, где живут наши соотечественники». Говорили о том, что нет такой практики в мире, а если и есть, то она сокращается. По иронии судьбы как раз в момент таких дискуссий в Венгрии был принят закон, в соответствии с которым этнические венгры, живущие за рубежом, получили право на автоматическое получение гражданства Венгрии. По этому поводу были сомнения в соседних странах, но Венгрия приняла этот закон и реализовывает его. И это ее суверенное право. Я думаю, что нам не нужно бояться собственной тени, а нужно поддержать такой подход. Тут дело не в моем авторстве или каких-то амбициях, дело просто в том, что это нужно. В том числе и для того, чтобы такие важные цели, как модернизация, культурная революция, индустриализация, коллективизация, и т.д. были успешно достигнуты при участии соотечественников Российской Федерации. Спасибо.
Выступление Сергея Петросова, руководителя координационного совета ассоциации соотечественников в Бельгии
Уважаемые участники конференции!
В последнее десятилетие Россией прилагаются значительные усилия для того, чтобы наладить взаимодействие и сотрудничество со своей диаспорой.
Огромная работа в этом направлении проделана Министерством иностранных дел России, при содействии которого во всем мире начались и продолжаются процессы консолидации и организационного укрепления русскоязычных общин.
Однако, по-прежнему, возможно по сложившейся инерции, взаимодействие с соотечественниками не рассматривается в российском обществе, и не распространяется, как правило, дальше поддержки культурных и языковых проектов за границей, в то время как сами соотечественники, несущие в себе значительный интеллектуальный, экономический, культурно-духовный и демографический потенциал, все больше и больше осознают себя именно как важнейший модернизационный ресурс, который может и должен находить свое применение в России.
Действительно, какую бы проблему или задачу, стоящую перед сегодняшней Россией мы не затронули, везде могут пригодиться знания, опыт, квалификация и навыки соотечественников.
У всех на слуху инновационный проект Сколково, к участию в котором президент предлагает привлекать российских ученых, работающих по всему миру. А сколько в мире наших соотечественников — простых специалистов, инженеров, административных работников, готовых предложить уже проверенные и доказавшие свою эффективность решения в дорожном строительстве, организации коммунального хозяйства, социальном обслуживании населения, организации местного самоуправления…
Список можно продолжать и продолжать.
Не секрет, что причина пробуксовки многих разумных начинаний в России в том, что не работают механизмы приведения в действие имеющихся законов. Так вот, сегодня русская диаспора сможет стать для страны щедрым источником квалифицированных, молодых и пассионарных людей, способных восполнить этот кадровый недостаток и составить, возможно, основу нового среднего класса новой России.
Значительным, а возможно и самым важным вкладом соотечественников в строительство этой новой России может стать пронесенная русской диаспорой сквозь все невзгоды и катаклизмы XX века генетическая связь с великой русской историей, историческая память, которая связывает нас всех, и зарубежных соотечественников, и граждан страны, с «золотым веком» русской государственности.
Русское зарубежье продемонстрировало уроки высочайшего личного и национального достоинства, сохранив в рассеянии и русский язык, и русскую культуру, и традиции. Новая Россия может и должна эти уроки усвоить и взять на вооружение в политической и общественной жизни, так как без поддержания этой связи будет очень трудно мотивировать людей на решение задач, которые, которые ставят перед нашим народом Президент и Председатель правительства.
Конечно, для реализации всего этого потенциала необходимо создать условия. И важнейшим условием должно стать воссоединение народа. Настало время перестать делить нас на тех, кто живет на территории России и за ее пределами. Мы единый народ, у нас одно Отечество и общие задачи по его благоустройству.
Российская диаспора должна превратиться из объекта в субъект российской политической и общественной жизни, а статус соотечественника должен приобрести наконец предметный характер, открывая всем его обладателям возможность беспрепятственного получения (разумеется, на законных основаниях) российского гражданства. Принятые недавно поправки к Закону о соотечественниках в полной мере позволяют осуществить эти чаяния соотечественников.
Первым шагом в этом направлении должно стать решение об исправлении величайшей исторической несправедливости, то есть, о возвращении российского подданства всем, кто утратил его не по своей воле в результате катаклизмов ХХ века и их прямым потомкам.
Необходимо рассмотреть вопрос о наделении соотечественников политическими правами — прежде всего избирательными правами через создание зарубежных избирательных округов. Необходимо создать условия и обеспечить участие представителей соотечественников в работе законодательных собраний всех уровней, от органов местного самоуправления до Государственной Думы. Соотечественники должны быть представлены в Общественной палате (об этом говорил еще В.В. Путин на Конгрессе соотечественников в 2006 г.), других общественных структурах, должны пользоваться вниманием и иметь возможность выражать свое мнение в СМИ.
Каким образом уже сегодня можно начинать реализовывать первые шаги в этом направлении?
Мы знаем о планах создания в России общественного движения «Россия, вперед!». И сегодня мы, соотечественники, должны заявить о поддержке этих планов и своей готовности принять самое активное участие в его формировании и работе.
Участие соотечественников в таком движении принесет ему ряд очевидных преимуществ. Авторитет, заслуженно завоеванный русской диаспорой, бескомпромиссно и последовательно боровшейся против большевизма, участие в движении представителей знаменитых российских родов и фамилий, известных каждому россиянину, отсутствие компрометирующего прошлого и коррупционных связей, безусловно, породят доверие к нему россиян, которые готовы поддержать президента, но не имеют для этого привлекательного политического инструмента.
Нам же, соотечественникам, такое участие поможет найти инструмент выражения своих интересов и реализации нашего потенциала во благо России. Только так соотечественники смогут сыграть одну из ключевых ролей в модернизации нашего Отечества, стать надежной опорой президента в реализации намеченных им преобразований.