Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Институт стран Снг Институт диаспоры и интеграции
Полная версия сайта

Соотечественники ждут, когда Россия откроется для них как Родина своим сыновьям и дочерям

Институт стран СНГ совместно с Форумом переселенческих организаций 24 марта 2021 г. провел круглый стол на тему: «Репатриация в Россию соотечественников: предложения к проекту закона».


Институт стран СНГ со своим традиционным партнером: Международным общественным движением — Форумом переселенческих организаций — 24 марта 2021 г. провел круглый стол на тему: «Репатриация в Россию соотечественников: предложения к проекту закона». Круглый стол подготовлен в рамках реализации проекта «Право на Родину» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Форуму Фондом президентских грантов.

Проект «Право на Родину», задуманный Л.И.Графовой, поднимает жизненно важные для соотечественников проблемы и предлагает их решение. Каждое событие этого проекта – живая, действующая память о ее горячем сердце, болевшем о каждом человеке, обратившимся к ней за помощью, стремящимся в Россию – на Родину.

В обсуждении вопроса о репатриации соотечественников в он- и офф-лайн режиме приняли участие сотрудники Главного управления по вопросам миграции МВД России, УВМ УМВД по Калужской, Московской областям и городу Москве, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в Воронежской, Калужской и Свердловской областях, представители Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, учёные, специалисты-практики и переселенцы. На круглом столе выступил Специальный представитель Госдумы по вопросам миграции и гражданства К.Ф.Затулин.

Целью круглого стола было обсуждение проблемы репатриации в Россию: как сейчас реализуется право соотечественников на репатриацию; сопоставление с опытом зарубежных стран, осуществляющих программы репатриации; необходимость специального закона о репатриации – обсуждение разработанных ранее вариантов и выработка оптимальной концепции проекта базового федерального закона.

Действующая Госпрограмма переселения соотечественников из-за рубежа из-за системных недочётов неспособна реализовать моральные обязательства государства перед носителями российской культуры и ценностей, наиболее способными к скорейшей адаптации и развитию системы позитивных социальных связей принимающего сообщества. Представляя собой во многом субъективный оргнабор трудовых мигрантов, в котором отсутствует ключевая репатриационная составляющая в качестве её цели и задачи, Госпрограмма не удовлетворяет целям репатриации.

Репатриация является упрощенным способом приобретения российского гражданства соотечественниками, ранее покинувшими Россию, при содействии государства в их обустройстве. Она будет способствовать развитию экономики России и улучшит демографическую ситуацию. Проведением репатриации государство выполнит свои моральные обязательства перед соотечественниками, проживающими за пределами России, ощущающими свою принадлежность к народу России и желающими вернуться на свою историческую родину.

В связи с исключительной значимостью правоотношений целесообразно разработать и принять самостоятельный Федеральный закон «О репатриации в Российскую Федерацию», который:

— создаст предпосылки и гарантии добровольному возвращению соотечественников — представителей народов России на свою историческую родину;

— сохранит национальное (этническое) ядро России;

предотвратит ассимиляцию соотечественников в государствах, исповедующих идеи строительства моноэтнических государств и цели развития, расходящиеся с интересами и «культурным кодом» проживающих в них представителей народов России.

Проанализировав системные проблемы Госпрограммы и её соответствие потребностям в т.ч. демографического и культурного развития, практику реализации процедуры приобретения российского гражданства носителями русского языка, обсудив доклады об опыте реализации программ репатриации в Казахстане, Латвии, Польше, Израиле и Германии,  разъяснения представителей ГУВМ МВД России, участники круглого стола ПРЕДЛАГАЮТ:

В целях реализации права соотечественников на добровольное переселение в Российскую Федерацию, предусмотренное Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», на принципах репатриации:

  1. Государственной Думе принять решение о разработке законопроекта «О репатриации в Российскую Федерацию».

1.1. Специальному представителю Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства создать рабочую группу по разработке законопроекта «О репатриации в Российскую Федерацию» и обеспечить ее деятельность.

1.2. Принять за основу для работы по проекту Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию» концепцию проекта Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию», разработанного в 2004 г. Форумом переселенческих организаций и Институтом стран СНГ.

1.3 При разработке проекта Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию», учесть следующие предложения круглого стола:

А) репатриантом признаётся иностранный гражданин или лицо без гражданства, являющийся соотечественником в соответствии Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», выразивший намерение переехать в Российскую Федерацию на постоянной место жительства.

Статус репатрианта соотечественник оформляет  путем подачи заявления в дипломатическое представительство или консульское учреждение России за рубежом, либо в уполномоченный орган по вопросам миграции на территории России, в том числе в электронном виде через имеющиеся или ново созданные интернет-порталы. Решение о предоставлении статуса репатрианта принимается в срок до трех месяцев.

Вместе с репатриантом право на переселение в Россию на постоянное место жительства и получение статуса репатрианта получают члены семьи репатрианта: супруг (а), дети супруга (и), родители  супруга (и), — если они сами не являются репатриантами;

Б) преференции, предоставляемые репатриантам:

— упрощенный порядок приобретения гражданства (без разрешения на временное проживание и вида на жительство);

— получение вида на жительство без разрешения на временное проживание – желающим сохранить на какое-то время свое иностранное гражданство;

— предоставление временного жилья за счёт государства (места в Центрах временного размещения, субсидирование найма жилья, льготная ипотека, льготные условия для создания ЖСК и др.) при переезде в регионы приоритетного вселения;

— предоставление земельных участков (приусадебных наделов), а имеющим опыт либо специальную подготовку — льготные условия предоставления больших участков для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, кредитования техникой, ГСМ, посадочным материалом, удобрениями и др. при переезде в регионы приоритетного вселения;

— трудоустройство без получения разрешительных документов;

— отсрочка от службы в армии на 2 года (или дольше – к обсуждению);

— освобождение от некоторых налогов на определенный срок (к обсуждению);

— полное равноправие во всех социальных правах с гражданами России после пересечения границы РФ. Сразу по прибытии репатриантам назначается пенсия (имеющим право), нуждающиеся получают пособия (по беременности, на детей и др.), льготные лекарства (имеющие право), выдаются полисы обязательного медицинского страхования постоянного действия, дети беспрепятственно поступают в дошкольные образовательные учреждения и сдают ЕГЭ или вступительные экзамены в ВУЗы. Репатриантам, переезжающим  в регионы приоритетного вселения, нуждающимся в материальной поддержке, государство предоставляет социальный (прожиточный) минимум на первое время.

  1. Правительству РФ:

2.1) инициировать создание научно обоснованного перечня народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, и утвердить его;

2.2) инициировать разработку перечня документов, подтверждающих принадлежность к народам России (исторически проживающим на территории России) и российское происхождение. Такими документами, в частности, могут быть: паспорт гражданина СССР с подтверждением наличия гражданства РФ («удостоверение подданного Российской Империи» и др.); акты гражданского состояния или их копии; документы о прохождении военной службы в армии Российской Империи, Советской Армии и др.), документы, подтверждающие факт депортации, и иные выданные государственными органами документы, содержащие запись о принадлежности к одному из народов России, о проживании на территории России и др.)., и утвердить его.

  1. Редакционной группе круглого стола обработать предложения по вопросам репатриации соотечественников в Российскую Федерацию, поступившие при подготовке и в ходе работы круглого стола, и передать их в рабочую группу по разработке проекта Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию».

 

В целях совершенствования действующего законодательства в отношении прав соотечественников в вопросах оформления правового статуса на территории РФ, приобретения ими гражданства РФ:

  1. Государственной Думе принять законопроект № 69201-7 от 30.12.2016 г. «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка» в части, неурегулированной принятыми в 2017-2020 годах поправками в отношении носителей русского языка. 

При принятии законопроекта учесть возможность для соотечественника, родившегося или имеющего прямых предков, родившихся на территории Белоруссии или Казахстана, или Украины, или прибалтийских республик, подать заявление в Комиссию по признанию «носителем русского языка».

  1. Главному управлению по вопросам миграции МВД России:

5.1) подготовить предложения  по совершенствованию Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Госпрограмма), для устранения системных проблем в реализации данной программы, препятствующих полноценной интеграции соотечественникам, ставшим ее участниками и членам их семей, в том числе: предусмотреть особую процедуру для вступления в Госпрограмму для граждан Украины, ЛДНР, РФ, проживающих в ЛДНР; исключить принцип коллективной ответственности за нарушения условий Госпрограммы одним из членов семьи участника госпрограммы; снять ответственность, влекущую аннулирование свидетельства участника Госпрограммы, за административные правонарушения не причинившие вреда, в случае своевременной оплаты штрафа.

5.2) выпустить инструкцию для органов миграции, в которой рекомендовать — при принятии заявления на признание «носителем русского языка» для подтверждения проживания предка «носителя русского языка» на территории Российской Федерации — учитывать совокупность  документов,  включая: свидетельство о рождении предка, документы о получении им образования, о его работе, о заключении браке, о рождении детей, свидетельство о смерти и пр. В настоящее время подобная совокупность документов, предусмотренная в законе (в общем виде), принимается в некоторых региональных органах миграции, но в большинстве случаев требуют только справки, прямо указывающие на адрес проживания предка¸ игнорируя очевидные свидетельства о проживании, явствующие из иных документов. Преодолеть данную ситуацию без четких указаний «из Москвы» носителям русского языка не удается.

 В повестку прошедшего круглого стола не вошли больные для тысяч соотечественников вопросы:

1 — лишение паспортов граждан РФ, выданных в уполномоченных органах, когда в результате проверки МВД обнаруживаются недочеты в архивных документах, на основе которых выдавались эти паспорта;

2 – отказ в признании гражданами РФ по рождению тех, кто родился на территории РСФСР, был гражданином СССР, кого развал страны застал за нынешними границами России, но кто не отказывался от своего российского гражданства, полученного при рождении. Данное гражданство по рождению не может исчезнуть из-за наличия паспорта другой страны или проживания на 6 февраля 1992 года за пределами РФ.

Эти острые вопросы, не имеющие сейчас ответа,  относятся не к ре-патриации, а к де-патриации – к проблеме отлучения от Отечества, антиконституционной экзекуции, которой подвергают граждан России.

В планы Института стран СНГ на этот год включено проведение круглых столов по этой проблематике, о времени и месте которых обязательно известим.

Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь
Ваш браузер устарел! Обновите его.